ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-8/2023 от 29.08.2023 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 3га-8/2023

Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

адрес 29 августа 2023 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Козловой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Ширшовой Э.С.,

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Башкортостан Сафина И.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью гостиница «Иремель» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

У С Т А Н О В И Л:

приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года № 2603 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).

Пунктом 2442 Перечня на 2022 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: адрес.

Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru/. до начала наступления налогового периода.

Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года № 3473 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).

Пунктом 3130 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: адрес.

Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru/ до начала наступления налогового периода.

Общество с ограниченной ответственностью гостиница «Иремель», являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером ..., находящегося в нежилом здании с кадастровым номером ..., обратилось в суд с административным исковым заявлением( с учетом уточнения требований от дата) о признании недействующими с момента принятия нормативных правовых актов в части включения в пункт 2442 Перечня на 2022 год и в части включения пункта 3130 Перечня на 2023 год здания с кадастровым номером .... В обоснование требований указано, что здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Нежилое здание фактически используется под гостиницу, незначительная часть помещений (менее 20%) сданы в аренду под торговую деятельность. Включение здания в Перечень на 2022 год и в Перечень на 2023 год нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Буксман В.А. иск не признала, пояснила, что спорный объект включен в Перечни, исходя из актов обследования, и соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание не явились представители ООО гостиница «Иремель», межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №... по Республике Башкортостан, заинтересованные лица К.В.В., Г.С.Р., Г.А.К., сведений об уважительности причин неявки не представлено, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

От заинтересованного лица К.В.В. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

В письменном возражении представитель ООО «Иремель» просил удовлетворить заявленные требования и указал о размере фактической площади здания - ... кв.м.

Изучив материалы дела, проверив Перечень на 2022 год, Перечень на 2023 год в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Сафина И.Ф., полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Административным истцом не оспаривалась компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на принятие оспариваемых приказов.

Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з, постановления Правительства Республики Башкортостан от 23мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения» формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесено к компетенции Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Порядок опубликования Перечня на 2022 год, Перечня на 2023 год не нарушен. Нормативные правовые акты в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации были размещены на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций и физических лиц.

Проверяя соответствие оспариваемых в части нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций», статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 142-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).

При этом, как определено абзацами четвертым и пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Следовательно, включению в Перечень на 2022 год подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечали хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения», вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций».

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорный объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: адрес, включено в пункт 2442 Перечня на 2022 год и пункт 3130 Перечня на 2023 год.

ООО «Иремель» является собственником нежилого помещения с кадастровым номером ..., находящегося в спорном нежилом здании, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости( л.д. ...).

Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах объект недвижимости – здание с кадастровым номером ... имеет назначение «нежилое», наименование «здание бытового обслуживания», площадь ... кв.м, расположен на земельном участке с кадастровым номером ... из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «под гостиницу «Иремель» (л.д....).

Согласно ответам филиала ППК «Роскадастр» по Республике Башкортостан от 17 октября 2022 года (т. ...) и 13 июля 2023 года (т....) по состоянию на 15 декабря 2021 года и по состоянию на 13 декабря 2022 года объект недвижимости с кадастровым номером ..., имеет назначение «нежилое», вид разрешенного использования – сведения отсутствуют, наименование «здание бытового обслуживания», площадь ... кв.м, является отдельно стоящим зданием и связано с земельным участком с кадастровым номером ... с видом разрешенного использования «под гостиницу «Иремель».

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровыми номером ..., на котором расположено спорное нежилое здание, из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке исключительно офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно перечисленных объектов.

Следовательно, здание по указанному основанию в Перечни на 2022 и 2023 годы включено быть не могло.

В связи с этим административным ответчиком должны быть представлены данные о фактическом использовании спорного объекта недвижимости или представлены сведения, содержащиеся в кадастровых паспортах данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающие о размещении офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или размещении торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не менее 20 процентов общей площади здания.

