ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-403/2022 от 26.04.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело №...га-№...2022

Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

адрес 26 апреля 2022 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хамидуллиной Э.М.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием прокурора ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету городского округа адрес Республики Башкортостан о признании недействующей статьи 6 решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан №... от дата «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении на территории городского округа адрес Республики Башкортостан»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением в Верховный Суд Республики Башкортостан к Совету городского округа адрес Республики Башкортостан о признании недействующим в части решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан №... от дата «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении на территории городского округа адрес Республики Башкортостан».

В обосновании требований указав, что во исполнении конституционных прав (пункт 2 статьи 3 и пункта 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации) и федерального законодательства (статья 27 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») административный истец для установления границы территории на которой планируется осуществление территориального общественного самоуправления, отправил уведомление о намерении учредить территориальное общественное самоуправление «Пушкинский». Границы территории было предложено населением, проживающего на соответствующей территории. В нарушении федерального законодательства, Совет городского округа адрес не утверждает границы, на которой планировалось осуществлять территориальное общественное самоуправление. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Применение решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан №... от дата «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении на территории городского округа адрес Республики Башкортостан» нарушает императивные требования не только пункта 1 статьи 27 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и акт высшей юридической силы – Устава городского округа адрес Республики Башкортостан, утвержденный решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан №... от дата «Об Уставе городского округа адрес Республики Башкортостан».

На основании изложенного, административный истец с учетом заявления об изменении предмета административного искового заявления просит признать отдельное положение, а именно статью 6 решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан №... от дата «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении на территории городского округа адрес Республики Башкортостан» не соответствующее иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно пункту 2 статьи 3, пункту 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации; и (или) подпункту 2 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации; и (или) статье 3 Федерального закона от дата № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; и (или) пункту 3 статьи 3, пункту 4 статьи 7, подпунктам 5, 11 пункта 1, подпункта 5 пункта 18, подпункта 25 пункта 1 статьи 16, статьи 27 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; и (или) пунктам 11, 12, 21, 35 36, 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от дата № 190-ФЗ; и (или) Уставу городского округа адрес Республики Башкортостан.

Согласно части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле об оспаривании нормативного правового акта, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.

Представитель Совета городского округа адрес Республики Башкортостан по доверенности ФИО4 в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Выслушав представителя административного ответчика, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2, 3, 4 ст. 7 Федерального закона от дата N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 43 Федерального закона от дата N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан №... от дата утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении на территории городского округа адрес Республики Башкортостан.

Согласно статьи 6 указанного Положения, 1. территориальное общественное самоуправление осуществляется населением непосредственно путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления в пределах следующих территорий проживания граждан:

- подъезд многоквартирного жилого дома;

- многоквартирный жилой дом;

- группа жилых домов;

- жилой микрорайон;

- населенный пункт, не являющийся поселением;

- иные территории проживания граждан.

2. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Советом городского округа по предложению населения, проживающего на данной территории.

На определенной территории не может осуществляться более одного территориального общественного самоуправления.

3. В границах одной территории не могут действовать два и более органа территориального общественного самоуправления, имеющие полностью или частично дублирующую компетенцию.

4. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, должны быть неразрывными (если в его состав входит более одного жилого дома).

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, не могут выходить за границы городского округа.

Территории (земельные участки), находящиеся на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве у организации, предприятия, учреждения, не входят в границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.

(в ред. решения Совета городского округа адрес РБ от дата N 28/6)

5. Совет городского округа обязан установить границы территории территориального общественного самоуправления либо представить иной обоснованный вариант территории не позднее чем через 3 месяца со дня поступления уведомления в Совет городского округа. Вынесение данного вопроса на рассмотрение Совета городского округа осуществляется председателем Совета городского округа не позднее одного месяца с момента поступления документов, предусмотренных частью 2 статьи 5 настоящего Положения, в соответствии с требованиями Регламента внесения проектов муниципальных правовых актов в Совет городского округа.

