ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-929/17 от 21.11.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело №...

Верховный Суд Республики Башкортостан

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Уфа 21 ноября 2017 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Козловой Н.В.,

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Башкортостан Фахретдиновой Ю.Ю.,

при секретаре Искужиной Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Благовещенский арматурный завод» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим со дня принятия пункта 9721 Перечня к приказу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.12.2016 №2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

установил:

29 декабря 2016 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з издало приказ №2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год» (далее – Перечень к Приказу от 29.12.2016).

Приказ опубликован 30 декабря 2016 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.

В пункт ... Перечня к приказу №2007 от 29.12.2016 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, включено нежилое здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: адрес.

Акционерное общество «Благовещенский арматурный завод» (далее - АО «БАЗ»), являясь собственником указанного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта ... Перечня к приказу №2007 от 29.12.2016 полагая, что принадлежащее ему здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствует требованиям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В обоснование требований заявитель ссылался на то, что оспариваемый пункт Перечня противоречит приведенным законоположениям и нарушает права АО «БАЗ», так как возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Представитель АО «БАЗ» Боева Н.В. в судебном заседании требования поддержала, указала, что обследование показало, что фактическое использование здания в целях делового, административного назначения составляет 24,2%. В указанную долю площади вошли кабинеты, в которых находятся отделы главного конструктора, технолога и т.д. Согласно уставу основная деятельность предприятия – производство арматуры, на первом этаже здания расположено литейное производство, имеется лекальное отделение, которое относится к сталелитейному цеху. Все эти цеха и кабинеты входят в состав предприятия, направлены на обслуживание производства. Действует пропускная система, помещения в аренду не сдаются.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – Гайфуллин Р.Ф. требования не признал, пояснил, что в здании имеются кабинеты, которые фактически используются в целях административного, делового назначения, что составило 24,2 % от общей площади здания. Объект недвижимого имущества находится на охраняемой территории, что указано в акте обследования. Арендаторы объекта выявлены не были.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., полагавшей, что исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.

Пунктами 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено приведенной статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.

Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).

В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года № 307-ФЗ).

На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определило состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года № 180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»).

В силу пункта 2 вышеуказанного постановления Правительства Республики Башкортостан Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение: вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

С учётом изменений, внесенных постановлениями Правительства РБ от 17.11.2015 №483, от 03.11.2016 №472, вступивших соответственно в силу с 17.11.2015 г. и с 3 ноября 2016 года, пункт 3.94 является пунктом 3.95. и в соответствии с вновь введенным п.3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан оно не позднее 1-го числа очередного периода по налогу определяет перечень и вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; размещает перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с ч.8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 годы, утвержден уполномоченным органом - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции. Порядок его опубликования не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ 30 декабря 2016 года (до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций).

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий, содержащихся в указанном пункте. В частности, к таким условиям относится предназначение для использования или фактическое использование здания в целях делового, административного или коммерческого назначения.

В соответствии с названными положениями Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з (с изменениями) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Спорный объект недвижимости – нежилое 3-хэтажное здание с кадастровым номером №... площадью ... кв.м., литера Ю, Ю1 (л.д.109-112), расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., по адресу: адрес, разрешенное использование: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения сбыта и заготовок (л.д.113-116).

Спорный объект и земельный участок принадлежат на праве собственности АО «БАЗ» (л.д. 108, 100).

Из технического паспорта, составленного Благовещенским городским филиалом ГУП Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости РБ, по состоянию на 20 марта 2007 года, следует, что площадь здания литера Ю – 3817,0 кв.м, литера Ю1 – 20,5 кв.м., общая площадь составляет 3837,5 кв.м, имеет фактическое использование – административно-бытовое, диспетчерская (л.д. 117-129).

Судом из пояснений представителя административного истца установлено, что незначительное различие в площади здания связано с произведенной перепланировкой внутри здания и сносом некоторых стен, внешние границы здания не изменялись. Суд считает, что различие в площади объекта недвижимости по техническому паспорту, акту обследования от 08.11.2017 года и правоустанавливающему документу (свидетельство о регистрации права) на 38,9 кв.м является не существенным и не влияет на принятие решения, поскольку удовлетворение требований связано с отнесением занимаемых службами завода кабинетов к инфраструктуре предприятия в связи с чем определение процентного соотношения площадей, занимаемых кабинетами, к общей площади здания не осуществляется.

На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» Правительством Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. № 180 утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).

В силу п.1.1 Порядок разработан в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - объекты), и процедуры осуществления Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство) мероприятий по формированию и актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее соответственно - мероприятия, Перечень).

В соответствии с п. 2.1 Порядка определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Порядка) на основании ежегодно представляемого Управлением Росреестра по Республике Башкортостан перечня объектов недвижимого имущества, выгруженного из баз данных Автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в соответствии с составом сведений, определенным Федеральной налоговой службой России (далее - реестр недвижимого имущества), Министерство:

а) проводит обработку реестра недвижимого имущества в разрезе наименований объектов;

б) в срок до 1 сентября текущего года формирует предварительный Перечень на предстоящий налоговый период и размещает его на официальном сайте Министерства;

в) в срок не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организации с учетом рассмотрения обращений собственников объектов недвижимости и (или) их уполномоченных представителей (далее - заявители) по вопросам, касающимся определения вида фактического использования объектов:

формирует Перечень на очередной налоговый период и размещает его на официальном сайте Министерства;

направляет утвержденный на очередной налоговый период Перечень в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан;

г) в целях актуализации Перечня в течение налогового периода на основании обращений заявителей о внесении изменений в Перечень проводит мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с Методикой.

