ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 420005-01-2022-005177-33 от 19.09.2022 Заводского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 12-463/2022

УИД: № 42RS0005-01-2022-005177-33

РЕШЕНИЕ

Судья Заводского районного суда города Кемерово Ульянюк В.И.,

с участием:

представителей КАО «Азот» – ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Заводского районного суда города Кемерово жалобу ФИО1, действующего в защиту интересов КАО «Азот», юридический адрес: <...> стр. 1, ИНН <***>, КПП 997550001, на постановление -в от 26.07.2022 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 26.07.2022 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 КАО «Азот» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Из постановления от 26.07.2022 года следует, что 25.01.2022 года в 16:00 часов по информации, имеющейся у Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении КАО «Азот», осуществляющего деятельность по адресу: <...> стр. 1, установлено, что общество допустило нарушение требований природоохранного законодательства, а именно абз. 9 ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: КАО «Азот» сокрыло или исказило экологическую информацию в ежегодной отчетной документации в части отхода IV класса опасности (отход получения магнезиальной добавки в производстве минеральных удобрений ФККО 3 14001141 39 4). Отходы получения магнезиальной добавки в производстве минеральных удобрений (478,4 т) переданы в 2021 году согласно договору от 25.05.2015 <данные изъяты>, данным объем отхода не указан в отчете 2-ТП (отходы) за 2021 год, в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год, в журнале учета движения отходов (приказ Минприроды РФ № 1028 от 08.12.2020 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».

Представитель КАО «Азот» ФИО1, не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой.

Жалоба мотивирована тем, что 31.03.2022 года государственным инспектором ФИО4 вынесено постановление о назначении административного наказания , согласно которому КАО «Азот» привлечено к административной ответственности по со ст. 8.5 КоАП РФ. Обществу назначено административное наказание – административный штраф в размере 20 000 рублей.

КАО «Азот» вменялась вина якобы в искажении экологической информации в ежегодной отчетной документации в части отхода IV класса опасности (отход получения магнезиальной добавки в производстве минеральных удобрений), а именно то, что КАО «Азот» в ежегодной отчетности не отражен отход в объеме 478,4 т, якобы переданный в 2021 году в <данные изъяты>.

Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 06.07.2022 по делу № 12-231/2022 постановление о назначении административного наказания отменено в связи с допущенным органом существенным нарушением норм КоАП РФ, отсутствием всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, которое не позволяет установить обстоятельства инкриминируемого правонарушения.

После нового рассмотрения дела государственным инспектором ФИО3 26.07.2022 года вновь вынесено идентичное отмененному постановлению постановление о назначении административного наказания (постановление вручено КАО «Азот» 03.08.2022 года). Обществу назначен административный штраф в размере 20000 рублей.

В постановлении № Т-315-в от 26.07.2022 года вновь отражено, что КАО «Азот» якобы сокрыло экологическую отчетность в отчете 2-ТП (отходы) за 2021 год, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и журнале учета движения отходов согласно приказу Минприроды РФ № 1028 от 08.12.2020, в части движения отхода 4 класса опасности – отход получения магнезиальной добавки в производстве минеральных удобрений (код ФККО 3 14001141 39 4).

Считает, что должностное лицо Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора вновь целенаправленно (т.к. знает об этом факте из вступившего в силу решения Заводского районного суда г. Кемерово от 06.07.2022 года по делу № 12-231/2022) искажает истинные обстоятельства дела, не описывая в постановлении фактические действия КАО «Азот», направленные на соблюдение норм закона в части раскрытия достоверной информации природопользователя.

Обязанность вывоза отходов различного класса опасности, учет их объема, предъявление факта вывоза объема отходов, составление на основании фактических данных актов оказанных услуг и направление их в адрес КАО «Азот» для дальнейшей оплаты услуг возлагалось на <данные изъяты>. КАО «Азот» не являлось изготовителем актов оказанных услуг, являясь их подписантом.

