ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-533/19 от 23.04.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 3га-533/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 апреля 2019 года город Уфа

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хамидуллиной Э.М.,

при секретаре Хабирове В.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Иремель-Инвест» к Правительству Республики Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости,

установил:

ООО «Иремель-Инвест» обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости.

В обоснование требований указано, что административный истец является собственником объектов капитального строительства, расположенных по адресу: адрес:

- с кадастровым номером №..., с кадастровой стоимостью 515 112 рублей 67 копеек. Рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 190 000 рублей;

- с кадастровым номером №..., с кадастровой стоимостью 116 820 313 рублей 92 копейки. Рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 30 180 000 рублей;

- с кадастровым номером №..., с кадастровой стоимостью 150 449 594 рубля 40 копеек. Рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 36 290 000 рублей;

- с кадастровым номером №..., с кадастровой стоимостью 140 061 786 рублей 79 копеек. Рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 33 839 000 рублей;

- с кадастровым номером №..., с кадастровой стоимостью 153 375 654 рубля 60 копейки. Рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 36 996 000 рублей;

- с кадастровым номером №..., с кадастровой стоимостью 96 525 040 рублей 42 копейки. Рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 39 369 000 рублей;

- с кадастровым номером №..., с кадастровой стоимостью 94 512 323 рубля 58 копеек. Рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 38 548 000 рублей;

- с кадастровым номером №..., с кадастровой стоимостью 96 048 949 рублей 16 копеек. Рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 39 175 000 рублей.

Административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов капитального строительства, расположенных по адресу: адрес:

- с кадастровым номером №..., равной его рыночной стоимости в размере 190 000 рублей по состоянию на 17 октября 2013 года;

- с кадастровым номером №..., равной его рыночной стоимости в размере 30 180 000 рублей по состоянию на 20 февраля 2014 года;

- с кадастровым номером №..., равной его рыночной стоимости в размере 36 290 000 рублей по состоянию на 20 февраля 2014 года;

- с кадастровым номером №..., равной его рыночной стоимости в размере 33 839 000 рублей по состоянию на 12 мая 2017 года;

- с кадастровым номером №..., равной его рыночной стоимости в размере 36 996 000 рублей по состоянию на 20 февраля 2014 года;

- с кадастровым номером №..., равной его рыночной стоимости в размере 39 369 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года;

- с кадастровым номером №..., равной его рыночной стоимости в размере 38 548 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года;

- с кадастровым номером №..., равной его рыночной стоимости в размере 39 175 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.

В судебное заседание представитель административного истца ООО «Иремель-Инвест» по доверенности Алимгафарова А.Р. просила административное исковое заявление удовлетворить согласно заключению судебной экспертизы.

Представители Правительства Республики Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Получение извещения подтверждается отчетами о прочтении, уведомлениями, реестрами отправки. Информация о рассмотрении дела также размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Копия определения суда о принятии дела к производству суда направлены судом 04 марта 2019 года лицам, участвующим в деле.

Согласно части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу п. 3 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.

По настоящему делу административный истец по существу просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений равной его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления налоговых платежей, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости нежилого здания, затрагивает права административного истца как собственника.

Материалами дела подтверждается, что спорные нежилые помещения поставлены на государственный кадастровый учет.

Данное объекты недвижимости находятся в собственности ООО «Иремель-Инвест», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость объектов недвижимости, расположенных по адресу: адрес:

- с кадастровым номером №... определена по состоянию на 17 октября 2013 года в размере 515 112 рублей 67 копеек;

- с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 116 820 313 рублей 92 копеек;

- с кадастровым номером №... определена по состоянию на 20 февраля 2014 года в размере 150 449 594 рублей 40 копеек;- с кадастровым номером 02:55:010910:3575 определена по состоянию на 12 мая 2017 года в размере 140 061 786 рублей 79 копеек;

- с кадастровым номером №... определена по состоянию на 20 февраля 2014 года в размере 153 375 654 рублей 60 копеек;

- с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 96 525 040 рублей 42 копеек;

- с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 94 512 323 рублей 58 копеек;

- с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 96 048 949 рублей 16 копеек.