В случае возникновения разногласий, необходимости дополнительного изучения вопроса об установлении границ срок рассмотрения данного вопроса в Совете городского округа может быть продлен председателем Совета городского округа, но не более чем до следующего очередного заседания Совета городского округа.

Совет городского округа отклоняет предложение инициативной группы об установлении границ в следующих случаях:

- если территория, предложенная инициативной группой, полностью совпадает с территорией, в отношении которой принято решение об установлении границ территориального общественного самоуправления (за исключением случаев отмены указанного решения по основаниям, предусмотренным частью 14 статьи 8 настоящего Положения);

- если границы территории, предложенной инициативной группой, не соответствуют требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи;

- если в порядке и сроки, предусмотренные частью 1 статьи 7 настоящего Положения, предложение инициативной группы не было подтверждено протоколом собрания граждан, проживающих на соответствующей территории.

- если член (члены) инициативной группы не проживают на территории, предложенной инициативной группой.

В случае, если сведения, указанные в пункте 1 части 2 статьи 5 настоящего Положения, представлены инициативной группой не в полном объеме, срок рассмотрения предложения об установлении границ исчисляется со дня представления полного комплекта документов.

В случае если инициативной группой представлены недостоверные сведения, документы возвращаются инициативной группе, предложение об установлении границ не рассматривается.

6. Территориальное общественное самоуправление осуществляется на территориях (земельных участках), занятых жилыми домами. Территориальное общественное самоуправление в отношении территории общего пользования, входящей в границы территории, указанной в абзацах пятом и шестом части 1 настоящей статьи, осуществляется по вопросам, указанным в пунктах 1 и 3 части 3 статьи 4 настоящего Положения, по согласованию с адрес городского округа.

7. В случае установления границ Советом городского округа решение Совета городского округа об установлении границ подлежит обязательному опубликованию в печатном издании, определенном в установленном порядке для опубликования муниципальных правовых актов Совета, и на официальном сайте Совета городского округа в информационно-коммуникационной сети Интернет. Копия решения Совета городского округа об установлении границ направляется инициативной группе, которая вправе начать процедуру созыва учредительного собрания (конференции).

Оспариваемое решение было принято правомочным органом в надлежащем составе и опубликовано в установленном порядке.

Проверяя соответствие оспариваемого в части решения Совета городского округа адрес нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным; если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

В соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 11 статьи 27 Закона о местном самоуправлении).

Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что при организации общественного самоуправления и определении границ общественного самоуправления на территории городского округа должно учитываться мнение граждан, проживающих на данной территории, а описание его границ должны быть четким, понятным, содержать указание адресных данных, при этом границы должны быть неразрывными.

Заявитель оспаривает решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан №... от дата считая его нарушающим права граждан на создание территориального общественного самоуправления и существенно сужающим его полномочия по благоустройству территории территориального общественного самоуправления.

При этом указывает, что осуществить последовательность по созданию территориального общественного самоуправления будет невозможно, поскольку если границы территории к моменту проведения такого собрания граждан не будут определены, то правомочность собрания на создание территориального общественного самоуправления не сможет быть достигнута ввиду неопределенности границ территории и, соответственно, числа проживающих на ней граждан.

Самостоятельно определить границы территории создаваемого территориального общественного самоуправления и численность граждан, проживающих на этой территории, собрание установить не может, т.к. принятие решения по данному вопросу отнесено к компетенции Совета городского округа адрес Республики Башкортостан.

В силу п.п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из содержания указанных норм следует, что территории общего пользования не являются территориями проживания граждан, однако п. 3 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах территорий проживания граждан.

Таким образом, суд приходит к выводу, что статья 6 решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан №... от дата не противоречат действующему законодательству. Кроме того, при включении земель общего пользования в территорию территориального общественного самоуправления, могут быть нарушены права иных граждан, не проживающих на территории созданного территориального общественного самоуправления на беспрепятственный доступ к территории общего пользования.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующей статьи 6 решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан №... от дата «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении на территории городского округа адрес Республики Башкортостан» - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции адрес.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Э.М. Хамидуллина