ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 420032-01-2021-001337-18 от 15.06.2021 Рудничного районного суда г. Прокопьевска (Кемеровская область)

Дело № 2-1115/2021

УИД № 42RS0032-01-2021-001337-18

РЕШЕНИЕ

«Именем Российской Федерации»

(Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2021 года)

(Мотивированное решение составлено 22 июня 2021 года)

Рудничный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области:

в составе председательствующего судьи Козловой С.А.,

при секретаре судебного заседания Пановой Л.А.,

с участием представителя истца: старшего помощника прокурора Прокопьевского района Кемеровской области Голушко Е.М.,

представителя ответчика: администрации Прокопьевского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса ФИО1, действующей на основании доверенности <...> от ДД.ММ.ГГГГ, действительной до ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прокопьевского района Кемеровской области к администрации Прокопьевского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса о понуждении к совершению действий,

рассмотрел 15 июня 2021 года в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Прокопьевского района Кемеровской области к ответчику - администрации Прокопьевского муниципального округа Кемеровской области- Кузбасса о понуждении к совершению действий,

установил:

Истец - Прокурор Прокопьевского района Кемеровской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Прокопьевского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса о понуждении к совершению действий. Требования мотивированы тем, что в собственности муниципального образования «Прокопьевский муниципальный округ» находятся объекты электроэнергетики: <...>, расположенная по адресу: <...>; <...>, расположенная по адресу: Кемеровская <...>, которые находятся в ненадлежащем состоянии. В пролете опор <...> по <...> имеется древесно-кустарниковая растительность, на опорах данной линии электропередачи обнаружено предельное загнивание стойки деревянной опоры <...>, отсутствуют диспетчерские наименования и предупреждающие знаки на опорах <...>, расстояние от нижнего провода до пересекаемых объектов не соответствует нормативам. На <...> по <...> по всей длине высоковольтной линии отсутствует диспетчерские наименования и предупреждающие знаки на опорах, расстояние от нижнего провода по поверхности не соответствует нормативам, имеется предельное загнивание опор, нумерация опор отсутствует. Эксплуатация данных объектов электрохозяйства не осуществляется какой-либо электросетевой организацией. Истец просит суд обязать ответчикав двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к приведению объектов электрохозяйства: <...>, расположенной по адресу: <...>, и <...>, расположенной по адресу: <...> в надлежащее техническое состояние в соответствие с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства электроэнергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 229.

В трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять меры для определения в установленном законом порядке электросетевой организации, которая обеспечит эксплуатацию указанных объектов электрохозяйства.

Представитель истца – старший помощник прокурора Прокопьевского района Кемеровской области Голушко Е.М. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по доводам, указанным в исковом заявлении, возражает против увеличения сроков, поскольку ответчик не выполнил предписания прокурора Прокопьевского района от ДД.ММ.ГГГГ, хотя имели возможность заключить договор на ремонт указанных объектов электроснабжения, которые находятся в ненадлежащем состоянии и создают угрозу безопасности.

Представитель ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности <...> от ДД.ММ.ГГГГ, действительной до ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что указанные объекты электроэнергетики действительно находятся в собственности администрации Прокопьевского муниципального округа, но администрация не может содержать данное имущество ввиду отсутствия специалистов. ДД.ММ.ГГГГ должен пройти аукцион по проведению оценки данных объектов электроэнергетики, в дальнейшем будет организован аукцион для заключения договора аренды с электросетевой организацией. Не может пояснить, почему администрация не заключила контракт на производство ремонтных работ объектов электроэнергетики.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что в собственности муниципального образования «Прокопьевский муниципальный округ» находятся объекты электроэнергетики: <...>, расположенная по адресу: <...>; <...> расположенная по адресу: Кемеровская <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ

В результате проверки, проведенной прокуратурой Прокопьевского района Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ установлено, указанные объекты электроэнергетики находятся в ненадлежащем состоянии: в пролете опор <...> по <...> имеется древесно-кустарниковая растительность, на опорах данной линии электропередачи обнаружено предельное загнивание стойки деревянной опоры <...> отсутствуют диспетчерские наименования и предупреждающие знаки на опорах <...> расстояние от нижнего провода до пересекаемых объектовне соответствует нормативам; на <...> по <...> по всей длине высоковольтной линии отсутствует диспетчерские наименования и предупреждающие знаки на опорах, расстояние от нижнего провода по поверхности не соответствует нормативам, имеется предельное загнивание опор, нумерация опор отсутствует, эксплуатация данных объектов электрохозяйства не осуществляется какой-либо электросетевой организацией, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной фото-таблицей.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Прокопьевского района главеПрокопьевского муниципального района ФИО2 внесено представление об устранении нарушений закона.

Однако, представление прокурора Прокопьевского района не исполнено, что явилось основанием для обращения в суд.

В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствие со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу части 2 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-Ф3 "Об электроэнергетике" основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанции и сетей.

В соответствие с п. 1.6.1 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства электроэнергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 229 (далее - Правила), на каждом энерго-объекте должны быть организованы техническое обслуживание, плановые ремонт и модернизация оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций энергоустановок.

Пунктом 1.6.1 указанных Правил предусмотрено, что объем технического обслуживания и планового ремонта должен определяться необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, зданий и сооружений с учетом их фактического технического состояния.

Пунктом 5.7.1 Правил установлено, что при эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.

В соответствии с пунктом 5.7.5 Правил, при техническом обслуживании должны производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ и их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений, предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа. При капитальном ремонте ВЛ выполняются работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики линии.Перечень работ, которые должны выполняться на ВЛ при техническом обслуживании, ремонте и техническом перевооружении, приведен в правилах технического обслуживания и ремонта зданий и сооружения электростанций и сетей и типовых инструкциях по эксплуатации ВЛ.

В силу пункта 5.7.17 Правил, неисправности, выявленные при осмотре ВЛ и производстве проверок и измерений, должны быть отмечены в эксплуатационной документации и в зависимости от их характера устранены в кратчайший срок при проведении или технического обслуживания, или капитального ремонта ВЛ.

Эксплуатация указанных объектов электрохозяйства не осуществляется в настоящее время какой-либо электросетевой организацией, что противоречит действующему законодательству и нарушает права потребителей услуг электроснабжения на бесперебойность и безопасность подачи электроэнергии.

Отсутствие электросетевой организации, осуществляющей профессиональную деятельность в соответствующей сфере, препятствует технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.

Исходя из буквального правового толкования положений частей 1 и 2 статьи 539 ГК РФ энергоснабжение может осуществляться через присоединенную сеть только энергоснабжающей организацией и только при наличии у нее электрических сетей.

В соответствие со статьей 3 ФЗ № 35 «Об электроэнергетике» территориальная сетевая организация -это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Указанной статьей также предусмотрено понятие «услуг по передаче электрической энергии» - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Исходя из буквального толкования положений абз. 4 части 1 статьи 26 ФЗ № 35 технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

В силу пункта 8 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.Таким образом, исходя из совокупного правового толкования указанных норм, в целях передачи электрической энергии необходимо, чтобы эксплуатация передающих электрических сетей осуществлялась сетевой организацией.

Указанные объекты не переданы муниципальным образованием «Прокопьевский муниципальный округа Кемеровской области-Кузбасса» какой-либо сетевой организации, то есть профессиональному участнику рынка по оказанию услуг по передаче электрической энергии, для осуществления надлежащей эксплуатации электрооборудования.

Таким образом, принимая во внимание, что администрация Прокопьевского муниципального округа, являясь собственником объектов электроэнергетики по адресу: <...>, не отремонтировала указанные объекты и не решила вопрос о передаче их сетевой организации для осуществления надлежащей эксплуатации, суд находит требования, заявленные истцом, законными, обоснованными и подлежащими полному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора Прокопьевского района к администрации Прокопьевского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса о понуждении к совершению действий, - удовлетворить.

Обязать Администрацию Прокопьевского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасс в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к приведению объектов электрохозяйства:

- <...>, расположенного по адресу: <...>,

- <...>, расположенного по адресу: Кемеровская <...>, в надлежащее техническое состояние в соответствии с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства электроэнергетики Российской Федерации от 19.06.2003 года № 229.

Обязать Администрацию Прокопьевского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасс в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры для определения в установленном законом порядке электросетевой организации, которая обеспечит эксплуатацию объектов электрохозяйства:

- <...>, расположенного по адресу: <...>

- <...>, расположенного по адресу: <...>

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Рудничный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области.

Мотивированное решение суда составлено 22 июня 2021 года.

Судья С.А. Козлова