ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3ГА от 20.10.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 3га-№.../2020

Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Уфа 20 октября 2020 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хамидуллиной Э.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО13

с участием прокурора Сафина И.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими пункты 9832-9852 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 2007 от 29 декабря 2016 года, с момента принятия,

У С Т А Н О В И Л:

29 декабря 2016 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ № 2007
«Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Перечень к приказу № 2007 от 29 декабря 2016 года, Перечень).

Приказ № 2007 опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/.

Пунктами 9832-9852 Перечня на 2017 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, было включено здание и нежилые помещения:

- с кадастровым номером 02:70:011001:405,

- с кадастровым номером №...,

- с кадастровым номером №...,

- с кадастровым номером №...,

- с кадастровым номером №...

- с кадастровым номером №...

- с кадастровым номером №...

- с кадастровым номером №...,

- с кадастровым номером 02№...,

- с кадастровым номером 02№...

- с кадастровым номером №...:1039,

- с кадастровым номером №...:1040,

- с кадастровым номером №...:1041,

- с кадастровым номером №...:1042,

- с кадастровым номером №...1043,

- с кадастровым номером №...:1044,

- с кадастровым номером №...:1045,

- с кадастровым номером №...:2233,

- с кадастровым номером №...:6150,

- с кадастровым номером №...:6197,

- с кадастровым номером №...:6198,

расположенные по адресу: <...>.

ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» является собственником помещений с кадастровым номером с кадастровыми номерами 02№...:1031, №...:1032, №...:1033, №...:1034, №...:1035, №...:1036, №...:1037, №...:1038, №...:1039, 02№...:1040, 02№...:1041, №...:1042, №...:1043, №...:1044, №...:1045, адрес:2233, №...:6150, №...:6197, №...:6198 в здании с кадастровым номером №...:405 обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия нормативного правового акта пункты 9832-9852 Перечня на 2017 год. В обоснование требований указав, что спорные объекты недвижимости и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Представитель административного истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Пояснила, что помещения, принадлежащие ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» сдаются в аренду под офисы не более 20% от общей площади здания.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку объект недвижимости расположен на земельном участке с видом разрешенного использования «для размещения административного здания».

Выслушав стороны, изучив материалы дела, проверив Перечень на 2017 год в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Административным истцом не оспаривалась компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на принятие оспариваемого постановления.

Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з, пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года № 180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» административный ответчик является органом, который на момент издания нормативного правового акта обладал достаточной компетенцией для его принятия.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит, в том числе единый недвижимый комплекс и иные здания, строение, сооружение, помещение (подпункты 4 и 6 соответственно пункта 1 названной статьи).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 этой же статьи, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций», статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 142-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).

При этом, как определено абзацами четвертым и пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Следовательно, включению в перечень подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечали хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з (в редакции от 20 ноября 2017 года, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

5) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, с начала налогового периода, следующего за годом, в котором истекли два года со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету.

В судебном заседании установлено, что по состоянию на 29 декабря 2016 года в нежилом здании с кадастровым номером 02:70:011001:405, площадью 1 581,3 кв.м находятся нежилые помещения:

- с кадастровым номером №...:1030,

- с кадастровым номером 02:№...:1031,

- с кадастровым номером №...:1032,

- с кадастровым номером №...:1033,

- с кадастровым номером №...:1034,

- с кадастровым номером №...:1035,

- с кадастровым номером №...:1036,

- с кадастровым номером №...:1037,

- с кадастровым номером №...:1038,

- с кадастровым номером №...:1039,

- с кадастровым номером 02:№...:1040,

- с кадастровым номером №...:1041,

- с кадастровым номером №...:1042,

- с кадастровым номером №...:1043,

- с кадастровым номером №...:1044,

- с кадастровым номером №...:1045,

- с кадастровым номером 02№...:2233,

- с кадастровым номером №...:6197,

- с кадастровым номером №...:6198,

расположенные по адресу: адрес

Правообладателем спорного здания и нежилых помещений является ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг».

Нежилое здание с кадастровым номером 02:70:011001:405 расположено на земельном участке с кадастровым номером 02:70:011001:72 с видом разрешенного использования «для размещения административного здания».

Для того чтобы признать нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этих зданий должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей, поскольку наименование здания не предусмотрено действующим законодательством как условие для признания его объектом недвижимости, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Согласно техническому паспорту на нежилое здание Дюртюлинского межрайонного филиала ГУП Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан по состоянию на 17 мая 2010 года, назначение объекта: административное здание, его помещения: склады, кабинеты, архивы, вестибюль.

