Дело № 2-2019/2019
УИИ № 42RS0011-01-2019-003184-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий 31 октября 2019 года
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Бондарь Е.М.,
с участием старшего помощника Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чебанова Н.А.
при помощнике судьи Смердиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиофиксации гражданское дело по иску Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 42 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области - Кузбассу, Федеральной службе исполнения наказания России о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Кузбасский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 42 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу» (далее ФКУ ЛИУ-42), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу), Федеральной службе исполнения наказания России (далее ФСИН России) о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что Кузбасской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кемеровской области проведена проверка в части вопросов привлечения осужденных к труду, в ходе которой выявлены нарушения закона. В соответствии с учредительными документами, а также сведениями, имеющимися в ЕГРЮЛ, ФКУ ЛИУ-42 является действующим юридическим лицом. В соответствии с пунктом 1.1 Устава учреждения, ФКУ ЛИУ-42 является лечебно исправительным учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Согласно пункту 2.5.1 Устава, учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации привлечение осужденных к труду. В соответствии с частью 1 статьи 104 УИК РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
В апреле 2019 года прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что работодателем – ФКУ ЛИУ-42 осужденные, привлеченные к работам на должности машинистов – кочегаров котельной, в полном объеме не обеспечены специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование, в соответствии с типовыми нормами.30.04.2019 в адрес начальника ФКУ ЛИУ-42 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Однако в нарушение норм федерального законодательства, а также приказа Минтруда России от 09.12.2014 № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, в связи с чем, рабочие места машинистов-кочегаров котельной, на которых привлечены осужденные, не обеспечены костюмами для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, перчатками для защиты от повышенных температур, щитками защитными лицевыми или очками защитными, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками. Неисполнение требований федерального законодательства о труде недопустимо и влечет нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ-42, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. При обстоятельствах, установленных в результате проверки, труд осужденных, привлекаемых к работам в ФКУ ЛИУ-42, не является безопасным. Что препятствует реализации важнейших конституционных принципов о праве на охрану жизни и здоровья граждан.
Согласно подпунктов 25, 55, 56 пункта 11 раздела 3 «Положения о главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», утвержденного приказом ФСИН России № 63 от 10.03.2005, в компетенцию ГУФСИН России по Кемеровской области входит финансовое обеспечение собственных расходов и расходов учреждений, исполняющих наказания, подготовку и утверждение их смет доходов и расходов по бюджетным средствам; обеспечение ввода в действие производственных мощностей и объектов в установленные сроки, разработка проектно-сметной документации, финансирование проектно-изыскательских работ и строительства; осуществление функции государственного заказчика и осуществление материально-технического обеспечения подведомственных ему учреждений.
На основании пункта 9 главы II Положения о ГУФСИН по Кемеровской области, одной из основных задач ГУФСИН России по Кемеровской области является финансовое и материально-техническое обеспечение Главного управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, других подведомственных учреждений и подразделений в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников.
Полномочия и организация деятельности Федеральной службы исполнения наказаний регламентированы Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».
В соответствии с пунктом 1 Положения ФСИН России, Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
На основании пункта 5 Положения, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Согласно подпункта 4 пункта 3 Положения, одной из основных задач ФСИН России является обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов. Управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями (подпункт 8 пункта 3).
В соответствии с пунктами 7, 9 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей; условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах. ФСИН России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации, в обязанности которого входят предложения об изменении вида режима, об установлении и изменении лимита наполнения исправительных учреждений, исполняющих наказания.
На основании пунктов 3, 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, основными задачами и полномочиями ФСИН России являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; осуществление материально-технического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу положений части 1 статьи 9 Федерального закона № 5473-1 от 21.07.1993 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В данном случае, главным распорядителем средств федерального бюджета является ФСИН России, на которую и возложена обязанность по содержанию уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В соответствии с подпунктом 1.7 Устава, ФКУ ЛИУ-42 является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 9 главы II Положения, одной из основных задач ГУФСИН является финансовое и материально-техническое обеспечение Главного управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, других подведомственных учреждений и подразделений в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально–технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных их других законных источников.
Согласно пункту 21 главы III Положения, одной из основных функций Главного управления является создание безопасных условий труда и гигиены сотрудникам (работникам) Главного управления, осуществление контроля за соблюдением безопасных условий труда и гигиены сотрудников (работников) в учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах и других подведомственных учреждениях.
Принимая во внимание изложенное, ответчиков (ФКУ ЛИУ-42, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу и ФСИН России) следует обязать устранить нарушения трудового законодательства.
