дело №...га-425/2020
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
21 мая 2020 года г. Уфа
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
судьи Верховного суда Республики Башкортостан Старичковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рафиенко Е.Р.,
с участием прокурора Республики Башкортостан Гайнуллиной Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Башинформсвязь» (далее – ПАО «Башинформсвязь») к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими с момента принятия пункты №... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
установил:
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Данный документ опубликован на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru/ до начала наступления налогового периода.
Пунктом №... Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, включено нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
В пункт №... Перечня на 2019 год включен объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
В пункт №... Перечня на 2019 год включен объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
В пункт №... Перечня на 2019 год включен объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
В пункт №... Перечня на 2019 год включен объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
В пункт №... Перечня на 2019 год включен объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
В пункт №... Перечня на 2019 год включен объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
В пункт №... Перечня на 2019 год включен объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
В пункт №... Перечня на 2019 год включен объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
ПАО «Башинформсвязь», являясь собственником вышеуказанных объектов капитального строительства, обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия приведенных норм, ссылаясь на то, что объекты капитального строительства и земельные участки, на которых они расположены, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый нормативный акт нарушает права и законные интересы общества, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, поддержала полностью.
Представители административного ответчика Правительства Республики Башкортостан, заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки не представил. На официальном сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена информация о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, проверив Перечень на 2019 год в оспариваемых пунктах на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Гайнуллиной Л.И., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Административным истцом не оспаривалась компетенция Правительства Республики Башкортостан на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса российской Федерации, постановления Правительства республики Башкортостан от 23 мая 2018 года №233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и его уточнения» (вступившего в законную силу с 23 мая 2018 года) утверждение Перечня на 2019 год отнесено к компетенции Правительства Республики Башкортостан.
Порядок опубликования Перечня на 2019 год не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций и физических лиц.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
При этом, как определено подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, включению в Перечень на 2019 год подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечали хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пунктов 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з (в редакции от 20 ноября 2017 года) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
В судебном заседании установлено, что в пункт №... Перечня на 2019 год включено двухэтажное нежилое административное здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «...», принадлежащего административному истцу на праве собственности.
Земельный кодекс Российской Федерации установил, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав об определении вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).
Вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническому паспорту ... Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан по состоянию на дата на отдельно стоящее нежилое здание, объект недвижимости состоит из лит. А (административное здание общей площадью ... кв.м).
Согласно экспликации в помещениях 1 этажа, лит. А расположены склады, кабинеты, склады, сан.узел, касса, аккумуляторные, залы киоск, комната приема, электрощитовая, подсобные помещения, ТСУ, сортировочная; в помещениях 2 этажа лит. А расположены абонентский отдел, залы, ремонтный, склады, КРОСС, хоз.помещение, кабинеты, электрощитовая, склад, венткамеры, выпрямительная, приемная, комнаты, сан.узел; в помещениях этажа «подвал» лит. А расположен склад.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое здание с кадастровым номером ... не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Кроме вышеизложенного следует принять во внимание, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м, то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з), согласно которой объектом налогообложения может являться отдельно стоящее нежилое здание площадью свыше 2 000 кв. метров.
В пункт №... Перечня на 2019 год включено часть трехэтажного нежилого административного здания с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «для ...», находящийся у административного истца в аренде.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническому паспорту ГУП Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на дата на помещения 3-этажного административного здания ...», объект недвижимости состоит из лит. А (административное здание) и лит. Б (гараж). Согласно экспликации в помещениях 1 этажа лит.А расположены аккумуляторные, склады, приемная, переговорная, кладовые; в помещениях 2 этажа лит.А – склад, кладовые, вентиляционная, архив, красный уголок, приемная, выпрямитель, телеграф, бухгалтерия, мастерская, оператор, экономист; в помещениях 3 этажа лит.А – АТС, оружейная, вентиляционная, охрана, склады, студия, радиоуправление, комнаты, кладовые. В помещениях лит.Б расположены гараж, склад.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Кроме вышеизложенного следует принять во внимание, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м, то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з), согласно которой объектом налогообложения может являться отдельно стоящее нежилое здание площадью свыше 2 000 кв. метров.
В пункт №... Перечня на 2019 год включено трехэтажное нежилое здание ... с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «...».