Административным истцом представлен отчет № 18-353/1-Н от
05 декабря 2018 года, подготовленный ООО «Аудит-Безопасность», согласно которому рыночная стоимость объектов капитального строительства, расположенных по адресу: адрес:

- с кадастровым номером №... по состоянию на
17 октября 2013 года составляет 190 000 рублей, при этом указанная рыночная стоимость значительно ниже кадастровой стоимости;

- с кадастровым номером №... по состоянию на
01 января 2015 года составляет 30 180 000 рублей, при этом указанная рыночная стоимость значительно ниже кадастровой стоимости;

- с кадастровым номером №... по состоянию на
20 февраля 2014 года составляет 36 290 000 рублей, при этом указанная рыночная стоимость значительно ниже кадастровой стоимости;

- с кадастровым номером №... по состоянию на 12 мая 2017 года составляет 33 839 000 рублей, при этом указанная рыночная стоимость значительно ниже кадастровой стоимости;

- с кадастровым номером №... по состоянию на
20 февраля 2014 года составляет 36 996 000 рублей, при этом указанная рыночная стоимость значительно ниже кадастровой стоимости;

- с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет 39 369 000 рублей, при этом указанная рыночная стоимость значительно ниже кадастровой стоимости;

- с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет 38 548 000 рублей, при этом указанная рыночная стоимость значительно ниже кадастровой стоимости;

- с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2015 года составляет 39 175 000 рублей, при этом указанная рыночная стоимость значительно ниже кадастровой стоимости.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан № 07 от 15 января 2019 года отклонено, поданное 18 декабря 2018 года, заявление ООО «Иремель-Инвест» о пересмотре результата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от
19 марта 2019 года по ходатайству административного истца назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости нежилых помещений, проведение которой поручено эксперту ООО «Бюро права и оценки», на разрешение экспертизы постановлен вопрос об определении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

Согласно заключению эксперта ООО «Бюро права и оценки» № 10ВС-19 от 05 апреля 2019 года рыночная стоимость нежилых помещений:

- с кадастровым номером №... определена по состоянию на 17 октября 2013 года в размере 360 000 рублей;

- с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 29 430 000 рублей;

- с кадастровым номером №... определена по состоянию на 20 февраля 2014 года в размере 37 330 000 рублей;

- с кадастровым номером №... определена по состоянию на 12 мая 2017 года в размере 40 190 000 рублей;

- с кадастровым номером №... определена по состоянию на 20 февраля 2014 года в размере 37 270 000 рублей;

- с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 37 680 000 рублей;

- с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 37 770 000 рублей;

- с кадастровым номером №... определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 37 770 000 рублей.

Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта
ООО «Бюро права и оценки» № 10ВС-19 от 05 апреля 2019 года, лицами, участвующими в деле, не оспаривалась. Ранее какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии данного заключения эксперта установленным требованиям, лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приводились, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертиз не заявлено.

Суд, оценивая заключение эксперта ООО «Бюро права и оценки» № 10ВС-19 от 05 апреля 2019 года и отчет № 18-353/1-Н от
05 декабря 2018 года, подготовленный ООО «Аудит-Безопасность», представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО «Бюро права и оценки» № 10ВС-19 от 05 апреля 2019 года, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным, заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, эксперт предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях.

Суд находит, что рыночную стоимость спорных нежилых помещений необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО «Бюро права и оценки» № 10ВС-19 от 05 апреля 2019 года.

С учетом изложенного, права ООО «Иремель-Инвест», являющегося собственником нежилых помещений, могут быть защищены с использованием такого способа, как установление кадастровой стоимости нежилых помещений равной его рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца, существенно влияют на исполнение им обязательств, предусматривающих исчисление суммы уплаты налоговых платежей исходя из кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах, требования ООО «Иремель-Инвест» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 24.18, 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ООО «Иремель-Инвест» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес:

- с кадастровым номером №..., площадью 30,5 кв.м равной рыночной стоимости в размере 360 000 рублей по состоянию на 17 октября 2013 года,

- с кадастровым номером №..., площадью 4507,2 кв.м равной его рыночной стоимости в размере 29 430 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года,

- с кадастровым номером №..., площадью 5645,6 кв.м равной его рыночной стоимости в размере 37 330 000 рублей по состоянию на 20 февраля 2014 года,

- с кадастровым номером №..., площадью 5876,3 кв.м равной его рыночной стоимости в размере 40 190 000 рублей по состоянию на 12 мая 2017 года,

- с кадастровым номером №..., площадью 5755,4 кв.м равной его рыночной стоимости в размере 37 270 000 рублей по состоянию на 20 февраля 2014 года,

- с кадастровым номером №..., площадью 5879,6 кв.м равной его рыночной стоимости в размере 37 680 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года,

- с кадастровым номером №..., площадью 5757 кв.м равной его рыночной стоимости в размере 37 770 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года,

- с кадастровым номером №..., площадью 5850,6 кв.м. равной его рыночной стоимости в размере 37 700 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.

Датой подачи заявления считать 18 декабря 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Хамидуллина Э.М.