ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-763/2021 от 11.05.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Категория 011а

дело №...га-763/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

11 мая 2021 года г. Уфа

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе

судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Старичковой Е.А.

при секретаре Хабировой Д.В.,

прокурора Республики Башкортостан Галиева Р.Р.,

с участием представителя административного истца АСО «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов» - ФИО1, представителей заинтересованных лиц: ООО «Экология Т» - ФИО2, ООО «Грин» - ФИО3, ФИО4, ООО «Полигон» - ФИО5, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - ФИО6, Администрации городского округа г.Октябрьский - ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ассоциации Саморегулируемая организация «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов» (далее – АСО «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов») к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан о признании недействующим в части приказа Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года №1198п «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан»,

установил:

приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан N 1198п от 30 декабря 2019 г. утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан (далее - Территориальная схема).

Административный истец АСО «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов», действующая в интересах мусоросортировочного комплекса ООО «Полигон», а также регионального оператора ТКО по зоне №4 ООО «ЭкологияТ», заявляющий о нарушении права жителей г.Октябрьского Республики Башкортостан на благоприятную окружающую среду, недопустимость включения мусоросортировочного комплекса ООО «Грин» в территориальную схему по экологическим, санитарно-эпидемиологическим и социально-политическим причинам, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений Территориальной схемы ввиду их несоответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно, с учетом уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), пункт 25 таблицы 8.2, пункта 26 «Мусоросортировочные комплексы и участки» таблицы 9.1, пункт 2 «Планируемые объекты обработки ТКО» таблицы 11.8, в которые в качестве планируемого объекта обработки твердых коммунальных отходов включено ООО «Грин».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что основанием для признания недействующими данных норм Территориальной схемы явились нарушения законодательства, допущенные при включении в Территориальную схему в качестве планируемого объекта мусоросортировочного комплекса ООО «Грин», расположенного по адресу: адрес, на землях населенных пунктов с разрешенным видом использования «...», что является незаконным и самовольным строительством мусоросортировочного комплекса.

Кроме того, Территориальной схемой предусмотрено функционирование комплекса обработки отходов ООО «Полигон», мощность обработки отходов которого составляет 40 000 тонн в год, что является достаточным для территории обслуживания.

Судом в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Южно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, Администрация городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

В судебном заседании законный представитель административного истца председатель АСО «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов» ФИО1 заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, дал аналогичные пояснения, пояснив, что оспариваемые нормы Территориальной схемы противоречат Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», Федеральному закону «Об охране окружающей среды».

Представители заинтересованных лиц Администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан по доверенности ФИО7, ООО «Полигон» по доверенности ФИО5, ООО «Экология Т» по доверенности ФИО2 заявленные требования считали подлежащими удовлетворению по доводам, аналогичным приведенным административным истцом в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан по доверенности ФИО6 полагал административный иск не подлежащим удовлетворению, пояснив, что мусоросортировочный комплекс ООО «Грин» обладает лицензией на право осуществления деятельности по сбору и обработке отходов. Проект объекта получил положительное заключение государственной экологической экспертизы. Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению, выданному 20 января 2020 года, удостоверено соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Представители заинтересованного лица ООО «Грин» - руководитель ФИО3, представитель по доверенности ФИО4 заявленные административным истцом требования считали необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В судебном заседании пояснили, что в зоне деятельности регионального оператора №4 ежегодно образуется свыше 20 000 тонн отходов согласно Территориальной схеме, действует лишь один мусоросортировочный комплекс ООО «Полигон» с мощностью 40 000 тонн в год. Мощность ООО «Грин» также составляет 40 000 тонн в год. Мусоросортировочный комплекс ООО «Грин» действует на данной территории более 20 лет, в настоящее время осуществляет сбор вторресурсов и обезвреживание отходов I-IV классов опасности на основании лицензии на право осуществления деятельности по обращению с отходами, виды деятельности - сбор, транспортирование, обработка и размещение (хранение) отходов. В отношении занимаемого ООО «Грин» земельного участка с кадастровым номером ... установлена категория земель промышленности аналогично как и в отношении мусоросортировочного комплекса ООО «Полигон», в интересах которого административный истец обратился с данным требованием, а также в интересах регионального оператора ООО «Экология Т», один из учредителей которого является одновременно директором ООО «Полигон», что является нарушением антимонопольного законодательства, поскольку исключение введенного в эксплуатацию объекта обработки ТКО ООО «Грин» из планируемых при не оконченном строительстве объекта обработки ТКО ООО «Полигон» приводит к ограничению и устранению конкуренции.

