Дело № 3га-759/2019
Верховный Суд Республики Башкортостан
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 18 июля 2019 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров
в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Башкортостан Крупновой А.И.,
при секретаре Александровой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Объединение жилищного хозяйства Орджоникидзевского района города Уфы» к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам о признании подпунктов 2, 3, 5, 6 пункта 2 постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29 мая 2017 года № 83, приложения № 1 постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29 мая 2017 года № 83 недействующими со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
29 мая 2017 года Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам вынесено постановление № 83 «О внесении изменений в некоторые постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам», которым были утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа и при использовании земельного участка и надворных построек, нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Башкортостан, определенные расчетным методом.
Постановление № 83 опубликовано 31 мая 2017 года на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru/.
Административный истец ООО «Объединение жилищного хозяйства адрес» обратился в суд с административным исковым заявлением о признании подпунктов 2, 3, 5, 6 пункта 2 постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от дата№..., приложения №... постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от дата№... недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований административный истец ссылался на то, что данное постановление противоречит действующему законодательству и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 административное исковое заявление поддержал в полном объеме и просил признать подпункты 2, 3, 5, 6 пункта 2 постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от дата№..., приложения №... постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от дата№... недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в связи с несоответствием требованиям подпункта «б» пункта 4(1), пункту 5, 15 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата№....
Представители Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам ФИО4, ФИО5 возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции, опубликован в установленном порядке, процедура его принятия не нарушена. Указывают, что нормативы потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определены по формуле с применением расчетного метода и по нормам расхода электрической энергии в соответствии с группами оборудования в полном соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №... от дата.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения специалистов, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Крупновой А.И., полагавшей, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу части 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2017 года в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
При рассмотрении данного дела суд исходил из того, что на федеральном уровне отношения в области определения соответствующих нормативов тарифов урегулированы Жилищным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от
23 мая 2006 года № 306.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая
2006 года № 306 утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Правила № 306).
Согласно пункту 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 сентября 2013 года № 404, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Башкортостан, а также контроль за их применением.
Согласно пункту 4.2 указанного Положения Госкомитет в пределах своей компетенции утверждает нормативы потребления коммунальных услуг для населения по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 сентября 2013 года № 404, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам утвердил нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа и при использовании земельного участка и надворных построек, нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом (Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 29 сентября 2016 года № 123 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа и при использовании земельного участка и надворных построек, нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом»).
29 мая 2017 года Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам вынесено постановление № 83 «О внесении изменений в некоторые постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам», которым были утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа и при использовании земельного участка и надворных построек, нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Башкортостан, определенные расчетным методом.
Постановление № 83 зарегистрировано и занесено в Государственный реестр нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам юстиции 30 мая 2017 года № 9569, опубликовано
31 мая 2017 года на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru/, в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 июня 1998 года № 111.
Вышеуказанное постановление вступило в силу в установленном законодательством порядке, является действующим нормативным правовым актом.
Таким образом, оспариваемый акт издан уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции, порядок его опубликования не нарушен.
Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в Республике Башкортостан ранее утверждался постановлением Госкомитета Республики Башкортостан по тарифам от 25 июля 2016 года № 81 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, на общедомовые нужды на территории Республики Башкортостан, определенных аналоговым методом».
В соответствии с пунктом 2 преамбулы постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 года было предписано утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления с применением расчетного метода.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года №306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Правила № 306) Госкомитетом внесены изменения в ранее принятые постановления по электроснабжению:
- от 25 июля 2016 года № 81 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, на общедомовые нужды на территории Республики Башкортостан, определенных аналоговым методом» приложение № 3 признано утратившим силу с 1 июня 2017 года.
- от 29 сентября 2016 года № 123 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежитиях квартирного типа и при использовании земельного участка и надворных построек, нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом» дополнено приложением №3 «Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Башкортостан, определенные расчетным методом», действующим с 1 июня 2017 года.
Согласно абзацу второму пункта 13 Правил № 306
(в ред. № 1498 от 26.12.2016 г.) нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1.
В соответствии с пунктом 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам.
Пункт 37 Приложения № 1 к Правилам № 306 устанавливает, что норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома:
осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;
силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;
системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле:
,
где:
Wобщ.i - суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);
12 - количество месяцев в году.
