ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 420034-01-2021-000403-95 от 20.07.2021 Тайгинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-221/2021

УИД № 42RS0034-01-2021-000403-95

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Судья Тайгинского городского суда Кемеровской области Тимофеев Ф.В.,

c участием зам. прокурора г. Тайги Часовских А.Н.,

при секретаре Федотовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Тайге 20 июля 2021 года

административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет странице, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной на страницах с электронными адресами - <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру города поступила информация ГУ МВД России по <адрес> о нахождении в свободном доступе в сети «Интернет» информационных материалов, содержащих описание процессов изготовления взрывного устройства.

В ходе мониторинга сети Интернет, проводимого ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по <адрес> установлено, что на веб-форуме под названием: «<данные изъяты>» создана тема под названием «<данные изъяты>», электронный адрес: <данные изъяты> В данной теме размещен информационный материал: <данные изъяты>; содержащий описание процессов изготовления взрывного устройства из взрывчатого вещества аммонала.

Указанный вэб-форум является открытой площадкой для неограниченного количества пользователей сети Интернет.

Из части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к террористической деятельности относятся, в том числе подстрекательство к террористическому акту, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или его реализация.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии, является экстремистской деятельностью (экстремизмом).

Под экстремистскими материалами, согласно пункту 3 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 114-ФЗ запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.

Из статьи 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» следует, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Согласно пункту 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

Установлено, что информация, размещённая на страницах с электронным адресом:

<данные изъяты> доступна любому пользователю сети «Интернет». Возможен просмотр информационного, материала любому пользователю сети «Интернет», ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Таким образом, размещённый на страницах с электронным адресом: <данные изъяты> информационный материал направлен на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности.

Размещенный на страницах с электронным адресом: <данные изъяты> информационный материал содержит описание процессов изготовления взрывного устройства, из взрывчатого вещества аммонала. Нахождение в открытом доступе сети «Интернет» информации, побуждающей общество на противоправные деяния, как изготовление взрывчатых веществ, фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.

Статьей 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационнотелекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.

За незаконное изготовление взрывчатых веществ установлена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 223.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 205 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за террористический акт, то есть за совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Часть 3 статьи 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за пособничество в совершении террористического акта.

В соответствии с п. 1.1 примечания к ст. 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

Согласно подпункту «д» пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.

Исходя из этих законоположений, распространение информации о способах изготовления взрывчатых веществ запрещено.

Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей описание процесса изготовления взрывного устройства, по своей сути является элементами экстремисткой деятельности, за осуществление которой законодателем предусмотрена уголовная ответственность. Размещение такой информации в сети «Интернет» фактически является распространением запрещенной информации.

В силу части 2 статьи 15.1 Закона об информации в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно части 3 статьи 15.1 Закона об информации, создание, формирование и ведение реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 15.1 Закона об информации, основанием для включения в реестр соответствующих сведений является, решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принятое в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации, а также вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, информация, размещенная на вышеуказанных адресах, подлежит признанию информацией, распространение которой в РФ запрещено.

В связи с изложенным, прокурор просит суд признать информацию, размещенную на страницах с электронными адресами: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в РФ запрещено.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в нем.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес>, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, заявлением просил рассмотреть дело без его участия, предоставил суду письменный отзыв, в котором сообщил, что полагает возможным признание информации, размещенной на страницах с электронными адресами: <данные изъяты> запрещенной в РФ и внесение данных ресурсов в Единый реестр.

Представитель заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, каких-либо заявлений и ходатайств не направил.

В связи с вышеизложенным, суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных не явившихся лиц, чья явка судом обязательной не признавалась.

Суд, выслушав административного истца, изучив письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания возложено на Роскомнадзор согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон о защите информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с п. 6 ст. 10 Закона о защите информации, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в прокуратуру <адрес> поступила информация ГУ МВД России по <адрес> о нахождении в свободном доступе в сети «Интернет» информационных материалов, содержащих описание процессов изготовления взрывного устройства.

В ходе мониторинга сети Интернет, проводимого ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по <адрес> установлено, что на веб-форуме под названием: <данные изъяты>» создана тема под названием «<данные изъяты>», электронный адрес: <данные изъяты>; содержащий описание процессов изготовления взрывного устройства из взрывчатого вещества аммонала.

За распространение данной информации предусмотрена административная ответственность предусмотренная ст. 13.15 КоАП РФ и уголовная ответственность в соответствии со ст. 223.1, 205, 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», выясняя вопрос о том, имеет ли место злоупотребление свободой массовой информации, суду следует учитывать не только использованные в статье, теле- или радиопрограмме слова и выражения (формулировки), но и контекст, в котором они были сделаны (в частности, каковы цель, жанр и стиль статьи, программы либо их соответствующей части, можно ли расценивать их как выражение мнения в сфере политических дискуссий или как привлечение внимания к обсуждению общественно значимых вопросов, основаны ли статья, программа или материал на интервью, и каково отношение интервьюера и (или) представителей редакции средства массовой информации к высказанным мнениям, суждениям, утверждениям), а также учитывать общественно-политическую обстановку в стране в целом или в отдельной ее части (в зависимости от региона распространения данного средства массовой информации).

При указанных обстоятельствах, учитывая характер размешенной информации, суд считает заявленные требования обоснованными.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАC РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора <адрес> в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на страницах с электронными адресами: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайтах с электронными адресами: <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории РФ.

Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – оператору Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для внесения сведений в Единый реестр.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Тайгинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 20.07.2021.

Судья Ф.В. Тимофеев

Верно, судья Ф.В. Тимофеев