Самарский гарнизонный военный суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Самарский гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
К
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по административному делу
16 июня 2010 года город Самара
Судья Самарского гарнизонного военного суда Тимошечкин Д.А., с участием помощника командира войсковой части № по финансово-экономической работе подполковника Ильченко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Катаева А.И., действующего в интересах Ильченко А.Н. на основании доверенности от 16 марта 2010 года № 394, на постановление № 42-10/277, вынесенное 15 февраля 2010 года врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области о привлечении помощника командира войсковой части № по финансово-экономической работе – начальника финансово-экономической службы (главного бухгалтера) подполковника Ильченко к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Помощник командира войсковой части № по финансово-экономической работе – начальник финансово-экономической службы (главный бухгалтер) подполковник Ильченко А.Н. через своего представителя Катаева А.И. обратился в суд с жалобой на постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ от 15 февраля 2010 года по делу № 42-10/277, вынесенного врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее – Управление).
Жалоба мотивирована тем, что должностным лицом Управления существенно нарушен срок составления протокола об административном правонарушении, составленного по прошествии 31 дня со дня окончания ревизии финансово-хозяйственной деятельности войсковой части №, а также тем, что Ильченко не может быть субъектом данного административного правонарушения, поскольку не является руководителем получателя бюджетных средств.
В судебном заседании Ильченко изложенные в жалобе доводы поддержал, просил постановление о назначении административного наказания от 15 февраля 2010 года по делу № 42-10/277 отменить и производство прекратить, указав в дополнение, что он, производя указанные в постановлении выплаты, исполнял указания командира воинской части, являющегося распорядителем бюджетных средств.
Также Ильченко пояснил, что нецелевого использования бюджетных средств, выразившегося в направлении средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2009 год, сметой доходов и расходов на 2009 год, что фактически вменяется ему в вину в обжалуемом постановлении, по итогам 2009 года не нашло своего подтверждения, о чём свидетельствует утвержденная бюджетная смета войсковой части № на 2009 год и отчет об ее исполнении. При этом, сам факт и обстоятельства производства выплаты денежных средств, указанных в постановлении, Ильченко не оспаривал.
Изучив материалы дела, выслушав мнение лица, в отношении которого было вынесено обжалуемое постановление, прихожу к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 29 января 2010 года заместителем начальника отдела контроля в оборонном комплексе ТУ Росфиннадзора в Самарской области ФИО3, по итогам ревизии финансово-хозяйственной деятельности войсковой части № в отношении начальника финансово-экономической службы названной воинской части подполковника Ильченко А.Н. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.
Основанием для составления протокола об административном правонарушении явилось то обстоятельство, что 6 августа 2009 года по расходному кассовому ордеру № 401, подписанному начальником финансово-экономической службы войсковой части № Ильченко, по бюджетной классификации расходов 187 0201 2025800 014211 «Заработная плата» (денежное содержание военнослужащих) были выданы денежные средства на командировочные расходы в размере 12000 рублей, и отражены по кодам бюджетной классификации: 187 0201 2027000 014 212 «Прочие выплаты» в сумме 700 рублей, 187 0201 2027000 014 222 «Транспортные услуги» в сумме 10300 рублей, 187 0201 2027000 014 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 1000 рублей.
В то же время, на момент выплаты в кассе воинской части остаток денежных средств по указанным выше кодам ЭКР 212 и 226 - отсутствовал.
Таким образом, по мнению заместителя начальника отдела контроля в оборонном комплексе ТУ Росфиннадзора в Самарской области ФИО3, средства федерального бюджета, выделенные по коду БК: 187 0201 2025800 014211 «Заработная плата», в сумме 1700 рублей (700 рублей + 1000 рублей) направлены на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2009 год, сметой доходов и расходов на 2009 год, то есть на оплату суточных и проживания в командировках соответственно, чем нарушены положения ст.ст. 38, 162 Бюджетного кодекса РФ и в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета.
На основании протокола об административном правонарушении от 29 января 2010 года и приложенных материалов врио руководителя Управления Юнаевым Д.Я., с учетом положений п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 2.4 КоАП РФ, 15 февраля 2010 года было вынесено Постановление по делу № 42-10/277, согласно которому начальник финансово-экономической службы войсковой части № Ильченко признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, выразившегося в нецелевом использовании бюджетных средств на сумму 1700 рублей, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Указанные в протоколе об административном правонарушении от 29 января 2010 года и постановлении по делу № 42-10/277 обстоятельства нецелевого использования бюджетных средств в сумме 1700 рублей, начальником финансово-экономической службы войсковой части № Ильченко не оспариваются и подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела.
