Дело № 9а-14/2019 (3м-75/2019)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2019 г. г. Махачкала
Судья Верховного суда Республики Дагестан Гомленко Н.К., при секретаре судебного заседания Мирзаевой Н.А.,
с участием представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО6, представителей административного истца ОАО «Даггаз» – ФИО5 и ФИО3. (доверенности в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Махачкале административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Даггаз» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
ОАО «Даггаз» обратилось в Верховный суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ОАО «Даггаз» на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 05:40:000016:1395, площадью 38 000 кв.м. +/- 68 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, район УЗК, Махачкала-1, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование - под производственные помещения, право собственности на указанный земельный участок подтверждается выпиской из ЕГРН.
В обоснование иска ссылался на то, что указанный земельный участок принадлежит ОАО «Даггаз» на праве собственности, он поставлен на государственный кадастровый учет <дата>, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на <дата> установлена в размере 96719 880 руб.
Кадастровая стоимость установлена Правительством Республики Дагестан в целях налогообложения, в связи с чем завышенная кадастровая оценка земельного участка нарушает права и интересы административного истца. Согласно представленного отчета оценщика ФИО4, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000016:1395 площадью 30 000 кв.м. +/- 68 кв.м. составляет 49769 000 руб.
Представитель административного истца ОАО «Даггаз» ФИО5 в судебном заседании уточнила исковые требования, просила установить кадастровую стоимость земельного участка равную его рыночной стоимости, установленной заключением судебного эксперта в сумме 16942 680 руб.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан ФИО6 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать.
Управление Росреестра по РД, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», администрация МО «<адрес>», извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, поэтому административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца и административного ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований представителя административного истца ОАО «Даггаз».
Как следует из материалов дела, административному истцу ОАО «Даггаз» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:40:000016:1395 площадью 38 000 кв.м. +/- 68 кв.м., расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, район УЗК, Махачкала-1, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственные помещения
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <дата> следует, что в отношении принадлежащего ОАО «Даггаз» земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 96719 880 руб. (л.д.6).
Основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от <дата>№ «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан».
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III. 1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Статья 24.18. указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
ОАО «Даггаз», ссылаясь на указанные нормы права, обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на <дата>
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>№ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>№), при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Согласно материалам административного дела, принадлежащий ОАО «Даггаз» земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <дата>, датой определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка является дата формирования перечня объектов недвижимости – <дата>.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В подтверждение заявленных административных исковых требований административным истцом представлен в суд отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от <дата>, составленный оценщиком ФИО4, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000016:1395 площадью 38000 кв.м. +/- 68 кв.м., составляет 49769 000 руб.( л.д. 72).
При исследовании отчета оценщика возникли сомнения в его объективности, соответствии отчета требованиям ФСО и закону «Об оценочной деятельности» в части подбора аналогов исследуемому земельному участку, их месторасположению, характеристикам участков, поправочным коэффициентам, в связи с чем отчет оценщика не может быть признан допустимым доказательством.
Для выяснения этого вопроса определением суда от <дата> по ходатайству представителя Правительства Республики Дагестан ФИО6 назначена экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Независимая оценочная фирма «Алгоритм» (л.д. 112-114).
В соответствии с заключением судебного эксперта ООО «Независимая оценочная фирма «Алгоритм» ФИО7№ от <дата>г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000016:1395 площадью 38000 кв.м. +/- 68 кв.м., составляет 16518 220 руб.( л.д. 146).
Представитель Правительства РД ФИО6 повторно заявил ходатайство о назначении дополнительной судебной оценочной экспертизы с целью установления реальной рыночной стоимости, земельного участка, ссылаясь на то, что в отчете оценщика ФИО7 неправильно подобраны аналоги исследуемому земельному участку, сегмент рынка не указан, размеры объекта оценки явно не совпадают с размерами участков-аналогов, коэффициенты не устраняют это несоответствие.
Определением суда от <дата> назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Независимая оценочная фирма «Алгоритм» (л.д. 187-89).
В соответствии с заключением судебного эксперта ООО «Независимая оценочная фирма «Алгоритм» ФИО7№ от <дата>г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000016:1395 площадью 38000 кв.м. +/- 68 кв.м., составляет 16942 680 (шестнадцать миллионов девятьсот сорок две тысячи шестьсот восемьдесят) руб.
Исследованием указанного заключения установлено, что для определения рыночной стоимости оцениваемого земельного участка был использован сравнительный подход, при котором по трем подобранным аналогам исследуемому земельному участку, наиболее соответствующим исследуемому земельному участку, с применением соответствующих корректировок и по состоянию на дату определения кадастровой стоимости – на <дата>, установлена рыночная стоимость исследуемого земельного участка в размере 16942 680 (шестнадцать миллионов девятьсот сорок две тысячи шестьсот восемьдесят) руб.
Лица, участвующие в деле, ходатайства о допросе эксперта ФИО7 не заявили. Представитель ОАО «Даггаз» ФИО5 с выводами эксперта согласна, в судебном заседании уточнила требования и просила определить кадастровую стоимость земельного участка равной 16942 680 (шестнадцать миллионов девятьсот сорок две тысячи шестьсот восемьдесят) руб., которая установлена судебным экспертом.
Оценивая заключение эксперта ФИО7 по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прихожу к выводу, что выводы эксперта ФИО7 являются обоснованными и достоверными, в связи с чем, заключение эксперта является допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу ОАО «Даггаз» земельного участка по состоянию на <дата> в размере 16942 680 (шестнадцать миллионов девятьсот сорок две тысячи шестьсот восемьдесят) руб.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>№, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы заключения эксперта ФИО7 от <дата>, административными ответчиками в суд не представлено, ходатайства о назначении по делу дополнительных или повторных экспертиз не заявлены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления ОАО «Даггаз» об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в размере, установленном заключением судебного эксперта от <дата>.
Руководитель ООО «Независимая оценочная фирма «Алгоритм» ФИО7 обратился с заявлением об оплате расходов на проведение судебной экспертизы в сумме 30 000 (тридцать тысяч) руб., приложив счет на оплату денежных средств.
В соответствии с положениями статьи 109 ГПК РФ указанные расходы подлежат взысканию с Правительства Республики Дагестан в пользу ООО «Независимая оценочная фирма «Алгоритм».
В связи с тем, что административному истцу была предоставлена отсрочка в оплате государственной пошлины до вынесения судом решения, государственная пошлина до сих пор не оплачена, она подлежит взысканию с ОАО « Даггаз» в доход местного бюджета в размере 2000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Верховного суда Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление ОАО «Даггаз» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего на праве собственности ОАО «Даггаз» с кадастровым номером 05:40:000016:1395 площадью 38 000 кв.м. +/- 68 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, район УЗК, Махачкала-1, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственные помещения, в размере 16942 680 (шестнадцать миллионов девятьсот сорок две тысячи шестьсот восемьдесят) руб. по состоянию на <дата>.
Взыскать с ОАО «Даггаз» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. в доход местного бюджета.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу ООО «Независимая оценочная фирма «Алгоритм» расположенного в г. Махачкале, <адрес>, расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 30 000 (тридцать тысяч) руб.
Решение суда в части взыскания судебных расходов на проведение судебной экспертизы подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.
Взыскать с ОАО « Даггаз» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд апелляционной инстанции через Верховный суд Республики Дагестан.
Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Гомленко Н.К.