Дело № 2-111/2023 (2-2141/2022)
УИД № 42RS0011-01-2022-002780-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Ленинск-Кузнецкий 04 июля 2023 года
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Курносенко Е.А.,
при секретаре Базаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Ленинска-Кузнецкого, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 38 имени С.В.Кайгородова», Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о понуждении к совершению действий выполнить капитальный ремонт,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 38 имени С.В.Кайгородова», Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о понуждении к совершению действий выполнить капитальный ремонт.
Требования, с учетом неоднократных уточнений от <дата> (т.2), <дата> (т.1), <дата> (т.3), <дата> (т.3), <дата> (т.3), мотивированы тем, что прокуратурой города в соответствии с поручением прокуратуры Кемеровской области – Кузбасса проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности обучающихся, работников и иных лиц, в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 38 имени С.В. Кайгородова» (далее по тексту – МБОУ «ООШ № 38»), в ходе которой установлено, что в образовательной организации требуется проведение капитального ремонта.
МБОУ «ООШ № 38» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии <номер>, выданной <дата> Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, дополнительного образования (п. 3.3 Устава МБОУ «ООШ № 38»).
Учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является Ленинск-Кузнецкий городской округ.
На праве оперативного управления у МБОУ «ООШ № 38» находится 3-х этажное здание с 2-х этажной пристройкой общей площадью 2168, 6 кв.м.
Инженерно-техническим центром «Наладчик» ИП Н. проведено обследование строительных конструкций и внутренних инженерных систем здания МБОУ «ООШ № 38» по адресу: <адрес>, составлен технический отчёт <номер> от <дата> (т.1, л.д.20-249).
ИП Н. проведено детально-инструментальное обследование технического состояния строительных конструкций здания МБОУ «ООШ № 38», составлен технический отчет <номер> (далее - Технический отчет), согласно которому требуется проведение следующих видов ремонтных работ:
восстановить вентиляционную систему на кровле здания, в кабинете домоводства и помещении для разведения дезинфицирующих средств установить систему вытяжной вентиляции в соответствии с п.п. 2.7.4, 2.7.1 СП 2.4.3648-20 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
восстановить ограждение по периметру здания высотой не ниже 1, 8 м. в соответствии с рекомендациями Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский центр «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации Приложение № 2;
восстановить вторую пару поручней пандуса у центрального крыльца здания в соответствии с п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») и установить противоскользящие покрытия крыльца (п. п. 5.1.16, 5.1.17 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»);
восстановить штукатурный слой потолка на третьем этаже в коридоре здания, на потолке коридора рекреации 2-го этажа, на стене туалета для мальчиков на 3 этаже, стенах раздевалок для мальчиков и девочек при спортзале, лаборантской кабинета химии в соответствии с п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
установить в помещениях начальных классов, кабинеты № 3 и № 5, физики, умывальные раковины, в кабинетах начальных классов, кабинеты № № 1, 2, 4, биологии, мастерских трудового обучения мальчиков, лаборантских (физики, химии, биологии), туалетах на 3 этаже для мальчиков и 2 этаже для девочек в соответствии с п. 3.4.13 СП 2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- для мытья рук детей перед обеденным залом умывальные раковины оборудовать смесителями (п. 2.6.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
- туалеты для мальчиков и девочек, не оборудованы кабинами с дверями (п. 3.4.10 СанПиН СП 2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
-установить водонагревательные приборы системы горячего водоснабжения в кабинетах начальных классов (п. 3.4.13 СанПиН СП 2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
-восстановить элементы обрешетки, стропильной системы крыши, поверхности чердака, системы ограждения кровли и снегозадерживающих устройств по всему периметру здания (СП 70.13300.2012 «Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87»).
В техническом отчете, согласно требованиям ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», дана оценка категориям технического состояния несущих элементов здания, так, категорией ветхое оценено техническое состояние отдельных инженерных сетей и коммуникаций, а именно: центральное отопление, система водоснабжения, системы вентиляции, сетей связи; как неудовлетворительное техническое состояние оценено техническое состояние: оконных проемов и дверей, системы канализации; как ограниченно-работоспособное оценено техническое состояние: фундаментов, наружных и внутренних стен здания, межэтажных перекрытий, элементов лестничной клетки, конструкций крыши, крыльца; как аварийное оценено техническое состояние ограждения территории.
Согласно п.7.12 технического отчёта, техническое состояние здания оценивается как «неудовлетворительное».
В соответствии с положениями п.12 «Методики определения физического износа гражданских зданий», утвержденной приказом по Министерству коммунального хозяйства РСФСР от 27.10.1970 № 404, эксплуатация конструктивных элементов, находящихся в «неудовлетворительном» техническом состоянии, возможна лишь при условии значительного капитального ремонта.
В рамках проведения обследования выполнена оценка надёжности строительных конструкций, согласно «Рекомендациям по оценке надёжности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам», ЦНИИП зданий, Москва 2001. В ходе оценки надёжности определен срок эксплуатации конструкций до капитального ремонта – 58,2 года.
Ранее главе Ленинск-Кузнецкого городского округа в связи с наличием угрозы жизни и здоровья для обучающихся в период образовательного процесса при отсутствии капитального ремонта в МБОУ «ООШ № 38», вносилось представление прокурора от <дата><номер> о необходимости устранения нарушений действующего законодательства, однако требования до настоящего времени не исполнены.