Для определения суммарного годового потребления электрической энергии групп оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, и по общей площади помещений, входящих в состав имущества в многоквартирном доме, Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам (далее – Госкомитет) была запрошена информация у Администраций городов и районов Республики Башкортостан. Согласно запроса от 20.01.2017 года №107/03/2017 (л.д.196-198 т.4) следовало предоставить в адрес Госкомитета до 17.02.2017 г. на бумажном носителе, заверенным Главой администрации муниципального района (городского округа) Республики Башкортостан, продублировав на электронный адрес: bashtarif90@bashkortostan.ru, информацию, согласно приложения для расчетов и определения нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). Уполномоченным органом в Республике Башкортостан согласно Положению является Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам.
Вышеуказанное письмо было направлено всем главам администраций городов и районов Республики Башкортостан, которые в свою очередь направили ответы с данными по электрической энергии по группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома по форме, предусматривающей предоставление информации о суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году, суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания; системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности; и по многоквартирным домам с учетом конструктивных и технических параметров - количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем (л.д.197 т.4).
Получены ответы в электронном виде, в последующем были предоставлены письменные подтверждения, заверенные Главами администраций, что было установлено в судебном заседании и часть ответов приобщена к материалам дела (л.д.89,91-95 т.6).
Кроме того, Госкомитетом запрошены и получены сведения о площадях помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, из Единого расчетно-кассового центра города Уфы Республики Башкортостан (л.д.71-141 т.5)
На основании представленных данных, в пределах компетенции Госкомитет провел обобщающий анализ, расчеты, исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания, в соответствии с формулой №34 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306.
Приказом Госкомитета от 20 января 2016 года №2, являющимся внутренним локальным документом, утверждено положение о Правлении Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее - Положение о Правлении).
Так, Правление Госкомитета (далее – Правление) является коллегиальным органом, созданным для определения основных направлений деятельности и принятия решений по вопросам, отнесенным к его компетенции. Решение об установлении тарифов, цены, платы, надбавок, индексов и их предельных уровней, нормативов принимается путем рассмотрения соответствующих дел на заседании Правления ГКТ РБ (пункт 6-7 Положения о правлении).
Как видно из представленных документов дата состоялось заседание Правления на котором присутствовали все члены правления, в том числе председатель Правления ФИО6 председатель Госкомитета РБ по тарифам, Члены Правления: ФИО7 начальник отдела регулирования ТЭК и СУ, ФИО8 начальник отдела КИТ, ФИО9 начальник отдела регулирования К и СУ, ФИО10 заместитель начальника отдела регулирования К и СУ, ФИО11 главный специалист отдела регулирования ТЭК и СУ, ФИО12 представитель УФАС по РБ, что отражено в протоколе от дата№... (л.д.142-213 т.5).
Правильность расчета норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме была также проверена на заседании рабочей группы по рассмотрению вопросов установления нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, электроснабжению, созданной распоряжением Правительства Республики Башкортостан от дата№...-р. В состав комиссии вошли представители энергосбытовой компании ООО «ЭСКБ», Министерства ЖКХ, управляющих компаний, общественности, министерств и ведомств, курирующих жилищно-коммунальную сферу республики, а также Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору.
Согласно 4.23. Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2014 года № 616 организует и проводит в пределах установленных полномочий проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг)(л.д.75-76 т.6).
Суду предоставлено вышеуказанное распоряжение, исследован состав рабочей группы, на котором был рассмотрен вопрос об обоснованности размера норматива и рекомендовано принятие постановления в предложенном варианте. В суде была допрошена специалист ФИО13, которая подтвердила факт заседания рабочей группы и процесс обсуждения нормативов.