Решением № 2 единственного участника ООО «Дюртюлистройсервис» от 27 июля 2016 года решено внести изменения в учредительные документы – изменить наименование на ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг», запись о государственной регистрации изменений внесена 06 октября 2016 года.

13 августа 2016 года между ООО «Дюртюлистройсервис» и ООО «Агентство земельных и имущественных отношений» заключен договор аренды нежилого помещения площадью 21 кв.м., расположенное по адресу: адрес для расположения офиса, на срок до 31 июля 2017 года.

25 апреля 2016 года между ООО «Дюртюлистройсервис» и ФИО3 заключен договор аренды нежилого помещения площадью 24,6 кв.м. (с учетом дополнительного соглашения), расположенное по адресу: адрес для расположения офиса.

30 ноября 2016 года между ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» и ФИО4 заключен договор аренды нежилого помещения площадью 39,8 кв.м., расположенное по адресу: адрес для расположения офиса, на срок до 25 ноября 2017 года.

10 мая 2016 года между ООО «Дюртюлистройсервис» и ФИО5 заключен договор аренды нежилого помещения площадью 14,7 кв.м., расположенное по адресу: адрес для расположения офиса, на срок до 30 апреля 2017 года.

21 декабря 2016 года между ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» и НО «Башкирская республиканская коллегия адвокатов» заключен договор аренды нежилого помещения площадью 13,6 кв.м., расположенное по адресу: адрес для расположения офиса, на срок до 25 декабря 2017 года (с учетом дополнительного соглашения).

30 ноября 2016 года между ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» и ФИО6 заключен договор аренды нежилого помещения площадью 10,3 кв.м., расположенное по адресу: адрес для расположения офиса, на срок до 25 ноября 2017 года.

25 августа 2016 года между ООО «Дюртюлистройсервис» и ФИО7 заключен договор аренды нежилого помещения площадью 57,2 кв.м., расположенное по адресу: адрес для расположения офиса, на срок до 20 августа 2017 года.

01 марта 2016 года между ООО «Дюртюлистройсервис» и ИП ФИО8 заключен договор аренды нежилого помещения площадью 10,9 кв.м., расположенное по адресу: адрес для расположения офиса, на срок до 20 марта 2017 года.

30 июня 2016 года между ООО «Дюртюлистройсервис» и АНО «Учебно-образовательный центр «Газ-Нефть Кадры» заключен договор аренды нежилого помещения площадью 62,8 кв.м., расположенное по адресу: адрес для размещения учебного центра, на срок до 25 июля 2017 года.

Площадь нежилых помещений используемая для размещения офисов (21+24,6+39,8+14,7+13,6+10,3+57,2+10,9) составляет 12,15 % от общей площади здания 1 581,3 кв.м., то есть менее 20%.

Таким образом, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, данное здание не подлежит включению в Перечень на 2017 год.

Доказательств, свидетельствующих о том, что проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования для включения в Перечень на 2017 год, административным ответчиком не представлено.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, оценив все представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что имевшиеся в распоряжении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сведения на дату формирования Перечня на 2017 год не позволяли с достоверностью определить нежилое здание и нежилые помещения как используемое в целях делового, административно или коммерческого назначения либо как объект торговли, общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем, оснований для включения его в Перечень не имелось.

Следовательно, включение в оспариваемый Перечень на 2017 год нежилого здания и нежилых помещений по адресу: <...> как противоречащее требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия на 2017 год, признание отдельных положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, пункты 9832-9852 Перечня на 2017 год подлежат признанию недействующими с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года № 2007.

Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/ (статья 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При подаче административного искового заявления административным истцом согласно платежным поручениям N 139 от 24 июля 2020 года уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей, тогда как в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер госпошлины, подлежащей уплате организациями при подаче административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов составляет 4 500 рублей.

Поскольку суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения административного иска, понесенные административным истцом судебные издержки в размере 4 500 рублей подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия пункты 9832-9852 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № 2007 от 29 декабря 2016 года.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан опубликовать сообщение о принятом решении в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан www.mziorbru.

Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу ООО Аудиторская фирма «Урал-Аудит-Консалтинг» расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в г. Нижний Новгород.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Э.М. Хамидуллина