Представители административного ответчика Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, заинтересованного лица Южно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Согласно представленным в суд возражениям на административный иск административный ответчик просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемый приказ принят в соответствии с полномочиями и с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования, приведенным в иске положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречит, прав и интересов административного истца не нарушает. Представитель заинтересованного лица Южно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования согласно представленному отзыву просил административный иск удовлетворить, полагая, что лицензия выдана ООО «Грин» в 2015 году при введении в эксплуатацию объекта в 2019 году, в связи с чем лицензия подлежит переоформлению.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей административного ответчика и заинтересованного лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы рассматриваемого дела, заслушав заключение прокурора Галиева Р.Р., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами; установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), нормативов накопления твердых коммунальных отходов, тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (часть 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).

Согласно статье 6 Закона об отходах к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 мая 2013 года № 200 утверждено Положение о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, согласно которому Министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции управление, регулирование, контроль и надзор в области обращения с отходами производства и потребления,

В соответствии с пунктом 18 статьи 5 Закона Республики Башкортостан от 30 ноября 1998 года № 195-з «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в области обращения с отходами относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.

В силу раздела 4 Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан последнее имеет право в пределах своих полномочий издавать нормативные правовые акты в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (недр, водных объектов, атмосферного воздуха, объектов животного и растительного мира), охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности обязательные для исполнения на территории Республики Башкортостан, а также издавать в пределах своей компетенции приказы и инструкции, имеющие нормативный характер.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.

В силу пункта 4 указанной статьи территориальная схема обращения с отходами подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Приказ от 30 декабря 2019 года №1198п, утвердивший Территориальную схему обращения с отходами, принят Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан во исполнение своих полномочий и в рамках его компетенции, определенной как федеральным законодательством, так и законодательством субъекта. Нормативный правовой акт и Территориальная схема размещена на официальном сайте правовой информации Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, согласована с территориальными органами и Министерствами регионального уровня, а также зарегистрирована Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам юстиции 25 февраля 2020 года за № 14767 с официальным опубликованием 27 марта 2020 года за № 202003270001.

Таким образом, принятие оспариваемого нормативного правового акта компетентным нормотворческим органом с соблюдением процедуры его принятия и опубликования подтверждается материалами дела. Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Рассматривая доводы административного истца о несоответствии Территориальной схемы обращения с отходами нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Территориальные схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утверждаются в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта.

Требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, предусмотрены статьей 13.3 Закона об отходах производства и потребления, из которой следует, что такие схемы разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования и должна включать в себя данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов (пункт 3 статьи 13.3 Закона об отходах).

Как следует из Территориальной схемы, раздел 5 «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, государственный реестр объектов размещения отходов» состоит из четырех таблиц. Таблица 5.3 содержит сведения об объектах обработки, утилизации, обезвреживания отходов на территории Республики Башкортостан, в которой в числе 123 юридических лиц значится ООО «Грин». В таблице 5.2 Территориальной схемы ООО «Грин» указано как объект, на котором осуществляется сбор вторресурсов и планируется мусоросортировочная линия мощностью 40 000 тонн в год. В таблице 11.8 в зоне деятельности регионального оператора №4 предусмотрены 12 планируемых объектов обработки отходов, в том числе ООО «Полигон» и ООО «Грин».

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Грин» осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке и обработке отходов I-IV классов опасности по адресу: адрес на земельном участке площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... (вид разрешенного использования «для размещения промышленных объектов») на основании бессрочной лицензии Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 02 № 00153 от 22 декабря 2015 года и санитарно-эпидемиологического заключения № 02.БЦ.01.000.Т.000046.01.20 от 20 января 2020 года о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для осуществления деятельности по сбору, транспортировке и обработке отходов I-IV классов опасности.

