Дело № 2-272/2020
УИД № 42RS0021-01-2020-000431-05
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пгт. Крапивинский 20 июля 2020 года
Крапивинский районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Прокудиной С.А.,
при секретаре Чернавиной И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Крапивинского муниципального округа о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Крапивинского муниципального округа о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Требования мотивированы тем, что истец является ветераном боевых действий, в.. г. был поставлен на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий администрацией Крапивинского муниципального района... г. протоколом №.. жилищно-бытовой комиссии при Крапивинской поселковой администрации был включен в список первоочередного получения жилья. В связи с тем, что на основании заявления истца в администрацию Крапивинского муниципального района истцу и его семье было предоставлено жилое помещение в безвозмездное пользование в областном доме для ветеранов, семья истца переехала в.. в областной дом ветеранов. В.. г. администрацией дома ветеранов был направлен запрос начальнику отдела по жилищным вопросам администрации Крапивинского муниципального округа о номере очереди... г. был получен ответ, что в.. г. истец был исключен из списков граждан, нуждающихся в жилье, в связи с выездом на другое постоянное место жительства в.. . Собственная жилая площадь у истца и членов его семьи отсутствует, он проживает во временном жилье. В соответствии с ответом на запрос о номере очереди от.. г., истец стоял в очереди на улучшение жилищных условий почти 1,5 года после того, как администрация Крапивинского муниципального района получила подтверждение о предоставлении истцу специализированного временного жилья в.. . В.. г. истец подал заявление в прокуратуру Крапивинского района об устранении указанных нарушений.
Просит восстановить его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первичной постановки на учет.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивает.
Представитель ответчика администрации Крапивинского муниципального района ФИО2, действующий на основании доверенности от 16.03.2020 г., в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражает против удовлетворения требований.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 значится зарегистрированным по адресу:.. , с.. г. (л.д. 22).
Согласно удостоверения серия.. , выданного.. г., ФИО1 имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 15).
Согласно копии протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при Крапивинской поселковой администрации №.. от.. г., ФИО1, как участник боевых действий в респ. Чечня, был включен в список первоочередного получения жилья (л.д. 12).
Согласно копии справки администрации Крапивинского городского поселения №.. от.. г., ФИО1, участник боевых действий на Северном Кавказе, действительно был признан как нуждающийся в улучшении жилищных условий при администрации Крапивинского городского поселения.. г. (л.д. 8).
Согласно ответа администрации Крапивинского муниципального района №.. от.. г. в адрес департамента социальной защиты населения администрации Кемеровской области, администрация Крапивинского муниципального района Кемеровской области просит рассмотреть возможность предоставления жилого помещения в доме ветеранов.. семье ветеранов боевых действий ФИО1, состоящего на очереди на улучшение жилищных условий с 26.07.2004 г., состав семьи 3 человека (л.д. 10).
.. г. Управлением социальной защиты населения администрации Крапивинского муниципального района в адрес департамента социальной защиты населения были направлены документы ветерана боевых действий для постановки на учет на получение жилья в областном доме ветеранов.. ФИО1 (л.д. 4).
Согласно ответа Отдела по жилищным вопросам №.. от.. г., направленному директору «Областного центра социального обслуживания – областного дома ветеранов» на письмо №.. от.. г., по состоянию на.. г. в списке участников боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до.. г., состоит ФИО1,.. года рождения, номер очереди.. (л.д. 7).
Из ответа администрации Крапивинского муниципального района №.. от.. г., направленного в адрес директора ГБУ КО «ОЦСО-областной дом ветеранов», усматривается, что ФИО1 состоял на учете в Управлении социальной защиты населения администрации Крапивинского муниципального района до.. г. В связи с тем, что ФИО1 в.. г. выделено жилое помещение в областном доме ветеранов, он был снят с учета. В настоящее время ФИО1 на территории Крапивинского муниципального района не зарегистрирован и не проживает. В списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Крапивинскому муниципальному району, не числится (л.д. 13).
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" - ветеранам боевых действий государством предоставлены правовые гарантии социальной защиты в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Положениями пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» он отнесен к категории военнослужащих, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» - ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется одна из следующих мер социальной поддержки: - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
То есть фактически законом ветераны боевых действий отнесены к специальной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при наличии соответствующих правовых оснований.
Вернувшись с военной службы ФИО1 с.. г. встал на учет в администрацию Крапивинского городского поселения, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий являясь ветераном боевых действий, так как действительно в период постановки на учет нуждался и нуждается в настоящее время в улучшении жилищных условий.
На сегодняшний день, исходя из представленных им документов, какого-либо жилья он не имеет.
Прокуратурой Крапивинского района по жалобе ФИО1 на нарушение его прав, в связи со снятием с учета нуждающихся в жилом помещении, выявлены нарушения законов в администрации Крапивинского городского поселения. В ходе проверки установлено, что ФИО1 состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Крапивинской поселковой администрации с.. г. на основании решения заседания членов жилищно-бытовой комиссии при Крапивинской поселковой администрации. Согласно сведениям администрации Крапивинского городского поселения, полученным в результате изучения архивных документов, по состоянию на.. г. ФИО1 в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, уже не значился. При этом, в нарушение требований закона правовой акт об исключении ФИО1 из данного списка администрацией не принимался.
Законодателем ветераны боевых действий отнесены к специальной категории граждан, учитываемых при улучшении жилищных условий и они не могут быть поставлены в зависимость от общих установленных законом правил учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» - ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется одна из следующих мер социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Статьей 56 ЖК РФ предусмотрены основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно: 1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ), 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; (в ред. Федеральных законов от 05.06.2012 N 55-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ), 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ).
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных выше правовых норм граждане, принятые на жилищный учет в соответствии с действовавшим ранее законодательством, могут быть сняты с такого учета по указанным выше основаниям только в случае, если эти основания возникли после 1 марта 2005 года.
Иное толкование противоречило бы Конституции Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его судебном акте от 01.12.2009 года № 1549-О-П – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований поставки на такой учет.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу п. 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Сам по себе факт регистрации гражданина в жилом помещении не порождает каких-либо прав на данное помещение.
Регистрация истца, является административным актом и не влечет за собой ограничение или возникновение какого-либо жилищного права в отношении данного помещения, и не является доказательством обеспеченности истца жилым помещением.
Сведений о том, что истец получил уведомление о снятии с учета, стороной ответчика в судебное заседание представлено не было.
Таким образом, отсутствие сведений о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, противоречит закону и нарушает его право на получение жилья, его проживание, совместно с семьей, в ГБУ КО «ОЦСО-областной дом ветеранов», не свидетельствует о том, что выделенное истцу и его семье жилое помещение является для истца постоянным местом жительства, в связи с чем, ФИО1 подлежит восстановлению на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, по состоянию на.. г.
Учитывая изложенное, требование о восстановлении ФИО1 в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации Крапивинского муниципального округа Кемеровской области о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, удовлетворить в полном объеме.
ФИО1 восстановить на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, с момента первичной постановки на учет.. г.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Крапивинский районный суд в порядке апелляционного обжалования в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий: С.А. Прокудина