Дело №
УИД № 42RS0019-01-2020-009371-63 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Новокузнецка Кемеровской области
в составе председательствующего: Назаренко И.А.,
при секретаре: Сивковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке Кемеровской области
14 января 2021 года
дело по иску ФИО1 к ПАО «Промсвязьбанк» о взыскании денежных средств, судебных расходов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО «Промсвязьбанк» о взыскании денежных средств, судебных расходов, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что 06.05.2020г.в период времени с 20.33 час до 22.00 час, неизвестные лица с принадлежащего истцу банковского счета «накопительного счета Про запас» ПАО "Промсвязьбанк" в рамках комплексного банковского обслуживания" без ведома истца и согласия сняли денежные средства в сумме 402 131,15 рублей. Данные денежные средства были переведены в ПАО "Сбербанк России". Истец не осуществлял каких-либо операций по своему счету посредством интернет связи, не давал пароли (коды подтверждения) неизвестным лицам. Считает, что хищение принадлежащих денежных средств произошло по вине банка (то есть банком предоставлена услуга ненадлежащего качества и третьими лицами осуществлен неправомерный доступ к счету истца через систему "Он - лайн-банк") по следующим причинам: ДД.ММ.ГГГГ в ПАО "Промсвязьбанк" по адресу <адрес>, 654005, <адрес> истцом был открыт счет по заявлению № в соответствии с договором комплексного обслуживания № от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым истец ознакомлен со всеми положениями, и на него положил 400 000 рублей в этот же день. К мобильному телефона истца была подключена услуга "СМС-код"и "Он-лайн-банк". ДД.ММ.ГГГГ в 22.05 час на телефон истца пришло смс-уведомление о том, что с его счета писаны все деньги. Истец с помощью интернета никакие операции со счетом никогда не совершал. Как только деньги были списаны, истцом были приняты меры (написано обращение ДД.ММ.ГГГГ.) и сообщено банку о неправомерном списании денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ. истец написал в банк заявление о возврате денежных средств. Это претензия банку, как потребителя о возврате незаконно списанных денежных средств, на которую ДД.ММ.ГГГГ. истец получил ответ о том, что "по имеющейся информации, Вы самостоятельно передали конфиденциальную информацию третьему лицу, тем самым нарушили меры безопасности. Проведение дальнейшего расследования по данным фактам находится в компетенции правоохранительных органов". ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился ОП "Левобережный" с заявлением о привлечении куголовной ответственности неизвестных лиц, похитивших его денежные средства в ПАО «Промсвязьбанк». По заявлению истца было возбуждено уголовное дело ДД.ММ.ГГГГ. по факту тайного хищения имущества, совершенного с банковского счета по признакам состава преступления, предусмотренного п. "г" ч.3 ст. 158 УК РФ. Истец признан потерпевшим, установлено кому и куда (<адрес> ПАО "Сбербанк" частные лица ТПА и МЮА) переведены денежные средства. Несмотря на установленные в рамках уголовного дела обстоятельства, ДД.ММ.ГГГГ. было вынесено постановление о приостановлении предварительного следствия (дознания) в связи с не установлением лица, совершившего преступление и подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Детализация предоставленных услуг Кемеровским филиалом 000 «Т2Мобайл» по телефону истца от ДД.ММ.ГГГГ. говорит о том, что истец не получал ДД.ММ.ГГГГ. одноразовых паролей для входа в систему ПАО «Промсвязьбанк» и совершения операций по вкладу. Истцом не были утрачены телефон, сим-карта, к которым подключена услуга «Мобильный Банк», телефон и карта не передавалась третьим лицам. ПАО «Промсвязьбанк», выполняя одну из основных обязанностей по обеспечению сохранности денежных средств граждан, обязан совместно со своими контрагентами создать такую систему выполнения электронных платежей, которая будет обеспечивать неукоснительную сохранность денежных средств клиентов и исключать несанкционированные операции с их денежными средствами. Риск несовершенства системы электронных платежей обязан нести ПАО «Промсвязьбанк», предоставляющий данную услугу -систему своим клиентам. А возможность использования услуги системы электронных платежей с целью хищения денежных средств клиентов банка- недостаток предоставляемой услуги. Согласно договора с ПАО «Промсвязьбанк» и заявления № от ДД.ММ.ГГГГ., денежные средства, размещенные на Счете, застрахованы в соответствии с ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» и предел суммы страхования составляет 400 000 рублей. Ответчик не предпринял достаточных мер, обеспечивающих безопасность используемых им программно-аппаратных средств и исключающие возможность получения конфиденциальных данных клиента. В итоге истцу оказана услуга ПАО «Промстройбанк» ненадлежащего качества и истцу причинен имущественный материальный и моральный вред, подлежащие возмещению.