Согласно приложению к санитарно-эпидемиологическому заключению № 02.БЦ.01.000.Т.000046.01.20 от 20 января 2020 года основным направлением производственной деятельности ООО «Грин» является сбор отходов производства потребления от производственных предприятий и индивидуальных предпринимателей, населения, обработка, обезвреживание отходов и передача отходов предприятиям-переработчикам; имеет установку сжигания отходов «Форсаж-1», проезд автотранспорта, автостоянку на 7 машино-мест, 7 единиц автотранспорта. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» принят размер ориентировочной санитарно-защитной зоны в соответствии с п.п. 1 «Мусоросжигательные и мусороперерабатывающие объекты мощностью до 40 тыс. т/год» класс II - 500 метров. Промплощадка ООО «Грин» граничит с севера и северо-запада с земельным участком без указания категории земель, с северо-востока и востока – земельным участком с использованием: для общего пользования, с юго-востока – с земельным участком с разрешенным использованием: под иными объектами специального назначения, с юга – земельным участком: для эксплуатации объектов автомобильного транспорта, с юго-запада - земельным участком с разрешенным использованием: для размещения промышленных объектов, с запада – с земельным участком с использованием: для размещения промышленных объектов. Из земельных участков с разрешенным использованием: для индивидуальной жилой застройки имеются два участка на расстоянии 176 метров с запада, один на расстоянии 318 метров с юго-запада, один земельный участок на расстоянии 635 метров с северо-востока, один на расстоянии 790 метров с востока, один земельный участок на расстоянии 735 метров с юга. Имеются также четыре земельных участка под садоводство и огородничество на расстоянии 790 метров с востока. По результатам проведенных расчетов превышений установленных гигиенических нормативов (1,0 ПДК, 1,0 ПДУ) в расчетных точках на границе расчетной санитарно-защитной зоны не выявлено. Максимальные и эквивалентные уровни шума в расчетных точках не превышают предельно допустимые для ночного времени. По совокупности факторов химического и физического воздействия, а также оценки риска для здоровья населения от воздействия выбросов ООО «Грин», проведенной ООО «Проектная фирма – Эколог» проектом предложено установить санитарно-защитную зону для промплощадки ООО «Грин» в размере:

- с севера- 500 м от границы промплощадки,

- с северо-востока - 500 м от границы промплощадки,

- с востока - 500 м от границы промплощадки,

- с юго-востока - 500 м от границы промплощадки,

- с юга - 500 м от границы промплощадки,

- с юго-запада - 318 м от границы промплощадки,

- с запада - 176 м от границы промплощадки,

- с северо-запада - 500 м от границы промплощадки.

Таким образом, санитарно-эпидемиологическим заключением № 02.БЦ.01.000.Т.000046.01.20 от 20 января 2020 года, подготовленным на основании экспертного заключения от 23 декабря 2019 года № 1272-2019 органа инспекции ООО «ЭкспертАрт», опровергается довод административного истца о расположении мусоросортировочного комплекса ООО «Грин» в районе плотной жилой застройки города Октябрьский.

При этом следует принять во внимание, что Законом об отходах не установлен запрет на осуществление деятельности по транспортировке, обработке и обезвреживанию отходов в границах населенного пункта. Осуществление деятельности по размещению (хранению и захоронению) отходов выданной лицензией ООО «Грин» не предусмотрено.

В настоящее время ООО «Грин» осуществляет сбор вторресурсов и обезвреживание отходов I - IV классов опасности. Деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в проекции Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными, Республики Башкортостан обществом с ограниченной ответственностью «Грин» не осуществляется.

Несостоятельным суд находит также довод административного истца в обоснование заявленного требования о несоответствии вида разрешенного использования земельного участка («для размещения промышленных объектов») в месте расположения мусоросортировочного комплекса ООО «Грин» со ссылкой на решение Совета городского округа г. Октябрьский №107 от 29 июня 2017 года, утвердившее Правила землепользования и застройки городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, в соответствии с которыми предприятия II-III классов опасности могут размещаться только в территориальной зоне П-1, в то время как ООО «Грин» расположено в производственной зоне П-2 (коммунальные и промышленные предприятия IV-V класса опасности).

В данном случае суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии с утвержденной Постановлением Администрации городского округа город Октябрьский от 13 ноября 2013 года № 4172 Муниципальной программой «Экология и природные ресурсы городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан» ООО «Грин» указано в Перечне «специализированных предприятий по сбору отходов с последующей передачей переработчикам».

Постановлением Главы Администрации городского округа город Октябрьский от 31 декабря 2014 года утверждена Генеральная схема очистки территории городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, разработанная на основании Генерального плана развития городского округа город Октябрьский, в которой указано, что сбором отходов занимается ООО «Грин» (таблица 3.2.2.3.), а в п. 3.3. «Сбор и вывоз бытовых отходов на территории городского округа город Октябрьский осуществляют организации: ООО «Спецэкотранс», ООО «Полигон» и ООО «Грин».

Решением Совета городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от 25 мая 2007 года №199 утверждены Правила землепользования и застройки, градостроительного зонирования городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, согласно которым в таблице 8 «Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам городского округа город Октябрьский» предусмотрена зона «П2» - производственная зона с предприятиями IV-V класса вредности, в указанной зоне (позиция 16.1 и 16.2) было разрешено размещать предприятия II-III и IV-V класса вредности по классификации СанПиН.