В ходе проведенного <дата> выездного судебного заседания произведен осмотр объекта с участием специалиста в области строительства Сычёва А.Г. (диплом о высшем профессиональном образовании серия ДВС <номер>, квалификация – инженер по специальности «Промышленное и гражданское строительство»; идентификационный номер в национальном реестре специалистов в области строительства С-42-216303)
Согласно заключению специалиста С. от <дата> по результатам проведенного визуального осмотра объекта капитального строительства - здания школы 38, расположенного по адресу: <адрес>, выявлены неучтенные в техническом отчете дефекты (повреждения) строительных конструкций: наличие сквозных трещин в наружных кирпичных стенах; локальные разрушения кирпичной кладки наружных стен (карнизная и цокольная часть, оконные проемы, в местах разрушения водосточных труб и т.д.); частичное разрушение опорных частей оконных перемычек (сколы бетона с оголением арматуры; отсутствие перемычки дверного проема в подвале здания; коррозионное разрушение лестничного косоура (спуск в подвальные помещения) с отслоением и частичным разрушением его штукатурного слоя по сетке; отсутствие отмостки здания со стороны дворового фасада; замачивание грунтов основания и полов в подвальных помещениях.
Учитывая наличие вышеуказанных, не учтенных в техническом отчете дефектов, специалист пришел к выводу об их появлении в период с января 2020 (время проведения обследования) по июнь 2023, то есть о прогрессировании процесса появления очередных конструктивных дефектов в несущих строительных конструкциях (происходящего после составления технического отчёта) по причине не выполнения строительно-монтажных работ в рамках предписанного необходимого капитального ремонта здания.
На момент проведения визуального осмотра, работы по капитальному ремонту, указанных в техническом отчете несущих конструкций и инженерных коммуникаций, собственником объекта не проводились.
Также в ходе визуального осмотра не были зафиксированы действия по выполнению всего комплекса мероприятий по мониторингу технического состояния элементов здания, проведение которого является одним из обязательных действий при ограниченно работоспособном состоянии строительной конструкции или здания и сооружения в целом (требования раздела №6 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»).
Указанные выявленные недостатки подлежат устранению в соответствии с разработанными проектными решениями. Согласно обязательным требованиям п.4 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 13.06.2023), соответствующие проектные решения должны быть разработаны лицами, являющимися членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.
Из информации от <дата> Ленинск-Кузнецкого филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Кемеровской области-Кузбассу», имеющееся ограждение здания МБОУ «ООШ № 38» по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям антитеррористической защищенности объектов территорий образовательных учреждений.
Согласно экспертному заключению от <дата> территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Ленинске-Кузнецком, г.Полысаево, Ленинск-Кузнецком районе, в том числе выявлены нарушения в спортивном зале: отсутствует механическая вентиляционная система (п. 2.11.2 СП 2.4.3648-20), потолок и коридор рекреации 3-го этажа имеет следы протеканий от талых вод с крыши, так же на потолке коридора рекреации 2-го этажа, на стене туалета для мальчиков на 3 этаже, стенах раздевалок для мальчиков и девочек при спортзале, лаборантской кабинета химии, имеется отхождение и осыпание штукатурного слоя ( п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20), герметизация мест прохождения коммуникаций в перекрытиях, мест прохождения водопроводных систем не соблюдается в полу гардеробной на первом этаже и малого спортивного зала (п. 2.4.10 СП 2.4.3648-20), в кабинете домоводства и помещении для разведения дезинфицирующих средств отсутствует местная система вытяжной вентиляции ( п. 2.7.4 СП 2.4.3648-20).
На момент рассмотрения дела представлена проектная документация <номер> на проведение капитального ремонта здания МБОУ «ООШ № 38», расположенного по адресу: <адрес>, которая свидетельствует о необходимости проведения ремонта в кратчайшие сроки.
Исходя из вышеизложенного, администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа, являющаяся учредителем МБОУ «ООШ № 38» и осуществляющая бюджетные полномочия по осуществлению финансового обеспечения, при формировании расходов муниципального бюджета на образование, обязана обеспечить финансирование работ по проведению капитального ремонта в целях надлежащего обеспечения безопасности детей и работников данной образовательной организации.
Выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о непринятие МБОУ «ООШ № 38», Управлением образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа мер к исполнению требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», чем грубо нарушают права и законные интересы несовершеннолетних, что создает реальную угрозу жизни и здоровью учащихся и работников МБОУ «ООШ № 38».
