ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА-964/19 от 05.11.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело №3га-964/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Уфа 05 ноября 2019 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Идрисовой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гатауллиной О.Т.,

с участием прокурора Крупновой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Башгипроагропром» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими пунктов 2638, 2643, 2644, 2645, 2646, 2647, 2648 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007,

УСТАНОВИЛ:

приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2017 год).

30 декабря 2016 года данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.

Пунктом 2638 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2017 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером 02:55:010512:211, расположенное по адресу: адрес.

Пунктами 2643, 2644, 2645, 2646, 2647, 2648 Перечня на 2017 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, предусмотрены нежилые помещения с кадастровыми номерами: 02:55:010512:243, 02:55:010512:239, 02:55:010512:242, 02:55:010512:238, 02:55:010512:244, 02:55:010512:248, входящие в состав нежилого здания с кадастровым номером 02:55:010512:211, расположенного по адресу: адрес.

Открытое акционерное общество «Башгипроагропром» (ОАО «Башгипроагропром»), собственник названных нежилых помещений в указанном выше здании, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта в части включения в пункты 2638, 2643, 2644, 2645, 2646, 2647, 2648 Перечня на 2017 год как самого нежилого здания, так и нежилых помещений. В обоснование требований указано, что здание является проектным институтом, используется по назначению, вид разрешенного использования земельного участка «под производственное здание», нежилые здание и помещения не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания и нежилых помещений в Перечень на 2017 год нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

В судебном заседании представитель ОАО «Башгипроагропром» – Ковалев Д.С. административный иск поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Сабирова Г.Т. пояснила, что спорные нежилое здание и нежилые помещения были включены в Перечень на 2017 год как административные, обследование спорных объектов до включения в Перечень на 2017 год не проводилось. Спорные здание и нежилые помещения соответствуют критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как в технической документации указано, что спорное нежилое здание используется как административное.

Заинтересованное лицо Галлямов Р.А. в судебном заседании указал, что исковые требования считает обоснованными.

Представитель заинтересованного лица ООО «Юг-инвест», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «Юг-инвест», удовлетворении исковых требований административного истца.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в судебное заседание представителя заинтересованного лица ООО «Юг-инвест», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению искового заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив Перечень на 2017 год в оспариваемых пунктах на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

На основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з, пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года № 180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» административный ответчик является органом, который на момент издания оспариваемого нормативного правового акта обладал достаточной компетенцией для его принятия.

Порядок опубликования оспариваемого приказа не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Аналогичные требования содержаться в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации относительно торгового центра (комплекса).

В соответствии с пунктами 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Кодекса в качестве условий признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) определены вид разрешенного использования земельного участка, и (или) назначение, разрешенное использование здания (строения, сооружения), и (или) фактическое использование здания (строения, сооружения).

Согласно ст. 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений);

2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

В судебном заседании установлено, что в пункт 2638 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2017 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером 02:55:010512:211, расположенное по адресу: адрес.

Пунктами 2643, 2644, 2645, 2646, 2647, 2648 Перечня на 2017 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, предусмотрены нежилые помещения с кадастровыми номерами: 02:55:010512:243, 02:55:010512:239, 02:55:010512:242, 02:55:010512:238, 02:55:010512:244, 02:55:010512:248, входящие в состав нежилого здания с кадастровым номером 02:55:010512:211, расположенного по адресу: адрес.

Здание с кадастровым номером 02:55:010512:211, по адресу: адрес, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:010512:31, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «под производственное здание института».

Вышеуказанный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, для того чтобы признать нежилое здание в целях размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21 июня 2019 года объект недвижимости с кадастровым номером 02:55:010512:211 имеет назначение – нежилое здание, наименование – административное здание. В состав указанного нежилого здания входят нежилые помещения с кадастровыми номерами: 02:55:010512:243, 02:55:010512:239, 02:55:010512:242, 02:55:010512:238, 02:55:010512:244, 02:55:010512:248, 02:55:010512:449, 02:55:010512:452, 02:55:010512:451, 02:55:010512:450, 02:55:010512:297, 02:55:010512:299, 02:55:010512:539, 02:55:010512:542, 02:55:010512:541, 02:55:010512:540.