Кузбасский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просит суд:
1. Обязать ФСИН России обеспечить потребности в бюджетном финансировании ГУФСИН России по Кемеровской области, для устранения нарушений трудового законодательства, выявленных в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, а именно для обеспечения рабочих мест машинистов – кочегаров котельной, на которых трудятся осужденные, средствами индивидуальной защиты: костюмами для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, перчатками для защиты от повышенных температур, щитками защитными лицевыми или очками защитными, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками.
2. Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области для устранения нарушений трудового законодательства, а именно для обеспечения рабочих мест машинистов – кочегаров котельной на которых привлечены осужденные средствами индивидуальной защиты: костюмами для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, перчатками для защиты от повышенных температур, щитками защитными лицевыми или очками защитными, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками.
3. Обязать ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу устранить нарушения федерального законодательства об охране труда, обеспечить рабочих мест машинистов – кочегаров котельной на которых привлечены осужденные средствами индивидуальной защиты: костюмами для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, перчатками для защиты от повышенных температур, щитками защитными лицевыми или очками защитными, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками.
В судебном заседании старший помощник Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кемеровской области Чебанов Н.А. исковые требования поддержал в полном объеме. Кроме того, просил суд установить ответчику ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу срок для выполнения вышеуказанных обязанностей по выполнению мероприятий – два месяца со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Представитель ответчиков ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России Лакомкина А.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме по доводам, изложенным в отзывах на иск.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно части 2 статьи 7, статьи 37 Конституции Российской Федерации, труд людей охраняется; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно статье 211 ТК РФ, государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
На основании статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охраны труда своим работникам в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (статья 221 ТК РФ).
В апреле 2019 года Кузбасской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кемеровской области - Кузбассу проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу в части вопросов привлечения осужденных к труду, в ходе которой установлено, что работодателем – ФКУ ЛИУ-42 осужденные, привлеченные к работам на должности машинистов-кочегаров котельной, в полном объеме не обеспечены специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование, в соответствии с типовыми нормами.
30.04.2019 в адрес начальника ФКУ ЛИУ-42 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Однако в нарушение норм Трудового кодекса РФ, а также приказа Минтруда России от 09.12.2014 № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, в связи с чем, рабочие места машинистов-кочегаров котельной, на которых привлечены осужденные, не обеспечены костюмами для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, перчатками для защиты от повышенных температур, щитками защитными лицевыми или очками защитными, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками, что влечет нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ-42 на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Полномочия и организация деятельности Федеральной службы исполнения наказаний регламентированы Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний".
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5).
Одной из основных задач ФСИН России является обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов (пп. 4 п. 3); управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями (пп. 8 п. 3).
Согласно п. 7 Указа Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" ФСИН России осуществляет разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В силу абзаца 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314, функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренные на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, осуществляет ФСИН России.
В соответствии с подпунктом 1.6 Устава ФКУ ЛИУ-42, учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус лечебного исправительного учреждения. Учреждение является некоммерческой организацией.
Согласно пункту 1.7 Устава ФКУ ЛИУ-42 является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.
Согласно пункту 15 раздела 3 «Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», утвержденного Приказом ФСИН РФ от 11.06.2015 № 518, в компетенцию ГУФСИН России по Кемеровской области входит обеспечение законности в подведомственных учреждениях и материально-техническое обеспечение их деятельности.
Представитель ответчиков в судебном заседании не оспаривала необходимость обеспечения рабочих мест машинистов-кочегаров котельной, на которых привлечены осужденные, костюмами для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, перчатками для защиты от повышенных температур, щитками защитными лицевыми или очками защитными, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСН России по Кемеровской области-Кузбассу о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, с установлением срока – 2 месяца со дня вступления решения в законную силу, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 42 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу», ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 42 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу» устранить нарушения федерального законодательства об охране труда, обеспечить рабочие места машинистов-кочегаров котельной, на которых привлечены осужденные, средствами индивидуальной защиты: костюмами для защиты от повышенных температур, перчатками с полимерным покрытием, перчатками для защиты от повышенных температур, щитками защитными лицевыми или очками защитными, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками.
Установить срок для выполнения указанных мероприятий - два месяца со дня вступления решения в законную силу.
Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ ЛИУ-42 для выполнения указанных мероприятий.
Обязать ФСИН России обеспечить финансирование ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу для выполнения указанных мероприятий.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 05 ноября 2019 года.
Председательствующий: (подпись) Е.М. Бондарь
Подлинник документа находится в материалах гражданского дела № 2-2019/2019 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области