ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 420011-01-2019-004177-48 от 11.01.2019 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Дело № 12-24/2020

УИД № 42RS0011-01-2019-004177-48

РЕШЕНИЕ

г.Ленинск-Кузнецкий 12 марта 2020 года

Судья Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области Е.М. Бондарь, рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Завод Красный Октябрь» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО2<номер> от 12 декабря 2019 года, которым ООО «Завод Красный Октябрь» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Генеральный директор ООО «Завод Красный Октябрь» ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО2<номер> от <дата>, которым ООО «Завод Красный Октябрь» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Жалоба мотивирована тем, что в обжалуемом постановлении инспектор труда указывает на нарушение обществом Федеральных норм и правил "Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" № 533 от 12.11.2013 (ФНиП № 533 от 12.11.2013), которые действуют на опасных производственных объектах, сокращенно именуемых как «ОПО». В постановлении инспектора не указано относится ли ООО «Завод Красный Октябрь» либо его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты к ОПО и, если относятся, зарегистрированы ли они в установленном законом порядке и какой класс опасности имеют. В связи с чем заявитель полагает, что довод инспектора о нарушении обществом пунктов 150, 158, 216 ФНиП № 533 от 12.11.2013 является необоснованным. Кроме того, из текста указанных пунктов ФНиП № 533 от 12.11.2013 не следует и не предусмотрена обязанность юридического лица (работодателя) по заполнению паспортов крановых путей, по представлению актов устранения нарушений, указанных в экспертных Заключениях проверок крановых путей.

Из текста пунктов 23, 187 ФНиП № 533 также не следует и не предусмотрена обязанность юридического лица (работодателя) по маркировке грузоподъемности на блоках крюка, а также по использованию при проведении полного технического освидетельствования и выполнении испытаний подъемных сооружений не указанного в пункте 216 документа «исполнительный график».

Из текста пунктов 23, 118, 158 ФНиП № 533 не следует и не предусмотрена обязанность юридического лица (работодателя) иметь в наличии отключающую линейку и датчик козлового крана ККС-10 № 510. В обжалуемом постановлении не указано каким нормативным документом установлено, что на козловом кране ККС-10 № 510 должны быть отключающая линейка или датчик козлового крана, тормозные устройства и амортизаторы, каким образом установлена неработоспособность тормозов и отсутствие амортизаторов и чем данные сведения подтверждаются. Каким образом общество нарушило указанные пункты, не указано.

Кроме того, в постановлении инспектор указывает на нарушение обществом несуществующего нормативного акта ПОТ РО 14000-994-98. При вынесении постановления государственный инспектор труда не представил заявителю время для подготовки обоснованных и документально подтвержденных возражений, доказательств невиновности и отсутствия событий вменяемых ему правонарушений, сведения о сложном материальном положении юридического лица, чем нарушил право на защиту.

Законный представитель ООО «Завод Красный Октябрь» ФИО1 просит суд постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО2<номер> от 12.12.2019 отменить, производство по делу прекратить.

Законный представитель юридического лица - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Завод Красный Октябрь» ФИО1, защитник юридического лица ФИО3, действующий на основании доверенности, в суд не явились, извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представили.

Начальник отдела федерального государственного надзора в г.Полысаево – Главный государственный инспектор труда ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представила.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 названной статьи.

Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В соответствии со статьей 211 ТК РФ, государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства.

Как указано в пункте 2 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1160, к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

Из материалов административного дела следует, что начальником отдела федерального государственного надзора в г.Полысаево – главным государственным инспектором труда ФИО2 в период с 13.11.2019 по 10.12.2019 в отношении в ООО «Завод Красный Октябрь» была проведена плановая комплексная проверка соблюдения трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой выявлены нарушения.

В связи с выявленными нарушениями постановлением <номер> от 12.12.2019 ООО «Завод Красный Октябрь» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что основным видом деятельности ООО «Завод Красный Октябрь» является производство прочего грузоподъемного, транспортирующего и погрузочно-разгрузочного оборудования.

ООО «Завод Красный Октябрь» входит в Перечень опасных объектов, расположенных на территории Кемеровской области,.

Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов.

Данный закон направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации и прочее.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.11.2015 N 533, разработаны в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ.

При этом ФНП ПС устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на ОПО.

Положения ФНП ПС распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В соответствии с пунктом 6 ФНП ПС требования промышленной безопасности стадий жизненного цикла ПС, начинающиеся после их изготовления, должны соответствовать требованиям ФНП ПС, а для ПС, полностью смонтированных и испытанных на предприятии-изготовителе, - после передачи эксплуатирующей организации и постановки на учет в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

ФНП ПС определяет понятие эксплуатация, как стадия жизненного цикла ПС, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация ПС включает в себя в общем случае использование по назначению (работу), транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

В соответствии с требованием пункта 23 ФНП по ПС при эксплуатации ПС должны соблюдаться требования, изложенные в паспорте и руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС.

Организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования: не допускать к применению неработоспособные и не соответствующие технологии выполняемых работ грузозахватные приспособления и тару; не эксплуатировать ПС с неработоспособными ограничителями, указателями и регистраторами; не эксплуатировать ПС на неработоспособных рельсовых путях (для ПС на рельсовом ходу); не эксплуатировать ПС с нарушениями требований по их установке в соответствии с требованиями пунктов 101 - 137 настоящих ФНП; не эксплуатировать ПС с отступлениями от регламентированных размеров между ПС и посадочными лестницами, и площадками, строительными конструкциями, оборудованием, другими ПС, штабелями грузов, траншей, котлованов и ограничений, установленных в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС; не допускать эксплуатацию ПС на площадках и (или) подкрановых строительных конструкциях, нагрузочные характеристики которых менее нагрузок от ПС с грузом, указанных в паспорте и руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС.

Согласно пункту 150 ФНП по ПС эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.

Согласно пункту 158 ФНП по ПС обслуживание и ремонт ПС, а также ремонт и рихтовка рельсовых путей (для ПС, передвигающихся по рельсам) должны выполняться с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и настоящих ФНП. Эксплуатирующая организация обязана обеспечить своевременное устранение выявленных неисправностей (дефектов и повреждений), а также обеспечить соответствие ПС технологическому процессу с учетом требований настоящих ФНП.

Если ПС невозможно привести в соответствие с требованиями обеспечения промышленной безопасности технологического процесса, в котором используется ПС, его эксплуатация должна быть остановлена.

Согласно п. 216 ФНП по ПС периодическое комплексное обследование рельсовых путей проводится специализированными организациями и включает выполнение следующего комплекса работ: проверку наличия службы эксплуатации ОПО, отвечающей за состояние рельсовых путей; проверку наличия проектной и эксплуатационной документации; поэлементное обследование рельсовых путей, включая оценку фактического состояния рельсового пути; подготовку результатов комплексного обследования: оформление инструментальных замеров, включая измерения сопротивления его заземления, и составление ведомости дефектов.

В соответствии с пунктом 187 ФНП по ПС для проведения статических и динамических испытаний эксплуатирующая организация должна обеспечить наличие комплекта испытательных (контрольных) грузов с указанием их фактической массы. Если испытания проводятся по завершении ремонта, реконструкции ПС на территории специализированной организации, наличие испытательных грузов обеспечивает данная специализированная организация.

Техническая эксплуатация зданий и сооружений и организация ремонтов на предприятии осуществляется в соответствии с требованиями ПОТ РО 14000-004 "Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений. Положение".

В соответствии с п. 3.1. ПОТ РО 14000-004, в организации должен быть установлен систематический строительный надзор за техническим состоянием несущих и ограждающих конструкций промышленных зданий и сооружений с целью своевременного обнаружения и контроля за устранением выявленных неисправностей и повреждений, возникающих в процессе эксплуатации.

В соответствии с пунктами 6.1, 6.13 ПОТ РО 14000-004, техническое состояние промышленных зданий и сооружений и уровень их эксплуатации должны определяться в процессе систематических наблюдений и периодических технических осмотров. Наблюдения и осмотры зданий и сооружений следует проводить согласно Положению о проведении ППР. Особенно тщательно должны осматриваться места, в которых проводились работы по ремонту и усилению строительных конструкций. Эти места должны быть обозначены, и за ними должен осуществляться регулярный контроль. Результаты всех видов осмотров оформляются актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также меры и сроки их устранения. Один из экземпляров приобщается к техническому журналу по эксплуатации зданий и сооружений.

Из постановления <номер> от 12.12.2019 следует, что в ходе проверки государственным инспектором труда было выявлено нарушение обществом указанных актов, содержащих требования охраны труда, а именно:

1) нарушение пунктов 150, 158, 216 ФНиП № 533 от 12.11.2013 «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»:

- не заполняются Паспорта крановых путей, не представлены акты устранения нарушений, указанных в экспертных заключениях проверок крановых путей.

2) нарушение пунктов 23, 187 ФНиП № 533 от 12.11.2013 «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»:

- при проведении Полного Технического Освидетельствования и выполнения статических и динамических испытаний подъемных сооружений должны использоваться контрольные грузы с подтверждающим документом их фактического веса. Отсутствуют: маркировки грузоподъемности на блоках крюка, исполнительные графики ТО и ППР.

3) нарушение пунктов 23, 118, 158 ФНиП № 533 от 12.11.2013 «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»:

- козловой кран ККС-10 № 510 эксплуатируется с нарушениями: отсутствует отключающая линейка и отключающий датчик, тормозное устройство перемещения крана не работоспособно, частично отсутствуют амортизаторы на концевых упорах.

4) Нарушение части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ; пунктов 3.1, 6.1, 6.13, Положение. Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений ПОТ РО 14000.994-98, а именно:

- не проводится систематический строительный надзор за техническим состоянием строительных зданий и сооружений. Наблюдения и осмотры зданий и сооружений проводятся согласно Положению о проведении ППР как текущие, общие и внеочередные. Общие осмотры, проводимые два раза в год: весной и осенью, оформляются актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также меры и сроки их устранения. Один из экземпляров приобщается к техническому журналу по эксплуатации зданий и сооружений.

Факт совершения юридическим лицом ООО «Завод Красный Октябрь» указанного правонарушения подтверждается распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 31.10.2019 <номер>-И/69-48, актом проверки от 10.12.2019, протоколом об административном правонарушении <номер> от 10.12.2019, постановлением о назначении административного наказания <номер>.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, правильно установило все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях юридического лица ООО «Завод Красный Октябрь», являющегося работодателем, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КРФобАП.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо имело возможность для соблюдения норм трудового законодательства, однако не приняло все зависящие от него меры, допустив выявленные нарушения. Доказательств обратного суду не предоставлено.

Доводы, изложенные в жалобе, суд считает несостоятельными, принимает их как способ защиты. При этом суд отмечает, что ФИО1 участвовал при проведении проверки, возражений не представил, при составлении протокола об административном правонарушении 10.12.2019 ФИО1 с выявленными нарушениями согласился, также возражений не представил, что подтверждается его подписью.

В то же время, назначение наказания в виде административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст. 5.27.1 КРФобАП, в сумме 75 000,00 рублей, должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, ничем не мотивировано, из постановления следует, что обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.

В силу ч.1 ст.3.1 КРФобАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч.1 ст.4.1 КРФобАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Из системного толкования вышеуказанных норм, следует, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за административное правонарушение.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КРФобАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Из материалов административного дела и доказательств, представленных защитником, следует, что ООО «Завод Красный Октябрь» ранее к административной ответственности не привлекалось, находится в тяжелом финансовом положении, при этом судом не установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

При таких обстоятельствах, учитывая характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, назначенное наказание подлежит снижению до административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в сумме 50 000,00 рублей, который будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

В остальной части постановление должностного лица является законным и обоснованным, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм при производстве по делу не допущено.

С учетом изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кемеровской области ФИО2<номер> от 12 декабря 2019 года, которым ООО «Завод Красный Октябрь» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначить ООО «Завод Красный Октябрь» наказание в виде административного штрафа в размере 50 000,00 рублей. В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: (подпись) Е.М. Бондарь

Подлинник документа находится в деле об административном правонарушении № 12-24/2020 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области