Как неоднократно указывало КАО «Азот», а позже было установлено судом при рассмотрении дела № 12-231/2022, при подготовке годового отчета 2-ТП (отходы) за 2021 год было выявлено, что акты приема-передачи № 34 от 29.01.2021, № 71 от 26.02.2021, № 123 от 31.03.2021, № 183 от 30.04.2021, № 276 от 31.05.2021, оформленные <данные изъяты> в части вывоза на обезвреживание отхода получения магнезиальной добавки в производстве минеральных удобрений в адрес КАО «Азот», контрагентом были представлены ошибочно.

Указанные акты после выявления несоответствия в части указания в них объема магнезиальной добавки были скорректированы. Отход магнезиальной добавки был из актов исключен. Нумерация актов и их даты остались без изменения.

В ходе рассмотрения дела, скорректированные акты-передачи отходов с <данные изъяты> были представлены лицам, рассматривающим дело об административном правонарушении.

В бухгалтерском учете услуга по обезвреживанию данного отхода сторнирована (не принята к учету), что подтверждается соответствующими счетами-фактурами, также переданными лицам, рассматривающим дело об административном правонарушении.

КАО «Азот» на основании скорректированных <данные изъяты> актов приема-передачи отходов были внесены уточнения в «Данных учета в области обращения с отходами, согласно приказа Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1028 по КАО «Азот» за 1 квартал», в графу «Накопление» (№ строки 409, столбец 16 на странице 3) в количестве 278,2 т.

В «Данных учета в области обращения с отходами согласно приказа Минприроды РФ от 08.12.2020 №1028 по КАО «Азот» за 2 квартал в графе «образовано отходов в отчетном периоде» (строка 411, столбец 6, страница 2) показано количество 410,1 т, из которых 209,9 т (строка 411, столбец 11, страница 2) размещено на <данные изъяты>. Остаток, который не был вывезен, перешел в графу «Накопление» и составил 200,2 т.

Суммарно накопление за два квартала 2021 года составило 478,4 т (строка 411, столбец 16, страница 2), что соответствует скорректированным актам приема-передачи.

На основании Данных учета сформирован годовой отчет 2-ТП (отходы) (штрих код № 0000000006298776), внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Корректировки не противоречат требованиям вышеуказанного приказа № 1028 от 08.12.2020, в соответствии с п. 14 которого в случае ведения учета в электронном виде обобщенные данные учета по итогам календарного года выводятся на бумажный носитель с соблюдением требований, указанных в пунктах 12-13 Порядка. Исправление ошибок в данных учета как в случае его ведения на бумажном носителе, так и в случае ведения в электронном виде с выводом записей на бумажный носитель подтверждается подписью должностного лица, ответственного за ведение учета в области обращения с отходами (Данные учета с подписью должностного лица (страница 3 Данных учета за 1 квартал; страница 2 Данных учета за 2 квартал).

Учитывая, что на момент поступления информации в Росприроднадзор 25.01.2022 годовой отчет 2-ТП (отходы) (штрих код №0000000006298776) был уже сформирован по скорректированным данным учета, годовой отчет направлен через Личный кабинет природопользователя и на основании скорректированных данных уже была внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду, событие инкриминируемого нарушения отсутствует.

В адрес Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора повторно в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении были представлены копии скорректированных счетов-фактур по договору возмездного оказания услуг по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности от 25.05.2015 с <данные изъяты> (вх. № 05/9118 от 22.07.2022).

Факт отсутствия оказанной услуги со стороны ООО «Экологические инновации» по вывозу на обезвреживание отходов получения магнезиальной добавки в производстве минеральных удобрений подтверждается счетами-фактурами с исправлениями от 31.12.2021 года. Именно с учетом скорректированных сведений был подготовлен и сдан годовой отчет 2-ТП (отходы).

Таким образом, обжалуемое постановление от 26.07.2022 полностью дублирует мотивировку постановления от 31.03.2022 и не содержит никаких иных выводов о наличии в действиях КАО «Азот» события правонарушения, вины предприятия, не содержит полной и всесторонней оценки имеющихся в деле доказательств.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, своевременно и надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3

В судебном заседании представители КАО «Азот» ФИО1, ФИО2 доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме, просили отменить постановление от 26.07.2022 года о привлечении КАО «Азот» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и прекратить производство по делу.

