Дело № 2-1282/2019
(УИД № 42RS0011-01-2019-001821-35)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области 08 июля 2019 года
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Орловой Н.В.,
с участием старшего помощника Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кемеровской области Чебанова Н.А.,
представителя ответчиков Лакомкиной А.А.,
при секретаре Бикеевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 42 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области, Федеральной службе исполнения наказания России о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Кузбасский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 42 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» (далее – ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области (далее - ГУФСИН России по Кемеровской области), Федеральной службе исполнения наказания России (далее ФСИН России) о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что Кузбасской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кемеровской области проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области в части вопросов привлечения осужденных к труду, в ходе которой выявлены нарушения закона. ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области – действующее юридическое лицо. Согласно его уставу оно является лечебно-исправительным учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности; учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством РФ привлечение осужденных к труду. Прокурор ссылается на ч.1 ст.104 УИК РФ, ч.2 ст.15, ч.2 ст.7, ст.37 Конституции РФ, ст.22, ст.211, ст.212 ТК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», т.ч. на его ч.1 ст.3. Указано, что в апреле 2019 прокуратурой проведена проверка, где было установлено, что работодателем ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области не обеспечены безопасные условия и охрана труда, не проведена специальная оценка условий труда следующих рабочих мест, на которых трудоустроены осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, согласно штатному расписанию, утвержденному приказом начальника ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области от <номер>: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь–электрик по ремонту электрооборудования. Неисполнение требований федерального законодательства о труде недопустимо и влечет нарушение гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Прокурор ссылается на подпункты 25,55,56 п.11 раздела 3 Положения о главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области, утв. Приказом ФСИН России № 63 от 10.03.2005, на п.9 главы II Положения о ГУФСИН. Указывает, что полномочия и организация деятельности ФСИН регламентированы Положением, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», ссылается на его п.1, п.5, п.3.,п.7. Ссылается на ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», на ч.1 ст.9 данного закона, на ст.6 Бюджетного кодекса РФ. Указывает, что в данном случае, главным распорядителем средств федерального бюджета является ФСИН России, на которое и возложена обязанность по содержанию уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. В соответствии с уставом ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств. Прокурор ссылается на п.9 главы II Положения, п.21 главы IIIПоложения. Указывает, что, принимая во внимание изложенное, ответчиков (ФКУ ЛИУ-42, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России) следует обязать устранить нарушения трудового законодательства, провести специальную оценку условий труда.
Кузбасский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просит суд:
- обязать ФСИН России обеспечить потребности в бюджетном финансировании ГУФСИН России по Кемеровской области для устранения нарушений трудового законодательства, выявленных в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, а именно для выполнения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь–электрик по ремонту электрооборудования;
- обязать ГУФСИН России обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской областидля устранения нарушений трудового законодательства, выявленных в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, а именно для выполнения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь–электрик по ремонту электрооборудования;
- обязать ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области устранить нарушения трудового законодательства, провести специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь–электрик по ремонту электрооборудования.
В судебном заседании старшийпомощник Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кемеровской области Чебанов Н.А.исковые требования поддержал в полном объеме. Кроме того, просил суд установить ответчикам срок для выполнения вышеуказанных обязанностей по устранению указанного нарушения трудового законодательства, равный одному месяцу со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Представитель ответчиков ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России Лакомкина А.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования от имени ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области признала, от имени ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России иск не признала в полном объеме по доводам, изложенным в письменных отзывах на иск. Кроме того, указала, что выполнение вышеуказанных обязанностей по устранению указанного нарушения трудового законодательства будет обеспечиваться за счет средств, имеющихся в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, ввиду чего иных лиц из числа ответчиков надлежит исключить, хотя не отрицала, что доказать соответствующими документами она сейчас этого не может. В случае, если суд требования прокурора удовлетворит, то она не возражала против установления срока для выполнения вышеуказанных обязанностей по устранению указанного нарушения трудового законодательства, равный одному месяцу со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, считала его разумным, в т.ч. с учетом того, что в настоящее время ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области уже приняты меры по объявлению конкурса в порядке проведения гос.закупок с целью заключения с соответствующей организацией договора на оказание услуг по специальной оценке условий труда вышеуказанных рабочих мест.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.104 УИК РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч.2 ст.7 Конституции РФ Российской Федерации охраняется труд.
Согласно ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены,
В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст.211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Согласно ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Согласно ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда.
Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен главой 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Согласно ч.1 ст.3Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Судом установлено, что ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области – действующее юридическое лицо. Согласно его уставу оно является лечебно-исправительным учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности; учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством РФ привлечение осужденных к труду.