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническим паспортам ГУП БТИ Республики Башкортостан ... по состоянию на дата на нежилые помещения нежилого здания, объект недвижимости состоит из лит. А (административное здание общей площадью 1295,7 кв.м), лит. А1 (гараж), лит. а, а1 (холодные пристрои), лит. Б (гараж), лит. В (гараж), лит. Е (склад), лит.Е1 (пристрой). Согласно экспликации в помещениях 1 этажа лит.А расположены кладовка, теплопункт, кабинеты ПТО, кабинет ОЭП, архив, расчетный отдел, шахта, КСУ, склад, материальный склад, кабинет начальника АО, абонентский отдел, кабинет участка ГТС, кабинет механика,, отдел кадров, бытовое помещение, сан.узлы; в помещениях 1 этажа лит. А1 расположены гаражи; в помещениях 1 этажа лит.а расположен холодный пристрой, в помещениях 1 этажа лит. а1 расположен холодный пристрой; в помещениях 2 этажа лит. А расположены комната отдыха, кабинет директора, приемная, склад, бытовое помещение, телеграф, ЛАЗ, КРОСС, выпрямительная, АТС-3, операторская, кабинет междугородной связи, кабинеты нач.участка электросвязи, гл.инженера, фойе, сан.узел, кабинет; в помещениях 3 этажа лит. А расположены фойе, кабинеты, актовый зал, радиоузел, архив, видеоконференцзал, сан.узел.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Кроме вышеизложенного следует принять во внимание, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м, то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з), согласно которой объектом налогообложения может являться отдельно стоящее нежилое здание площадью свыше 2 000 кв. метров.
В пункт №... Перечня на 2019 год включено трехэтажное нежилое административное здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «...», находящегося у административного истца в аренде.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническому паспорту ... ГУП Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан по состоянию на дата на нежилые помещения 1 этажа 3-этажного нежилого строения, объект недвижимости состоит из лит. А (нежилое помещение), в помещениях 1 этажа лит.А согласно экспликации расположены помещения, склады аккумулятор., шахта, телеграфы.
По экспликации технического паспорта на административное здание по состоянию на дата в помещениях 2 этажа расположены общий отдел, касса, бухгалтерия, кабинеты, вентиляционная, ПКП, кабинеты, кладовая; в помещениях 3 этажа – электромонтерская, склад, КРОСС, АТС, п/автомат, радиоузел, ремонтный склад, профком, вентиляционная, спортзал, туалет, кладовая.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое помещение с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Кроме вышеизложенного следует принять во внимание, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м, то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з), согласно которой объектом налогообложения может являться отдельно стоящее нежилое здание площадью свыше 2 000 кв. метров.
В пункт №... Перечня на 2019 год включено трехэтажное (в том числе подземных 1) нежилое административное здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «...», находящийся у административного истца в собственности.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническому паспорту ГУП Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан ... по состоянию на дата на здание районного узла связи, объект недвижимости состоит из лит. А, (здание районного узла связи), лит.Б (дизельная), лит.В (склад), лит.Д (склад), лит.Е (склад), лит.З (гараж). Согласно экспликации в помещениях 1 этажа лит.А расположены кабинеты, аккумуляторные, выпрямительная, склад, кладовая, телеграф, переговорный пункт, коммутатор, сортировка, общий отдел; в помещениях 2 этажа – кабинеты, аппараторные, кабинеты, КРОСС, сан.узлы; в помещениях 3 этажа – кабинеты, склады.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Кроме вышеизложенного следует принять во внимание, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м, то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з), согласно которой объектом налогообложения может являться отдельно стоящее нежилое здание площадью свыше 2 000 кв. метров.
В пункт №... Перечня на 2019 год включено трехэтажное нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «...», находящийся у административного истца в аренде.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническому паспорту ГУП учета, инвентаризации и оценки недвижимости ... по состоянию на дата на комплекс зданий РУС и РУФПС, объект недвижимости состоит из лит. А (административное здание), лит.Б (гараж), лит. В (склад), лит. Д (склад). В соответствии с экспликацией в помещениях 1 этажа лит.А расположены операционный зал, спецсвязь, посылочная, кладовые, кислотная, аккумуляторная; в помещениях 2 этажа – ПКП, выпрямительная, бухгалтерия, приемная, кабинеты, актовый зал, союзпечать, комнаты, архив, кладовые; в помещениях 3 этажа – ЛАЦ, радиоузел, монтерские, кладовые, склады, кабинет гл.инженера.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Кроме вышеизложенного следует принять во внимание, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м, то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з), согласно которой объектом налогообложения может являться отдельно стоящее нежилое здание площадью свыше 2 000 кв. метров.