Судья, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

Из постановления от 26.07.2022 года следует, что 25.01.2022 года в 16:00 часов по информации, имеющейся у Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении КАО «Азот», осуществляющего деятельность по адресу: <...> стр. 1, установлено, что общество допустило нарушение требований природоохранного законодательства, а именно абз. 9 ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: КАО «Азот» сокрыло или исказило экологию информацию в ежегодной отчетной документации в части отхода IV класса опасности (отход получения магнезиальной добавки в производстве минеральных удобрений ФККО 3 14 001 141 39 4).

Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за сокрытие или искажение экологической информации.

Объектом вменяемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по представлению экологической информации и обеспечивающие реализацию прав граждан на информацию и состоянии окружающей среды.

Согласно абз. 9 ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Частью 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Общество производит накопление отходов, в т.ч. отходов получения магнезиальной добавки в производстве минеральных удобрений, в связи с чем КАО «Азот» обязано составлять данные учета в области обращения с отходами и статистическую отчетность по форме № 2-ТП (отходы).

В ходе судебного заседания защитниками юридического лица-КАО «Азот» представлены данные учета в области обращения с отходами по КАО «Азот» за I-IV кварталы 2021 года, которые полностью соотносятся с имеющимися в материалах дела об административном правонарушении данными учета в области обращения с отходами за аналогичные периоды и отчетом по форме № 2-ТП (отходы). В данных учета в области обращения с отходами по КАО «Азот» за 1-2 кварталы 2021 года имеются отметки о корректировке данных (исправление ошибок).

Возможность исправления ошибок в данных учета предусмотрена п. 14 Приказа Минприроды РФ № 1028 от 08.12.2020 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

В соответствии с п. 5 Приказа материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля; заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами; расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

Данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом (п. 11 Приказа).

В материалах дела об административном правонарушении имеются акты приема-передачи, которые свидетельствуют об отсутствии передачи <данные изъяты> отхода получения магнезиальной добавки в производстве минеральных удобрений объемом 478,4 т и которые соотносятся с данными учета в области обращения с отходами по КАО «Азот» и отчетом 2-ТП (отходы) за 2021 год и скорректированными бухгалтерскими документами (счетами-фактурами), где отсутствуют сведения об оплате услуги по обезвреживанию отхода магнезиальной добавки.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В связи с чем, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Все указанные обстоятельства согласно ст. 29.10 КоАП РФ должны найти свое отражение в постановлении по делу об административном правонарушении, которое также должно содержать обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу, которое в соответствии с требованиями КоАП РФ должно быть принято на основе всех представленных по делу доказательств, всестороннего, полного, объективного, и своевременного выяснения обстоятельств дела.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора не приняты во внимание обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, в том числе сведения, содержащиеся в актах приема-передачи (скорректированных), не указано, по каким основаниям в основу постановления не положены акты приема-передачи, содержащие корректировку.

Из протокола и постановления по делу об административном правонарушении следует, что 25.01.2022 года в 16:00 часов установлено, что КАО «Азот» допустило нарушение требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Однако указанное обстоятельство не подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Доказательств, свидетельствующих о том, что КАО «Азот» сокрыло или исказило экологическую информацию в ежегодной отчетной документации именно 25.01.2022 года, материалы дела не содержат, поскольку срок предоставления сведений об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления установлен – до 01.02.2022 года и 15.03.2022 года.

Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении при квалификации действий юридического лица не указано, какие именно действия, образующие объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, содержатся в действиях юридического лица.

При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания от 26.07.2022 года в отношении КАО «Азот» суд находит не обоснованным, поскольку выводы должностного лица не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленными в судебном заседании.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Поскольку суд пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление от 26.07.2022 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 в отношении КАО «Азот», то это постановление подлежит отмене, а производства по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление № Т-315-в от 26.07.2022 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, в отношении КАО «Азот», юридический адрес: <...> стр. 1, ИНН <***>, КПП 997550001 – отменить.

Дело об административном правонарушении прекратить.

Жалобу представителя КАО «Азот» ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня получения либо вручения копии постановления.

Судья В.И. Ульянюк