ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-698/2022 от 19.07.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 3га-698/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

19 июля 2022 года г. Уфа

Верховный суд Республики Башкортостан в составе:

судьи Верховного суда Республики Башкортостан Старичковой Е.А.,

при секретаре Даминовой Р.И.,

с участием прокурора Сафина А. Р.,

представителя административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Султанова Д.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промтехстрой» (далее – ООО «Промтехстрой») к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим с момента принятия нормативный правовой акт в части,

установил:

приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).

Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ до начала наступления налогового периода.

В пункт №... Перечня на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2022 год, включено нежилое здание с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.

ООО «Промтехстрой», являясь собственником нежилого здания и земельного участка, на котором оно расположено, обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия приведенной нормы, ссылаясь на то, что объект капитального строительства и земельный участок, на котором он расположен, не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый нормативный акт нарушает права и законные интересы общества, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

В судебное заседание от представителя административного истца по доверенности Басырова Д.Ш. поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствии, в котором административный иск поддержал, просил удовлетворить, пояснив, что спорное здание входит в комплекс соединенных между собой по периметру зданий. Акт обследования от 31 марта 2021 года, представленный в обоснование возражений административным ответчиком, считает ненадлежащим и недопустимым доказательством по делу, поскольку он полностью идентичен акту обследования от 7 октября 2020 года, оценка которому дана судом в решении Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 ноября 2021 года и апелляционном определении Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 марта 2022 года.

Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности Султанов Д.Ф. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на акт обследования объекта недвижимости от 31 марта 2021 года,

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, Перечень на 2022 год в оспариваемом пункте на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Сафина А.Р, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Административным истцом не оспаривалась компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на принятие оспариваемого приказа.

Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса российской Федерации, постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года №233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и его уточнения» (в редакции от 06.09.2021 г. №444) утверждение Перечня на 2022 год отнесено к компетенции Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Порядок опубликования Перечня на 2022 год не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций и физических лиц.

Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Из пункта 1 статьи 378.2 НК РФ следует, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (в первоначальной редакции).

В редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных указанных статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ) в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу пунктов 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з (в редакции от 20 ноября 2017 года) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения"(в редакции от 06.09.2021 г. №444) в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".

В судебном заседании установлено, что в пункт №... Перечня на 2022 год включено пятиэтажное нежилое здание с кадастровым номером ... (назначение – нежилое, наименование – административное здание), общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.

Согласно выписке из ЕГРН о зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата ООО «Промтехстрой» является собственником вышеуказанного нежилого здания.

Нежилое здание с кадастровым номером ... согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата расположено в границах земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования «для производственной базы».

Земельный кодекс Российской Федерации установил, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав об определении вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).

Вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим, для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.

Согласно техническому паспорту государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан в лице Уфимского городского филиала по состоянию на дата на отдельно стоящее 5-ти этажное нежилое строение, объект недвижимости состоит из лит. А – (административное здание) общей площадью ... кв.м.

В помещениях 1 этажа, лит. А расположены кабинеты, санузлы, подсобное, торгово-выставочный зал (50,3 кв.м), комната охраны, архив, коридоры; в помещениях 2 этажа лит. А расположены кабинеты, сан.узлы; в помещениях 3 этажа лит. А расположены кабинеты, санузлы, тамбур, серверная, комната отдыха; в помещениях 4 этажа лит.А расположены кабинеты, касса, архив, санузлы; в помещениях 5 этажа лит. А расположены кабинеты.

Техническая документация объекта капитального строительства – нежилого здания с кадастровым номером ... не содержит в наименованиях помещения, необходимые для оказания бытовых услуг гражданам (помещения для приема посетителей, зал ожидания, касса и т.д.), осуществления торговой деятельности, общественного питания, а также размещения офисов.

Не установлено таких фактов и в ходе проведенного 31 марта 2021 года фактического использования здания, акт обследования которого представлен административным ответчиком при рассмотрении административного дела, согласно которому здание полностью используется для размещения офисов, объектов общественного питания и торговых объектов.

Указанный вывод основан на размещенной информации на сайте «https//2gis.ru» в отношении объектов коммерческой деятельности по адресу: адрес, по которому расположен комплекс зданий, что подтверждается, в частности, приложенной к акту фотографией входа в здании с прикрепленной схемой расположения корпусов на территории ООО «Промтехстрой».

Приложенные к акту обследования фотоматериалы отражают лишь виды здания частично с внешних и внутренних сторон, не несут какой-либо информации о его фактическом использовании, фотографии не отражают нахождение в здании организаций, которые фактически осуществляют торговую деятельность, общественное питание или используются для размещения офисов.

В пункте 5 акта перечислены коммерческие организации, названия которых взяты с информационного сайта; приложенные к нему 8 фотографий не имеют привязки к конкретным помещениям, что не позволяет определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 НК РФ; не приведены выявленные в ходе обследования причины (наличие торгового оборудования, предназначенного и используемого для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров), свидетельствующие о размещении торговых помещений в здании, отсутствует процентное соотношение площадей спорного здания, используемых под торговые помещения и иные цели.

Более того, при исследовании судом по доводам административного истца акта обследования здания от 7 октября 2020 года, находящегося в материалах административного дела №3га-1581/2021 по административному исковому заявлению ООО «Промтехстрой» о признании недействующим пункт №... Перечня на 2021 год, установлена его идентичность с представленным актом обследования от 31 марта 2021 года при рассмотрении настоящего дела.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что фактическое обследование объекта недвижимости комиссией 31 марта 2021 года не производилось, оформленный акт является по делу недопустимым доказательством.

Поскольку имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования Перечня не позволяли с достоверностью определить использование спорного здания под размещение офисов, осуществление общественного питания и торговую деятельность, оспариваемую норму нельзя признать соответствующей налоговому законодательству, которое в качестве одного из основных начал правового регулирования в названной сфере закрепило принцип толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (пункт 7 статьи 3 НК РФ).

Кроме того, спорное здание не отвечает критерию, установленному в пункте 3 части 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций», поскольку его площадь 1127 кв.м, а налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество в 2021 году и признание оспариваемой нормы с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемый пункт Перечня не действующим со дня его принятия.

В связи с удовлетворением требований административного истца, суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о взыскании с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу ООО «Промтехстрой» в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины при подаче административного иска 4 500 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Промтехстрой» удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес.

Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу ООО «Промтехстрой» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан, и размещению на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ и официальном интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru/.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Е.А. Старичкова

Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2022 года.