При этом, как видно из письменного объяснения Ильченко на имя руководителя Управления, денежные средства на выплату денежной компенсации на командировочные расходы в сумме 1700 рублей были выданы по указанию командира части, на момент их выплаты в кассе части денежных средств по КБК 187 0201 2027000 014 212 и 187 0201 2027000 014 226 было недостаточно и в целях соблюдения лимита хранения денежных средств и своевременности отражения в учете произведенных операций сумма выдана по БКР 187 0201 2025800 014211 «Заработная плата».
В силу ст. 289 БК РФ использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиям, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ административная ответственность наступает за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со ст.162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
- составляет и исполняет бюджетную смету,
- принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства,
- обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно ст.38 Бюджетного Кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, является нарушением бюджетного законодательства РФ.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Таким образом, ответственные за состояние финансово-хозяйственной деятельности должностные лица организации, финансируемой из бюджета, обязаны использовать поступающие бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенными соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.
В связи с вышеизложенным, произведенная 6 августа 2009 года выдача денежных средств федерального бюджета, выделенных по коду БК: 187 0201 2025800 014211 «Заработная плата», в сумме 1700 рублей на оплату командировочных расходов, отраженных по кодам бюджетной классификации: 187 0201 2027000 014 212 «Прочие выплаты» в сумме 700 рублей и 187 0201 2027000 014 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 1000 рублей, при отсутствии наличных денежных средств в кассе воинской части на данные цели, является нарушением требований ст. 38, ст. 162 и 289 Бюджетного кодекса РФ, то есть нецелевым использованием бюджетных средств.
При этом, не могут быть признаны существенными доводы Ильченко о том, что ему вменено в вину совершение административного правонарушения, выразившегося в направлении средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2009 год, сметой доходов и расходов на 2009 год, хотя таковых не имеется, поскольку, как в протоколе об административном правонарушении от 29 января 2010 года, так и в оспариваемом постановлении от 15 февраля 2010 года, описано совершение конкретного нецелевого использования бюджетных средств 6 августа 2009 года и указано на нарушение требований ст.ст. 38, 162 Бюджетного кодекса РФ.
Также не может быть признано существенным нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, поскольку этот срок не является пресекательным, и это в последующем не препятствовало Ильченко в полной мере воспользоваться своим правом на защиту.
Правильно определено и должностное лицо, совершившее данное административное правонарушение – начальник финансово-экономической службы (главный бухгалтер) войсковой части №, поскольку согласно ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации и без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
По данным признакам начальник финансово-экономической службы (главный бухгалтер) войсковой части № относится к категории должностных лиц, привлекаемых к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.
Вместе с тем, постановление врио руководителя Управления от 15 февраля 2010 года о привлечении Ильченко А.Н. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 15.14 КоАП РФ, по делу № 42-10/277 подлежит отмене, а производство по делу - прекращению, по следующим основаниям.
Так, если при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будет установлена малозначительность совершенного правонарушения, судья на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Принимая во внимание, что начальник финансово-экономической службы войсковой части 40278 Ильченко совершил действие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, но с учетом непродолжительного срока исполнения Ильченко обязанностей по должности – 7 дней, исполнения им приказания командира воинской части в силу требований Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, незначительного размера отвлечённых бюджетных средств – 1700 рублей, а также учитывая, что указанный расход денежных средств был произведён в пределах уведомлений о бюджетных ассигнованиях на 2009 год, в силу чего не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных нарушений, прихожу к выводу о малозначительности правонарушения, совершенного Ильченко, и необходимости отмены постановления врио руководителя Управления по делу № 42-10/277 и прекращении производству по делу.
Руководствуясь ст. ст. 2.9, 30.7 ч. 1 п. 3, 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление о назначении административного наказания № 42-10/277, вынесенное 15 февраля 2010 года врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области о привлечении помощника командира войсковой части № по финансово-экономической работе – начальника финансово-экономической службы (главного бухгалтера) подполковника Ильченко к административной ответственности и назначении ему административного штрафа в размере 4000 рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, отменить и производство по данному делу прекратить, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, то есть на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня вручения или получении копии решения.
Судья Самарского гарнизонного военного суда Д.А. Тимошечкин