Решением Совета городского округа г. Октябрьский от 29 июня 2017 года №107 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, согласно которым в таблице 1 «Градостроительные регламенты использования территорий в части видов разрешенного использования по территориальным зонам» указано следующее:

- зона «П» (производственная) – размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей, промышленным способом,

- позиция «вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание» код 3.1.2. – размещение мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов ТКО значится как разрешенный вид использования в территориальной зоне «П».

Следовательно, документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки городского округа город Октябрьский предусмотрена и разрешена деятельность по обработке, в том числе твердых коммунальных отходов, осуществляемая ООО «Грин» по адресу адрес.

Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГРК РФ) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 2 статьи 30 ГРК РФ правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, градостроительные регламенты.

В пункте 9 статьи 1 ГРК РФ дано понятие градостроительного регламента как «устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков».

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГРК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Кроме вышеизложенного суд принимает во внимание, что согласно статье 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" установлено, что в соответствии с классификатором, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа, определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.

В соответствии с п. 11 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Судом установлено, что на день принятия оспариваемого нормативного правового акта выданные лицензия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 02 №00153 от 22 декабря 2015 года и санитарно-эпидемиологическое заключение №02.БЦ.01.000.Т.000046.01.20 от 20 января 2020 года являются действующими. Деятельность ООО «Грин» относится к регулируемым видам деятельности, цены на которые устанавливаются исполнительным органом власти, в частности, цены на обработку твердых коммунальных отходов для ООО «Грин» установлены постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан от 28 ноября 2019 года № 481 «Об установлении предельных тарифов на обработку твердых коммунальных отходов, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью «Грин» в городском округе город Октябрьский Республики Башкортостан».

23 апреля 2018 года между Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан и региональным оператором ООО «Экология Т» заключено соглашение №3/2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан в зоне деятельности регионального оператора №4. Указанное соглашение заключено по результатам торгов согласно извещению о их проведении №210218/0631345/0, опубликованному на сайте http://torgi.gov.ru/.

В соответствии с п. 1.6 документации об отборе, региональный оператор осуществляет свою деятельность в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами в том числе твердыми коммунальными, Республики Башкортостан, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03 ноября 2016 года №480.

Согласно таблице 5.2 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными, Республики Башкортостан, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03 ноября 2016 года №480, ООО «Грин» является оператором по обращению с ТКО, осуществляющим сбор вторресурсов с планируемым запуском мусоросортировочной линии мощностью 40 тыс. тонн в год.

Таким образом, условием исполнения ООО «Экология Т» соглашения №3/2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан в зоне деятельности регионального оператора №4, является деятельность ООО «Грин» и запуск мусоросортировочной линии ООО «Грин» мощностью 40 тыс. тонн в год.

В соответствии с таблицей 11.8 Территориальной схемы в зоне деятельности регионального оператора №4 предусмотрены 12 планируемых объектов обработки отходов, в том числе ООО «Полигон» и ООО «Грин».

В соответствии с таблицей 11.7 Территориальной схемы обработку твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора №4 осуществляет ООО «Полигон», мощность объекта обработки которого составляет 40 000 тонн в год.

Согласно приложению №4 Территориальной схемы в зоне деятельности регионального оператора №4 «Расчет ТКО на существующее положение» в позиции 60 указано, что в городском округе город Октябрьский количество образования ТКО 40 226 тонн/в год, что означает необходимость ввода в эксплуатацию новых объектов обработки ТКО.

На основании анализа вышеуказанных установленных по делу обстоятельств, оснований полагать, что оспариваемая административным истцом Территориальная схема противоречит Федеральным законам «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» и «Об охране окружающей среды», у суда не имеется.

По сути, требования административного истца сводятся к обязанию Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан внести изменения в Территориальную схему в части исключения из нее планируемого хозяйствующего субъекта, что не соответствует требованиям Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Абзац первый части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» направлен на защиту конкурентной среды и гражданских прав хозяйствующих субъектов и устанавливает общий запрет принятия Федеральными органами исполнительной власти актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Основываясь на положениях федерального законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормы Территориальной схемы приняты в пределах полномочий Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, с соблюдением порядка принятия и опубликования, не противоречат требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают, поэтому в удовлетворении требований АСО «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов» следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Ассоциации Саморегулируемая организация «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов» к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан о признании недействующим в части Приказ Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан №1198 от 30 декабря 2019 года «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными Республики Башкортостан», отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Е.А.Старичкова