Постановлением №... внесены изменения с указанием соответственно следующих категорий и групп:
№ п/п | Категория многоквартирных домов | Группы оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома <*> | Единица измерения | Норматив потребления |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения | Осветительные установки | кВт ч в месяц на кв. метр | 0,295 |
Осветительные установки, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования | кВт ч в месяц на кв. метр | 0,339 | ||
Осветительные установки, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного водоснабжения | кВт ч в месяц на кв. метр | 0,626 | ||
Осветительные установки, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование горячего водоснабжения | кВт ч в месяц на кв. метр | 0,792 | ||
Осветительные установки, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного водоснабжения, насосное оборудование горячего водоснабжения | кВт ч в месяц на кв. метр | 1,108 | ||
Осветительные установки, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного водоснабжения, насосное оборудование системы отопления | кВт ч в месяц на кв. метр | 1,018 | ||
Осветительные установки, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование горячего водоснабжения, насосное оборудование системы отопления | кВт ч в месяц на кв. метр | 1,171 | ||
Осветительные установки, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного водоснабжения, насосное оборудование горячего водоснабжения, насосное оборудование системы отопления | кВт ч в месяц на кв. метр | 1,455 | ||
2 | Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения | Осветительные установки, силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт | кВт ч в месяц на кв. метр | 0,791 |
Осветительные установки, силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования | кВт ч в месяц на кв. метр | 0,906 | ||
Осветительные установки, силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного водоснабжения | кВт ч в месяц на кв. метр | 0,988 | ||
Осветительные установки, силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование горячего водоснабжения | кВт ч в месяц на кв. метр | 1,073 | ||
Осветительные установки, силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного водоснабжения, насосное оборудование горячего водоснабжения | кВт ч в месяц на кв. метр | 1,569 | ||
Осветительные установки, силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного водоснабжения, насосное оборудование системы отопления | кВт ч в месяц на кв. метр | 1,493 | ||
Осветительные установки, силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование горячего водоснабжения, насосное оборудование системы отопления | кВт ч в месяц на кв. метр | 1,519 | ||
Осветительные установки, силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного водоснабжения, насосное оборудование горячего водоснабжения, насосное оборудование системы отопления | кВт ч в месяц на кв. метр | 1,987 | ||
3 | Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период | - | - | - |
4 | Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода | - | - | - |
-------------------------------- <*> В соответствии с пунктом 37 приложения N 1 Постановления Правительства РФ от дата N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" |
Как видно из приложения №1 к Постановлению №83, норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме был рассчитан в соответствии с указанными в пункте 37 Правил № 306 категориями многоквартирных домов и групп оборудования, являющихся общим имуществом многоквартирного дома.
В судебном заседании из письменных возражений административного ответчика (т.4 л.д.179-198, т.5 л.д.228-252), пояснений специалистов ФИО9, ФИО13, ФИО14 (т. 5 л.д. 220-222) было установлено, что указанные в приложении к оспариваемому постановлению нормативы потребления электроэнергии были определены с применением расчетного метода с использованием вышеприведенной формулы 34 и по группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, перечисленным в пункте 37 Приложения № 1 к Правилам №306.
Судом исследованы доводы административного истца о том, что Госкомитет обязан запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления Республики Башкортостан и организаций информацию, документы и иные материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Госкомитета, и признаны несостоятельными в силу следующего.
Согласно пункту 5.1. Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, Госкомитет для выполнения возложенных на него задач имеет право: запрашивать у вышеперечисленных организаций информацию, документы и иные материалы. В дополнение к этому Госкомитет пояснял, что согласно пунктам 7,8 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе: запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) по форме, определенной указанным органом.
Правилами № 306 источник получения уполномоченным органом сведений, необходимых для установления нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не определен.
Доводы административного истца о том, что сведения для расчетов оспариваемых нормативов запрашивались Госкомитетом у органов местного самоуправления, а не управляющих организаций, не свидетельствуют о нарушении Госкомитетом требований действующего законодательства и недостоверности указанных сведений.
Кроме того, судом на примере города Уфы был исследован вопрос о первоисточнике получения информации в последующем направленной в Госкомитет и установлено, что Администрацией ГО г. Уфа запрос Госкомитета был направлен МБУ УЖХ г. Уфы, которое в свою очередь направило его по приложенной форме в управляющие компании, в том числе и УК административного истца, после получения данных из управляющих компаний, сведения были сгруппированы и направлены МБУ УЖХ г. Уфы в Администрацию ГО г. Уфа, которая неоднократно уточняя их, отправила в Госкомитет(л.д.61-65 т.6).
Данная процедура сбора и предоставления информации была подтверждена в судебном заседании допрошенными специалистами МБУ УЖХ г. Уфы ФИО2 и Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ФИО3.(л.д.221-222 т.5).
Исходя из положений статей 161, 165 ЖК РФ, главы 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», условия для управления многоквартирными домами создают органы местного самоуправления.
Таким образом, администрации городов и районов являются уполномоченным органом в области ценообразования, обладающим информацией по эксплуатации жилого фонда, объектов жилищно-коммунального хозяйства, контроля за эксплуатацией объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения, устанавливающий обязательные требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и осуществляющий контроль(надзор).
Следовательно, администрации обладали информацией по предоставлению запрашиваемых данных Госкомитетом, как указано в письме от дата№....
В связи с этим направление Госкомитетом запросов и получение необходимых сведений для проведения расчетов у администраций городских округов, муниципальных районов является правомерным.