Просит суд взыскать с ПАО «Промсвязьбанк» в пользу истца ФИО1 в счет возмещения ущерба 402 131,15 руб., неустойку 402 131,15 руб., компенсацию морального вреда 50 000 руб., штраф по Закону «О защите прав потребителей».
Истец и его представитель МИГ, действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, на исковых требованиях настаивали в полном объеме. Истец суду пояснил, что с его счета были списаны денежные средства, считает, что хищение денежных средств произошло по вине банка, банк обязан обеспечить безопасность и сохранность денежных средств клиента, именно банк предоставил третьим лицам данные о счете, телефоне, его личных сведений. Сам ФИО1, не сообщал ни каких данных мошенникам представившимися сотрудниками банка, сотрудники банка ни как не помогали в расследовании уголовного дела.
Представитель ответчика ЛКН, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против исковых требований в полном объеме, о чем предоставила письменные возражения, суду пояснила, что банк не несет ответственности о передаче информации о карте, счете, кодов третьим лицам, из детализации звонков, видно, что длительность разговора истца с мошенниками были продолжительны, после чего был вход в мобильный банк, предоставлены коды доступа в смс оповещении, после чего были списаны денежные средства.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В силу статьи 847 ГК РФ договором банковского вклада может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным, на это лицом.
Согласно статье 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Согласно ст. 848 ГК РФ Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное.
В соответствии со ст.14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О защите прав потребителей" вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.
В судебном заседании установлено и не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ПАО «Промсвязьбанк» заключен договор банковского счета, путем направления в Банк в качестве оферты подписанного заявления на открытие банковского счета «Накопительный счет Про запас» в рамках комплексного обслуживания.
Заявлением на открытие банковского счета ФИО1 присоединился к Правилам открытия и обслуживания банковских счетов физических лиц в ПАО «Промсвязьбанк» в рамках комплексного банковского обслуживания, являющихся приложением и неотъемлемой частью Правил комплексного банковского обслуживания физических лиц в ПАО «Промсвязьбанк».
К правилам дистанционного банковского обслуживания физических лиц посредством системы PSB-Retail в ПАО «Промсвязьбанк» (далее – ДБО) истец был подключен при подаче заявления на выпуск банковской карты ПАО «Промсвязьбанк», на предоставление комплексного банковского обслуживания, предоставления дистанционного банковского обслуживания, на открытие накопительного счета «Доходный» №.
В соответствии с п. 1.8, 1.8.1 Правил комплексного банковского обслуживания физических лиц ПАО «Промсвязьбанк» (далее - Правила ДКО) при заключении ДКО Банк на основании Заявления клиента предоставляет Клиенту доступ к системе и обеспечивает возможность ее использования для дистанционного обслуживания в соответствии с правилами ДБО.
Согласно п. 1.12 Правил ДБО все договоры о предоставлении Банковского продукта, заключенные между Клиентом и Банком в рамках ДБО, являются приложениями и неотъемлемой частью ДКО.
На основании заключенного договору ФИО1 был открыт счет №.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 на указанный счет были внесены денежные средства в сумме 400 000 руб., что подтверждается расходным кассовым ордером №.
