Дело (УИД) № 42RS0040-01-2019-002546-09
Номер производства по делу (материалу) № 2а-183/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 27 января 2020 года
Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе
председательствующего Колосовской Н.А.,
при секретаре Тебеньковой Т.В.
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №12 по Кемеровской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС № 12 по Кемеровской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу и пени. Требования мотивировала тем, что административный ответчик является плательщиком земельного налога. Согласно сведениям, представленным регистрирующим органом, ответчик является собственником земельного участка, расположенного по <адрес>, и земельного участка, расположенного по <адрес>. Согласно п.2 ст. 52 НК РФ ответчику направлены уведомления:- №80913274 от 27.08.2016г. с указанием сумм земельного налога за 2015г., - №44128840 от 02.08.2017г. с расчетом сумм земельного налога за 2016г., - №35986105 от 02.10.2018г. с указанием сумм налога за 2017г. и с произведенным перерасчетом за 2015, 2016гг. Административный ответчик земельный налог за 2015, 2016, 2017 годы своевременно не уплатил, в связи с чем ему начислена пеня по земельному налогу. Налогоплательщику было направлены требования об уплате задолженности по налогам и пени, которые исполнены не были. Межрайонная ИФНС России № 12 по Кемеровской области 30.09.2019г. обратилась к мировому судье с заявлением о взыскании с ответчика указанной задолженности. 04.10.2019г. мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с должника задолженности по налогу и пени. 28.10.2019г. мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа.
Административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность: - по земельному налогу за 2015г. в размере 174 руб. и пени по данному налогу за период времени с 02.12.2016 по 15.11.2017гг. в размере 18,92 руб.; - по земельному налогу за 2016г. в размере 472 руб. и пени по данному налогу за период времени с 02.12.2017 по 21.12.2017г. в размере 3 руб., - по земельному налогу за 2017г. в размере 1 528 руб. и пени по данному налогу за период времени с 04.12.2018 по 28.01.2019гг. в размере 21,94 руб.; - по земельному налогу за 2015г. в размере 3 549 руб. и пени по данному налогу за период времени с 04.12.2018 по 28.01.2019гг. в размере 50, 95 руб., - по земельному налогу за 2016г. в размере 1 923 руб. и пени по данному налогу за период времени с 04.12.2018 по 28.01.2019гг. в размере 27, 61 руб..
Представитель административного истца МИФНС России № 12 по Кемеровской области о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена, о причинах неявки суду не сообщила.
Поскольку явка административного истца и административного ответчика не признана судом обязательной, в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с ч. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно с ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с ч. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с ч. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно сведениям, представленным налоговому органу Управлением Росреестра по Кемеровской области, ответчик ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по <адрес> и земельного участка, расположенного по <адрес>.
Согласно п.2 ст. 52 НК РФ ответчику направлены уведомления:- №80913274 от 27.08.2016г. с указанием сумм земельного налога за 2015г., - №44128840 от 02.08.2017г. с расчетом сумм земельного налога за 2016г.
Из искового заявления следует, что с учетом применения повышающего коэффициента по земельному налогу за 2015-2016гг. и применения налоговой льготы по земельному налогу за 2016г. произведен перерасчет земельного налога, сформировано налоговое уведомление №35986105 от 02.10.2018г.
В соответствии с п. 6 ст. 58 НК РФ в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно ст. 75 НК РФ ответчику исчислена пеня: - по земельному налогу за 2015г. на сумму налога 174 руб. за период времени с 02.12.2016 по 15.11.2017 в размере 18,92 руб., - по земельному налогу за 2016г. на сумму налога 472 руб. за период времени с 02.12.2017 по 21.12.2017гг. в размере 3 руб., - по земельному налогу за 2017г. на сумму налога 1528 руб. за период времени с 04.12.2018 по 28.01.2019гг. в размере 21,94 руб., - по земельному налогу за 2015г. на сумму налога 3 549 руб. за период времени с 04.12.2018г. по 28.01.2019гг. в размере 50,95 руб., - по земельному налогу за 2016г. на сумму налога 1 923 руб. за период времени с 04.12.2018 по 28.01.2019 в размере 27,61 руб..