Из ответа филиала ППК «Роскадастр» по Республике Башкортостан от 13 июля 2023 года (т....) следует, что по состоянию на 15 декабря 2021 года в спорном здании располагались помещения с кадастровыми номерами ...; по состоянию на 13 декабря 2022 года – помещения с кадастровыми номерами ...

Согласно сведениям из ЕГРН по состоянию на 15 декабря 2021 года у помещения с кадастровым номером ... (снят с учета дата) установлены следующие характеристики: назначение «нежилое», вид разрешенного использования – сведения отсутствуют, наименование «помещение», площадь 656,1 кв.м.

Согласно сведениям из ЕГРН по состоянию на 15 декабря 2021 года, 13 декабря 2022 года по настоящее время у помещений, расположенных в здании с кадастровым номером ..., установлены следующие характеристики:

Кадастровый номер помещения

Назначение

Вид разрешенного использования

Наименование

Площадь

...

нежилое

сведения отсутствуют

помещение

...

...

нежилое

сведения отсутствуют

помещение

...

...

нежилое

сведения отсутствуют

нежилое помещение

...

...

нежилое

сведения отсутствуют

помещение

...

...

нежилое

сведения отсутствуют

помещение

...

По запросу суда ... ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» представлены копии технических паспортов на здание и помещения в нем по адресу: адрес:

- на нежилое помещение на 1-ом этаже 4-х этажного нежилого здания (номер помещения 82) по состоянию на 05 февраля 2019 года (т....);

- на нежилое помещение по состоянию на 10 февраля 2020 года (т....);

- на здание бытового обслуживания по состоянию на 22 октября 2001 года (т....);

- на нежилое помещение по состоянию на 24 ноября 2017 года (т....);

- на встроенные нежилые помещения на 1-ом этаже 4-х этажного нежилого здания по состоянию на 25 августа 2020 года (т....);

- на нежилое помещение на 1-ом этаже 4-х этажного нежилого здания (номер помещения ...) по состоянию на 26 июня 2019 года (т....);

- на нежилые помещения по состоянию на 28 апреля 2015 года (т....);

- на часть нежилого здания (кадастровый номер ...) по состоянию на 29 июля 2004 года (т....).

Технические паспорта на нежилые помещения в спорном объекте недвижимости по состоянию на 05 февраля 2019 года, 10 февраля 2020 года, 24 ноября 2017 года, 25 августа 2020 года, 26 июня 2019 года, 28 апреля 2015 года не могут быть приняты судом во внимание как документы технического учета (инвентаризации), поскольку в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, и в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

При таких обстоятельствах сведения технических паспортов, составленных после 01 января 2013 года, не могут быть положены в основу судебного акта по рассматриваемому делу.

Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12 ноября 2020 года № 46-П и определении от 31 мая 2022 года № 1176-О, поскольку основанием для включения нежилого здания послужило не только расположение его на земельном участке с соответствующим видом разрешенного использования, но и иные основания, в том числе предназначение данного объекта для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или фактическое использование для указанных целей (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ), то при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции устанавливалось, для каких целей предназначено спорное здание.

Согласно техническому паспорту на здание бытового обслуживания, расположенного по адресу: адрес, составленному по состоянию на 22 октября 2001 года, здание состоит из литеры ... с наименованием «Здание бытового обслуживания» и фактическим использованием «гостиница», имеет площадь ... кв.м, входящие в его состав помещения имеют следующее назначение: помещения на 1 этаже – АО «...», бытовое помещение, сушуар, парикмахерск.зал (... кв.м), бойлерная, склад, коридор, эл.щитовая, туалет, венткамера, холл, тамбур, кладовая, администратор, прачечная, малый зал (... кв.м), склад овощн., кухня, мясной цех, склад, зал (... кв.м), моечная, каб.бухгалтера, умывальная, бухгалтерия, каб. директора, раздевалка, душевая, фойе, рюмочная ..., кабинет, бытов.помещ., лест.клетка, бар (... кв.м), кабина (зал) (... кв.м), кабина (зал) (... кв.м); на 2 этаже – кабинет директора, туалет, умывальная, кладовая, коридор, слесарная ком., комната, ванная, бельевая, комн.горничн., лестн.клетка; на 3 этаже – коридор, туалет, комната, умывальная, раздевалка, лестн.клетка, ванная, каб.бухгалтера, комн.дежурн. по гост., лестн.клетка; на 4 этаже – коридор, туалет, комната, ванная, кладовая, умывальная, лестн.клетка, прачечная ком., комн.горничн., лестн.клетка (т....).

Площадь помещений, подпадающих под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации составляет ... кв.м, что менее 20% от общей площади здания (13,53%).

Наличие в техническом паспорте наименований помещений как «кабинет» однозначно не свидетельствует об использовании их под офис и сопутствующую офисную инфраструктуру.

Из пояснений специалиста ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» М.Г.Д. в судебном заседании 29 июня 2023 года следует, что в архиве ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» хранится единственный паспорт на здание по состоянию на 22.10.2001 года, площадь здания указана дата кв.м., других паспортов на здание не имеется. Согласно выписке из ГРН от 16.06.2023 года в состав здания входят пять помещений с окончанием кадастровых номеров дата, совокупности площадей помещений составляет дата кв.м.(л.д.дата).

Таким образом, из единственного технического паспорта на здание по состоянию на 22 октября 2001 года не усматривается размещение в нем помещений общей площадью более 20% от площади здания, используемых в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сведений о погашении паспорта на здание не имеется.

В соответствии с техническим паспортом на часть нежилого здания по адресу: адрес, с кадастровым номером дата, составленным дата по состоянию на 29 июля 2004 года (на техническом паспорта имеется удостоверенная начальником участка З.Л.Г. перечеркнутая запись о погашении), часть здания состоит из литеры ... Гостиницы, используемой по назначению, площадью ... кв.м. Согласно экспликации к техническому паспорту помещения Гостиницы имеют следующее назначение: на 1 этаже – кабинет, бытовое, сушуар, бойлерная, парикмахерский зал (... кв.м), кухня, бытовое помещение, коридор, эл.щитовая, туалет, касса (... кв.м), склад, камера хранения, холл, тамбур, кладовая, администратор, парилка, игровой зал, раздевалка, торговый зал (... кв.м), бытовое помещение, слесарная комната, комната; на 2 этаже – кабинет директора, умывальная комната, кладовая, коридор, слесарная комната, комната, туалет, буфет (... кв.м), кухня, кладовка, комната горничной, лестничная клетка; на 3 этаже – коридор, туалет, комната, умывальная, кладовая, раздевалка, лестничная клетка, ванная, кабинет бухгалтера, комн.дежурн. по гост.; на 4 этаже – коридор, туалет, комната, ванная, кладовая, умывальная, лестничная клетка, прачечная комната, комната горничной.

С учетом площади помещений, подпадающих под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации согласно приведенному техническому паспорту, суммарная площадь таких помещений по техническим паспортам по состоянию на 22 октября 2001 года и 29 июля 2004 года составляет ... кв.м + ... кв.м (касса) + ... кв.м (торговый зал (скорее всего образован из кабин (залов) площадью ... и ... кв.м, учтенных по тех.паспорту 2001 года + ... кв.м (буфет) составляет ... кв.м, что составляет 17,59% от площади здания (... кв.м), то есть менее 20% от общей площади спорного объекта недвижимости.

В материалы дела представлены копии технических паспортов на нежилые помещения, расположенные в спорном здании:

- на встроенные нежилые помещения на 1-ом этаже 4-х этажного нежилого здания площадью ... кв.м по состоянию на 23 сентября 2009 года (т....);

- на встроенные нежилые помещения на 1-ом этаже 4-х этажного нежилого здания площадью ... кв.м по состоянию на 23 сентября 2009 года (т....);

- на встроенные нежилые помещения на 2-ом этаже 4-х этажного нежилого здания площадью ... кв.м по состоянию на 23 сентября 2009 года (т....);

- на встроенные нежилые помещения на 3-ом этаже 4-х этажного нежилого здания площадью ... кв.м по состоянию на 23 сентября 2009 года (т....);

- на встроенные нежилые помещения на 4-ом этаже 4-х этажного нежилого здания площадью ... кв.м по состоянию на 23 сентября 2009 года (т....).

Общая площадь помещений по представленным техническим паспортам по состоянию на 23 сентября 2009 года составляет ... кв.м.

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от ... года, вынесенным по административному делу № ... и оставленным без изменения апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ... года, удовлетворено административное исковое заявление ООО Гостиница «Иремель» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими нормативных правовых актов в части, признаны недействующими с момента принятия пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в ... году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ... года № ..., и пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в ... году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ... года № ...

Решением суда от ... года по административному делу № ..., оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, установлено следующее.

Согласно техническому паспорту на встроенные нежилые помещения на 1 этаже 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: адрес по состоянию на 23 сентября 2009 года, литер ... - встроенное нежилое помещение, фактическое использование гостиница, имеют следующие помещения: холл, кабинет, бытовое помещение, банкомат, парикмахерская (... кв.м.), бойлерная, кафе (... кв.м.), лифт, коридор, подсобное помещение, моечная, кухня (... кв.м.), кухня (... кв.м.), кухня (... кв.м.), туалет, умывальная, электрощитовая, гардеробная, раздевалка, склад, санузел, парикмахерская (... кв.м.).

Согласно техническому паспорту на встроенные нежилые помещения на 2 этаже 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: адрес по состоянию на 23 сентября 2009 года, литер ... - встроенное нежилое помещение, фактическое использование гостиница, имеют следующие помещения: лестничная клетка, коридор, комната, санузел, кладовая, прачечная, кабинет завхоза, умывальная.

Согласно техническому паспорту на встроенные нежилые помещения на 3 этаже 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: адрес по состоянию на 23 сентября 2009 года, литер ... - встроенное нежилое помещение, фактическое использование гостиница, имеют следующие помещения: лестничная клетка, коридор, косметический кабинет (... кв.м.), комната, санузел, коридор, кладовая, комната дежурного по гостинице, туалет, умывальная, слесарная.

Согласно техническому паспорту на встроенные нежилые помещения на 4 этаже 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: адрес по состоянию на 23 сентября 2009 года, литер ... - встроенное нежилое помещение, фактическое использование гостиница, имеют следующие помещения: лестничная клетка, коридор, комната, санузел, комната горничной, кладовая, гардеробная, умывальная, туалет.

Назначение помещения «кабинет» нельзя расценить как предусматривающее размещение офиса для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку термин «кабинет» не является тождественным термину «офис».

Таким образом, общая площадь помещения, подпадающих под критерии, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 5 %, то есть менее 20% от общей площади нежилого помещения – ... кв.м (т.... дела ...).

В решении Верховного Суда Республики Башкортостан от ... года по административному делу ... не дана оценка техническому паспорту на встроенные нежилые помещения на 1-ом этаже 4-х этажного нежилого здания по адресу: адрес, площадью ... кв.м по состоянию на 23 сентября 2009 года (т....).

Согласно данному техническому паспорту встроенное нежилое помещение (литер ...) имеет фактическое использование – гостиница, его помещения имеют следующее назначение: парикмахерская (... кв.м), бытовое помещение, комната, туалет, коридор.

Однако с учетом площади парикмахерской (... кв.м) площадь помещений по техническим паспортам на нежилые помещения в спорном здании по состоянию на 23 сентября 2009 года, подпадающих под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет менее 20% от общей площади здания (5,96%).

В реестровом деле, представленным в материалы дела, имеется технический паспорт по состоянию на дата на нежилое помещение на 1-ом этаже 4-х этажного нежилого здания по адресу: адрес, площадью ... кв.м (т....), состоящее из литеры ... – Ресторан «Иремель» и литеры ... – Входная группа с фактическим использованием по назначению.

Исходя из представленных в материалы дела технических паспортов технические паспорта на данное нежилое помещение ранее 06 мая 2011 года не изготавливались.

Согласно экспликации к нему помещения данного объекта недвижимости имеют назначение: коридор, склад, малый зал (... кв.м), кухня, цех холодной закуски, овощной цех, мясной цех, рыбный цех, мойка, зал (... кв.м), гардеробная, туалет, бухгалтерия, коридор, умывальная, туалет, малый зал (... кв.м), санузел, склад, фойе, офис (... кв.м), кабинка, гардеробная, входная группа.

Однако с учетом площади помещений по техническому паспорту по состоянию на 06 мая 2011 года, подпадающих под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, общая площадь помещений по техническим паспортам от 23 сентября 2009 года, отвечающих требованиям указанной статьи (... кв.м), не превышает 20% от общей площади здания, установленной в ЕГРН ... кв.м (19,8%) и 20% от общей площади здания, полученной в результате сложения площади нежилых помещений по техническим паспортам от 23 сентября 2009 года и 06 мая 2011 года (... кв.м + ... кв.м + ... кв.м = ... кв.м) (19,1%).

Следовательно, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости здание в Перечни на 2022 и 2023 годы включению не подлежало.

По вопросу площади спорного здания судом запрошены сведения из Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о площади включенного в Перечни здания.

Из полученных ответов следует, что по выписке из ЕГРН площадь здания на дату включения в Перечни составляла ... кв.м., в состав данного объекта согласно выпискам из ЕГРН входят помещения с кадастровыми номерами ....Общая площадь данных помещений составляет ... кв.м. В акте обследования указана площадь, рассчитанная исходя из общей площади помещений(л.д....).

Из ответа ППК «Роскадастр» от 22.06.2023 года следует, что по данным ЕГРН площадь здания ... кв.м., вместе с тем, в состав здания входят помещения со статусом «актуально», сумма площадей которых составляет ... кв.м.(л.д....).

Как следует из позиции административного ответчика, основанием для включения объекта в Перечни на 2022 и 2023 годы явились акты обследования фактического использования здания.

Для того чтобы признать нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этих зданий должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей, поскольку наименование здания не предусмотрено действующим законодательством как условие для признания его объектом недвижимости, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Административным ответчиком представлены акты обследования фактического использования здания с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: адрес, по состоянию на дата и дата (т....).

Представленные акты обследования по определению фактического использования здания на даты утверждения Перечней на 2022 и 2023 годы не могут быть признаны допустимыми доказательствами и отклоняются судом, поскольку не подтверждают фактическое использование здания в соответствии с условиями, установленными пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан о налоге на имущество организаций

Так, федеральный законодатель, устанавливая с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи; вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определять в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).

Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение здания в Перечни на 2022 и 2023 годы по его фактическому использованию для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания является правомерным при условии, если обследование проводилось до издания нормативных правовых актов, в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 (далее – Порядок), и содержание актов позволяет сделать однозначный вывод о том, какое именно из находящихся в здании помещений используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

В соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий, являющейся приложением к Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, комиссией на основании документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), сведений из ЕГРН и (или) результатов фактических обследований подлежат определению: а) общая площадь здания (строения, сооружения), б) общая сумма полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов); в) площадь помещений общего пользования (п.21.1, 2.2 Методики).

Представленные акты не соответствуют вышеприведенным требованиям, поскольку не содержат сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования.

Кроме того, акты обследования имеют внутренние противоречия.

В частности, в акте обследования по состоянию на 04 октября 2021 года в разделе 5 «Особые отметки» указано, что под офис используются помещения площадью ... кв.м, однако данная площадь не отражена в графе таблицы раздела 4 «Фактическая площадь объекта недвижимого имущества делового, административного или коммерческого назначения, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры».

Согласно данным указанной таблицы фактическая площадь объекта недвижимого имущества, используемой для размещения торговых объектов, составляет ... кв.м, для размещения объектов общественного питания – ... кв.м, однако общая площадь объекта недвижимого имущества, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и торговых объектов, значительно ниже указанных показателей и составляет ... кв.м, что не соответствует в долевом соотношении к общей площади здания 29%.

Суд также принимает во внимание, что согласно отметке в акте обследование здания проведено без доступа здания, при этом ссылки на сведения из Единого государственного реестра недвижимости или документы технического учета, иные документы, позволившие комиссии установить площади помещений, используемых в целях, отвечающих требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, акт обследования не содержит, к акту обследования приложены фотографии, отражающие не только фасад здания снаружи, но и помещения внутри него, что свидетельствует о внутреннем противоречии акта. Причина невозможности обследования здания с доступом в него в акте не приведена(л.д...).

Согласно акту обследования от 31 мая 2022 года спорное здание используется под гостиницу «Иремель» (... кв.м), под торговую деятельность (магазин «...» (... кв.м), под деятельность общественного питания (кафе «...» (... кв.м), суши-бар «...» (... кв.м), бистро «...» (... кв.м)), под административную деятельность (... (... кв.м), ...... кв.м).

В соответствии с пунктами 1.7-1.10 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются комиссией по обследованию в форме обследований объектов недвижимости в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно приложению к настоящему Порядку.

Комиссия по обследованию:

посещает объекты недвижимости, в отношении которых проводится обследование;

осуществляет фотосъемку (при необходимости видеосъемку), фиксирующую фактическое использование здания (строения, сооружения) и (или) помещения, а также фотосъемку (при необходимости видеосъемку) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях);

составляет акт(п.1.8).

Вид фактического использования объектов недвижимости определяется на основании акта обследования, составленного комиссией по обследованию(п.1.9).

В целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости используются данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), содержащиеся в ЕГРН и (или) документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества, иные документы, полученные в установленном порядке от органов исполнительной власти, организаций, подведомственных органам исполнительной власти, собственников объектов недвижимого имущества или их уполномоченных представителей, организаций, владеющих объектами недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения(п.1.10).

В соответствии с п. 2.1 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233, в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются:

визуальный осмотр объекта недвижимости;

фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).

Между тем, в ходе рассмотрения дела, ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что на момент составления акта от собственников объектов недвижимого имущества или их уполномоченных представителей в установленном порядке были истребованы иные документы, подтверждающие произведенные расчеты.

В связи с чем, указанные в акте площади объектов, используемых для размещения офисов, объектов общественного питания, бытового обслуживания и торговых объектов документально не подтверждены.

В ходе анализа имеющихся в деле выписок из ЕГРН, договоров аренды судом было установлено несоответствие указанных в актах площадей.

Фотографии здания не позволяют достоверно определить фактическое использование более 20 процентов его площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов бытового облуживания. Имеющиеся фотографии фасада здания не содержат привязки к конкретным помещениям, на них не запечатлены признаки, позволяющие отнести помещения в здании к офисным или торговым, отсутствует фиксация информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих, исходя из содержания акта, деятельность в указанном здании, и не могут подтверждать, что помещения площадью более 20 % используются в качестве офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов бытового обслуживания и размещения торговых объектов, поскольку описание внешнего вида здания, не дает возможности определить вид его фактического использования.(л.д....).

Административным истцом представлен договор аренды нежилого помещения № ... от ... года, расположенного в спорном здании, согласно которому ООО «Иремель» передала ИП Т.С.И. во временное владение и пользование нежилое помещение площадью ... кв.м, находящееся по адресу: адрес, с целью размещения в нежилом помещении офиса, кафе и предоставления гостиничных услуг. Договор был заключен на срок до 01.10.2025 года, однако расторгнут по соглашению сторон со ... года (т....).

Площадь помещений, фактически использованных для осуществления каждого вида деятельности (офиса, кафе или предоставления гостиничных услуг) в период действия данного договора аренды из самого договора аренды установить не представляется возможным.

По запросу суда в материалы дела представлен договор аренды недвижимого имущества № ... от 16 апреля 2018 года, в соответствии с которым ИП К.В.В. предоставил АО «...» во временное владение и пользование нежилое помещение площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес, номер на этаже ..., с целью организации розничной торговли продовольственными товарами, а также иными сопутствующими смешанными группами товаров, в том числе алкогольной и спиртосодержащей продукцией, с возможностью размещения административных, складских и подсобных помещений, оказания услуг (т....).

Между тем данный договор аренды не подтверждает с достоверностью использование всех арендуемых помещений для осуществления торговой деятельности.

Согласно условиям договора арендуемая площадь может быть использована как для организации розничной торговли продовольственными товарами, а также иными сопутствующими смешанными группами товаров, в том числе алкогольной и спиртосодержащей продукцией, так и для размещения административных, складских и подсобных помещений, оказания услуг.

Ни глава 30, ни глава 32 НК РФ, устанавливающие налоги на имущество организаций и физических лиц соответственно, не раскрывают содержание такого понятия как торговый объект, используемый в статье 378.2 Кодекса, в отличие от глав 26.3 и 26.5 НК РФ, которые исключительно для отношений, регулируемых названными главами (единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения), в качестве одного из видов торгового объекта указывают магазины.

В силу предписаний пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в поименованном кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным кодексом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», торговый объект – здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Исходя из позиций 14, 20, 21 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» (далее – Национальный стандарт), устанавливающего термины и определения основных понятий в области торговли, торговый объект – здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (по типу торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности, различают стационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты); торговое предприятие (предприятие торговли) – имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли (к торговым предприятиям относят предприятия розничной торговли, оптовой торговли и оптово-розничной торговли); предприятие розничной торговли – торговое предприятие, используемое для осуществления розничной торговли. (к предприятиям розничной торговли относят магазины, павильоны, киоски и т.п.).

Согласно позиции 38 Национального стандарта магазин относится к одному из типов предприятий розничной торговли и представляет собой стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

Кроме того, Национальный стандарт содержит, в том числе, такие термины и определения, как торговый зал предприятия розничной торговли (позиция 112), склад (позиция 33), складское помещение (позиция 91), подсобное помещение торгового предприятия (позиция 97).

Из анализа приведенных норм статьи 378.2 НК РФ, Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Национального стандарта в их системном единстве следует, что, площадь магазина как торгового объекта составляют не только площади торговых залов, но и в определенных случаях площади складских, подсобных, административно-бытовых и иных вспомогательных помещений, хотя и недоступных для покупателей, но фактически используемых для осуществления торговой деятельности названного объекта, ведущей к извлечению прибыли.

Так, для того, чтобы включить складское помещение или склад в торговый объект, они согласно указанным актам должны находиться в одном здании с помещениями, предназначенными для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей, и в них должна храниться продукция, которая реализуется в помещениях для обслуживания покупателей. Если складское помещение или склад не соответствуют указанным требованиям, то их площадь не может быть включена в площадь торгового объекта в целях применения статьи 378.2 НК РФ.

Аналогичным образом решается указанный вопрос и в отношении находящихся в торговом объекте подсобных, административно-бытовых и иных вспомогательных помещений.

Суд полагает, что в ходе обследования объекта с доступом членам комиссии и следовало определить, какова площадь торгового зала, складских, подсобных, административно-бытовых и иных вспомогательных помещений, хотя и недоступных для покупателей, но фактически используемых для осуществления торговой деятельности названного объекта, ведущей к извлечению прибыли.

С целью установления фактического использования арендуемых площадей судом неоднократно предлагалось ответчику произвести обследование арендуемых помещений, установив фактическое использование, в частности, для размещения офисов, торговых залов, объектов общественного питания и непосредственно используемых для оказания услуг общественного питания, торговли с указанием номеров помещений по техническому паспорту и их площади на дату утверждения оспариваемых Перечней.

Ответчиком представлены акты от 17.01.2023 г. от 08.02.2023 г., 24.08.2023 г., в которых приведены площади помещений в целом без разделения на помещения непосредственно используемые для извлечения прибыли(включая складские и подсобные, используемые для этих целей) и на иные, причем на дату составления актов, датированных после издания приказов об утверждении Перечней, без установления фактического использования на юридически значимые даты, что лишает суд возможности использовать данные акты при принятии решения(л.д....).

