дело №...га-412/2020
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
15 мая 2020 года г. Уфа
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
судьи Верховного суда Республики Башкортостан Старичковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рафиенко Е.Р.,
с участием прокурора Республики Башкортостан Крупновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Башинформсвязь» (далее – ПАО «Башинформсвязь») к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими с момента принятия пункты №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
установил:
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Данный документ опубликован на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru/ до начала наступления налогового периода.
Пунктом №... Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, включено нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
В пункт №... Перечня на 2019 год включен объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
В пункт №... Перечня на 2019 год включен объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
В пункт №... Перечня на 2019 год включен объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес
В пункт №... Перечня на 2019 год включен объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес
В пункт №... Перечня на 2019 год включен объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
В пункт №... Перечня на 2019 год включен объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
В пункт №... Перечня на 2019 год включен объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
В пункт №... Перечня на 2019 год включен объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
В пункт №... Перечня на 2019 год включен объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес..., общей площадью ....м, расположенное по адресу: адрес
ПАО «Башинформсвязь», являясь собственником вышеуказанных объектов капитального строительства, обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия приведенных норм, ссылаясь на то, что объекты капитального строительства и земельные участки, на которых они расположены, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый нормативный акт нарушает права и законные интересы общества, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, направив заявление о рассмотрении административного дела без участия представителя акционерного общества.
Представитель заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности ФИО1 просила в удовлетворении административного иска отказать на том основании, что согласно актам обследования фактического использования здания (строения, сооружения) или нежилого помещения, проведенным в мае-августе 2018 года в отношении объектов с кадастровыми номерами ... по адресу: адрес; ... по адресу: адрес и ... по адресу: адрес данные объекты используются для размещения офисов.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Башкортостан, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки не представил. На официальном сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена информация о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца и административного ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив Перечень на 2019 год в оспариваемых пунктах на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Крупновой А.И., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Административным истцом не оспаривалась компетенция Правительства Республики Башкортостан на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса российской Федерации, постановления Правительства республики Башкортостан от 23 мая 2018 года №233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и его уточнения» (вступившего в законную силу с 23 мая 2018 года) утверждение Перечня на 2019 год отнесено к компетенции Правительства Республики Башкортостан.
Порядок опубликования Перечня на 2019 год не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций и физических лиц.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
При этом, как определено подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, включению в Перечень на 2019 год подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечали хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пунктов 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з (в редакции от 20 ноября 2017 года) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
В судебном заседании установлено, что в пункт №... Перечня на 2019 год включено четырехэтажное (в том числе подземных 1) нежилое здание ... с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.01.2020 года находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «...», принадлежащего административному истцу на праве собственности.
Земельный кодекс Российской Федерации установил, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав об определении вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).
Вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническому паспорту территориального участка г.Уфы государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан по состоянию на 2 февраля 2016 года на отдельно стоящее нежилое здание, объект недвижимости состоит из лит. А – (нежилое строение –...).
Согласно экспликации в помещениях 1 этажа, лит. А расположены 2 склада, кабинеты; в помещениях этажа «подвал» лит. А расположены склады, сан.узлы, подсобные помещения, электрощитовая, вент.камеры, лифтовые, столярная мастерская, бойлерная, кабельная шахта, водомерный узел, кондиционерная; в помещениях 1 этажа лит. А расположены бытовые помещения, сан.узлы, подсобные помещения, помещения ГО, мастерская, автозалы, дистиляторная, венткамеры, кислотная, аккумуляторная, операторная; в помещениях 2 этажа лит. А расположены комнаты охраны, автозалы, бытовые помещения, венткамера, склад; в помещениях 3 этажа лит. А расположены воздуховодная, автозалы, склад, санузлы, венткамера; в помещениях этажа «чердак» лит.А расположены машинное отделение, венткамера.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое здание с кадастровым номером ... не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В пункт №... Перечня на 2019 год включено трехэтажное нежилое здание ... с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.01.2020 года находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «...», находящийся у административного истца в аренде.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническим паспортам ООО «Уральский кадастровый центр» по состоянию на 21 декабря 2017 года на помещения, объект недвижимости состоит из лит. А, в помещениях 1 этажа которой расположены клиентурный зал, кабины, ЦПО, служебные, подсобные; в помещениях 2 этажа – склады, кабинеты, служебные, АТС, КРОСС, лаборатория; в помещениях 3 этажа – операторские, монтажная, кабинеты, отдел рекламы, склады, служебные, сан.узлы, красный уголок.
В помещениях лит.Б расположены склады, слесарная, дизельная, подсобные, гаражные боксы, электрощитовая, трансформаторная, тепловой узел, дизельная, подсобные.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое здание с кадастровым номером ... не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Кроме вышеизложенного следует принять во внимание, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м, то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з), согласно которой объектом налогообложения может являться отдельно стоящее нежилое здание площадью свыше 2 000 кв. метров.
В пункт №... Перечня на 2019 год включено нежилое помещение с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м, расположенное в нежилом здании с кадастровым номером ... по адресу: адрес.
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.01.2020 года находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «... находящегося у административного истца в собственности.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническому паспорту ... филиала ГУП БТИ Республики Башкортостан по состоянию на 19 апреля 2010 года на помещения, объект недвижимости состоит из лит. А (часть помещений административного здания общей площадью ... кв.м), в помещениях 1 этажа лит.А согласно экспликации расположены переговорный, телеграфгая РСЦ, склады, сан.узлы, бытовка, монтерская, кааб.завхоза ; в помещениях 2 этажа – актовый зал, АТС, комната ИТР, линейно-операторный зал, аккумуляторная, склад, бытовка, студия, каб.специалиста; в помещениях 3 этажа – кабинеты специалиста, каб.начальника связи, вентиляционные, приемная, сан.узлы, в помещениях этажа «подвал» - склады, кабельная, компрессорная, калориферная, склад, сан.узлы.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое помещение с кадастровым номером ... не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Представленный заинтересованным лицом акт обследования данного объекта от 18 июня 2018 года в обоснование довода о правомерности включения нежилого помещения в Перечень на 2019 год, суд признает ненадлежащим доказательством, поскольку из акта усматривается, что фактическое обследование объекта капитального строительства не производился, вывод о том, что помещения в административном здании используются для размещения офисов соответствующими доказательствами не закреплены и в судебное заседание представителем Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не представлены.
В пункт №... Перечня на 2019 год включено нежилое помещение с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное в нежилом здании с кадастровым номером ... по адресу: адрес
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.01.2020 года находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «...», находящегося у административного истца в аренде.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.Согласно техническому паспорту филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» Федеральное БТИ по Республике Башкортостан по состоянию на 3 ноября 2010 года на здание АТС №3, объект недвижимости состоит из лит. А (здание АТС №3) и лит.А1 (здание АТС №3) общей площадью 4788,2 кв.м), в помещениях 1 этажа лит.А согласно экспликации расположены служебные, склады, подсобные, сан.узлы, касса, оружейная, подсобные ; в помещениях 2 этажа – служебные, кладовые, кабинеты, вентиляционная, сан.узлы, кабинеты, кладовая; в помещениях 3 этажа – кабинеты, сан.узлы, вентиляционная, лифт, служебное, музей, подсобные; в помещениях 4 этажа – служебные, сан.узлы, лифт, кабинеты, вентиляционная, подсобное; в помещениях 5 этажа – производственные, тамбур; в помещениях этажа «подвал» - служебные, вентиляционная. В помещениях 1 этажа лит. А1 – гаражи, кладовые, служебные, сан.узлы, подсобные, тел.кабинки, переговорные пункты.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое помещение с кадастровым номером ... не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Представленный заинтересованным лицом акт обследования данного объекта от 18 августа 2018 года в обоснование довода о правомерности включения нежилого помещения в Перечень на 2019 год, суд признает ненадлежащим доказательством, поскольку из акта усматривается, что фактическое обследование объекта капитального строительства не производился, вывод о том, что часть нежилых помещений площадью более 960 кв.м сдаются в аренду, не свидетельствует об использовании их для размещения офисов. Кроме этого данный факт соответствующими доказательствами не закреплен и в судебное заседание представителем Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не представлен.
В пункт №... Перечня на 2019 год включено трехэтажное нежилое административное здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.01.2020 года находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования ...», находящийся у административного истца в аренде.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническому паспорту ООО «Уральский кадастровый центр» по состоянию на 14 декабря 2017 года на помещения, объект недвижимости состоит из лит. А, в помещениях 1 этажа которой расположены кабинеты, служебные, подсобные, аккумуляторная, выпрямительная, дистиляторная, склад, кладовые; в помещениях 2 этажа – кабинеты, аппараторные, кабинеты, КРОСС, сан.узлы; в помещениях 3 этажа – кабинеты, служебные, венткамера, сан.узлы; из лит. А1, в помещениях 1 этажа которой расположен склад; из лит. а, в помещениях 1 этажа которой расположен тамбур.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое здание с кадастровым номером ... не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Кроме вышеизложенного следует принять во внимание, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м, то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з), согласно которой объектом налогообложения может являться отдельно стоящее нежилое здание площадью свыше 2 000 кв. метров.
В пункт №... Перечня на 2019 год включено трехэтажное нежилое административное здание Бижбулякского РУС ОАО «Башинформсвязь» с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.01.2020 года находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «под объекты связи, радиовещания, телевидения и информатики», находящийся у административного истца в аренде.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническому паспорту ... филиала ГУП БТИ Республики Башкортостан по состоянию на 15 марта 2011 года на административное здание Бижбулякского РУС, объект недвижимости состоит из лит. А (административное здание Бижбулякского РУС, общей площадью ... кв.м), в помещениях 1 этажа которой расположены кабинеты, абонентский отдел, складское помещение, кубовая, комната охраны, фойе, слесарная, помещение для кислот, аккумуляторная, компрессорная, шахта, телеграф, переговорный пункт; в помещениях 2 этажа – кабинеты, архив, кабинет охраны труда, вентиляторная, бытовое помещение, щитовая, приемная, кабинеты экономиста, начальника, главного инженера, экономиста, красный уголок; в помещениях 3 этажа – кабинеты, вентиляторная, дистиляторная, бытовое помещение, кабинеты монтеров, специалистов, АТС, склады запчастей, складское помещение, комната отдыха.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое здание с кадастровым номером ... не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Кроме вышеизложенного следует принять во внимание, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м, то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з), согласно которой объектом налогообложения может являться отдельно стоящее нежилое здание площадью свыше 2 000 кв. метров.
В пункт №... Перечня на 2019 год включено двухэтажное нежилое административное здание, гараж с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.01.2020 года находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «...», находящийся у административного истца в собственности.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническому паспорту государственного унитарного предприятия учета, инвентаризации и оценки недвижимости ... по состоянию на 14 января 2002 года на административное здание, гараж, объект недвижимости состоит из лит. А (административное здание), лит. Б (гараж). Согласно экспликации в помещениях 1 этажа лит. А расположены кабинеты, переговорный пункт, архив, приемная, бухгалтерия, склады, фойе, сортировочная, зал, эл.щитовая, кладовки; в помещениях 2 этажа – кабинеты экономиста, гл.бухгалтера, начальника, бухгалтерия, касса, приемная, КРОСС, вентиляторная, кладовка, ЛАЗ.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое здание с кадастровым номером ... не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Кроме вышеизложенного следует принять во внимание, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м, то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з), согласно которой объектом налогообложения может являться отдельно стоящее нежилое здание площадью свыше 2 000 кв. метров.
Представленный заинтересованным лицом акт обследования данного объекта от 8 июня 2018 года в обоснование довода о правомерности включения нежилого здания в Перечень на 2019 год, суд признает ненадлежащим доказательством, поскольку из акта усматривается, что фактическое обследование объекта капитального строительства не производился, вывод о том, что общая площадь нежилых помещений, используемых для размещения офисов и офисной инфрастуктуры составляет ... кв.м, соответствующими доказательствами не закреплен и в судебное заседание представителем Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не представлен.
В пункт №... Перечня на 2019 год включено трехэтажное (в том числе подземных 1) нежилое административное здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.01.2020 года находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «... находящийся у административного истца в собственности.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническим паспортам государственного ... ГУП Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан по состоянию на 1 июня 2009 года на нежилые помещения 1-го этажа, 2-го этажа, 3-го этажа, подвала трехэтажного нежилого здания, объект недвижимости состоит из лит. А. Согласно экспликации в помещениях 1 этажа лит. А расположены переговорные кабины, касса, комнаты охраны, оператора, телеграф, шахта, зал, МГТС; в помещениях 2 этажа – кабинеты инженера ЛСС, специалиста, начальника, студия, АВР, КРОСС, АТС, приемная, сан.узлы; в помещениях 3 этажа – склад, вентиляционная, комната отдыха, АТС, КРОСС, ЛАЗ, монтерская, выпрямительная, склад, кабинет мастера, бытовая, вентиляционная, комната отдыха, склад; в помещениях этажа «подвал» - склады.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое здание с кадастровым номером ... не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Кроме вышеизложенного следует принять во внимание, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м, то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з), согласно которой объектом налогообложения может являться отдельно стоящее нежилое здание площадью свыше 2 000 кв. метров.
В пункт №... Перечня на 2019 год включено трехэтажное (в том числе подземных 1) нежилое административное здание узла электрической связи с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.01.2020 года находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «...», находящийся у административного истца в собственности.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническому паспорту ГУП Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан ... по состоянию на 24 июля 2006 года на административное здание Стерлитамакского межрайонного узла электрической связи, объект недвижимости состоит из лит. А (административное здание с подвалом Стерлитамакского межрайонного узла электрической связи), лит.Б (гараж). Согласно экспликации в помещениях 1 этажа лит. А расположены кабинеты, туалеты, МТ, клиентурный зал, расчетный отдел, телеграф, бытовая комната; в помещениях 2 этажа – кабинеты, КРОСС, координатно-телефонная станция, цифровая телефонная станция, бытовая комната; в помещениях этажа «подвал» – аккумуляторные, бытовые комнаты, шахта, кабинеты, вентиляционная, красный уголок, калориферная, склад. В помещениях лит.Б расположены склады, боксы, помещение для ремонта.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Кроме вышеизложенного следует принять во внимание, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м, то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з), согласно которой объектом налогообложения может являться отдельно стоящее нежилое здание площадью свыше 2 000 кв. метров.
В пункт №... Перечня на 2019 год включено трехэтажное (в том числе подземных 1) нежилое здание АТС-7 с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.01.2020 года находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «...», находящийся у административного истца в собственности.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническому паспорту ГУП Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан ... по состоянию на 14 февраля 2006 года на Белебеевский межрайонный узла электросвязи, объект недвижимости состоит из лит. А (здание АТС), лит.Б (гараж). Согласно экспликации в помещениях 1 этажа лит. А расположены бытовки, раздевалка, заготовительная, операционный зал, центрифужная, предоперационная, переговорный, телеграф, лаборатория, экспедиция, клиентурный зал, кладовая, сортировка, отдел доставки, отдел подписки; в помещениях 2 этажа – радиоузел, коммутатор, АГМ, склад, регулировочная, ремонт телефонных аппаратов, кондиционерная, абонентский и технический отдел, кладовая, кабинет техники безопасности, монтерская, выпрямительная, автозал, ЛАЗ. ; в помещениях этажа «подвал» – вентиляционная, автоклавная, склады, аккумуляторные, щитовая, дизельная, комнаты. В помещениях лит.Б расположен гараж.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Кроме вышеизложенного следует принять во внимание, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м, то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з), согласно которой объектом налогообложения может являться отдельно стоящее нежилое здание площадью свыше 2 000 кв. метров.
Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов условиям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также фактического использования нежилых зданий и нежилых помещений для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения более 20% от общей площади зданий и помещений на начало налогового периода 2019 год не представил.
Включение спорных нежилых зданий и нежилых помещений в вышеперечисленные пункты Перечня на 2019 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ПАО «Башинформсвязь», возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Учитывая изложенное, суд признает недействующими пункты №..., поскольку оспариваемые положения содержат противоречие федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия на 2019 год, признание отдельных положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, пункты №... Перечня на 2019 год подлежат признанию не действующими с момента принятия нормативного правового акта.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о взыскании с Правительства Республики Башкортостан в пользу ПАО «Башинформсвязь» в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины при подаче административного иска 4 500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
решил:
административное исковое заявление публичного акционерного общества «Башинформсвязь» удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером ... общей площадью ...3 кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес
Взыскать с Правительства Республики Башкортостан в пользу ПАО «Башинформсвязь» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан, и размещению на официальном интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru/.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Е.А. Старичкова