ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-421/2022 от 22.03.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело №...га-№...2022

Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

адресдата

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хамидуллиной Э.М.,

при секретаре судебного заседания ФИО1,

с участием прокурора ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Флэйм» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 2894 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№..., с момента принятия,

У С Т А Н О В И Л:

дата Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ №...«Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Перечень к приказу №... от дата, Перечень).

Приказ №... опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/.

Пунктом 2894 Перечня на 2020 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год включено здание с кадастровым номером №...:825, расположенное по адресу: адрес (т. 1 л.д. 115-116).

ООО «Флэйм» являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером №...:825 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия пункта 2894 Перечня на 2020 год. В обоснование требований указав, что спорный объект недвижимости и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Представитель административного истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Пояснил, что объект недвижимости, с кадастровым номером №...:825, включает в себя нежилое здание с кадастровым номером №...:4181, нежилое здание - пристрой к нежилому зданию с кадастровым номером №...:5543. Объект недвижимого имущества с кадастровым номером №...:825 используется в качестве кинотеатра, помещения истцом сдаются в аренду. Земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости не подпадает под требования статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по своему назначению здание является кинотеатром, предназначенный для культурно-досуговой деятельности, соответственно не могло быть включено в Перечень. В 2019 году были заключены три договора аренды, площадь передана для организации общественного питания составляла 407,16 кв.м., что составляло - 8% от общей площади недвижимости. После чего, во время короновирусных ограничений, кинотеатр был закрыт и с дата, данные договоры аренды были расторгнуты, иных действующих договоров аренды не было. С дата было разрешено возобновить деятельность кинотеатров и с дата, было заключено два договора аренды на общую площадь 106 кв.м. и один договор на 131 кв.м., итого 237 кв.м., что составляет - 4,6% от общей площади здания, таким образом, в течение четного периода, максимальная площадь, которая была занята, составила - 7,9 % от общей площади здания, соответственно, здание также не могло быть включено в Перечень, на том основании, что объект общепита используется более 20% от его площади.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности ФИО4 в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку объект недвижимости используется под торговую деятельность, обследование в спорный период не проводилось, объект недвижимости включен в Перечень по площади, которая составляет более 2 000 квадратных метра.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, проверив Перечень на 2021 год в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Административным истцом не оспаривалась компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на принятие оспариваемого постановления.

Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от дата № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от дата№...-з, пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от дата№... «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» административный ответчик является органом, который на момент издания нормативного правового акта обладал достаточной компетенцией для его принятия.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит, в том числе единый недвижимый комплекс и иные здания, строение, сооружение, помещение (подпункты 4 и 6 соответственно пункта 1 названной статьи).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 этой же статьи, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от дата№...-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций», статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от дата№...-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с дата введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).

При этом, как определено абзацами четвертым и пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Следовательно, включению в перечень подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечали хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В судебном заседании установлено, что нежилое здание с кадастровым номером №...:4181, расположенное по адресу: адрес на праве собственности принадлежит ООО «Флэйм» и располагается в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером №...:205, расположенное по адресу: адрес, нежилое помещение с кадастровым номером №...:5543, расположенное по адресу: адрес, №на п/пл 1 этаж: 36-53; 2 этаж: 12-26; 3 этаж: 17,18, 20-35; 4 этаж:1,2, 4-20; б/н подвал: 18-36 на праве собственности принадлежит ООО «Флэйм» и располагается в нежилом здании с кадастровым номером №...:825, расположенное по адресу: адрес.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости нежилое здание с кадастровым номером №...:4181 расположено на земельном участке с кадастровым номером №...:205.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером 02№...:5543 расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером 02:55:020611:825.

Согласно сообщению Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по адрес от дата№...-Исх/01257 по состоянию на дата объект недвижимости с кадастровым номером №...:825, расположен по адресу: адрес, вид объекта недвижимости «здание», назначение «нежилое здание», наименование «нежилое здание», площадью 5 095,5 кв.м., права не зарегистрированы, объект недвижимости с кадастровым номером №...:4181, расположен по адресу: адрес, вид объекта недвижимости «здание», назначение «нежилое здание», наименование «основное строение», площадью 2463, 7 кв.м., зарегистрировано право за ООО «Флэйм», объект недвижимости с кадастровым номером №...:5543, расположен по адресу: адрес, вид объекта недвижимости «помещение», назначение «нежилое», наименование «помещение», площадь 2 627,6 кв.м., зарегистрировано право за ООО «Флэйм», объект недвижимости с кадастровым номером №...:205, расположен по адресу: адрес, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «Для размещения кинокомплекса», площадь 4 912 кв.м., права не зарегистрированы (т. 1 л.д. 110-111).

Правообладателем спорных зданий является ООО «Флэйм».

Для того чтобы признать нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этих зданий должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей, поскольку наименование здания не предусмотрено действующим законодательством как условие для признания его объектом недвижимости, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Согласно техническому паспорту на отдельно стоящее трехэтажное нежилое здание по состоянию на дата, назначение объекта: нежилое строение - основное строение (литер А), пристрой (литер А1), пристрой (литер А2), пристрой (литер А3), его помещения: коридор, фойе, кафе - 25,8 кв.м, комната охраны, сервизная, моечная очков, подсобное, туалет, душевая, кухня - 15,0 кв.м., моечная, кухня - 26, 9 кв.м., венткамера, склад, зал игровых автоматов, кабинет, кинозал, зал ожидания, архив, подсобная, бытовая, зрительный зал, бар - 21,6 кв.м., умывальная, эл.щитовая, зал обслуживания посетителей, раздаточная, зона обслуживания, аккумуляторная, мастерская, аппаратная, комната электриков, холодильная камера, комната слесарей, кухня – 48,1 кв.м., холл, касса, кафе -106, 1 кв.м., кафе – 41,9 кв.м., курительная комната. Всего 285, 4 кв.м., что составляет 5,6 % от общей площади 5 095, 5 кв.м.

При этом суд учитывает, что наличие помещений с наименованием "кабинет", не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".

дата между ООО «Кинокомплекс «Искра» и индивидуальным предпринимателем ФИО5 заключен договор аренды нежилых помещений НП-ИПС-2/19, кухня - 15 кв.м., кухня – 26,9 кв.м расположенное по адресу: адрес.

дата между ООО «Кинокомплекс «Искра» и индивидуальным предпринимателем ФИО5 заключен договор аренды нежилых помещений НП-ИПС-1/19, площадью 65, 66 кв.м. для осуществления хозяйственной деятельности по оказанию услуг общественного питания через объект, не имеющий залов обслуживания в холле первого этажа «Кинокомплекса «Искра», расположенное по адресу: адрес.

Таким образом, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, данное здание не подлежит включению в Перечень на 2020 год.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, оценив все представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что имевшиеся в распоряжении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сведения на дату формирования Перечня на 2020 год не позволяли с достоверностью определить нежилое здание как используемое в целях делового, административно или коммерческого назначения либо как объект торговли, общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем, оснований для включения его в Перечень не имелось.

Следовательно, включение в оспариваемый Перечень на 2020 год нежилого здания с кадастровым номером №...:825 как противоречащее требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия на 2020 год, признание отдельных положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, пункт 2894 Перечня на 2020 год подлежат признанию недействующими с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№....

Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/ (статья 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш И Л:

признать недействующим с момента принятия пункт 2894 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата№....

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан www.mziorbru.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции адрес.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п Э.М. Хамидуллина

Копия верна:

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Э.М. Хамидуллина