ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 420016-01-2021-002957-80 от 12.05.2022 Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

№ 2-90/2022 (УИД № 42RS0016-01-2021-002957-80)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новокузнецк 12 мая 2022 г.

Куйбышевский районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Филатовой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Овченковой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Сибэнерго» к собственникам помещений в многоквартирном доме по <адрес> в лице председателя совета МКД ФИО1, Обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт» о возложении обязанности по обеспечению допуска в жилой дом для установки приборов учета,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Сибэнерго» обратилось в суд с иском к собственникам помещений в многоквартирном доме по <адрес> в лице представителя совета МКД ФИО1, ООО «Комфорт» о возложении обязанности по обеспечению допуска в жилой дом для установки приборов учета.

Требования мотивированы тем, что ООО «СибЭнерго» является единой теплоснабжающей организацией в г.Новокузнецке в отношении большей части источников тепловой энергии, в настоящее время принимает меры по выявлению многоквартирных жилых домов, подключенных к его сетям, в которых собственниками помещений нарушены обязанности по оснащению коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и теплоносителя (горячей воды), производит установку коллективных (общедомовых) приборов учета в тех домах, где они отсутствуют.

Доступ к транзитным инженерным коммуникациям, проходящим через помещения, представителей соответствующих организаций по обслуживанию жилищного фонда и городского коммунального хозяйства должен быть обеспечен в любое время суток.

Действующим жилищным законодательством и Федеральным законом № 261-ФЗ мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, в данном случае на управляющую организацию ООО "Комфорт".

Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Однако, собственники вышеуказанного многоквартирного дома в лице ООО "Комфорт" и председателя совета многоквартирного дома отказали ООО «СибЭнерго» в установке прибора учета в виде непредставления физического доступа к месту установки коллективного (общедомового) прибора учета.

В результате отказа жильцов многоквартирного дома и отсутствия содействия управляющей компании в установке общедомового прибора учета, у истца нет возможности произвести соответствующие работы, что в свою очередь делают невозможным исполнение обязанностей, установленных законом.

С учетом заявления об уточнении исковых требований, просили обязать собственников многоквартирного дома по <адрес> в лице председателя совета дома обеспечить допуск представителей ООО «СибЭнерго» в указанный дом в места, где расположены инженерные сети теплоснабжения для установки и наладки коллективных (общедомовых) приборов учета. Обязать ООО «Комфорт» обеспечить допуск представителей ООО «СибЭнерго» в многоквартирный дом по <адрес> в места, где расположены инженерные сети теплоснабжения для установки и наладки коллективных (общедомовых) приборов учета.

Представитель истца ООО «СибЭнерго» - ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсуствие, представил письменные письменные обьяснения.

Ответчик ФИО1, представитель ответчика ООО «Комфорт» ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признали, в обоснование своих возражений пояснив, что дом по <адрес> небольшой, в нем проживают в основном пенсионеры, которым сложно собрать сумму на установку общедомовых приборов учета. Кроме того, что техническое состояние инженерных сетей, которые требуют капитального ремонта, не позволяет установить общедомовые приборы учета. Пояснила также, что общим собранием собственников помещений дома принято решение о переносе сроков выполнения работ по капитальному ремонту, к которому относится установка общедомовых приборов учета, на 2023 г.

Представитель НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов <адрес>», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменные обьяснения. В соответствии с п.3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав обьяснения сторон, заслушав показания эксперта и исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально - бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч.2).

В соответствии с ч. 7 ст. 161.1 ЖК РФ председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п.п. 2.3 ч.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В ч.2 ст.162 ЖК РФ, установлена обязанность управляющей организации, по договору управления многоквартирным домом, в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с п.п. 5,6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе (п.5).

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п.6).

В соответствии с подп. «с» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) на исполнителя возложена обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией, а также установку и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности (п.1 ст.11).

Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий (п.9 ст.11).

В соответствии со ст.13 указанного ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи, в части организации учета используемых энергетических ресурсов, распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета, используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет (п.1).

