ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 420018-01-2021-002036-21 от 14.09.2021 Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело (УИД) № 42RS0018-01-2021-002036-21

Производство № 2а-1251/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Новокузнецк 14 сентября 2021 года

Орджоникидзевский районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Полюцкой М.О.,

при секретаре судебного заседания Семериковой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Новокузнецке административное дело по административному иску прокурора Орджоникидзевского района г. Новокузнецка Кемеровской области о признании информации запрещенной,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец прокурор Орджоникидзевского района г. Новокузнецка Кемеровской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации запрещенной, просит суд признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом: ......., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Орджоникидзевского района города Новокузнецка по результатам рассмотрения информации Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по ул.....г..... установлен факт распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет) на анонимной блог-платформе, созданной компаний Telegram, размещена статья под названием: «Изготовление взрывчатых веществ» (электронный адрес: .......), в которой описаны инструкции по изготовлению самодельных взрывных устройств. Указанный материал находится в свободном доступе для неограниченного числа пользователей сети Интернет. Вместе с тем наличие в свободном доступе указанной информации является условием формирования угрозы применения насилия в отношении неопределенного круга лиц и организаций, уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, причинения имущественного ущерба, наступления иных общественно опасных последствий. Размещение в сети Интернет материала по вышеуказанному сетевому адресу, способствует его использованию в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов. Доступ к информации террористического толка, направленной на подрыв безопасности, разжигание социальной розни, вызывает неприязнь к образу жизни, культуре граждан России, подрывает основы национальной безопасности Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан. Таким образом, для устранения нарушений законодательства, указанных в настоящем административном исковом заявлении, информация, размещённая по сетевому адресу: ......., содержащая сведения о способе изготовления с помощью общедоступных химических элементов самодельных взрывчатых веществ, подлежит признанию информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В настоящем случае требования прокуратуры Орджоникидзевского района города Новокузнецка связаны с защитой государственных интересов, направленных на пресечение противоправной террористической деятельности, защитой интересов неопределенного круга лиц - пользователей сети Интернет. Информацию, размещенную на сайте с URL-адресом: ......., следует признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Административный истец в лице помощника прокурора Орджоникидзевского района г.Новокузнецка Кемеровской области – М.Р.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, дал пояснения аналогичные доводам административного иска, дополнительно суду пояснил, что самодельное взрывчатое вещество, взрывчатые устройства приравниваются к оружию, которое является общественно опасным. За изготовление, хранение, продажу оружия, в том числе взрывчатых веществ и взрывных устройств предусмотрена, как административная, так и уголовная ответственность.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ул.....г..... – Кузбассу о судебном слушании извещены надлежащим образом, в суд не явился, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица (л.д.36), представителем заинтересованного лица – руководителем Ж.В.Н. представлены письменные пояснения по делу (л.д.32-35), согласно которых полагает возможным признание информации, размещенной на сайте с URL - адресом ......., информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, и внесение данного ресурса в Единый реестр.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со статьей 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Положениями статьи 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму"правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В соответствии с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: реализация принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, радиоактивных материалов, опасных биологических веществ и химических реагентов, финансирование терроризма, а также регулирование миграционных процессов и порядка использования информационно-коммуникационных систем).

Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и Федеральным законом от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на установлении ограничений доступа к информации только федеральными законами.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 149-ФЗот 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 149-ФЗот 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 149-ФЗот 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗот 27.07.2006 года в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В соответствии с п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗот 27.07.2006 года одним из оснований для включения в Единый реестр является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.265.1 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Судом установлено, из материалов дела следует, что при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму установлен факт распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о способах изготовления в домашних условиях самодельных взрывчатых веществ, взрывчатых устройств с помощью общедоступных химических элементов.

В результате мониторинга сети Интернет установлено, что на анонимной блог-платформе, созданной компаний ......., размещена статья под названием: «Изготовление взрывчатых веществ» (электронный адрес: .......), в которой описаны инструкции по изготовлению самодельных взрывных устройств, которое может быть использовано при совершении диверсионно-террористического актов (л.д.8-9,14-19).

В материалы дела представлены скриншоты страницы сети «Интернет» с URL-адресом: ......., в которых описаны теоретические основы изготовления взрывчатых веществ, ....... (л.д.10-13).

Свободный вход на интернет страницу и отсутствие требований по предварительной регистрации и использовании пароля, свидетельствует о том, что ознакомиться с содержанием данных сетевых страниц и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения информации отсутствуют.

В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021 года) "О противодействии терроризму", террористическая деятельность – это деятельность, деятельность, включающая в себя:

а)организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б)подстрекательство к террористическому акту;

в)организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г)вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д)информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е)пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

Ч.1 ст.20.8 КРФ об АП предусматривает административную ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Ст.205 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за террористический акт.

Ст.205.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма.

Ст.205.3 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности.

Ст.205.4 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за организацию террористического сообщества и участие в нем.

Ст.205.5 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации.

Ст.223.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное изготовление взрывчатых веществ, а равно незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств.

Поскольку в сети «Интернет» на странице с URL-адресом: ......., размещена информация, в которой описаны теоретические основы изготовления взрывчатых веществ, методика изготовления ......., за что законом предусмотрена административная и уголовная ответственность, суд приходит к выводу, что распространение информации, содержащейся на данной странице в сети «Интернет», запрещено на территории Российской Федерации.

Указанная информация создает угрозу применения насилия в отношении неопределенного круга лиц и организаций, создает опасность гибели человека, причинения имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, выгодных террористам.

Установить личности или наименования административных ответчиков, являющихся владельцами веб-страницы, не представилось возможным, как в ходе досудебной проверки, так и на стадии судебного производства, информация, содержащая данные администраторов (модераторов) страниц, в сети Интернет не найдена.

В Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, данный ресурс не внесен.

При указанных обстоятельствах, в целях защиты государственных интересов, направленных на пресечение противоправной террористической деятельности, предупреждения терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), охраны общественной безопасности и общественного порядка, суд полагает требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, на основании пп. 2 п. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, будет являться основанием для включения сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет».

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, ст.265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом: ......., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение суда по административному делу может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.О. Полюцкая

Мотивированное решение суда составлено 16.09.2021 года.

Судья М.О. Полюцкая