Прокурор города Ленинска-Кузнецкого, действуя в защиту неопределенного круга лиц, с учетом уточнений исковых требований от <дата>, просит:
обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа профинансировать в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 38 имени С.В. Кайгородова», расположенное по адресу: <адрес>, для проведения капитального ремонта:
восстановить вентиляционную систему на кровле здания, в кабинете домоводства и помещении для разведения дезинфицирующих средств установить систему вытяжной вентиляции;
восстановить ограждение по периметру здания не ниже 1,8 м. в соответствии с рекомендациями Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский центр «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации Приложение № 2;
восстановить вторую пару поручней пандуса у центрального крыльца здания (п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») и установить противоскользящие покрытие крыльца;
восстановить штукатурный слой потолка на третьем этаже в коридоре здания, на потолке коридора рекреации 2-го этажа, на стене туалета для мальчиков на 3 этаже, стенах раздевалок для мальчиков и девочек при спортзале лаборансткой кабинета химии;
установить в помещениях начальных классов, кабинеты № 3 и № 5, физики умывальные раковины, в кабинетах начальных классов, кабинеты № № 1, 2, 4, биологии, мастерских трудового обучения мальчиков, лаборантских (физики, химии, биологии), туалетах на 3 этаже для мальчиков и 2 этаже для девочек;
для мытья рук детей перед обеденным залом умывальные раковины оборудовать смесителями;
туалеты для мальчиков и девочек оборудовать кабинами с дверями;
установить водонагревательными приборами системы горячего водоснабжения в кабинетах начальных классов;
восстановить элементы обрешетки, стропильной системы крыши, поверхности чердака, системы ограждения кровли и снегозадерживающих устройств по всему периметру здания;
устранить в соответствии с разработанными проектными решениями: трещины в наружных кирпичных стенах с фасадной части двора с правой стороны между 2 и 3 этажом, локальные разрушения кирпичной кладки по периметру здания (карнизная и цокольная часть, оконные проемы, в местах разрушения водосточных труб), частичное разрушение опорных частей оконных перемычек с фасадной части двора здания (сколы бетона с оголением арматуры, отсутствие перемычки дверного проема в подвале здания, коррозионное разрушение лестничного косоура (спуск в подвальные помещения) с отслоением и частичным разрушением его штукатурного слоя по сетки, отсутствие отмостки здания со стороны дворового фасада.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 38 имени С.В. Кайгородова», расположенное по адресу: <адрес>, в течение одного года с момента поступления финансирования из Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа провести капитальный ремонт:
восстановить вентиляционную систему на кровле здания, в кабинете домоводства и помещении для разведения дезинфицирующих средств установить систему вытяжной вентиляции;
восстановить ограждение по периметру здания не ниже 1,8 м. в соответствии с рекомендациями Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский центр «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации Приложение № 2;
восстановить вторую пару поручней пандуса у центрального крыльца здания (п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») и установить противоскользящие покрытие крыльца;
восстановить штукатурный слой потолка на третьем этаже в коридоре здания, на потолке коридора рекреации 2-го этажа, на стене туалета для мальчиков на 3 этаже, стенах раздевалок для мальчиков и девочек при спортзале лаборантской кабинета химии;
установить в помещениях начальных классов, кабинеты № 3 и № 5, физики умывальные раковины, в кабинетах начальных классов, кабинеты № № 1, 2, 4, биологии, мастерских трудового обучения мальчиков, лаборантских (физики, химии, биологии), туалетах на 3 этаже для мальчиков и 2 этаже для девочек;
для мытья рук детей перед обеденным залом умывальные раковины оборудовать смесителями;
туалеты для мальчиков и девочек оборудовать кабинами с дверями;
установить водонагревательные приборы системы горячего водоснабжения в кабинетах начальных классов;
восстановить элементы обрешетки, стропильной системы крыши, поверхности чердака, системы ограждения кровли и снегозадерживающих устройств по всему периметру здания;
устранить в соответствии с разработанными проектными решениями: трещины в наружных кирпичных стенах с фасадной части двора с правой стороны между 2 и 3 этажом, локальные разрушения кирпичной кладки по периметру здания (карнизная и цокольная часть, оконные проемы, в местах разрушения водосточных труб), частичное разрушение опорных частей оконных перемычек с фасадной части двора здания (сколы бетона с оголением арматуры, отсутствие перемычки дверного проема в подвале здания, коррозионное разрушение лестничного косоура (спуск в подвальные помещения) с отслоением и частичным разрушением его штукатурного слоя по сетки, отсутствие отмостки здания со стороны дворового фасада.
Обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа профинансировать в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 38 имени С.В. Кайгородова», расположенное по адресу: <адрес> провести капитальный ремонт, Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа с момента поступления финансирования из администрации Ленинск-Кузнецкого распределить на проведение капитального ремонта Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 38 имени С.В. Кайгородова», расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г.Ленинска-Кузнецкого Романенко Л.Н. исковые требования полностью поддержала.
Представитель администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Куликова Ю.С., действующая на основании доверенности с полномочиями на признание иска, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, более подробно позиция изложена в письменных возражениях от <дата>, в том числе ссылаясь на отсутствие финансирования, представила решение Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа шестого созыва №110 от 22.12.2022 «О бюджете Ленинск-Кузнецкого городского округа на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 гг.»
Представитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 38 имени С.В.Кайгородова» - директор Аврова С.Ф., заместитель директора по АХР Киланова И.В., в судебном заседании исковые требования прокурора признали в полном объеме, представили письменные возражения, рабочую и проектную документацию по капитальному ремонту школы.
Представители Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Павлова Л.А., Сизикова Е.А., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме, представлены письменные возражения.
Представитель отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Ленинске-Кузнецкого и Промышленновского района УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Никешин М.А., в судебное заседание не явился, извещен, не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, представлено письменное заключение в порядке ст.47 ГПК РФ об отсутствии нарушений пожарной безопасности.
Представители территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Ленинске-Кузнецком, г.Полысаево, Ленинск-Кузнецком районе Раскова М.Л., Савосина М.В. не возражали против удовлетворения исковых требований прокурора, представили заключение по результатам осмотра здания образовательного учреждения.
Представитель Министерства строительства Кузбасса в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представлены подробные письменные пояснения.