Согласно п.3.3 Порядка Министерство в течение 15 дней со дня поступления обращения обеспечивает проведение обследования объектов в целях определения вида их фактического использования. Обследование осуществляется комиссией в присутствии заявителя. Состав комиссии утверждается приказом Министерства.

Из материалов дела следует, что Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в нарушение п.3.3 утвержденного Порядка в течение 15 дней со дня поступления обращения 02.05.2017 года обследование фактического использования помещений нежилого строения, принадлежащего истцу, комиссией в присутствии заявителя не производилось, акт обследования по обращениям истца не составлялся. В ответ на обращение административного истца дан ответ от 08.06.2017 о невозможности исключения объекта недвижимости из Перечня (л.д. 95-99).

В пункте 3.4 Порядка предписано, что в ходе проведения обследования комиссией проводятся обмеры (измерения) площадей объектов (при необходимости), расчёты в соответствии с утверждённой Методикой, а также осуществляется фото - и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование объекта недвижимого имущества, а также фото- и (или) видеосъемка информационных стендов с данными о физических и юридических лицах, осуществляющих деятельность на площадях объекта.

Поскольку обследование фактического использования здания, принадлежащего истцу, не проводилось, акт обследования не составлялся, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 02 ноября 2017 года назначен комиссионный осмотр помещений, принадлежащих АО «БАЗ», с кадастровым номером №..., расположенных по адресу: адрес (л.д.223-224).

Из акта обследования фактического использования здания с кадастровым номером №... от 08 ноября 2017 года следует, что 24, 2% от общей площади объекта недвижимого имущества – трехэтажного здания фактически используется в целях административного, делового назначения.

Судом установлено, что кабинеты, находящиеся в помещении с кадастровым номером №..., расположенные на 1-3 этажах здания по адресу: адрес, общая площадь которого составляет ... кв.м, используются под размещение кабинетов руководителей отделов, отделов, служб и подразделений предприятия. Общая площадь, занимаемая в целях административного, делового назначения, составляет 930 кв.м.

Как усматривается из выписки из ЕГРЮЛ и Устава, основным видом деятельности общества является производство кранов и клапанов, дополнительными: деятельность по производству деревянных строительных конструкций и столярных изделий, литье стали, производство кузовов для автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, грузовых контейнеров, пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; строительство жилых и нежилых зданий и другие виды деятельности(л.д. 17-39, 54-84).

Представитель АО «БАЗ» Боева Н.В. в обоснование своей позиции о необходимости исключения спорного объекта из Перечня указала, что спорное здание находится на охраняемой территории, не доступной для другого населения, допуск посторонних лиц на территории предприятия производится исключительно по пропускам.

Суду предоставлено Положение о внутриобъектовом и пропускном режиме, утвержденного приказом Управляющего директора ОАО «БАЗ» №217 от 31.07.2014, из которого следует, что в зданиях, помещениях и на всей внутренней территории АО «БАЗ» установлен пропускной режим с целью исключения беспрепятственного прохода посторонних лиц (л.д.130-150).

В спорном здании расположены кабинеты руководства предприятия, бухгалтерии, начальников отделов производства( главного металлурга, главного технолога главного конструктора и т.д.). На территории завода действует пропускной режим, направленный на ограничение свободного доступа посетителей.

Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности общества является производство кранов и клапанов, дополнительными: деятельность по производству деревянных строительных конструкций и столярных изделий, литье стали, производство кузовов для автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, грузовых контейнеров. Здание с кадастровым номером №... располагается на территории производственной базы, которая огорожена. В спорном здании расположены кабинеты руководства предприятия, бухгалтерии, начальников отделов производства( главного металлурга, главного технолога главного конструктора и т.д.). На территории завода действует пропускной режим, направленный на ограничение свободного доступа посетителей.

Таким образом, кабинеты в здании с кадастровым номером №... составляют инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимы от единого производственного комплекса и является объектом обслуживающего назначения, обеспечивающим производственной деятельности предприятия.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В пункте 14 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.

По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, соответствуют предусмотренному пунктом 1.2.7 Приказа Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 39 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, установлен как «размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения сбыта и заготовок», что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 27 апреля 2017 года (л.д.101-107).

Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7) и др.).

Такой вид разрешенного использования земельных участков как «размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения сбыта и заготовок» не соответствует кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, относиться к группе видов разрешенного использования земельных участков по коду 1.2.9, и, следовательно, не позволяет размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, принадлежащие АО «БАЗ» на праве собственности, не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего такие помещения не могут быть признаны объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Административным ответчиком вышеуказанные требования законодательства по предоставлению доказательств о соответствии оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не исполнены.

Изучив представленные документы, суд приходит к выводу, что спорные помещения в здании не отвечают признакам административно-делового центра и не относятся к объектам недвижимого имущества, указанным в подпунктах 1,2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный ответчик не представил доказательств того, что указанные помещения используются для размещения в них офисов или офисной инфраструктуры, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в необходимом для отнесения размере.

Объект недвижимости, указанный в пункт ... Перечня на 2017 год, не содержат признаков, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, включение нежилого здания с кадастровым номером №... в Перечень на 2017 год, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы АО «БАЗ», возлагая на него обязанности по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Таким образом, суд признает недействующим пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007, поскольку оспариваемые положения противоречат федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, пункт ... Перечня подлежат признанию недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд,

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Благовещенский арматурный завод» удовлетворить.

Признать недействующим пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года №2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год», со дня его принятия.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Н.В. Козлова