ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-1935/2021 от 10.03.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело №...га-№...2022

Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

адресдата

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хамидуллиной Э.М.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием прокурора ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 1215 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№... с момента принятия, о признании недействующим пункта 2783 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№..., с момента принятия,

У С Т А Н О В И Л:

дата Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ №...«Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Перечень к приказу №... от дата, Перечень).

Приказ №... опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/.

Пунктом 1215 Перечня на 2020 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №...:687, расположенный по адресу: адрес.

дата Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ №...«Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Перечень к приказу №... от дата, Перечень).

Приказ №... опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/.

Пунктом 2783 Перечня на 2021 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №...:687, расположенный по адресу: адрес.

ФИО1 являясь собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами №...:1530, №...:1522 находящиеся в нежилом здании с кадастровым номером №...687 обратилась в суд с административным исковым заявлением указав, что спорный объект недвижимости и земельный участок, на котором они расположены, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Представитель административного истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности ФИО5 в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что согласно акту обследования в спорном здании расположены магазины, ресторан.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, проверив Перечень на 2020 год, Перечень на 2021 год в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Административным истцом не оспаривалась компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на принятие оспариваемого постановления.

Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от дата № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от дата№...-з, пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от дата№... «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» административный ответчик является органом, который на момент издания нормативного правового акта обладал достаточной компетенцией для его принятия.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит, в том числе единый недвижимый комплекс и иные здания, строение, сооружение, помещение (подпункты 4 и 6 соответственно пункта 1 названной статьи).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 этой же статьи, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от дата№...-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций», статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от дата№...-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с дата введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).

При этом, как определено абзацами четвертым и пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Следовательно, включению в перечень подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечали хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В судебном заседании установлено, что по состоянию на дата, дата у нежилого здания с кадастровым номером №...:687 площадью 2 384,4 кв.м. установлена связь с объектами недвижимости с кадастровыми номерами №...:1522 (склад обувного производства), №...1530 (штамповочный цех), №...:931, связь с каким либо земельным участком отсутствовала, сведения о зарегистрированных правах отсутствовали (т. 1 л.д. 101-102).

Согласно экспликации к техническому паспорту на комплекс зданий (литеры А, А1) по адресу: адрес по состоянию на дата, литер А – штамповочный цех, литер А.1 – склад обувного производства имеют следующие помещения: склад, холодильная камера, тамбур, коридор, кабинет, цех, бытовое помещение, мастерская, кладовка (т. 1 л.д. 42-49).

Назначение помещения «кабинет» нельзя расценить как предусматривающее размещение офиса для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку термин «кабинет» не являются тождественным термину «офис».

Исходя из технического плана на здание с кадастровым номером №...687от дата, здание включает в себя помещения тамбур, торговый зал (445,5 кв.м.), помещение, коридор, туалет, склад, бойлерная (т. 1 л.д. 50-55).

дата между ИП ФИО1 и ООО «Универсал-Трейдинг» заключен договор аренды нежилых помещений по адресу: адрес, общей площадью 1 094,3 кв.м. – размещение продовольственного магазина формата супермаркет (т. 1 л.д. 59-63).

дата между ИП ФИО1 и ООО «Универсал-Трейдинг» заключено дополнительное соглашение №... к договору аренды нежилого помещения от дата, которым площадь передаваемого в аренду помещений определена - 557 кв.м. (т. 1 л.д. 69-81).

дата между ООО «Универсал-Трейдинг» и ООО «Агроторг» заключен договор перенайма, согласно которому ООО «Универсал-Трейдинг» предоставил полное и безотзывное согласие на перенайм по договору аренды от дата.

дата между ИП ФИО1 и ООО «Агроторг» заключено дополнительное заключение №... к договору аренды нежилого помещения от дата (т. 1 л.д. 85-86).

В рамках дополнительного соглашения №... от дата к договору аренды нежилого помещения от дата ООО «Агроторг» информирует ИП ФИО1 о том, что арендуемое помещение общей площадью 577 кв.м. в здании по адресу: адрес имеет назначение частей помещений, комнат по фактическому пользованию: торговый зал 445,5 кв.м.

Таким образом, общая площадь помещения - торговый зал 445,5 кв.м., попадающих под критерии, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ, составляет 18,68 %, то есть менее 20% от общей площади нежилого помещения - 2 384,4 кв.м. (т. 1 л.д. 87).

Для того чтобы признать нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этих зданий должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей, поскольку наименование здания не предусмотрено действующим законодательством как условие для признания его объектом недвижимости, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Представленный акт обследования от дата по определению фактического использования зданий на дату утверждения Перечней не могут быть признаны достаточными доказательствами, поскольку не содержит сведений о площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования. Кроме того отсутствовал доступ в здание и техническая документация на объекты недвижимости (т. 1 л.д. 111-112). Акт обследования здания на 2021 год отсутствует.

Таким образом, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, данное здание не подлежит включению в Перечень на 2020 год, в Перечень на 2021 год.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, оценив все представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что имевшиеся в распоряжении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сведения на дату формирования Перечня на 2020 год, Перечня на 2021 год не позволяли с достоверностью определить нежилое помещение как используемое в целях делового, административно или коммерческого назначения либо как объект торговли, общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем, оснований для включения его в Перечень не имелось.

Следовательно, включение в оспариваемый Перечень на 2020 год, Перечень на 2021 год нежилого здания с кадастровыми номерами №...:687 как противоречащее требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия на 2020 год, на 2021 год признание отдельных положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, пункт 1215 Перечня на 2020 год подлежат признанию недействующими с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№..., пункт 2783 Перечня на 2021 год подлежат признанию недействующими с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№....

Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/ (статья 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш И Л:

признать недействующим с момента принятия пункт 1215 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№....

Признать недействующим с момента принятия пункт 2783 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№....

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в адрес.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п Э.М. Хамидуллина

Копия верна:

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Э.М. Хамидуллина