Из технического паспорта на нежилые помещения 4-го,5-го,6-го и технического этажей 6-ти этажного нежилого здания, расположенного по адресу: адрес, составленного Государственным унитарным предприятием Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 8 мая 2007 года, следует, что фактическое использование названного выше нежилого здания было указано как административное, потом были внесены изменения, вид фактического использования указан – архитектурная деятельность. В соответствии с письмом заместителя начальника участка г. Уфы Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» Санниковой С.Н. исх. номер 1047у-15 от 21 августа 2019 года изменение в пункт 1 технического паспорта - фактическое использование «административное» на «архитектурная деятельность» внесено 20 октября 2015 года. Согласно техническому паспорту нежилого здания, расположенного по адресу: адрес, составленного Государственным унитарным предприятием Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 8 мая 2007 года названное выше нежилое здание состоит из следующих помещений: тамбуры, склады, архивы, лаборатории, АТС, актовый зал, коридоры, электрощитовая, тепловой узел, подсобные помещения, венткамеры, водомерный узел, мастерские, холл, проходная, лестничные клетки, обеденный зал, раздаточная, кухни, кабинеты, комната ксерокопирования, переплетная, комната резки бумаги, боксы для автомашин, санузлы, кладовые, приемная, касса, моечные.

При этом суд учитывает, что наличие помещений с наименованием «кабинет» не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис».

Наименование помещений «кухня» и «обеденный зал» также не позволяют отнести здание к объекту общественного питания, поскольку в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации это обстоятельство не предусмотрено в качестве условия включения в Перечень.

Кроме того, межгосударственный стандарт ГОСТ 31985-2013, введенный в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2013 года № 191-ст, распространяющийся на услуги и продукцию общественного питания, который устанавливает общие и предназначенные для применения всеми предприятиями питания независимо от их вида, размера, мощности и ассортимента изготовляемой продукции термины и определения основных понятий в этой области, признает предприятием общественного питания объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе, по организации досуга потребителей (подпункт 3 пункта 2).

Общественное питание определяется как самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг (подпункт 1 пункта 2 названного межгосударственного стандарта).

В пунктах 20 - 40 поименованного выше стандарта содержится перечень типов предприятий общественного питания. Однако этот стандарт обеденный зал и кухню к самостоятельным объектам общественного питания не относит, определяя только зал предприятия общественного питания (зал обслуживания) как специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него, в площадь которого не включаются площади открытых производственных участков для доготовки продукции, станций раздачи, раздаточных зон и т.п., недоступных для потребителей (подпункт 16 пункта 2 этого же стандарта).

Аналогичные предписания содержатся в межгосударственном стандарте ГОСТ 30524-2013, введенным в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 года N 1676-ст, который устанавливает общие требования и классификацию предприятий общественного питания различных типов, вводит синоним указанных предприятий, называя их также объектами общественного питания.

Наименование «административное здание» также однозначно не предусматривает размещение в нем перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектов, так как не тождественно понятию офисное здание.

Таким образом, назначение, разрешенное использование или наименование помещений спорных объектов недвижимости согласно документам технического учета - техническим паспортам и экспликациям поэтажных планов также свидетельствуют о несоответствии оспариваемых пунктов Перечня на 2017 год нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Следовательно, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, данное здание также не подлежит включению в Перечень.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Однако не проводилось обследование здания и помещений в нем на предмет фактического использования до утверждения Перечня на 2017 год в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года № 180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», действовавшим на момент принятия оспариваемого нормативного акта.

При таком положении суд первой инстанции, оценив все представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования Перечня на 2017 год не позволяли с достоверностью определить спорное здание как административно-деловой центр, а потому оснований для включения в Перечень на 2017 год здания и нежилых помещений, расположенных в нем, не имелось.

Административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представил.

Учитывая изложенное, суд признает недействующими пункты 2638, 2643, 2644, 2645, 2646, 2647, 2648 Перечня на 2017 год в части включения объектов недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером 02:55:010512:211 и нежилых помещений с кадастровыми номерами 02:55:010512:243, 02:55:010512:239, 02:55:010512:242, 02:55:010512:238, 02:55:010512:244, 02:55:010512:248, по адресу: адрес, поскольку оспариваемые положения содержат противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия на 2017 год, признание отдельных положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, указанные выше пункты Перечня на 2017 год подлежат признанию не действующими с момента принятия нормативного правового акта.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу ОАО «Башгипроагропром» подлежит взысканию государственная пошлина 4500 рублей, уплаченная при обращении в суд с иском.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

РЕШИЛ:

административное исковое заявление открытого акционерного общества «Башгипроагропром» удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункт 2638 объекта недвижимого имущества – нежилого здания с кадастровым номером 02:55:010512:211, расположенного по адресу: адрес.

Признать недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных и имущественных Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункты 2643, 2644, 2645,2646,2647,2648 объектов недвижимого имущества – нежилых помещений с кадастровыми номерами 02:55:010512:243, 02:55:010512:239, 02:55:010512:242, 02:55:010512:238, 02:55:010512:244, 02:55:010512:248, расположенных по адресу: адрес.

Взыскать с Министерства земельных и имущественных Республики Башкортостан в пользу открытого акционерного общества «Башгипроагропром» 4500 рублей государственную пошлину, уплаченную при обращении в суд с административным иском.

Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан, и размещению на официальном сайте Министерства земельных и имущественных Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан подпись А.В.Идрисова