При указанных обстоятельствах судом произведено сопоставление договора аренды недвижимого имущества № ... от 16 апреля 2018 года, в соответствии с которым ИП К.В.В. предоставил АО «...» ... кв.м. и данных технического учета, действующих на юридически значимые даты.

По условиям вышеуказанного договора ИП К.В.В. предоставил АО «...» во временное владение и пользование нежилое помещение площадью ... кв.м, расположенное по адресу: адрес, номер на этаже ...

Согласно техническому паспорту от 24.11.2017 года помещение с номером на этаже ... имеет площадь ... кв.м. и состоит из помещений ...(л.д. ...).

Суд, сопоставив номера, наименование и площади помещений по техническому паспорту на здание от 22.10.2001 года и номера по техническому паспорту от 24.11.2017 года, установил, что нумерация, наименование помещений в экспликациях паспортов совпадает, то есть помещение под номером ... сформировано из помещений, включенных в технический паспорт на здание.

В связи с этим предназначенными для осуществления торговой деятельности по экспликации помещений можно считать помещения с наименованием – «малый зал» (пом.... площадью ... кв.м.), «зал» (помещение ... площадью ... кв.м., «кабинка» (помещение ... площадью ... кв.м.).

Согласно договору аренды №... от дата между Г.С.Р. и ООО «...» арендодатель передает в аренду нежилое помещение площадью ... кв.м для деятельности общепита(суши-бар), срок действия договора 5 лет(л.д....).

Согласно договору №... от датаГ.А.К. передает в аренду ООО «...» нежилое помещение площадью ... кв.м. для деятельности общепита(бар)(л.д....).

Оказание услуг общественного питания в спорном здании подтверждается ответом территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Республики Башкортостан(л.д....).

По информации Управления федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан 7 ККМ зарегистрированы в юридически значимый период за ООО «...», ООО «...»(л.д....)

При этом площадь помещений, используемых по действующим договорам аренды, в помещений, предназначенных для торговой деятельности и организаций общественного питания, составляет ... кв.м(...+...(парикмахерская)+...(суши)+...(бар)+...(...)+... (бар), что составляет 18,26 %.

Площадь помещений для осуществления административной деятельности, приведенная в акте ничем не подтверждена.

Порядком определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233, не исключается возможность учета при определении перечня и подготовке предложений по его уточнению договоров аренды (подпункт «е» пункта 1.4).

Вместе с тем данные договоры аренды при проведении обследования спорного здания в 2021 и 2022 году и на момент утверждении актов обследования комиссией не истребовались и не применялись.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, оценив все представленные в материалы дела доказательства, учитывая принцип презумпции налогоплательщика, суд приходит к выводу о том, что имевшиеся в распоряжении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сведения на даты формирования Перечня на 2022 год и Перечня на 2023 год не позволяли с достоверностью определить спорное нежилое здание как используемое в целях делового, административно или коммерческого назначения либо как объект торговли, общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем, оснований для включения его в Перечни не имелось.

Следовательно, включение в оспариваемые Перечень на 2022 год и Перечень на 2023 год нежилого здания с кадастровым номером ... противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия на 2022 год и на 2023 год, признание отдельных положений с момента принятия нормативных актов будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, пункт 2442 Перечня на 2022 год, пункт 3130 Перечня на 2023 год подлежит признанию не действующими с момента принятия нормативных правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом удовлетворенных требований с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью гостиница «Иремель» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими нормативных правовых актов в части, удовлетворить.

Признать недействующим пункт 2442 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года № 2603, со дня его принятия.

Признать недействующим пункт 3130 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года № 3473, со дня его принятия.

Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу ООО гостиница «Иремель» расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 000 рублей.

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru/.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Н.В. Козлова

Справка: мотивированное решение изготовлено ... года.