Как следует из выписки по счету ДД.ММ.ГГГГ посредством удаленного канала доступа PSB-Retail (интернет-банк) денежные средства в размере 402 131, 15 руб., включая комиссию за перевод 1 500 руб., были списаны.
В соответствии с платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 400 631,15 руб. были переведены ТПА с назначением платежа: за ремонт.
Совершенные операции были подтверждены путем ввода кодов подтверждения (СМС-кодов). СМС-коды были направлены на номер мобильного телефона №, указанного истцом при открытии банковского счета, что подтверждается детализацией предоставленных услуг Кемеровского филиала ООО «Т2 Мобайл», а также представленной выгрузкой из базы PSB-Retail ПАО «Промсвязьбанк».
Согласно п. 1.18 правил ДБО при любом способе Информирования об операциях с ЭСП Клиент обязуется не реже 1 (один) раз в день самостоятельно проверять представленные с использованием вышеуказанных средств связи для контроля операций по Счету (-ам).
При направлении Банком в адрес Клиента коротких текстовых сообщения, содержащих информацию об операциях, совершенных с использованием ЭСП, в рамках предоставления платной услуги SMS-информирования, Клиент считается надлежащим образом, проинформированным о совершении операции с ЭСП с момента направления Банком SMS - сообщения о такой операции на телефонный номер, указанный Клиентом для целей получения услуги SMS - информирования или сообщения по Технологии Push.
ДД.ММ.ГГГГ Истец обратился к ответчику с информацией о том, что по его счету были проведены мошеннические действий. Факт обращения сторонами не оспаривался.
ДД.ММ.ГГГГ Истец написал заявление в Банк, в котором сообщил, что ДД.ММ.ГГГГ поступил звонок от неизвестных людей, которые представились сотрудниками Банка и обманным путем вывели денежные средства со счета, принадлежащего Истцу. Просил данные денежные средства вернуть и разобраться в ситуации.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком предоставлен ответ № на обращение ФИО1, из которого следует, что вход в интернет-банк был выполнен с помощью высланных на номер телефона №, принадлежащего истцу, SMS/PUSH-кодов.
По заявлению гр. ФИО1 в ОП «Левобережный» Управления МВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного п. «г» ч.3 ст.158 УК РФ в отношении неустановленого лица.
На основании постановления следователя СО ОП «Левобережный» СУ Управления МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предварительное следствие по уголовному делу приостановлено до установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Как следует из устных пояснений истца, а также его пояснений, изложенных в заявлении, адресованном банку, и пояснений в качестве потерпевшего при опросе в ОП «Левобережный», на телефон истца поступил звонок с неизвестного номера, на другом конце провода был мужчина, который представился сотрудником банка, который пояснил, что со счета истца происходит списание денежных средств, для того чтобы заблокировать банковский счет, необходимо сообщить код, который придет в смс-сообщении. В судебном заседании, а также при опросе в ОП «Левобережный» истец пояснил, что не сообщал код, пришедший в смс-сообщении.
В судебном заседании допрошен свидетель ЕЕЮ, которая пояснила, что является сотрудником ПАО «Промсвязьбанк». Также она пояснила, что ФИО1 обратился в банк 06 или ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес><адрес>, где он пояснил, что поступил звонок сотрудника банка, после чего были списаны денежные средства. После обращения истца, свидетель распечатала платежное поручение по переводу денежных средств. Также ФИО1 подтвердил, что звонивший человек представился сотрудником банка отдела безопасности, которому он предоставил все смс коды, поступившие на телефон ФИО1 После свидетель в соответствии с должностной инструкцией направила сообщение в специальное подразделение банка, с просьбой блокировки счета в банке, на которые была переведена сумма денежных средств ФИО1, а именно в ПАО «Сбербанк». В этот же день, пришел ответ от ПАО «Сбербанка», что денежные средства были выведены моментально, после поступления на счет. Были зафиксированы номера телефонов, с которого звонили ФИО1, данные номера телефонов не принадлежат банку. После устного обращения ФИО1 сразу по внутренней почте банка свидетель направила в подразделение, которое занимается мошенническими действиями, после этого всю работу проводила данная специализированная служба, которая разъяснила ФИО1, что ему необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением. Звонки ФИО1 были не с телефона банка, откуда мошенники знают о сумме денежных средств свидетелю не известно, возможно сам истец предоставил все сведения, поскольку его разговор по телефону длился около 30 минут.
В соответствии с п. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей, поскольку они не противоречивы и последовательны, согласуются с другими доказательствами по делу.
В соответствии с п. 1.6 Правил ДБО устанавливается, что Банк осуществляет финансовые операции информационные операции по Счету Клиента на основании полученных и принятых к исполнению Поручений Клиента. Указанные поручения передаются Клиентом Банку с использованием определенных Правилами Каналов доступа. Наличие в Банке Электронного документа Клиента, содержащего Поручение Клиента и надлежащим образом в соответствии с настоящими Правилами подтвержденного Средством подтверждения, является для Банка достаточным основанием (если иное не предусмотрено настоящими Правилами) для осуществления Финансовой и (или) Информационной операции, а также совершения сделки.
Согласно п. 1.7.5 Правил ДБО Клиент обязан лично совершать в Системе действия, предусмотренные Правилами. Клиент не вправе передавать третьим лицам права, предусмотренные Правилами.
В соответствии с п. 1.13 Правил ДБО все действия (операции), производимые в Системе PSB-Retail при осуществлении Информирования об операциях с ЭСП в соответствии с
Требованиями законодательства и банковской практики, в том числе производимые Системой автоматически, фиксируются в протоколах работы программы, хранящихся в базе данных Системы PSB-Retail на стороне Банка. В случае возникновения между Банком и Клиентом каких-либо разногласий, связанных с Информированием об операциях с ЭСП, Стороны признают в качестве доказательств указанные записи, а также записи работы программы, хранящемся на сервере Банка.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Банк предоставляет Клиенту доступ в Систему для Финансовых операций и (или) Информационных операций, принимает к сведению (исполнению) Информационные сообщения только при условии прохождения Идентификации и Аутентификации, т. е. однозначного совпадения присвоенного Клиенту Идентификатора, а также Пароля или Кодового слова или иных сведений, необходимых для Аутентификации Клиента с аналогичными сведениями, имеющимися в Системе, а также при использовании Средств подтверждения при Аутентификации.
Направление Информационных сообщений, а в прямо предусмотренных Правилами
Случаях - формирование и передача Поручений, после прохождения вышеуказанных процедур означает, что исходящее информационное сообщение или Поручение подписано Клиентом, при этом Средством подтверждения в данном случае являются одновременно используемые средства Идентификации и Аутентификации.
Согласно п. 2.2.7. Правил ДБО Клиент обязуется обеспечить хранение информации о Пароле способом, делающим Пароль недоступным третьим лицам, в том числе не сообщать пароль работникам Банка, а также незамедлительно уведомлять Банк о Компрометации Пароля в порядке, предусмотренном п. 2.2.2 Правил. Несоблюдение данных требований безопасности является также нарушением порядка использования Системы.
В соответствии с п. 2.4.5. Клиент обязуется не раскрывать третьим лицам информацию о Средствах подтверждения, находящихся в его распоряжении, хранить и использовать Средства подтверждения способами, обеспечивающими невозможность их несанкционированного использования.
Клиент обязуется соблюдать Меры безопасности при работе в Системе PSB-Retail ПАО
«Промсвязьбанк», содержащие порядок и условия использования Системы в качестве ЭСП, в том числе информацию об ограничениях способов мест и мест использования Системы и (или) Средств подтверждений, случаях повышенного риска использования Системы. Несоблюдение вышеуказанных требований безопасности является также нарушением порядка использования Системы.
Согласно п. 2.4.7. Правил ДБО если иной порядок не предусмотрен соглашением об использовании Средства подтверждения, в случае Компрометации Средства подтверждения, Клиент обязан незамедлительно в порядке, предусмотренном п. 2.4.6 Правил, передать в Банк требование о блокировки Средства подтверждения по формам, установленным Банком. Несоблюдение вышеуказанных требований безопасности является также нарушением порядка использования Системы.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Правил ДБО Банк не несет ответственность за ущерб, возникший вследствие несанкционированного использования третьими лицами действительных Средств подтверждения Клиента.
Согласно п. 2.6.9 Клиент обязуется:
- не передавать в пользование третьим лицам полученные в Банке Средства подтверждения и (или) оставлять без присмотра в местах, доступных для третьих лиц, мобильное устройство (мобильный (сотовый) телефон, смартфон, планшет и др.) с зарегистрированным номером для получения Средств подтверждения;
- подключать Сервис «SMS-код» на номер мобильного (сотового) телефона, зарегистрированного на Клиента и используемого Клиентом;
- не передавать в пользование третьим лицам свой номер мобильного (сотового) телефона (SIM-карту), а также мобильное устройство (мобильный (сотовый) телефон, смартфон, планшет и др.), к которому подключен Сервис «SMS-код»;
- незамедлительно проинформировать Банк о смене номера мобильного (сотового) телефона, утере или краже мобильного устройства (мобильного (сотового) телефона, смартфона, планшета и др.), к которому подключен Сервис «SMS-код».
Несоблюдение любого из вышеуказанных требований безопасности является также нарушением порядка использования Системы.
Согласно п. 9.1.5 Правил ДБО Банк не несет ответственность за ущерб, возникший вследствие несанкционированного использования третьими лицами Средств подтверждения Клиента, если такое использование произошло после передачи Средств подтверждения Клиенту. Код подтверждения считается переданным на номер телефона, по которому у Банка на момент передачи отсутствует информация о его смене, неисправности, компрометации и (или) блокировки.
Суд полагает, что ответчиком подтверждено ознакомление истца с информацией, предоставляющей возможность грамотного использования открытого банковского счета, а также условиями, соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасности при использовании банковского смчета. Установленные банковскими правилами и договором процедуры позволяли банку идентифицировать выдачу распоряжения уполномоченными лицами, при этом договором обязанность сохранять в тайне идентификатор, постоянный и одноразовые пароли, не передавать их третьим лицам возложена на истца.
Дальнейшие действия истца (сообщение информации о коде) свидетельствуют о нарушении истцом перечисленных правил и условий.
Таким образом, списание денежных средств со счетов было санкционировано предусмотренным способом. Доказательств обратного не представлено. У ответчика имелись основания считать, что распоряжение на снятие денежных средств дано уполномоченным лицом,
При этом, суд учитывает положения части 3 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
При осуществлении спорных операций ФИО1 Банк принял надлежащие меры, обеспечивающие безопасность используемых им программно – аппаратных средств, исключил получения одноразовых паролей, направленных на номер мобильного телефона Клинта, посторонним лицам, что исключает ответственность Банка за проведение спорных операций.
В связи с тем, что идентификация и аутентификация клиента по оспариваемой операции была пройдена посредством правильного введения идентификатора, постоянного и одноразовых паролей, Банк правомерно исполнил распоряжения клиента как направленные в Банк уполномоченным лицом.
Учитывая изложенное, суд считает, что ФИО1 не представил доказательства ненадлежащего совершения ПАО «Промсвязьбанк» операций по счету.
Доводы истца, о том, что Банк предоставил все личные данные в отношении истца не подтверждается материалами дела, вина сотрудников Банка не установлена.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика ответственности за списание с банковской карты истца денежных средств, и в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ФИО1 к ПАО «Промсвязьбанк» о взыскании денежных средств, судебных расходов, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий (подпись) И.А. Назаренко
Верно. Судья. И.А. Назаренко
Подлинный документ подшит в деле № Центрального районного суда <адрес>