ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-395/2018 от 11.04.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 3га-395/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

11 апреля 2018 года город Уфа

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Идрисовой А.В.,

при секретаре Гатауллиной О.Т.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью: по состоянию на 01 июня 2014 года 251+/-6 кв.м, после уточнения границ по состоянию на 19 декабря 2017 года – 267+/-6 кв.м, из категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин товаров первой необходимости, расположенного по адресу: адрес.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 июня 2014 года в размере 2557848,13 руб., кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 19 декабря 2017 года, после уточнения границ, определена в размере 2720898,21 руб.

Также, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 240+/-5 кв.м, из категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин товаров первой необходимости, расположенного по адресу: адрес.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 июня 2014 года в размере 2446077,60 руб.,

Считая кадастровую стоимость указанных земельных участков завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику, в соответствии с отчетами ИП ФИО3 № 49-17 и № 49/1-17 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет 793000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет 829000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 19 декабря 2017 года составляет 1163000 руб.

Административный истец, являясь собственником вышеназванных земельных участков, в соответствии с законодательством Российской Федерации обязан уплачивать земельный налог. Налоговая база по земельному налогу подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, которая в данном случае существенно превышает размер их рыночной стоимости, что нарушает права и законные интересы административного истца.

На основании изложенного, административный истец просит установить кадастровую стоимость:

- земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 251+/-6 кв.м, из категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин товаров первой необходимости, расположенного по адресу: адрес, равной рыночной стоимости в размере 829000 руб. по состоянию на 01 июня 2014 года;

- земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 267+/-6 кв.м, из категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин товаров первой необходимости, расположенного по адресу: адрес, равной рыночной стоимости в размере 1163000 руб. по состоянию на 19 декабря 2017 года.

- земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 240+/-5 кв.м, из категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин товаров первой необходимости, расположенного по адресу: адрес, равной рыночной стоимости в размере 793000 руб. по состоянию на 01 июня 2014 года.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО4, действующая на основании доверенности от 21 марта 2017 года, просила требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и установить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной стоимости в соответтсвии с суммами, определенными судебным экспертом.

Представители ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, истец в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, от истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации физический лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Так, административный истец, являясь собственником земельных участков, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этих участков в размере его действительной рыночной стоимости.

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть вторая); для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть третья); в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть четвертая).

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно части 2 статьи 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью: по состоянию на 01 июня 2014 года 251+/-6 кв.м, после уточнения границ по состоянию на 19 декабря 2017 года – 267+/-6 кв.м, из категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин товаров первой необходимости, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Также, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 240+/-5 кв.м, из категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин товаров первой необходимости, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Постановлением Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года № 5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 29 декабря 2017 года и от 22 января 2018 года: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 19 декабря 2017 года определена в размере 2720898,21 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 01 июня 2014 года определена в размере 2557848,13 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 01 июня 2014 года определена в размере 2446077,60 руб.,

Административным истцом в обоснование размера рыночной стоимости объектов недвижимости представлены отчёты ИП ФИО3 № 49-17 и № 49/1-17, из которых следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет 793000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет 829000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 19 декабря 2017 года составляет 1163000 руб.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости земельных участков, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 февраля 2018 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости, проведение которой поручено эксперту ООО «Информ-Эксперт» ФИО5

Согласно заключению эксперта ООО «Информ-Эксперт» ФИО5 № 53-18 от 20 марта 2018 года:

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 240 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: адрес, возле адрес, вид разрешенного использования: под магазин товаров первой необходимости, по состоянию на 01 июня 2014 года составляет 861765,60 руб.

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 251 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: адрес, возле адрес, вид разрешенного использования: под магазин товаров первой необходимости, по состоянию на 01 июня 2014 года составляет 901263,19 руб.

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 267 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: адрес, возле адрес, вид разрешенного использования: под магазин товаров первой необходимости, по состоянию на 19 декабря 2017 года составляет 1203579,93 руб.

Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО «Информ-эксперт» ФИО5 соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объектов недвижимости. Приведенные в заключении судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость данных объектов недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административных истцов.

Результат определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивает права и обязанности административного истца как их собственника, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из их кадастровой стоимости, в связи с чем, истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости на 01 июня 2014 года в размере 2557848,13 руб. и на 19 декабря 2017 года в размере 2720898,21 руб., более чем в два раза превышает рыночную стоимость указанного земельного участка на обе даты. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 01 июня 2014 года в размере 2446077,60 руб., более чем в два раза превышает рыночную стоимость указанного земельного участка. Указанные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении прав истца.

На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе названное выше экспертное заключение, суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования.

Согласно положениям статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Как следует из материалов дела, административный истец исковое заявление направил в суд 29 декабря 2017 года, поэтому дата подачи заявления об определении кадастровой стоимости – 29 декабря 2017 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 240 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: адрес, возле адрес, вид разрешенного использования: под магазин товаров первой необходимости, по состоянию на 01 июня 2014 года в размере 861765,60 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 251 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: адрес, возле адрес, вид разрешенного использования: под магазин товаров первой необходимости, по состоянию на 01 июня 2014 года в размере 901263,19 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 267 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: адрес, возле адрес, вид разрешенного использования: под магазин товаров первой необходимости, по состоянию на 19 декабря 2017 года в размере 1203579,93 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 29 декабря 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Верховного суда

Республики Башкортостан подпись А.В.Идрисова