ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-797/2021 от 18.06.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № 3га - 797/2021

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,

при секретаре судебного заседания Нафикове А.И.,

при участии прокурора Латыпова А.А.,

с участием представителя административного истца Габдинурова И.В – Перепелкиной А.В., представителя административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – Файзуллиной С.Р., заинтересованного лица Перепелкиной А.В., представителя заинтересованных лиц Кулипановой Л.Ю., Перепелкиной В.В., Ахмадишина Б.Р. - Перепелкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Габдинурова ФИО12 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

у с т а н о в и л:

приказом Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан №1433 от 11 сентября 2015 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2016 год).

Пунктом 1073 Перечня на 2016 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: адрес.

Приказом Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан №2007 от 29 декабря 2016 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2017 год).

Пунктами 3434-3438 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: адрес.

Приказом Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан №1732 от 27 декабря 2017 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее- Перечень на 2018 год).

Пунктом 1316 Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: адрес.

Данные документы опубликованы на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ до начала наступления налогового периода.

Административный истец Габдинуров И.В., являющийся собственником нежилого помещения с кадастровым номером ..., входящего в состав родительского объекта недвижимости с кадастровым номером ..., обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016, 2017, 2018 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В обоснование требований указал, что нежилое здание с кадастровым номером ... и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ. Включение строения в оспариваемые перечни нарушает права истцов, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. С учетом последних уточненных требований административный истец просил суд признать недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части включения в пункт 1073 Перечня на 2016 год, в пункты 3434-3438 Перечня на 2017 год, в пункт 1316 Перечня на 2018 года, объекта недвижимости с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: адрес.

Представитель административного истца Габдинурова И.В – Перепелкина А.В., заинтересованное лицо Перепелкина А.В., представитель заинтересованных лиц Кулипановой Л.Ю., Перепелкиной В.В., Ахмадишина Б.Р. - Перепелкина А.В., действующая по доверенностям, уточненное административное исковое заявление поддержала, просила удовлетворить.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Файзуллина С.Р., действующая по доверенности от 05 апреля 2021 года, иск не признала, суду пояснила, что площадь объета составляет более 1000 кв.м., объект недвижимости был включен в оспариваемые Перечни на законных основаниях.

Административный истец Габдинуров И.В., заинтересованные лица Кулипанова Л.Ю., Перепелкина В.В., Ахмадишин Б.Р., Ахмадишина В.Ф. в судебное заседание не явились, представили суду заявления о рассмотрении дела без их участия.

В соответствии с положениями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, проверив Перечни на 2016, 2017, 2018 годы в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Административными истцами не оспаривалась компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на принятие оспариваемых приказов.

Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года №43-з, пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года №180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (редакция от 3 ноября 2016 года) Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан являлось органом, который на момент издания оспариваемых перечней, обладал достаточной компетенцией для их принятия.

Порядок опубликования перечней не нарушен. Нормативные правовые акты в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации были размещены на официальном сайте министерства и правительства до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций и физических лиц.

Проверяя соответствие оспариваемых в части нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 НК РФ).

Федеральный законодатель установил, что налоговая база определяется с учетом особенностей, закрепленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного Кодекса право субъектов Российской Федерации при установлении налога своими законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года №141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций», статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года №142-з «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (здание, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (здание, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);

здание (здание, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).

При этом, как определено подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, здание (здание, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (здание, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Следовательно, включению в перечни подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечали хотя бы одному из следующих условий:

здание (здание, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

здание (здание, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (здание, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з (в редакции от 26 ноября 2015 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).

В силу пунктов 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 вышеуказанного закона республики (в редакции от 20 ноября 2017 года) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения», вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций».

Установлено, что административный истец Габдинуров И.В. заинтересованные лица Кулипанова Л.Ю., Перепелкина В.В., Ахмадишин Б.Р., Ахмадишина В.Ф. являются собственниками нежилых помещений (..., ..., ..., ..., ...), входящих в родительский объект недвижимости с кадастровым номером ..., площадью 1478,5 кв.м., расположенный по адресу: адрес.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости у объекта недвижимости с кадастровым номером ... установлена связь с земельным участком с кадастровым номером ..., по адресу: адрес, земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, для иных видов жилой застройки. Пользователем данного земельного участка на основании договора аренды от 01 октября 2015 года является административный истец Габдинуров И.В.

Из ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан от 18 марта 2021 года на запрос суда, следует, что у земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на даты утверждения оспариваемых Перечней был установлен вид разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта».

Вид разрешенного использования земельного участка «Обслуживание автотранспорта» не предполагает размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, для того чтобы признать нежилое здание в целях размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.

Согласно экспликации к техническому паспорту, составленному по состоянию на 23 марта 2004 года, отдельно стоящее нежилое здание состоит из следующих помещений: приемная, кабинеты, мастерская, подстанции, склады, коридоры, подсобное, мастерские, электрощитовые, служебное, кладовая, зал обслуживания клиентов, тамбур, санузлы, шкафы, архив, служебное, тепловой узел, комната вахтера, - площадью 1 561,7 кв.м.

При этом наличие в техническом паспорте наименования помещений как «кабинет» однозначно не свидетельствует об использовании его под офис и сопутствующую офисную инфраструктуру.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Мероприятия по обследованию данных объектов недвижимости с целью определения вида их фактического использования на момент включения их в оспариваемые Перечни на 2016, 2017, 2018 годы не проводились.

Кроме того общая площадь здания составляет 1 478,5 кв.м., то есть менее 2 000 кв.м., что не позволяет отнести его к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с подп. 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций», согласно которой объектом налогообложения может являться отдельно стоящее здание свыше 2 000 кв.м.

Учитывая изложенное, суд признает недействующими пункт 1073 Перечня на 2016 год, пункты 3434 - 3438 Перечня на 2017 год, пункт 1316 Перечня на 2018 год в части включения нежилого здания с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: адрес, поскольку оспариваемые положения содержат противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2016, 2017, 2018 годы), признание отдельных положений с момента принятия нормативных актов будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административных истцов в полном объеме.

При таких обстоятельствах, пункт 1073 Перечня на 2016 год, пункты 3434 - 3438 Перечня на 2017 год, пункт 1316 Перечня на 2018 год подлежат признанию недействующими с момента принятия нормативных правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца Габдинурова И.В. подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при обращении с иском в суд, в размере 900 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Габдинурова ФИО13 удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан №1433 от 11 сентября 2015 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункт 1073 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: адрес.

Признать недействующими с момента принятия приказ Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан №2007 от 29 декабря 2016 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункты 3434-3438 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: адрес.

Признать недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан №1732 от 27 декабря 2017 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункт 1316 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: адрес.

Взыскать с Министерства земельных и имущественных Республики Башкортостан в пользу Габдинурова Ильдара Вильевича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 900 рублей.

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова