ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-686/20 от 13.08.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 3га-686/2020

Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Уфа 13 августа 2020 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хамидуллиной Э.М.,

при секретаре Ф.А.И.

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Башкортостан Муратовой Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «ДИМ» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 2244 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года № 1810 с момента принятия,

установил:

24 декабря 2019 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ № 1810
«Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Перечень к приказу № 1810 от 24 декабря 2019 года, Перечень).

Приказ № 1810 от 24 декабря 2019 года опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/.

В пункт 2244 Перечня к приказу № 1810 от 24 декабря 2019 года в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2020 год, включено нежилое здание с кадастровым номером №...:510, расположенное по адресу: адрес

ООО «ДИМ» являясь собственником здания с кадастровым номером №...510, расположенное по адресу: адрес обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2244 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года № 1810, полагая, что спорное нежилое здание не соответствуют требованиям статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года № 43-з «О налоге на имущество организаций», а также статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый пункт Перечня к приказу № 1810 от 24 декабря 2019 года нарушают права административного истца как собственника здания и налогоплательщика.

Представитель административного истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности ФИО2 в судебном заседании административное исковое заявление не признала, в ходе обследования установлено, что доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта с кадастровым номером №...:510 составляет 33%.

Выслушав стороны, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на
1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.

Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).

На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 141-з
«О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от
14 марта 2003 года № 474-з «О Правительстве Республики Башкортостан» Правительство Республики Башкортостан является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан.

Согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения»).

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 2.1 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, такой перечень формируется уполномоченным органом – Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и утверждается постановлением Правительства Республики Башкортостан.

Исходя из положений пунктов 1.2, 1.6, 1.7, 1.9 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений функции по проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возложены на уполномоченный орган – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, который создает для этого комиссию. Комиссия осуществляет мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости в форме обследований объектов недвижимости. Вид фактического использования объектов недвижимости определяется приказом уполномоченного органа на основании составленных комиссией по обследованию актов.

Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержден уполномоченным органом – Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).

При этом, как определено абзацами четвертым и пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Исходя из приведенных федеральных и региональных норм, для признания включения спорного здания в Перечень на 2020 год законным суду надлежит установить, что оно либо:

- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов;

- не менее 20 % его общей площади фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.

В судебном заседании установлено, что ООО «ДИМ» является собственником здания с кадастровым номером №...:510, расположенное по адресу: адресл.д. 59-62).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №...717 (л.д. 55-58).

При этом земельный участок с кадастровым номером №...:717 относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «предприятие по изготовлению металлодеревянных изделий, мебели».

Согласно сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан от 24 июля 2020 года № 06006 по состоянию на 24 декабря 2019 года у объекта недвижимости здание с кадастровым номером №...:510, площадью 1 332,5 кв.м. установлена связь с земельным участком с кадастровым номером №...:717 по адресу: адрес вид разрешенного использования - «предприятие по изготовлению металлодеревянных изделий, мебели».

В соответствии с техническим паспортом ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» на отдельно стоящее 3-х этажное нежилое строение (лит А,А1), расположенное по адресу: адрес по состоянию на 11 ноября 2009 года данное здание (лит. А) имеет наименование – здание управления, фактическое использование - административное (л.д. 63-76).

11 февраля 2019 года между ООО «ДИМ» и ФИО3 заключен договор субаренды нежилого помещения, площадью 32,3 кв.м., расположенного по адресу: адрес.

20 апреля 2019 года между ООО «ДИМ» и ФИО4 заключен договор аренды нежилых помещений, общей площадью 41 кв.м., наименование склад, расположенных по адресу: адрес

10 января 2019 года между ООО «ДИМ» и ФИО5 заключен договор аренды нежилых помещений, общей площадью 244,2 кв.м., расположенных по адресу: адрес

10 февраля 2019 года между ООО «ДИМ» и ФИО6 заключен договор аренды нежилого помещения, площадью 33,9 кв.м., расположенного по адресу: адрес

10 января 2019 года между ООО «ДИМ» и ФИО7 заключен договор аренды нежилых помещений, общей площадью 204,6 кв.м., наименование – склады, мастерские ОГМ, комната приема пищи, склад инструмента, расположенных по адресу: адрес