Представитель МКУ УКС Ленинск-Кузнецкого городского округа Червова Т.Б., в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, представлены письменные пояснения, акты визуального осмотра здания школы от <дата>, просила рассмотреть дело в своё отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 3 Конвенции ООН о правах ребенка, действующей на территории Российской Федерации с 15.09.90, регламентировано, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребёнка.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Закона № 273-ФЗ Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкцией, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно пункту 3 СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», принятого Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.08.2003 № 153 (далее - СП 13-102-2003), категория технического состояния - это степень эксплуатационной пригодности строительной конструкции или здания и сооружения в целом, установленная в зависимости от доли снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик конструкций.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ, безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Согласно п.14.2 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 123.21 ГК РФ на имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ государственное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Согласно части 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
В силу пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится орган предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образование в муниципальных образовательных организациях, создание условий осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация с детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу положений статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
При этом свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Судом установлено и следует из материалов дела, что МБОУ «ООШ № 38» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии <номер>, выданной <дата> Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, дополнительного образования (пункт 3.3 Устава МБОУ «ООШ № 38»).
Учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование - Ленинск-Кузнецкий городской округ.
На праве оперативного управления у МБОУ «ООШ № 38» находится здание, представляющее собой 3-х этажное здание с 2-х этажной пристройкой общей площадью 2168,6 кв.м.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28, ч. 7 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Прокуратурой г.Ленинска-Кузнецкого в соответствии с поручением прокуратуры Кемеровской области – Кузбасса проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности обучающихся, работников и иных лиц в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 38 имени С.В. Кайгородова», в ходе которой установлено, что в данной образовательной организации требуется проведение капитального ремонта.
Проверкой установлено, что инженерно-техническим центром «Наладчик» проведено детально-инструментальное обследование строительных конструкций и внутренних инженерных систем здания МБОУ «ООШ № 38», подготовлен технический отчёт <номер> ИП Н., согласно которому требуется проведение следующих видов ремонтных работ:
восстановление вентиляционной системы на кровле здания; в кабинете домоводства и помещении для разведения дезинфицирующих средств установка системы вытяжной вентиляции (пп. 2.7.4, 2.7.1 СП 2.4.3648-20 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»);
восстановление ограждения по периметру здания высотой не ниже 1, 8 метров в соответствии с рекомендациями ФКУ «Научно-исследовательский центр «Охрана» по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (Приложение № 2);
восстановление второй пары поручней пандуса у центрального крыльца здания (п.5.1.16 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») и установка противоскользящего покрытия крыльца (п. п. 5.1.16, 5.1.17 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»);
восстановление штукатурного слоя потолка на третьем этаже в коридоре здания, на потолке коридора рекреации 2-го этажа, на стене туалета для мальчиков на 3 этаже, стенах раздевалок для мальчиков и девочек при спортзале, лаборантской кабинета химии (п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
установка умывальных раковин в кабинетах начальных классов, кабинетах № 1, 2, 3, 4, 5, физики, биологии, лаборантских (физики, химии, биологии), мастерских трудового обучения мальчиков, туалетах на 3 этаже для мальчиков и 2 этаже для девочек (п. 3.4.13 СП 2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
оборудование смесителями умывальных раковин для мытья рук детей перед обеденным залом (п.2.6.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
оборудование кабинами с дверями туалетов для мальчиков и девочек (п. 3.4.10 СанПиН СП 2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
установка водонагревательных приборов системы горячего водоснабжения в кабинетах начальных классов (п. 3.4.13 СанПиН СП 2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
восстановление элементов обрешетки стропильной системы крыши, поверхности чердака, системы ограждения кровли и снегозадерживающих устройств по всему периметру здания (СП 70.13300.2012 «Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87»).
Техническим отчетом ТО-01/2020, согласно требованиям ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», категория технического состояния несущих элементов здания школы оценена как ветхая: отдельных инженерных сетей и коммуникаций, а именно: центральное отопление, система водоснабжения, системы вентиляции, сетей связи; неудовлетворительным оценено техническое состояние оконных проемов и дверей, системы канализации; ограниченно-работоспособным оценено техническое состояние фундаментов, наружных и внутренних стен здания, межэтажных перекрытий, элементов лестничной клетки, конструкций крыши, крыльца; аварийным оценено техническое состояние ограждения территории.
Согласно п.7.12 технического отчёта ТО-01/2020, техническое состояние здания оценивается как «неудовлетворительное».
Эксплуатация конструктивных элементов, находящихся в «неудовлетворительном» техническом состоянии, возможна при условии значительного капитального ремонта (п.12 «Методики определения физического износа гражданских зданий» утвержденной приказом по Министерству коммунального хозяйства РСФСР от 27.10.1970 №404).
Проведенным обследованием определен срок эксплуатации конструкций до капитального ремонта – 58,2 года («Рекомендации по оценке надёжности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам»).
<дата> проведено выездное судебное заседание, в ходе которого произведен осмотр объекта - школы с участием специалиста в области строительства Сычёва А.Г. (диплом о высшем профессиональном образовании серия ДВС <номер>, квалификация – инженер по специальности «Промышленное и гражданское строительство»; идентификационный номер в национальном реестре специалистов в области строительства С-42-216303), привлеченного на основании устного ходатайства прокурора.
