ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-937/2023 от 01.09.2023 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

копия

дело № 3га-937/2023

Верховный Суд Республики Башкортостан

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Уфа 1 сентября 2023 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Искандарова А.Ф.,

при секретаре Абдульманове А.И.,

с участием прокурора Валиуллиной Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва БРФ,

УСТАНОВИЛ:

Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан (далее – ЦИК РБ) обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва БРФ

В обоснование требований указано на следующие обстоятельства.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан (далее – Комиссия) от дата№... на дата года назначены выборы депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва.

Постановлением ЦИК РБ от дата№... заверен республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, выдвинутых Региональным отделением в адрес партии «...» (далее – избирательное объединение), согласно которому БРФ включен в ... региональную группу №... под номером 1.

Постановлением ЦИК РБ от дата№... зарегистрирован республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением.

Таким образом, БРФ зарегистрирован кандидатом в депутаты законодательного органа Республики Башкортостан по единому республиканскому округу в составе республиканского список кандидатов от избирательного объединения – Регионального отделения в адрес партии «...».

дата в ЦИК РБ поступило письмо Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (вх. №... от дата) с информацией о владении БРФ ценными бумагами ...., относящимися к иностранным финансовым инструментам, которым присвоен международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), а компании не являются юридическими лицами, поскольку организационно-правовая форма приведенных компаний, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена. При этом вместе с иными документами, необходимыми для регистрации республиканского списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, уполномоченным представителем избирательного объединение дата в ЦИК РБ было представлено уведомление БРФ, подписанное им собственноручно дата, о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Указанные обстоятельства являются основаниями к отмене регистрации кандидата в депутаты в соответствии с пунктом 3.3 статьи 33, подпунктом «в» пункта 26 статьи 38, пунктами 9, 7 статьи 76 Федерального закона от дата № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Просит отменить регистрацию кандидата в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением – Региональным отделением в адрес партии «...».

В судебном заседании представители Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан ААИ, АИГ требования поддержали.

БРФ в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Представитель Регионального отделения в адрес партии «...» МДМ иск не признал, указал на отсутствие оснований для отмены регистрации БРФ как кандидата в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, представил письменные возражения на иск, которые приобщены к материалам административного дела.

В соответствии с положениями статьи 150, части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Валиуллиной Г.Р., полагавшей требование административного истца обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ).

Порядок регистрации кандидатов на выборах депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан установлен Федеральным законом № 67-ФЗ, а также Кодексом Республики Башкортостан о выборах.

Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Пунктом 2 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Согласно подпункту «в» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является несоблюдение кандидатом требования, установленного подпунктом 3.3 статьи 33 указанного закона.

В соответствии с подпунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от дата №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Постановлением ЦИК РБ от дата№... заверен республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, выдвинутый Региональным отделением в адрес партии «...», согласно которому БРФ включен в ... региональную группу №... под номером 1.

Постановлением ЦИК РБ от дата№... зарегистрирован республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, выдвинутый указанным избирательным объединением.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.

Из материалов дела следует, что вместе с иными документами, необходимыми для регистрации в качестве кандидата, уполномоченным представителем Регионального отделения в адрес партии «...» дата в ЦИК РБ было представлено уведомление БРФ, подписанное им собственноручно дата, о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Установлено, что на дату регистрации кандидата в депутаты, ЦИК РБ не располагала сведениями о владении кандидатом иностранными финансовыми инструментами.

Согласно пункту 6.3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов.

Пунктом 6.4 статьи 33 названного Федерального закона закреплено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации (далее также - Банк России).

Порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 6.6 статьи 33 поименованного Федерального закона).

Такой порядок установлен Указанием Центрального банка Российской Федерации от дата№...-У «О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы» (далее - Указание).

В силу пункта 1 Указания ЦИК России избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, в целях формирования запросов о предоставлении сведений используют Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Выборы».

Формирование запросов о предоставлении сведений, их направление участникам рынка и получение ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от участников рынка ответов на запросы о предоставлении сведений с использованием информационных ресурсов Банка России обеспечивает Федеральный центр информатизации при ЦИК России (далее - ФЦИ при ЦИК России), осуществляющий в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от дата № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» организационное и техническое обеспечение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Из приведенных положений следует, что взаимодействие между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов РФ и участниками финансового рынка в целях проверки сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей осуществляется в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России.

Установлено, что в ЦИК РБ поступило письмо ЦИК России от дата№... с приложением сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах проверяемого лица (БРФ) от дата, в соответствии с которым БРФ владеет следующими ценными бумагами, относящимся к иностранным финансовым инструментам: ...

Указанные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты.

В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от дата № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» под иностранными финансовыми инструментами в том числе понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В данном федеральном законе понятие «иностранная структура без образования юридического лица» используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие «нерезидент» в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от дата № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно информации с официального сайта Национального расчетного депозитария (www.isin.ru), размещенной в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации, указанные выше ценные бумаги, которыми владеет БРФ, имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), а компания не является российским юридическим лицом, поскольку организационно-правовая форма компании, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена.

Подпунктами «б», «в» пункта 7 части 1 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона № 173-ФЗ от дата к нерезидентам относятся в том числе юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 93 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата№... «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если иное не предусмотрено законом, установление судом факта открытия или наличия у кандидата на дату представления документов, необходимых для его регистрации, счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами свидетельствует о неисполнении им предусмотренных законом обязанностей и является основанием для отказа в его регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации.

В случае, если ценные бумаги, которыми владеет кандидат (независимо от их количества), имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), а компании (эмитенты таких бумаг) не являются российскими юридическими лицами, регистрация названного кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена судом, за исключением случаев, установленных законом (пункты 3, 3.1, 3.3 статьи 33, подпункт «а.2» пункта 24 статьи 38, пункт 5 статьи 81 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Учитывая изложенное, вышеперечисленные ценные бумаги, принадлежащие БРФ, относятся к иностранным финансовым инструментам, о наличии которых он не сообщил в ЦИК РБ как при подаче необходимых документов, так и до регистрации его в качестве кандидата в депутаты Государственного собрания – Курултая Республики Башкортостан.

В соответствии с пунктом 9 статьи 76 Федерального закона, частью 9 статьи 92 Кодекса Республики Башкортостан о выборах установление факта наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранных финансовых инструментов является основанием для отмены регистрации такого кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата№... «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по тому же избирательному округу, избирательным объединением, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурором (пункты 7 - 9, 12 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 11 статьи 239 КАС РФ).

дата ЦИК РБ принято постановление №... «Об обращении в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидатов в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва, включенных в зарегистрированный республиканский список кандидатов, выдвинутый Региональным отделением в адрес партии «...».

Согласно правовой позиции, неоднократно высказанной Конституционным Судом РФ (постановления от дата№...-П, от дата№...-П, от дата№...-П, от дата№...-П, от дата№...-П, от дата№...-П, от дата№...-П, от дата№...-П, и др.), повышенные требования, предъявляемые к качеству организации избирательного процесса и к участникам соответствующих правоотношений, лежат в том числе в основе действующего законодательного регулирования, которое исходит из того, что сообщение кандидатом (избирательным объединением) сведений об имущественном положении, в котором находится конкретное лицо, а также сведений, указывающих на наличие или отсутствие взаимосвязей с иностранными правопорядками, в том числе финансово-имущественного характера, является необходимым процедурным условием реализации пассивного избирательного права.

Вместе с тем правовое регулирование порядка и условий выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов) на выборах, в том числе в части определения как состава сведений в отношении лиц, изъявивших желание баллотироваться на выборах, которые должны быть сообщены в соответствующую избирательную комиссию, так и порядка и сроков представления этих сведений, должно отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям правовой определенности и не носить характер избыточных, чрезмерных ограничений, создающих, вопреки конституционному принципу равенства, произвольные препятствия в реализации пассивного избирательного права. Законодатель, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, обязан во всяком случае учитывать, что вводимые им ограничения конституционных, в том числе избирательных, прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально обоснованы; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату.

В соответствии с частью 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования).

Сроки для подачи заявления об отмене регистрации кандидата в депутаты административным истцом соблюдены.

С учетом установленных обстоятельств суд считает, что ЦИК РБ представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие наличие у административного ответчика иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям подпункта 2 пункта 2 статьи 1 Федерального закона №79-ФЗ, как на дату предоставления документов для регистрации списка, так и на время принятия решения, что свидетельствует о том, что административным ответчиком допущено нарушение установленного пунктом 3.3 статьи 33 Закона № 67-ФЗ запрета на владение иностранными финансовыми инструментами на момент представления документов, необходимых для регистрации кандидата при проведении выборов в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан седьмого созыва, и влечет за собой отмену регистрации кандидата. Основания к применению пункта 5 статьи 81 Закона № 67-ФЗ отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан удовлетворить.

Отменить регистрацию кандидата в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан седьмого созыва БРФ, выдвинутого Региональным отделением в адрес партии «...».

Решение может быть обжаловано в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня его принятия через Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья п/п А.Ф. Искандаров

Копия верна.

Судья А.Ф. Искандаров