Что касается доводов относительно нарушения оспариваемым постановлением прав и интересов административного истца, суд полагает, что в ходе рассмотрения дела истцом не предоставлено достоверных данных и судом не добыто о нарушении прав истца.
ООО «ОЖХ адрес ГО адрес» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии №... от дата, выданной Госкомитетом РБ по жилищному и строительному надзору в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от дата№... «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».
В соответствии со ст.198 ЖК РФ (в ред.дата) сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Совместным приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя
России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» установлены состав, сроки и периодичность размещения информации в ГИС ЖКХ. Состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с ч.1 и 2 ст. 198 ЖК РФ предусмотрен приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29 сентября 2015 г. № 368/691/пр «Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно ГИС ЖКХ, реестра лицензий ООО «ОЖХ адрес» на дата в управлении находится 359 многоквартирных домов. По каждому многоквартирному дому размещена информация, предусмотренная ст.198 ЖК РФ с указанием даты размещения информации в системе.
При анализе информации по лицензиату - ООО «ОЖХ адрес» на сайте ГИС ЖКХ, информации, представленной Госкомитетом РБ по жилищному и строительному надзору по запросу ГКТ РБ №... от дата и сопоставлении со списком многоквартирных домов, представленным ООО «ОЖХ адрес», находящимся в управлении административного истца на момент принятия постановления ГКТ РБ от дата№... выявлены многочисленные несоответствия (л.д.232-252 т.5, л.д.1-42 т.6). В частности, в период с дата по дата в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами ООО «ОЖХ адрес» включено 274 дома, тогда как в представленной суду таблице указано 370 домов, которые были использованы административным истцом для подсчета предполагаемого размера норматива при обращении в суд и составлении сравнительной таблицы (л.д.11-13 т.1), из содержании которой административный истец делает вывод о необоснованности оспариваемых нормативов, не обладая правом управления третью частью домов, указанных в расчете и таблице.
При этом для определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, для определения размера расхода электрической энергии по группам оборудования, перечисленным в пункте 37 Приложения №... к Правилам №..., использовались сведения, полученные от администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостана по специальной форме, разработанной в соответствии с положениями пункта 37, что не противоречит порядку определения норматива потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленному Правилами №....
Принимая во внимание, что в многоквартирных домах на территории Республики Башкортостан имеются различные технические параметры в группах оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного жилого дома путем введения подпунктов произведена их дифференциация с установлением конкретного норматива (л.д.29-32 т.1).
Проверяя довод административного истца о том, что Госкомитетом не был учтен весь перечень общедомового имущества, неверно определена его площадь, суд не может признать его обоснованным, поскольку Госкомитет запросил у администраций муниципальных образований Республики Башкортостан годовое потребление, определенных Постановлением № 306, групп оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме и по общей площади помещений, входящих в состав имущества в многоквартирном доме в соответствии с запросами и представленными данными согласно приложению № 1.
Судом произведена выборочная проверка по Орджоникидзевскому району ГО г. Уфа РБ представленной информации о жилищном фонде ГО г.Уфа Республики Башкортостан и установлено, что информация по домам административного истца передана Госкомитету и использована при принятии оспариваемого постановления. С участием специалиста МБУ УЖХ г. Уфы ФИО2 на судебном заседании была осуществлена сверка домов, площадей административного истца и использованной при установлении нормативов информации о жилищном фонде ГО г. Уфа, представленной за подписью Главы Администрации ГО г. Уфа, и установлено, что количественные показатели по площади и мощности совпадают (л.д.166-211, л.д.221 т.5).
Выборочно проверив общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах расположенных по адресам: бульвар Славы 5, ФИО15 5, Свободы 42, Свободы 51/1 Госкомитетом была учтена в размере 1410.6 кв.м., 2827.1 кв.м., 1087.7 кв.м., 914 кв.м. соответственно. Аналогичные данные представлены в Госкомитет Единым расчетным кассовым центром, аналогичные данные размещены в ГИС ЖКХ, что также подтверждает правильность и обоснованность принятых Госкомитетом площадей.
Административным истцом не представлено и судом не добыто достоверно подтвержденных данных о том, что при установлении нормативов предоставлена неполная информация о площадях и мощностях.
Приведенный в административном исковом заявлении расчет административным истцом ничем не подтвержден.
Судом было неоднократно предложено представителям административного истца предоставить акты проверки мощности, площадей, технические паспорта электрооборудования, заключения специалистов, уточняющий перечень находящихся на обслуживании домов на дату принятия постановления и соответствующего уточнения площадей, мощностей в подтверждение представленного расчета, но это сделано не было.
