Дело № 2а-3935/2019
Уникальный № 42RS0005-01-2019-005677-37
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерацииг. Кемерово 20 ноября 2019 года
Заводский районный суд г. Кемерово Кемеровской области в составе председательствующего судьи: Решетняка А.М.
при помощнике судьи Хуртине А.Н., секретаре Сергиенко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Кемеровского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области о признании информации информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Кемеровский транспортный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области о признании информации информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требования мотивирует тем, что Кемеровской транспортной прокуратурой во исполнение задания Западно- Сибирской транспортной прокуратуры проводится анализ исполнения законодательства в сфере выявления и пресечения деятельности по ввозу на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в отношении которых установлены запреты и ограничения.
Согласно Перечню молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания), в том числе сыр (Код ТН ВЭД 0406) запрещены к ввозу с вышеперечисленных стран.
В связи с вышеизложенным осуществлён мониторинг сети «Интернет» на предмет реализации продуктов, включенных в санкционный перечень, посредством сайтов, по итогам которого выявлен сайт <данные изъяты>, посредством которого осуществляется реализация сыра «Brie» и «Camembert» производства Германия, Италия и т.д.
При этом указанная санкционная продукция пересылается по всей Российской Федерации, в том числе, в Кемерово.
Указанные факты свидетельствуют не только о распространении по территории Российской Федерации запрещенных ко ввозу товары, но и о перемещении их через таможенную границу из других стран.
Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера: Яндекс.Браузер, который входит в стандартный пакет программных компонентов операционных систем. В адресной строке браузера был введен адрес поискового ресурса «Яндекс», в окне поиска ключевых слов ресурсов набрано «купить сыр производства Германии в Кемерово», отобразился список адресов и ссылок (Интернет - сайтов).
Вход на данные сайты является свободным, ознакомиться с содержанием указанных Интернет-ресурсов, скопировать информацию в электронном варианте, воспользоваться услугами сервиса, на получение услуг по доставке санкционной продукции может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.
Таким образом, свободный доступ к вышеуказанной информации пропагандирует приобретение санкционной продукции. В целях недопущения нарушения прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена.
На момент проверки данный указатель страницы сайта, на котором размещена названная информация, в реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru).
Просит признать информацию, размещённую на страницах сайта с URL-адресом <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> принять меры по включению страниц сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник Кемеровского транспортного прокурора Кулешова Д.С. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду дополнительное пояснила, что на момент рассмотрения искового заявления страница доступна в сети интернет, в реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru)
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв, согласно которому не возражал против признания указанной информации запрещенной.
На основании п.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, изучив письменные материалы дела, заслушав явившихся лиц, приходит к следующим выводам.
Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания возложено на Роскомнадзор согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть представляет собой технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники, а сайт в сети Интернет - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.
В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 10 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» к специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения.
В силу ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.
В соответствии с Указами Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 24.06.2015 № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 29.06.2016 № 305 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 30.06.2017 № 293 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» отдельные категории товаров, страной происхождения которых являются страны Европейского союза, запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Кемеровской транспортной прокуратурой во исполнение задания Западно- Сибирской транспортной прокуратуры проводится анализ исполнения законодательства в сфере выявления и пресечения деятельности по ввозу на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в отношении которых установлены запреты и ограничения.
Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420 и от 24 июня 2019 г. № 293» утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, Страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2020 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию (далее по тексту - Перечень).
Согласно Перечню молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания), в том числе сыр (Код ТН ВЭД 0406) запрещены к ввозу с вышеперечисленных стран.
В связи с вышеизложенным осуществлён мониторинг сети «Интернет» на предмет реализации продуктов, включенных в санкционный перечень, посредством сайтов, по итогам которого выявлен сайт https://vk.com/eurocheeses, посредством которого осуществляется реализация сыра «Brie» и «Camembert» производства Германия, Италия и т.д.
При этом указанная санкционная продукция пересылается по всей Российской Федерации, в том числе, в Кемерово.
Указанные факты свидетельствуют не только о распространении по территории Российской Федерации запрещенных ко ввозу товары, но и о перемещении их через таможенную границу из других стран.
Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера: Яндекс.Браузер, который входит в стандартный пакет программных компонентов операционных систем. В адресной строке браузера был введен адрес поискового ресурса «Яндекс», в окне поиска ключевых слов ресурсов набрано «купить сыр производства Германии в Кемерово», отобразился список адресов и ссылок (Интернет - сайтов).
Вход на данные сайты является свободным, ознакомиться с содержанием указанных Интернет-ресурсов, скопировать информацию в электронном варианте, воспользоваться услугами сервиса, на получение услуг по доставке санкционной продукции может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.
В соответствии с ч. 3 ст. 454 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.
Согласно п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Как ранее указывалось согласно Перечню молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания), в том числе сыр (Код ТН ВЭД 0406) запрещены к ввозу с вышеперечисленных стран.
Согласно ст. 16.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статьей 9 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, свободный доступ к вышеуказанной информации пропагандирует приобретение санкционной продукции. В целях недопущения нарушения прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена.
В силу ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Р1нтернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В реестр включаются:
·доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
·сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, указанными нормами закона в их взаимосвязи установлен запрет на распространение информации, размещенной в сети Интернет по указанному адресу.
В силу ч. 3 Приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» транспортные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, в том числе, в таможенной сфере.
При указанных обстоятельствах, учитывая характер размещенной информации, и что вышеуказанный Интернет - источник предоставляет возможность приобретения запрещенных к ввозу товаров на территории <адрес> с незаконным перемещением через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу, суд считает заявленные требования обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кемеровского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области о признании информации информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, - удовлетворить в полном объеме.
Признать информацию, размещенную на странице сайта с URL – адресом: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу судебного решения о признании информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения страницы сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 25.11.2019 года.
Судья Решетняк А.М.
Подлинный документ подшит в гражданском деле № 2а-3935-19 Заводского районного суда г. Кемерово.