Согласно заключению специалиста С. от <дата>, по результатам проведенного визуального осмотра объекта капитального строительства - МБОУ «ООШ № 38», выявлены, в числе ранее установленных ИП Н., неучтенные в техническом отчете дефекты (повреждения) строительных конструкций: наличие сквозных трещин в наружных кирпичных стенах; локальные разрушения кирпичной кладки наружных стен (карнизная и цокольная часть, оконные проемы, в местах разрушения водосточных труб и т.д.); частичное разрушение опорных частей оконных перемычек (сколы бетона с оголением арматуры; отсутствие перемычки дверного проема в подвале здания; коррозионное разрушение лестничного косоура (спуск в подвальные помещения) с отслоением и частичным разрушением его штукатурного слоя по сетке; отсутствие отмостки здания со стороны дворового фасада; замачивание грунтов основания и полов в подвальных помещениях.
Специалистом сделан вывод об их появлении в период с января 2020 (время проведения обследования) по июнь 2023, то есть о прогрессировании процесса появления очередных конструктивных дефектов в несущих строительных конструкциях (происходящих после составления технического отчёта) по причине невыполнения строительно-монтажных работ в рамках предписанного необходимого капитального ремонта здания.
В ходе визуального осмотра не зафиксированы действия по выполнению комплекса мероприятий по мониторингу технического состояния элементов здания, проведение которого является одним из обязательных действий при ограниченно работоспособном состоянии строительной конструкции или здания и сооружения в целом (требования раздела №6 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»).
На момент проведения визуального осмотра, работы по капитальному ремонту указанных в техническом отчете несущих конструкций и инженерных коммуникаций собственником объекта не проводились.
Вместе с тем, согласно заключению от <дата> Ленинск-Кузнецкого филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Кемеровской области-Кузбассу», имеющееся ограждение здания МБОУ «ООШ № 38» по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям антитеррористической защищенности объектов территорий образовательных учреждений.
Согласно экспертному заключению территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Ленинске-Кузнецком, г.Полысаево, Ленинск-Кузнецком районе от <дата>, выявлены нарушения в спортивном зале: отсутствует механическая вентиляционная система (п. 2.11.2 СП 2.4.3648-20), потолок и коридор рекреации 3-го этажа имеет следы протеканий талых вод с крыши, на потолке коридора рекреации 2-го этажа, на стене туалета для мальчиков на 3 этаже, стенах раздевалок для мальчиков и девочек при спортзале, лаборантской кабинета химии имеется отхождение и осыпание штукатурного слоя (п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20), в полу гардеробной на первом этаже и малого спортивного зала не соблюдается герметизация мест прохождения коммуникаций в перекрытиях и мест прохождения водопроводных систем (п. 2.4.10 СП 2.4.3648-20), в кабинете домоводства и помещении для разведения дезинфицирующих средств отсутствует местная система вытяжной вентиляции (п. 2.7.4 СП 2.4.3648-20).
В ходе рассмотрения дела представителями ответчиков представлена проектная документация <номер> на проведение капитального ремонта здания МБОУ «ООШ № 38», расположенного по адресу: <адрес>, свидетельствующая о необходимости проведения капитального ремонта всего здания школы, в том числе по заявленным прокурором требованиям в настоящем иске, в соответствии с которой срок реализации проекта (выполнение капитального ремонта здания школы) составляет 6 месяцев, реализация проекта в 2024 году (т.3, SD-диск). Оригинал рабочей и проектной документации обозрены в судебном заседании, SD-диск приобщен в материалы дела.
В связи с наличием угрозы жизни и здоровья для обучающихся в период образовательного процесса при отсутствии капитального ремонта в МБОУ «ООШ № 38» прокурором вносилось представление от <дата><номер> главе города Ленинск-Кузнецкого городского о необходимости устранения нарушений действующего законодательства, однако требования представления до настоящего времени не исполнены.
Выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о непринятии МБОУ «ООШ № 38», администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа мер к исполнению требований действующего законодательства.
На момент рассмотрения иска в суде, нарушения норм действующего законодательства ответчиком не устранены.
Таким образом, речь идет о нарушениях механической безопасности состояния строительных конструкций зданий, при которой установлено наличие риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, в первую очередь детей.
Согласно пояснениям представителя администрации г.Ленинска-Кузнецкого Куликовой Ю.С., письменным возражениям от <дата>, представленным сметным расчетам, затраты на капитальный ремонт здания школы рассчитаны на основании Сводного сметного расчета стоимости строительства, составленного в ценах по состоянию на 01.01.2020 и определены в размере 96 679,26 тыс.рублей, МБОУ «ООШ № 38» получены положительные заключения государственной экспертизы ГАУ «Госэкспертиза Кузбасса» от <дата> и <дата>, объектом экспертизы является проектная документация по виду работ-капитальный ремонт, с исследованием сметной документации. Однако, на текущую дату размер затрат на капитальный ремонт предполагает увеличение с учетом роста цен. Муниципальной программой Ленинск-Кузнецкого городского округа «Развитие жилищной и социальной инфраструктуры» на 2023-2025гг, утвержденной постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 10.11.2022 №2063, на 2024 год запланированы программные мероприятия в сфере капитального ремонта учреждений бюджетной сферы и запланированы денежные средства в сумме 13 800 тыс.рублей на капитальный ремонт здания МБОУ «ООШ № 38» из бюджета городского округа, остальные денежные средства будут выделены из областного бюджета. Согласно информации финансового управления Ленинск-Кузнецкого городского округа от 08.12.2022 №398, указанной муниципальной программой предусмотрено в 2024 году софинансирование капитального ремонта здания школы за счет средств местного бюджета в размере 13 800 тыс. рублей, что составляет 15 % от общей суммы затрат. В связи с этим, осуществить финансирование капитального ремонта здания школы в полном объеме не представляется возможным, поскольку бюджет города является дотационным.
Согласно информации врио заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Ленинске-Кузнецкого и Промышленновского района УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Б. от <дата><номер>, сотрудниками прокуратуры г.Ленинска-Кузнецкого совместно с сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Ленинске-Кузнецкого и Промышленновского района УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу на основании требования <номер> от <дата> проведена проверка соблюдения законодательства в области пожарной безопасности в отношении МБОУ «ООШ № 38» по адресу: <адрес>, в ходе которой нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности не выявлено.
В судебное заседание ответчиками представлены доказательства выполнения текущего ремонта МБОУ «ООШ № 38» (акты приемки работ по текущему ремонту в здании школы).
Согласно пояснениям представителя администрации г.Ленинска-Кузнецкого Куликовой Ю.С., письменным возражениям от <дата> и представленного сметного расчета, затраты на капитальный ремонт здания школы рассчитаны на основании Сводного сметного расчета стоимости строительства, составленного в ценах по состоянию на 01.01.2020 и определены в размере 96 679,26 тыс.рублей, МБОУ «ООШ № 38» получены положительные заключения государственной экспертизы ГАУ «Госэкспертиза Кузбасса» от <дата> и <дата>, объектом экспертизы является проектная документация по виду работ-капитальный ремонт, с исследованием сметной документации. Однако, на текущую дату размер затрат на капитальный ремонт предполагает увеличение с учетом роста цен. Муниципальной программой Ленинск-Кузнецкого городского округа «Развитие жилищной и социальной инфраструктуры» на 2023-2025гг, утвержденной постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 10.11.2022 №2063, на 2024 год запланированы программные мероприятия в сфере капитального ремонта учреждений бюджетной сферы и запланированы денежные средства в сумме 13 800 тыс.рублей на капитальный ремонт здания МБОУ «ООШ № 38» из бюджета городского округа, остальные денежные средства будут выделены из областного бюджета. Согласно информации финансового управления Ленинск-Кузнецкого городского округа от 08.12.2022 №398, указанной муниципальной программой предусмотрено в 2024 году софинансирование капитального ремонта здания школы за счет средств местного бюджета в размере 13 800 тыс. рублей, что составляет 15 % от общей суммы затрат. В связи с этим, осуществить финансирование капитального ремонта здания школы в полном объеме не представляется возможным, поскольку бюджет города является дотационным.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе о защите семьи, материнства, отцовства и детства.
Реализация прокурором полномочий, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ, в части предъявления заявлений в интересах несовершеннолетних, служит гарантией защиты прав несовершеннолетних и свидетельствует о заботе и охране интересов ребенка со стороны государства.
Рассматривая заявленные прокурором требования, суд приходит к выводу об их обоснованности и необходимости проведения капитального ремонта образовательного учреждения по заявленному иску прокурора в соответствии с требованиями Федерального Закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Из письменных пояснений Министерства строительства Кузбасса от <дата>, следует.
На основании пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно статье 42 Устава муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ Кемеровской области - Кузбасса, принятого решением Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 28.10.2010 № 76, создание муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к компетенции администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа.
На основании пунктов 7.6, 7.7 Устава МБОУ «ООШ № 38» (в новой редакции) (размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» sch38.gd66.ru в подразделе «Документы») учреждение пользуется закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных его Уставом, договором о передаче муниципального имущества в оперативное управление, и обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт этого имущества.
На основании пункта 7.19 Устава учреждение осуществляет деятельность в сфере образования в соответствии с муниципальным заданием, содержание которого устанавливается приказом управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа.
На основании пунктов 7.21, 7.22 Устава источником формирования финансовых ресурсов учреждения в числе прочих являются субсидии, выделяемые из
муниципального бюджета, на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг в соответствии с муниципальным заданием, и иные цели.
Согласно пункту 2.1 постановления администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 19.11.2015 № 2063 «Об утверждении Положения о порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания» объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным учреждением.
В соответствии с пунктом 20 приказа Минфина России от 01.06.2015 № 104н «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенных к иным видам деятельности, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением» в составе затрат на содержание объектов недвижимого имущества, используемого для оказания государственной (муниципальной) услуги, учитываются следующие виды работ (услуг) по содержанию недвижимого имущества: текущий ремонт зданий и сооружений, содержание прилегающей территории, обслуживание и уборка помещений здания и сооружения, вывоз твердых бытовых отходов.
На основании пункта 2.27 постановления администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 25.02.2020 № 254 «Об утверждении порядка и методики планирования бюджетных ассигнований бюджета Ленинск-Кузнецкого городского округа на очередной финансовый год и на плановый период» в бюджете городского округа бюджетным учреждениям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений, в соответствии с решениями, принятыми в форме постановлений администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа.
На основании вышеуказанного, осуществление капитального ремонта муниципального имущества и его финансовое обеспечение относится к исключительной компетенции муниципального образования в лице уполномоченного органа и муниципального учреждения за счет средств муниципального бюджета, выделяемых по решению уполномоченного органа на осуществление капитальных вложений (субсидии на иные цели).