10 февраля 2019 года между ООО «ДИМ» и ООО «Редоран» заключен договор аренды нежилого помещения, площадью 19, 5 кв.м., расположенного по адресу: адрес

01 февраля 2019 года между ООО «ДИМ» и ФИО8 заключен договор аренды нежилых помещений, общей площадью 39,6 кв.м., расположенного по адресу: адрес

01 декабря 2019 года между ООО «ДИМ» и ФИО9 заключен договор аренды нежилого помещения, площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: адрес

Согласно акту обследования фактического использования здания с кадастровым номером №...:510 от 26 февраля 2019 года установлено, что объект соответствует критериям, указанным в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и не подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В пункте 1.2 акта обследования фактического использования здания с кадастровым номером №...510 от 26 февраля 2019 года указан ООО «Вуд Строй» производство и изготовление лестниц.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Вуд Строй» (ИНН <***>) код и наименование деятельности 16.10 распиловка и строгание древесины, код и наименование деятельности 16.10.9 предоставление услуг по пропитке древесины, код и наименование деятельности 16.23 производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий, производство и изготовление лестниц.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р определены коды видов деятельности, относящихся к бытовым услугам.

В перечне кодов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам коды 16.10, 16.10.9, 16.23 отсутствуют.

В пункте 3 акта обследования фактического использования здания с кадастровым номером №...:510 от 26 февраля 2019 года указан ООО «Редоран» деятельность бытового обслуживания, изготовление изделий из камня.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Редоран» код и наименование деятельности 23.61 производство изделий из бетона для использования в строительстве, код и наименование деятельности 23.69 производство прочих изделий из гипса, бетона или цемента, код и наименование деятельности 23.70 резка, обработка и отделка из камня.

В перечне кодов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам коды 23.61, 23.69, 23.70 отсутствуют.

К деятельности бытового обслуживания относится код «ОКВЭД 23.70.2» - резка, обработка и отделка камня для памятников. ООО «Редоран» памятники не изготавливает.

В пункте 3 акта обследования фактического использования здания с кадастровым номером №...:510 от 26 февраля 2019 года указан ФИО5 – хостел.

Подпунктом "з" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2019 года N 158 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц" предусмотрено, что под "хостелом" подразумевается вид гостиниц, включающих в себя многоместные номера, но не более 12 мест в одном номере, помещения для совместного использования гостями (гостиные, холлы, комнаты для завтраков и т.п.), общая суммарная площадь которых составляет не менее 25 процентов общей суммарной площади номеров, санитарные объекты, расположенные, как правило, за пределами номера, и предоставляющих услуги питания с ограниченным выбором блюд и (или) кухонное оборудование, а также по возможности дополнительные услуги.

«ОКВЭД 55» - деятельность по предоставлению мест для временного проживания.

В перечне кодов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам коды 55, 55.10, 55.20, 55.30 отсутствуют.

Таким образом, площадь недвижимого имущества, используемая для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания составляет 126 кв.м., исходя из расчета 444,1 кв.м. (фактическая площадь объекта недвижимого имущества, определенная в акте обследования фактического использования здания от 26 февраля 2019 года) – 204, 6 кв.м. (ФИО7) – 19,5 кв.м. (ООО «Редоран») – 94 кв.м. (ООО «Редоран»), что составляет 9,4 % от общей площади объекта (1 332,5 кв.м.).

Таким образом, указанные сведения не позволяли административному ответчику сделать однозначный вывод о том, что более 20% общей площади помещений, расположенных в указанном здании, предназначены для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что здание использовалось в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, административным ответчиком суду не представлено.

Включение нежилого здания с кадастровым номером №...:510 в пункт 2244 Перечня на 2020 год нарушает права и законные интересы истца, возлагая обязанности по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Таким образом, суд признает недействующим пункт 2244 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 1810 от 24 декабря 2019 года.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2020 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению, пункт 2244 Перечня подлежит признанию недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года № 1810.

Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/ (статья 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ООО «ДИМ» удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия пункт 2244 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года № 1810 – объект недвижимости с кадастровым номером №...:510, расположенный по адресу: адрес

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан опубликовать сообщение о принятом решении на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан www.mziorbru в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в г. Нижний Новгород.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п Э.М. Хамидуллина

Копия верна:

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Э.М. Хамидуллина