В пункт №... Перечня на 2019 год включено двухэтажное нежилое здание АТС-25 с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «...», находящийся у административного истца в собственности.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническому паспорту государственного унитарного предприятия Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на дата на здание АТС-5, объект недвижимости состоит из лит. А (здание АТС-5 общей площадью 4093,9 кв.м). Согласно экспликации в помещениях этажа «подвал» лит.А расположены бомбоубежище, сан.узлы; в помещениях этажа «»цокольный» лит.А расположены шахта, кабинеты, водомерный узел, сан.узлы, венткамеры, щитовая; в помещениях 1 этажа лит. А расположены кабинеты, аккумуляторные, сан.узлы, душевые, монтерская, вентиляционная, выпрямительная, кабинки, зал, бытовки, кладовка, лифт; в помещениях 2 этажа – сан.узлы, склады, монтерская комната, кабинеты, автозал, вентиляционная камера, архив, КРОСС ; в помещениях 3 этажа лит.А расположены автозал, склады, типография, кабинеты, вентиляционная камера, венткамера.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое здание с кадастровым номером ... не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В пункт №... Перечня на 2019 год включено трехэтажное нежилое административное здание ... с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «...», находящегося у административного истца в аренде.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническому паспорту ... ГУП Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан по состоянию на дата на административное здание Бижбулякского РУС, объект недвижимости состоит из лит. А (административное здание Бижбулякского РУС). Согласно экспликации в помещениях 1 этажа лит. А расположены абонентский отдел, складское помещение, кубовая, кабинеты, слесарная, помещение для кислот, компрессорная, аккумуляторная, шахта, телеграф, переговорный пункт; в помещениях 2 этажа – кабинеты, вентиляторная, архив, бытовое помещение, щитовая, приемная, красный уголок; в помещениях 3 этажа – склады запчастей, вентиляторная, дистиляторная, складское помещение, Бытовое помещение, комната отдыха, АТС, кабинет, студия.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое здание с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Кроме вышеизложенного следует принять во внимание, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м, то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з), согласно которой объектом налогообложения может являться отдельно стоящее нежилое здание площадью свыше 2 000 кв. метров.
В пункт №... Перечня на 2019 год включено двухэтажное нежилое административное здание, гараж с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Данный объект недвижимости согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата находится в собственности административного истца и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «...», находящегося у административного истца в собственности.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Согласно техническому паспорту ГУП учета, инвентаризации и оценки недвижимости ... по состоянию на дата на административное здание, гараж, объект недвижимости состоит из лит. А (административное здание), лит.Б (гараж). Согласно экспликации в помещениях 1 этажа лит. А расположены кабинеты, бухгалтерия, переговорная, фойе, архив, склады, зал, эл щитовая, кладовка; в помещениях 2 этажа – кабинеты, вентиляторная, кладовая, ЛАЗ, КРОСС, приемная.
Изложенное свидетельствует о том, что нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, не соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет его отнести к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Кроме вышеизложенного следует принять во внимание, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв.м, то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з), согласно которой объектом налогообложения может являться отдельно стоящее нежилое здание площадью свыше 2 000 кв. метров.
Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов условиям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также фактического использования нежилых зданий и нежилых помещений для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения более 20% от общей площади зданий и помещений на начало налогового периода 2019 год не представил.
Включение спорных нежилых зданий в вышеперечисленные пункты Перечня на 2019 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ПАО «Башинформсвязь», возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Учитывая изложенное, суд признает недействующими пункты №..., поскольку оспариваемые положения содержат противоречие федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия на 2019 год, признание отдельных положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, пункты №... Перечня на 2019 год подлежат признанию не действующими с момента принятия нормативного правового акта.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о взыскании с Правительства Республики Башкортостан в пользу ПАО «Башинформсвязь» в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины при подаче административного иска 4 500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
решил:
административное исковое заявление публичного акционерного общества «Башинформсвязь» удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества – нежилое помещение с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.
Взыскать с Правительства Республики Башкортостан в пользу ПАО «Башинформсвязь» расходы по оплате государственной пошлины в размере
4 500 рублей.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан, и размещению на официальном интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru/.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Е.А. Старичкова