На данный момент софинансирование капитального ремонта школы за счет средств федерального и областного бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», государственной программы Кемеровской области - Кузбасса «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса» на 2014-2025 годы» не предусмотрено.
С целью отбора здания школы для участия в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и получения соответствующих федеральных ассигнований администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа необходимо в срок до конца июня 2023 года представить в Министерство положительное заключение государственной экспертизы (с датой не ранее 2021 года) проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта соответствующего объекта, содержащего итоговую стоимостную оценку запланированных видов работ в рамках перечня работ по капитальному ремонту (подпункт «г» пункта 5 Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Приложение № 31 государственной программе Российской Федерации «Развитие образования»).
В случае положительного решения часть денежных средств на капитальный ремонт здания школы будет предоставлена из федерального и областного бюджета, что не освобождает администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа от выполнения вышеуказанных обязанностей.
Суд принимает во внимание, что выполнение капитального ремонта возможно только при выделении образовательному учреждению бюджетных средств.
В соответствии с п. 3 ст. 123.21 ГК Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. 4 – 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Суд полагает, что требование о возложении на администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа обязанности по обеспечению финансирования расходов, а на Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа обязанности своевременному распределению поступивших денежных средств, необходимых для выполнения работ для проведения капитального ремонта, подлежит удовлетворению.
В силу п. 2 ст. 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Доводы стороны ответчика о том, что ввиду отсутствия должного финансирования имеются обстоятельства, затрудняющие выполнение капитального ремонта в более ранние сроки, судом не принимаются.
Как было указано ранее, финансирование образовательных учреждений законом возлагается на администрацию муниципального образования, которая как орган местного самоуправления является собственником и учредителем создаваемых им учреждений, следовательно, исполнение требований по обеспечению безопасности обучающихся является обязанностью не только образовательной организации, но и органов местного самоуправления.
Факт отсутствия финансирования не является основанием для освобождения администрации об обязанности по финансированию капитального ремонта здания образовательного учреждения в установленные судом сроки.
При изложенных обстоятельствах, администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа, осуществляющая бюджетные полномочия по осуществлению финансового обеспечения, при формировании расходов муниципального бюджета на образование обязана обеспечить финансирование работ по проведению капитального ремонта в целях надлежащего обеспечения безопасности детей и работников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 38 имени С.В. Кайгородова».
Как предусматривает ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении сроков исполнения решения суда суд первой инстанции исходил из необходимости соблюдения требований Федерального закона N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также социальной значимости объекта, как образовательного учреждения.
Представители ответчиков - МБОУ «ООШ № 38», Управление образования, администрация города в судебном заседание пояснили, что 01.09.2023 начало следующего учебного года, согласно информации МБОУ «ООШ № 38» <номер> от <дата>, в МБОУ «ООШ № 38» будет обучаться учащиеся 7,8, 9 классов МБОУ «ООШ <номер>» в количестве 217 человек на период проведения капитального ремонта в рамках реализации проекта «Моя новая школа» на основании о сетевом взаимодействии и сотрудничестве от <дата><номер> с 01.09.2023 до 25.12.2023, что является невозможным начать капитальный ремонт в 2023 году, не возражали против установления срока проведения капитального ремонта в течение 6 месяцев, а также его начала с учетом Федерального закона N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п.1 ст.16 данного закона Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Пункт 5 данной статьи предусматривает, что планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В планы-графики включается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в части 2 настоящей статьи информация вносится в планы- графики закупок на весь срок планируемых закупок.
В п.6 этой же статьи указано, что план-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с п.2 указанной статьи конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также – электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.
Таким образом, процедура проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд строго регламентирована и не может быть нарушена при возложении обязанности по проведению таких работ судебным актом.
В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 2 части 6 этой же статьи Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Часть 7 статьи 28 Закона об образовании предусматривает, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 этого же Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими лицами (часть 2 статьи 41 Закона об образовании).
На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пункт 13 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.03.2006 N 35-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 123.21, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации финансирование образовательных учреждений законом возлагается на администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа, которая как орган местного самоуправления является собственником и учредителем создаваемых им учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрация Ленинск-кузнецкого городского округа является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к учреждению.
Вопреки доводам представителя Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, возложение на Администрацию города Ленинска-Кузнецкого обязанности финансирования является регламентированной.
Согласно пояснениям ответчиков – представителей Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа и Управления образования, распределение денежных средств производится на счет Управления образования Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа.
В соответствии с п.1.4 Положения об управлении образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, утвержденного Решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 23.08.2016 № 48 (ред. от 26.02.2021), Управление образования является главным распорядителем средств бюджета городского округа, получателем средств бюджета городского округа и администратором доходов бюджета городского округа, принимает участие в формировании бюджета городского округа в части доходов, получаемых подведомственными казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, и в части расходов, направляемых на функционирование учреждений системы образования, организует работу по рациональному и эффективному использованию средств бюджета городского округа, субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, субсидий на иные цели и по привлечению дополнительных источников финансирования деятельности подведомственных учреждений, формирует, ведет и утверждает ведомственный перечень муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых подведомственными организациями, контролирует их размещение в сети "Интернет".
Согласно п.1.5 настоящего Положения, Управление образования является юридическим лицом, имеет лицевые счета в органах федерального казначейства. Организационно-правовая форма управления образования - муниципальное казенное учреждение. Управление образования осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных бюджетных, муниципальных казенных, муниципальных автономных учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере образования (п.1.7).
Учитывая, что осуществление мероприятий по выделению денежных средств представляет собой необходимость выполнения ряда действий, принимая во внимания изложенное выше, а также специфику деятельности, которая проводится в здании, а именно, в нём осуществляется образовательный процесс, который начинается ежегодно с 01.09.2023, объяснения представителей ответчиков, что денежные средства уже частично выделяются администрацией города, суд приходит к выводу, что разумным следует считать срок обеспечения финансирования работ, необходимых для проведения капитального ремонта, до 31.03.2024.
Принимая во внимание рабочую и проектную документации, срок реализации проекта по проведению капитального ремонта здания школы в течение 6 месяцев, характер и объем мероприятий, необходимых для выполнения требований обеспечения безопасности и защищенности неопределенного круга лиц, решение Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа шестого созыва №110 от 22.12.2022 «О бюджете Ленинск-Кузнецкого городского округа на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 гг.», а также степень опасности изложенных нарушений, в том числе в случае обрушения кровли, требующей капитального ремонта, реализации права детей на охрану здоровья во время пребывания в учреждении как одного из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития, права на образование, суд полагает возможным определить начало срока выполнения работ по капитальному ремонту с 01.06.2023 до 31.12.2024 в соответствии с проектом и рабочей документацией капитального ремонта МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 38 имени С.В.Кайгородова», доказательства невозможности совершения действий в указанные сроки согласно ст.56 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При этом суд разъясняет, что ответчики при наличии к тому оснований не лишены права обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу об их удовлетворении и полагает возможным установить сроки финансирования и проведения капитального ремонта МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 38 имени С.В.Кайгородова» до 31.12.2024 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, ст.204 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 38 имени С.В.Кайгородова», Муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 38 имени С.В. Кайгородова» (ИНН: 4212125217) в срок до 31.12.2024 года устранить нарушения требований законодательства, выполнив капитальный ремонт в здание по адресу: <адрес>, для его дальнейшей безаварийной эксплуатации и предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан в соответствии с требованиями Федерального Закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проектной документации <номер> на проведение капитального ремонта здания МБОУ «ООШ № 38», расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
восстановить вентиляционную систему на кровле здания,
установить в кабинете домоводства и помещении для разведения дезинфицирующих средств систему вытяжной вентиляции (пп. 2.7.4, 2.7.1 СП 2.4.3648-20 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»);
восстановить ограждения по периметру здания высотой не ниже 1, 8 метров в соответствии с рекомендациями ФКУ «Научно-исследовательский центр «Охрана» по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации ;
восстановить вторую пары поручней пандуса у центрального крыльца здания (п.5.1.16 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») с установкой противоскользящего покрытия крыльца (п. п. 5.1.16, 5.1.17 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»);
восстановить штукатурный слой потолка на третьем этаже в коридоре здания, на потолке коридора рекреации 2-го этажа, на стене туалета для мальчиков на 3 этаже, стенах раздевалок для мальчиков и девочек при спортзале, лаборантской кабинета химии (п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
установить умывальные раковины в кабинетах начальных классов, кабинетах № 1, 2, 3, 4, 5, физики, биологии, лаборантских (физики, химии, биологии), мастерских трудового обучения мальчиков, туалетах на 3 этаже для мальчиков и 2 этаже для девочек (п. 3.4.13 СП 2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
оборудовать смесителями умывальные раковины для мытья рук детей перед обеденным залом (п.2.6.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
оборудовать кабинами с дверями туалетов для мальчиков и девочек (п. 3.4.10 СанПиН СП 2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
установить водонагревательные приборы системы горячего водоснабжения в кабинетах начальных классов (п. 3.4.13 СанПиН СП 2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
восстановить элементы обрешетки стропильной системы крыши, поверхности чердака, системы ограждения кровли и снегозадерживающих устройств по всему периметру здания (СП 70.13300.2012 «Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87»).
устранить в соответствии с разработанными проектными решениями трещины в наружных кирпичных стенах с фасадной части двора с правой стороны между 2 и 3 этажом, локальных разрушений кирпичной кладки по периметру здания (карнизная и цокольная часть, оконные проемы, в местах разрушения водосточных труб), частичного разрушения опорных частей оконных перемычек с фасадной части двора здания (сколы бетона с оголением арматуры, отсутствие перемычки дверного проема в подвале здания, коррозионного разрушения лестничного косоура (спуск в подвальные помещения) с отслоением и частичным разрушением его штукатурного слоя по сетки, отсутствия отмостки здания со стороны дворового фасада.
Возложить на Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа (ИНН: 4212013200) в срок до 31.03.2024 года обеспечить финансирование расходов, необходимых для проведения капитального ремонта в здание Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждению «Основная общеобразовательная школа № 38 имени С.В.Кайгородова» по адресу: <адрес>.
Возложить на Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа своевременно распределить поступившее из Администрации Ленинск-Кузнецкого городского города финансирование на проведение капитального ремонта Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 38 имени С.В. Кайгородова», расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 11 июля 2023 года.
Председательствующий: подпись Е.А. Курносенко
Подлинник документа находится в материалах гражданского дела № 2-111/2023 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинск-Кузнецкого Кемеровской области-Кузбасса