ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-641/2017 от 03.07.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело№...

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

адрес 03 июля 2017 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Козловой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Искужиной Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан к Региональной общественной организации поддержки социально значимых инициатив «Народные инициативы» Республики Башкортостан о ликвидации некоммерческой организации и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - Управление) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском к Региональной общественной организации поддержки социально значимых инициатив «Народные инициативы» Республики Башкортостан о ликвидации некоммерческой организации и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска указано, что данная организация зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан 26 мая 2015 года и внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, согласно выписке из ЕГРЮЛ адрес юридического лица: 450014, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Магистральная, д. 27, корпус 1, кв.46.

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. №26 на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан возложена функция принятия решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, а также функция контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и законодательству Российской Федерации.

Согласно абз. 4 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В нарушение ст. 29 указанного Федерального закона общественная организация с 2015 года по настоящее время не информировала орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Учитывая, что общественной организацией данная обязанность неоднократно не исполнена и в связи с выявленными нарушениями 26 июля 2016 года, 24 апреля 2017 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в адрес общественной организации вынесены предупреждения № 02/03-20-5448 и №02/03-20-2856 об устранении указанных нарушений в срок до 26 сентября 2016 года и до 25 мая 2017 года соответственно, однако данные нарушения общественной организацией не устранены.

Согласно абз.11 ст. 29 вышеуказанного Федерального закона неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан просит ликвидировать в качестве юридического лица Региональную общественную организацию поддержки социально значимых инициатив «Народные инициативы» Республики Башкортостан и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, председатель Региональной общественной организации поддержки социально значимых инициатив «Народные инициативы» Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, причины уважительности неявки в суд не представлены. Начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Кучина Л.А. в административном исковом заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя истца. От председателя организации Новиковой М.Н. поступила расписка об извещении о рассмотрении дела.

Представитель Региональной общественной организации поддержки социально значимых инициатив «Народные инициативы» Республики Башкортостан – Ильясов И.М. административное исковое заявление признал, указал на то, что организация в дальнейшем свою деятельность осуществлять не намерена.

На основании части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан подлежит удовлетворению.

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года № 26, на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан возложена функция принятия решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, а также функция контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и законодательству Российской Федерации.

Судом установлено, что Региональная общественная организация поддержки социально значимых инициатив «Народные инициативы» Республики Башкортостан зарегистрирована 26.05.2015 года Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (распоряжение от 26.05.2015 года №965). Сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 04.06.2015 года, ОГРН 1150280035751, ИНН 0272901146.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что при проверке обоснованности предупреждения (представления) об устранении нарушений закона и (или) решения о приостановлении деятельности, вынесенных уполномоченным органом или прокурором в адрес объединения граждан, которые не были оспорены в судебном порядке, помимо оснований их вынесения необходимо принимать во внимание установленные уполномоченным органом или прокурором сроки для устранения таких нарушений.

Такие сроки должны соответствовать разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения (представления) и не могут быть менее сроков, установленных законом.

Судом установлено, что в предупреждении от 26 июля 2016 года обязывающий срок для устранения нарушений установлен до 26 сентября 2016 года; в предупреждении от 24 апреля 2017 года указан срок до 25 мая 2017 года. Предупреждения получены Председателем организации Новиковой М.Н. (л.д.20-22).

Таким образом, указанный в вынесенных в адрес общественной организации предупреждениях общий срок определен более одного месяца, что предусмотрено законом.

Из предупреждений, вынесенных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан от 26 июля 2016 года, от 24 апреля 2017 года следует, что общественной организации указано на непредставление документов, содержащих информацию о деятельности, а также получаемых денежных средствах.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность в случаях нарушения им законодательства Российской Федерации осуществляется в случаях:

нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в нарушение статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с 2013 года по настоящее время общественная организация не информировала орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В силу п.7 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Согласно п.п. «в» п.1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" некоммерческая организация обязана информировать уполномоченный орган об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Однако общественная организация по адресу места нахождения, установленного учредительными документами, не располагается. Информацию об изменении сведений в связи с изменением адреса места нахождения в установленные законом сроки не внесло.

Суд приходит к выводу, что при установленных нарушениях, выразившихся в не информировании общественной организацией органа, принявшего решение о государственной регистрации данного общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, имеются основания для ликвидации региональной общественной организации содействия улучшению качества жизни населения Республики Башкортостан, предусмотренные статьей 44 вышеуказанного федерального закона.

Кроме того, в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 №64 дано определение неоднократных нарушений, в соответствии с которым такими нарушениями следует считать совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Суд считает, что имеет место и неоднократное нарушение общественной организацией федеральных законов, выразившееся в невыполнении требований федерального закона, на что было неоднократно указано в предупреждениях. Однако перечисленные в предупреждениях нарушения были выявлены проведенными в июле 2016 года и апреле 2017 года проверками, что свидетельствует об отсутствии у ответчика намерения привести деятельность общественной организации в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ввиду неоднократных нарушений общественной организацией федеральных законов в соответствии с ст.44 Федерального закона "Об общественных объединениях" имеются основания для удовлетворения требований административного истца о ликвидации организации с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан удовлетворить.

Ликвидировать Региональную общественную организацию поддержки социально значимых инициатив «Народные инициативы» Республики Башкортостан (ИНН/КПП 0272901146/027201001) в качестве юридического лица с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Н.В. Козлова