На основании ст.ст.69, 70 НК РФ ответчику направлены требования:
- № 1340 от 16.11.2017г. об уплате в срок до 26.12.2017 задолженности по земельному налогу в размере 174 руб. и пени в размере 18,92 руб..
- № 16584 от 22.12.2017г. об уплате в срок до 14.02.2018 задолженности по земельному налогу в размере 1 359 руб. и пени по земельному налогу в размере 7, 38 руб.;
- № 744 от 29.01.2019г. об уплате в срок до 15.03.2019 задолженности по земельному налогу в размере 7 000 руб., пени по земельному налогу в размере 100,50 руб.
В установленные требованиями налогового органа сроки, ФИО1 добровольно не уплатила задолженность по налогу и пени, в связи с чем, МИФНС России № 12 по Кемеровской области обратилась 30.09.2019 с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате земельного налога за 2015-2017гг. в размере 8533 и пени в размере 126,80 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
П. 2 ст. 48 НК РФ регламентировано, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что 04.10.2019 мировым судьей судебного участка № 1 Кемеровского судебного района был вынесен судебный приказ № 2а-2518-1/19 о взыскании со ФИО1 задолженности по земельному налогам и пени в общей сумме 8659,80 руб..
Определением мирового судьи от 28.10.2019 в связи с поступившими от ФИО1 возражениями, судебный приказ был отменен.
Учитывая, что срок исполнения требования № 744 об уплате задолженности по налогам и пени, где сумма налогов и пени превысила 3000 руб., установлен - 15.03.2019, последним днем обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности является 15.09.2019г..
При этом, налоговый орган обратился к мировому судье о вынесении судебного приказа по взысканию с ФИО1 задолженности по земельному налогу и пени 30.09.2019, что не оспаривается административным истцом, то есть после истечения шестимесячного срока, означенного для исполнения требования об уплате недоимки и пеней.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 года N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Таким образом, административным истцом был пропущен срок обращения в суд, установленный ст. 48 НК РФ.
Административный истец просит восстановить срок для обращения в суд, указывая, что срок пропущен по уважительной причине, т.к. не имелось реальной возможности для своевременной подачи заявления о выдаче судебного приказа в суд ввиду отсутствия достаточного кадрового состава.
Однако суд не может признать данную причину пропуска срока уважительной, поскольку причины организационного и административного характера в ИФНС, вызвавшие пропуск срока обращения с административным иском в суд, не могут признаваться уважительными, т.к. не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, налоговым органом представлено не было, соответственно предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Иные доказательства, подтверждающие уважительность причины пропуска срока обращения к мировому судье о вынесении судебного приказа суду не представлены и в судебном заседании не добыты.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Учитывая, что пропуск срока для обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.
При таких обстоятельствах, суд считает, что административному истцу в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Межрайонной ИФНС России № 12 по Кемеровской области в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о взыскании задолженности: - по земельному налогу за 2015г. в размере 174 руб. и пени по данному налогу за период времени с 02.12.2016 по 15.11.2017гг. в размере 18,92 руб.; - по земельному налогу за 2016г. в размере 472 руб. и пени по данному налогу за период времени с 02.12.2017 по 21.12.2017г. в размере 3 руб., - по земельному налогу за 2017г. в размере 1 528 руб. и пени по данному налогу за период времени с 04.12.2018 по 28.01.2019гг. в размере 21,94 руб.; - по земельному налогу за 2015г. в размере 3 549 руб. и пени по данному налогу за период времени с 04.12.2018 по 28.01.2019гг. в размере 50, 95 руб., - по земельному налогу за 2016г. в размере 1 923 руб. и пени по данному налогу за период времени с 04.12.2018 по 28.01.2019гг. в размере 27, 61 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (мотивированное решение).
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 31.01.2020
Судья: