ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-711/2022 от 26.07.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № 3га-711/2022

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Старичковой Е.А.,

при секретаре Даминовой Р.И.,

при участии прокурора Байковой А.Ф.,

с участием представителя административного истца ООО «Литер» - Гареева Л.М., представителя административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Султанова Д.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Литер» (далее – ООО «Литер») к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим в части нормативный правовой акт,

у с т а н о в и л:

приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года №2603 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).

Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ до начала наступления налогового периода.

В пункт №... Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2022 год, включено нежилое здание, общей площадью ... кв.м., с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: адрес.

Административный истец ООО «Литер», являющийся собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ..., расположенных в вышеуказанном нежилом здании, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта в части включения в пункт №... Перечня на 2022 год спорного здания, указав, что здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Здание не является административно-деловым или торговым центром. Включение здания в Перечень на 2022 год нарушает его права, возлагая обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Представитель административного истца по доверенности Гареев Л.М. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении, пояснив, что незначительная площадь на 1-м этаже здания размером 50 кв.м используется предпринимателем ФИО8 арендующим помещение, под ремонт автотранспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этих целях установлены два подъемника, которые зафиксированы на фото, приложенном к акту обследования. Бытовые услуги по ремонту и обслуживанию автотранспорта физических лиц в помещениях данного здания не оказываются. Часть помещений используются для фасовки, складирования с дальнейшим вывозом меда, торговля медом в здании также не ведется. На фотографиях к акту обследования это также зафиксировано.

Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности Султанов Д.Ф. просил отказать в удовлетворении заявленного требования со ссылкой на акт фактического обследования нежилого здания от 10 июня 2021 года, представленный при рассмотрении дела.

Выслушав пояснения сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, Перечень на 2022 год в оспариваемом пункте на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Сафина А.Р, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Административным истцом не оспаривалась компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на принятие оспариваемого приказа.

Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса российской Федерации, постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года №233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и его уточнения» (в редакции от 06.09.2021 г. №444) утверждение Перечня на 2022 год отнесено к компетенции Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Порядок опубликования Перечня на 2022 год не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций и физических лиц.

Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Из пункта 1 статьи 378.2 НК РФ следует, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

В редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных указанных статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ) в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу пунктов 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з (в редакции от 20 ноября 2017 года) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения"(в редакции от 06.09.2021 г. №444) в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".

Судом установлено, что в пункт №... Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2022 год, включено нежилое одноэтажное здание (наименование – отсутствует) с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: адрес.

Согласно выпискам из ЕГРН о зарегистрированных правах и основных характеристиках объектов недвижимости от 18 мая 2022 года, административный истец является собственником расположенных в здании нежилых помещений с кадастровыми номерами ... общей площадью ... кв.м (наименование: чугуно-литейный цех) и ... общей площадью ... кв.м (наименование – гараж).

Нежилое здание с кадастровым номером ... расположено на земельном участке с кадастровым номером ... с видом разрешенного использования «..., не указанных в п.15.6.3, для иных видов жилой застройки». Земельный участок находится в собственности ООО «Литер».

Вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно экспликации к техническому паспорту, составленному по состоянию на 10 июля 2007 года нежилое здание общей площадью ... кв.м состоит из Лит.А (Чугуно-литейный цех), лит.А1 (Чугуно-литейный цех), лит.А2 (здание автосервиса) и включает следующие помещения: производственное, кладовая, туалеты, подсобные, бытовка, магазин (26,4 кв.м), кабинеты, комната приема пищи, площадка, тепловой узел, электрощитовая, мастерская, склады, комната отдыха, коридор, проезд.

Площадь помещения, наименование которого предусматривает размещение объекта торговли, составляет 2,1 % об общей площади здания.

Доказательств того, что 20 и более процентов от общей площади здания предусматривает или используется под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.

Согласно представленному административным ответчиком акту обследования фактического использования спорного здания по состоянию на 10 июня 2021 года комиссией, - нежилое здание полностью используется под торговую деятельность ООО ... под бытовое обслуживание ...

Указанный вывод основан на размещенной информации на сайте «https//2gis.ru», приложенных к акту фотоматериалов, на факте имеющейся вывески на здании.

В пункте 5 акта перечислены коммерческие организации, названия которых взяты с информационного сайта; приложенные к нему фотографии не имеют привязки к конкретным помещениям, что не позволяет определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 НК РФ; не приведены выявленные в ходе обследования причины (наличие торгового оборудования, предназначенного и используемого для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров и (или) оказания бытовых услуг), свидетельствующие о размещении торговых помещений в здании, отсутствует процентное соотношение площадей спорного здания, используемых под торговые помещения и иные цели.

Более того, из приложенных к акту фотоматериалов усматривается использование помещений в целях, приведенных в доводах административного истца, подтвержденных, в частности, также представленным в судебное заседание договором аренды помещения площадью 50 кв.м для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств юридических лиц и ИП от 1 октября 2021 года.

Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ имеющийся акт обследования фактического использования здания от 10 июня 2021, суд приходит к выводу о том, что указанный акт не может являться надлежащим доказательством о наличии в здании с кадастровым номером ... объектов бытового обслуживания, торговых объектов.

Кроме того, спорное здание не отвечает критерию, установленному в пункте 3 части 1 статьи 2.1 Закона республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций», поскольку его площадь ... кв.м, а налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество в 2022 году и признание оспариваемой нормы с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемый пункт Перечня не действующим со дня его принятия.

В связи с удовлетворением требований административного истца, суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о взыскании с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу ООО «Литер» в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины при подаче административного иска 4 500 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

р е ш и л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Литер» удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан №2603 от 15 декабря 2021 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункт №... объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: адрес.

Взыскать с Министерства земельных и имущественных Республики Башкортостан в пользу ООО «Литер» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан, и размещению на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ и официальном интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru/.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Е.А.Старичкова

Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2022 года.