Судом установлено, чтов апреле 2019 прокуратурой проведена проверка, где было установлено, что работодателем ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области не обеспечены безопасные условия и охрана труда, не проведена специальная оценка условий труда следующих рабочих мест, на которых трудоустроены осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, согласно штатному расписанию, утвержденному приказом начальника ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области от <дата><номер>-ос: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь–электрик по ремонту электрооборудования.
В связи с выявленными нарушениями было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства от 30.04.2019.Согласно ответу ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области на представление, была проведена служебная проверка, приняты меры по устранению недостатков допущенных нарушений закона, для проведения специальной оценки условий труда направлены заявки на выделение денежных средств в ГУФСИН России по Кемеровской области, срок исполнения 31.10.2019.
До настоящего времени специальная оценка условий труда на вышеуказанных рабочих местах не осуществлена. Неисполнение требований федерального законодательства о труде недопустимо и влечет нарушение гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно подпунктов 25, 55, 56 пункта 11 раздела 3 «Положения о главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», утвержденного приказом ФСИН России № 63 от 10.03.2005, в компетенцию ГУФСИН России по Кемеровской области входит финансовое обеспечение собственных расходов и расходов учреждений, исполняющих наказания, подготовку и утверждение их смет доходов и расходов по бюджетным средствам; обеспечение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленные сроки, разработка проектно-сметной документации, финансирование проектно-изыскательских работ и строительства; осуществление функции государственного заказчика и осуществление материально-технического обеспечения подведомственных ему учреждений.
На основании пункта 9 главы II Положения о ГУФСИН по Кемеровской области, одной из основных задач ГУФСИН России по Кемеровской области является финансовое и материально-техническое обеспечение Главного управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, других подведомственных учреждений и подразделений в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников.
Полномочия и организация деятельности Федеральной службы исполнения наказаний регламентированы Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний".
ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (пункт 1).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5).
На основании п.5 Положения ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
На основании п.3 и п.7 Положения основными задачами и полномочиями ФСИН России являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; осуществление материально-технического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; осуществление главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы.
Согласно ст.13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1"Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны:создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходными обязательствами РФ (ч.1 ст.9 Закона).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В данном случае, главным распорядителем средств федерального бюджета является ФСИН России, на которое и возложена обязанность по содержанию уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В соответствии с подпунктом 1.6 Устава ФКУ ЛИУ-42, учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус лечебного исправительного учреждения. Учреждение является некоммерческой организацией.
Согласно пункту 1.7 Устава ФКУ ЛИУ-42 является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.
На основании пункта 9 главы II Положения о ГУФСИН по Кемеровской области, одной из основных задач ГУФСИН России по Кемеровской области является финансовое и материально-техническое обеспечение Главного управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, других подведомственных учреждений и подразделений в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников.
Согласно п.21 главы III Положения одной из основных функций Главного управления является создание безопасных условий труда и гигиены сотрудникам (работникам) Главного управления, осуществление контроля за соблюдением безопасных условий труда и гигиены сотрудников (работников) в учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах и других подведомственных учреждениях.
Представитель ответчиков в судебном заседании не оспаривала необходимость проведения специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь–электрик по ремонту электрооборудования в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСН России по Кемеровской области.
Судом учтено, что ФКУ ЛИУ-42 ГУФСН России по Кемеровской области принимаются, согласно объяснениям представителя ответчика, меры, направленные на устранение выявленных нарушений, как-то: выявление возможных источников финансирования данных мероприятий, организация конкурса на заключение с соответствующей организацией договора на оказание услуг по специальной оценке условий труда вышеуказанных рабочих мест. При этом суд учитывает длительность конкурсных процедур. Учитывая, что суду не представлено доказательств того, что в настоящее время ФКУ ЛИУ-42 ГУФСН России по Кемеровской области располагает достаточным финансированием (денежными средствами) на выполнение запланированных мероприятий по устранению нарушений трудового законодательства, исключение ФСИН России обеспечить и ГУФСИН России по Кемеровской области из числа ответчиков по данным требованиям прокурора является невозможным.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСН России по Кемеровской области о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, с установлением срока, равного 1 месяцу со дня вступления решения в законную силу, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 42 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области, Федеральной службе исполнения наказания России о понуждении к совершению действий удовлетворить в полном объеме:
Обязать ФСИН России обеспечить потребности в бюджетном финансировании ГУФСИН России по Кемеровской области для устранения нарушений трудового законодательства, выявленных в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, а именно для выполнения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь–электрик по ремонту электрооборудования;
Обязать ГУФСИН России обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области для устранения нарушений трудового законодательства, выявленных в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, а именно для выполнения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь–электрик по ремонту электрооборудования;
Обязать ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области устранить нарушения трудового законодательства, провести специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь–электрик по ремонту электрооборудования.
Установить срок для выполнения указанных обязанностей, равный одному месяцу со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12.07.2019.
Судья: подпись Н.В. Орлова