Довод административного искового заявления о том, что нормативы являются неверными в связи с возникновением у управляющей организации значительных убытков, связанных с образовавшейся разницей между предъявленным объемом электроэнергии и средствами, оплаченными населением, судом не может быть признан убедительным, поскольку в обоснование своей позиции административный истец предоставил исковые заявления в арбитражные суды, решения по ряду дел, счета – фактуры, из которых не представляется возможным установить наличие заявленной разницы, а при наличии – причину её возникновения. Позиция административного истца основана на предположениях и представленными и добытыми судом доказательствами не подтверждена.
Судом исследованы доводы административного истца о допущенном Госкомитетом нарушении п. 4.19 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам и установлено, что пунктом 4.19 Постановления Правительства РБ от 05.09.2013 №404 (ред. от 09.07.2018) «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам», установлено, что Госкомитет в пределах своей компетенции осуществляет организацию работы по сбору данных от исполнителей коммунальных услуг, органов местного самоуправления, комиссий, созданных для оценки жилых помещений жилищного фонда в Республике Башкортостан, необходимых для установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Согласно статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике», социальная норма потребления электрической энергии (мощности) - определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам).
К рассмотрению настоящего дела ссылка на этот пункт Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам не относится, указанное полномочие Госкомитета в п. 4.19 реализуется
для оценки жилых помещений жилищного фонда в Республике Башкортостан, необходимых для установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Не представляется возможным согласиться и с доводами административного истца о несоответствии оспариваемого постановления пунктам 9.(1), 5, 15 Правил №306.
Как указывает истец, в соответствии с п. 9(1) Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (ред. от 29.09.2017 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», ресурсоснабжающая организация, управляющая организация обязаны предоставлять по запросу уполномоченного органа сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 38 настоящих Правил, с учетом сроков, предусмотренных пунктом 37 настоящих Правил, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности.
Указанный пункт Правил носит отсылочный характер на пункты 37,38 главы 5, предусматривающих определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов, а не расчетным методом, который использован в оспариваемом постановлении.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используются следующие показатели: в) в отношении электрической энергии - кВт·час на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт «в» Правил № 306).
Судом установлено, что оспариваемые нормативы потребления по электроснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определены с применением расчетного метода с использованием соответствующих формул (формула №34) для каждой категории многоквартирных домов с дифференциацией по конструктивным и техническим параметрам, в том числе степени благоустройства, климатическим условиям, рассчитаны с учетом информации, предоставленной Госкомитету органами местного самоуправления, в отношении: общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах; численности жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых устанавливаются нормативы потребления; характеристик систем теплоснабжения.
Административным истцом указано на несоответствие оспариваемого постановления пункту 15 Правил №306.
При оценке данного довода судом установлено, что изменение нормативов потребления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, определенном для их установления (пункт 15 Правил № 306).
Установленный пунктом 16 Правил № 306 перечень оснований для изменения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по инициативе установившего их органа, является исчерпывающим.
Подпунктом «б» пункта 16 Правил № 306 предусмотрено, что изменение нормативов потребления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в случае внесения изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правительством Российской Федерации 26.12.2016 принято постановление № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», которым в Постановление № 306 внесены соответствующие изменения.
Во исполнение пункта 2 указанного Постановления принято постановление от 29.05.2017 № 83.
Не соответствует обстоятельствам дела и утверждение истца о не соответствии оспариваемого постановления п. 37 Правил №306.
Согласно п. 37 Правил №306 норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по 3 группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома.
Величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определена по формуле 34 с использованием полученной Госкомитетом от администраций муниципальных образований информации по суммарному годовому потреблению электрической энергии, определенных Правилами № 306, групп оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме и по общей площади помещений, входящих в состав имущества в многоквартирном доме в адреса администраций муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку подпункты 2, 3, 5, 6 пункта 2,приложение № 1 постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29 мая 2017 года № 83 не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе актам, поименованным в административном исковом заявлении, и в ходе судебного разбирательства не нашел подтверждения факт нарушения прав административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Объединение жилищного хозяйства Орджоникидзевского района города Уфы».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Объединение жилищного хозяйства Орджоникидзевского района города Уфы» к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам о признании подпунктов 2, 3, 5, 6 пункта 2 постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29 мая 2017 года № 83, приложения № 1 постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29 мая 2017 года № 83 недействующими со дня вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Н.В.Козлова
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...