До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (п.4).

До 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016) даны разъяснения о том, что в случае неисполнения собственниками жилых домов обязанности, согласно ч.12 статьи 13 указанного Федерального закона, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить лица, указанные в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, а именно организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

В соответствии с договором от 01.07.2015г. управление МКД по <адрес> осуществляет ООО «Комфорт» (л.д.47-56).

Приказом Министерства энергетики РФ №606 от 03.07.2017г. ООО «СтройГрад» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в г. Новокузнецке (л.д.18).

Решением единственного участника ООО «СтройГрад» № 26 от 26.07.2017 общество переименовано в ООО «СибЭнерго» (л.д.25).

В соответствии с уставом ООО «СибЭнерго» ООО «СибЭнерго» осуществляет деятельность, в том числе, по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение тепловой энергии, обеспечение работоспособности тепловых сетей (л.д.27-31).

24.10.2017г. между ООО «Сибэнерго» стороны и ООО «Комфорт» заключен договор теплоснабжения №940015, по условиям которого, теплоснабжающая организация обязуется передавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду, до границы раздела обслуживания и эксплуатационной ответственности, определенной актом, а потребитель обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию и горячую воду, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В ходе судебного разбирательства установлено, что собственниками помещений МКД по <адрес> в установленные сроки не установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии и теплоносителя (горячей воды), в связи с чем, в соответствии с положениями ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на теплосетевую организацию, т.е. на ООО «СибЭнерго», возложена обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.

Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

29.01.2020г., 16.02.2021г. в адрес ООО «Комфорт» были направлены уведомления о необходимости установки общедомовых приборов учета в МКД по <адрес>, в которых истец просил предоставить ответ о намерении проведения мероприятий по установке общедомовых приборов учета и сроках их проведения, а также указывал на то, что в случае не проведения таких мероприятий приборы будут установлены ООО «Сибэнерго» (л.д.7,9).

20.02. 2021 г. ООО «Сибэнерго» был составлен акт, из которого следует, что ООО «Комфорт» и председателем совета МКД не был предоставлен допуск для обследования на предмет наличия технической возможности установки общедомовых приборов учета, так как установка возможна только после проведения капитального ремонта инженерных систем (л.д.12).

25.02.2021г. ООО «Комфорт» направил в ООО «Сибэнерго» письмо, в котором сообщил, что собственники помещений многоквартирного дома по <адрес> установят общедомовые приборы учета после проведения работ по замене розлива горячего водоснабжения, которые будут начаты до конца 2021 г.(л.д.10).

30.03.2021г. ООО «Сибэнерго» известило ООО «Комфорт» о своих намерениях произвести установку коллективного (общедомового) прибора учета в целях учета потребленного коммунального ресурса (тепловой энергии) в МКД по <адрес> 31.03.2021г., просило не препятствовать проведению работ по установке ОДПУ (л.д.13).

19.04.2021г. ООО «Комфорт» известило ООО «СибЭнерго» о необходимости уведомления собственников помещений МКД об установке общедомовых приборов учета и об условиях оплаты стоимости установки (л.д.15-16).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10.07.2018 № 30-П, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение приборам учета энергетических ресурсов, по сравнению с расчетными способами исчисления их количества, при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.

Обсуждая доводы ответчиков, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области – Кузбасса на 2014 – 20143 г.г., утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 г., № 672 МКД по <адрес> включен в региональную программу с плановыми сроками проведения капитального ремонта общего имущества в МКД в 2025 г., 2030 г., 2035 г., 2040 г.

01.02.2022 г. собственниками помещений в МКД по <адрес> были приняты решения о переносе срока капитального ремонта общего имущества МКД, установленного региональной программой капитального ремонта, на более ранний период, а также об установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и теплоносителя во время проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем дома региональным оператором – НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса», что подтверждается протоколом № 1 очередного общего собрания собственников помещений в МКД.

11.05.2022 г. ООО «Комфорт» сообщило НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» и Комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> о принятии собственниками помещений в МКД по <адрес> вышеуказанного решения и просило включить дом в план капитального ремонта на 2023 г. и провести капитальный ремонт инженерных систем МКД в период с 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г.

Согласно сведениям, предоставленным НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса», МКД по <адрес> включен в региональную программу с плановыми сроками проведения капитального ремонта общего имущества в МКД в доме в 2025 г., 2030 г., 2035 г., 2040 г. Вид капитального ремонта в МКД будет определяться органами местного самоуправления, а также общим собранием собственников МКД непосредственно перед формированием муниципального краткосрочного плана капитального ремонта.

По делу проведена судебная экспертиза, согласно выводам которой в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, установка коллективных (общедомовых) приборов учета ТСН и ГВС в подвальном помещении, а именно в тепловом пункте, возможна.

Экспертом отмечено, что по трубопроводам имеется поверхностная коррозия, следов сквозной коррозии в месте возможной установки приборов учета тепловой энергии в тепловом пункте не выявлено. Но ввиду значительного нормативного износа трубопроводов отопления и ветхого состояния системы отопления МКД (розлива, стояков) при выявлении в процессе установки коллективных (общедомовых) приборов учета недостатков по смежным с приборами учета трубопроводам ТСН и ГВСК, препятствующих надлежащей эксплуатации, рекомендуется произвести замену таких трубопроводов.

По результатам экспертизы установлено, что система отопления МКД по <адрес> находится в ветхом состоянии и ее эксплуатация возможна при полной смене.

Инженерные сети теплоснабжения и горячего водоснабжения соответствуют критериям наличия технической возможности установки прибора учета тепловой энергии, установленной Приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов и порядка ее заполнения».

Согласно Методическим рекомендациям по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения, ремонт или замена разводящих магистралей и стояков относятся к перечню работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, подлежащих к включению в состав работ, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом № 185-ФЗ.

В судебном заседании эксперт ФИО6 подтвердил выводы, изложенные в заключении.

Оценивая данное заключение, суд отмечает, что оно содержит выводы по поставленным на разрешение эксперту вопросам, обоснование сделанных выводов, соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ.

Таким образом, исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами подтверждается, что МКД по <адрес> включен в региональную программу с плановыми сроками капитального ремонта г., 2030 г., 2035 г., 2040 г., несмотря на ветхость системы отопления, техническая возможность установки приборов учета имеется. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного ответчиком не представлено.

В силу предложения 5 ч.1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются, в том числе, на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту.

Вместе с тем, в данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в таких объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом. Эти объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов и порядка ее заполнения».

Таким образом, общедомовые приборы учета тепловой энергии могут быть установлены истцом либо за счет собственных средств, либо за счет средств собственников помещений, в зависимости от того, возложена ли на собственников помещений обязанность по оснащению дома приборами учета и по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию. Соответственно, наличие или отсутствие такой обязанности определяется на основании положений ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в зависимости от отнесения домов к категории объектов, подлежащих капитальному ремонту.

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, собственники помещений в МКД по <адрес> препятствовали установке общедомовых приборов учета тепловой энергии.

Таким образом, поскольку собственниками и управляющей организацией не исполнена обязанность по установке общедомовых приборов учета в установленный законом срок, ответчики должны обеспечить допуск ресурсоснабжающей организации к местам установки приборов учета.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ:

Исковые требования ООО «Сибэнерго» к собственникам помещений в многоквартирном доме по <адрес>, Обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт» о возложении обязанности по обеспечению допуска в жилой дом для установки приборов учета удовлетворить.

Возложить на собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес> в лице председателя совета МКД, Общество с ограниченной ответственностью «Комфорт» обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить допуск представителя ООО «Сибэнерго» в многоквартирный дом по адресу: <адрес> в место, где расположены инженерные сети теплоснабжения, для установки и наладки коллективных (общедомовых) приборов учета теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 17.05.2022 г.

Председательствующий: