Дело (УИД) № 42RS0040-01-2021-001401-81
Номер производства по делу (материалу) №12-156/2021
РЕШЕНИЕ
г.Кемерово 15 июля 2021 года
Судья Кемеровского районного суда Кемеровской области Глебов Д.В.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление инспектора ДПС ОСБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области № 18810042180008908712 от 29.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.12.1 КРФ об АП, в отношении ФИО1,
установил:
Постановлением инспектора ДПС ОСБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области № 18810042180008908712 от 29.04.2021 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.1 КРФоАП, ему назначено наказание в виде административного штрафа.
Считая вышеуказанное постановление незаконным и необоснованным, ФИО1 обратился в суд с жалобой и просит постановление отменить.
Требования мотивирует тем, что ФИО2 вину в совершении административного правонарушения не признет, с вменяемым правонарушением не согласен, о чем были сделаны записи в протоколе об административном правонарушении. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ФИО2 были заявлены: ходатайство об отложении рассмотрения дела на более поздний срок в связи с необходимостью реализации права на юридическую защиту, ходатайство об ознакомлении с материалами дела, а именно с доказательствами состава совершенного административного правонарушения, заявление об отводе должностного лица. Инспектор ДПС вынес определение об отказе в удовлетворении заявления об отводе и ходатайства об отложении рассмотрения дела, ссылаясь на то, что дело об административном правонарушении уже было им рассмотрено ранее, о чем вынесено постановление № 18810042180008908712 об административном правонарушении от 29.04.2021. Однако, в тоже время ходатайство об ознакомлении с материалами дела и предоставлении доказательств состава административного правонарушения, совершенного ФИО2, инспектором ДПС было удовлетворено частично, посредством зачитывания протокола об административном правонарушении от 29.04.2021, но без предоставления доказательств состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КРФоАП. А именно сроков наступления ответственности в нарушении п. 1 Основных положений ПДД по допуску ТС к участию в дорожном движении, согласно которым механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют любые действия, связанные с управлением незарегистрированным транспортным средством в период, когда такие действия запрещены. Управление подобным транспортным средством в течение 10 дней после его приобретения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КРФоАП, не образует.
В протоколе 42 АР № 405052 об административном правонарушении от 29.04.2021 не содержится информации, позволяющей установить режим владения автомобилем HONDA ELYSION 3.0 гос. знак 36 ZF 353, сроки его приобретения, кем и когда поставлено на регистрационный учет и безусловный вывод о неисполнении ФИО2 возложенной на него законом обязанности и наличием объективной стороны вменяемого ему состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КРФоАП, что является основанием для освобождения ФИО2 от административной ответственности за совершение вменяемого ему административного правонарушения.
Таким образом, должностным лицом, возбудившим дело об административном правонарушении, не были осуществлены процессуальные действия, которые имели важное значение как доказательная база, по делу об административном правонарушении. При условии важности и значимости для рассмотрения дела, инспектором ДПС был составлен протокол об административном правонарушении, дело об административном правонарушении было рассмотрено незамедлительно, с нарушением процессуальных прав лица привлекаемого к административной ответственности, без всестороннего полного рассмотрения и изучения доказательств и материалов дела в их совокупности, с грубыми нарушениями норм Закона, при чем самим же инспектором ДПС, который прямо заинтересован в разрешении дела.
Поскольку орган, рассматривающий дело об административном правонарушении и лицо составившее протокол по делу об административном правонарушении, является одно и тоже должностное лицо, естественно, что он не может усмотреть нарушений составления протокола об административном правонарушении и возвратить самому себе материалы дела в соответствии с ч. 4 ст. 29.4 КРФоАП, что подтверждает его личную прямую заинтересованность и является обстоятельством, исключающим возможность рассмотрения дела об административном правонарушении данным должностным лицом.
Порядок регистрации транспортных средств в РФ установлен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 (ред. от 26.04.2020) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
По смыслу нормы пункта 2(1) постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938, регистрация транспортных средств, зарегистрированных надлежащим образом на территории государств - членов Евразийского экономического союза (на автомобиле сняты государственные регистрационные знаки, считываемые камерами, имеется свидетельство о регистрации и полис автострахования), в органах МВД РФ не требуется.
Согласно п 3. Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ», государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории РФ, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.
Единую таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) составляют территории Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Киргизской Республики. Пределы таможенной территории ЕАЭС являются таможенной границей ЕАЭС.
Под транспортными средствами ЕАЭС понимаются транспортные средства, в том числе ввезенные на таможенную территорию и приобретшие такой статус в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза либо до его вступления в силу, и (или) международными договорами государств - членов ЕАЭС.
Если транспортное средство было помещено на территории Республики Армения под таможенную процедуру выпуска в свободное обращение либо выпущено в свободное обращение в качестве товара для личного пользования до даты подписания Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (то есть до 10.10.2014) такой автомобиль является товаром ЕАЭС.
В соответствии с пунктами 13, 31 Условий и переходных положений о применении Республикой Армения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Условия и переходные положения), в случае помещения легкового автомобиля, ввезенного из третьих стран, на территорию Республики Армения под таможенный режим ввоза для свободного обращения, таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпуска в свободное обращение в качестве товара для личного пользования после даты подписания Договора о присоединении (после 10.10.2014), такой автомобиль признается в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации иностранным товаром:
- до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов подлежащих уплате по установленным Решением № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования»;
- до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств (до 01.01.2023).
Пунктом 35 Условий и переходных положений предусмотрена возможность временного ввоза легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Республики Армения и сохранивших статус иностранных товаров, с территории Республики Армения на территории других государств - членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов ЕАЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.
Решающим является не наличие у физического лица гражданства одного из государств – членов ЕАЭС, а его постоянное место жительства.
При этом, в соответствии с пп. 5 п.1 ст. 260 Таможенного кодекса ЕАЭС, транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государствах - членах ЕАЭС, при перемещении через таможенную границу ЕАЭС любым способом не подлежат таможенному декларированию.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 264 ТК ЕАЭС, допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС: иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, без уплаты таможенных налогов на срок не более 1 года; физическими лицами государств - членов ЕАЭС транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более 1 года при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 271 ТК ЕАЭС.
Данное транспортное средство - это зарегистрированное на территории Республики Армения гражданином РФ, в установленном законом порядке приобретшим право собственности на такой автомобиль, и который выпущен в свободное обращение в установленном законом порядке на территорию Российской Федерации и признаваемый, в связи с этим в соответствии с ТК ЕВРАЗЭС в качестве товара Союза.
Номенклатурные позиции в отношении таких транспортных средств классифицируются в товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 8703, согласно решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 74 «Об отдельных вопросах, связанных с транспортными средствами для личного пользования», которое относит их к товарам для личного пользования».
Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования регулируется нормами Таможенного Кодекса в главе 37 ТК ЕВРАЗЭС, положениями Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», положениями Договора и, согласно разъяснения Пленума №49, в части не противоречащей указанным документам, международным договором о присоединении Республики Армения к Таможенному Союзу от 29.05.2014.
Другими нормативно-правовыми актами процедура «выпуска в свободное обращение не регулируется», следовательно, к этой части правового поля не могут быть применены положения Таможенного Кодекса об условном выпуске товаров, так как подобное регулирование относится другой таможенной процедуре - выпуска для внутреннего обращения и главой 37 ТК ЕВРАЗЭС не предусмотрено.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 260 ТК ЕВРАЗЭС, транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государствах - членах Союза, декларированию не подлежат.
Транспортное средство HONDA ELYS1QN 3.0, № зарегистрировано в установленном законом порядке в стране Армения (участник соглашения ЕАЭС), о чем свидетельствует выданное свидетельство о регистрации № от 18.03.2021.
Просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил постановление инспектора ГИБДД отменить, пояснил, что он является гражданином РФ, имеет регистрацию на территории Республики Армения.
Выслушав ФИО2, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.30.1 КРФоАП, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КРФоАП, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КРФоАП, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 24.1 КРФоАП, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.
В соответствии с ч.1 ст.1.8 КРФоАП, лицо, совершившее административное правонарушение на территории РФ, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.
Постановлением инспектора ДПС ОСБ ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области № 18810042180008908712 от 29.04.2021 ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.1 КРФоАП, а именно в том, что 29.04.2021 в 18 час. 00 мин. ФИО2 управлял транспортным средством HONDA ELYSION 3.0, №, на 1 км. автодороги Кемерово-Новокузнецк Кемеровского муниципального округа Кемеровской области, не зарегистрированным в установленном порядке.
Обстоятельства, установленные инспектором ДПС, подтверждаются исследованными в судебном заседании, протоколом об административном правонарушении 42 АР №405052 от 29.04.2021.
Частью 1 статьи 12.1 КРФоАП предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа.
В силу пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации), механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами (пункт 3 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764).
Согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам).
Ссылки в жалобе на положения постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938, в том числе пункта 2(1), являются несостоятельными, так как в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 N 1507, указанные нормы утратили силу с 1 января 2021 года.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
Согласно Информации МВД России от 20.07.2020 «Госавтоинспекция разъясняет вопросы допуска к участию в дорожном движении транспортных средств, зарегистрированных в странах ЕАЭС», гражданин России, управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одной из стран-участниц ЕАЭС, не может считаться участником международного дорожного движения, если он не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован данный транспорт.
В соответствии со статьей 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 08.11.1968), транспортное средство считается находящимся в "международном движении" по территории какого-либо государства, если оно: принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное местожительство вне этого государства; не зарегистрировано в этом государстве; временно ввезено в него.
Таким образом, если транспортное средство зарегистрировано в другом государстве-члене ЕАЭС за гражданином России, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, требуется его регистрация в подразделениях Госавтоинспекции в 10-дневный срок. Такие требования не распространяются только на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее года. При этом гражданин России, управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одной из стран-участниц Евразийского экономического союза, не может считаться участником международного дорожного движения, если он не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован данный транспорт.
Согласно свидетельства № о государственной регистрации права собственности на транспортное средство от 18.03.2021, регистрация транспортного средства HONDA ELYSION 3.0, в Республике Армения произведена на основании регистрации по месту жительства ФИО2 в указанной стране, согласно паспорта № выданного 08.11.2017, что влечет признание за ФИО2 статуса участника международного дорожного движения.
Частью 2 статьи 2.6.1 КРФ об АП, предусмотрено, что собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 КРФ об АП, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
В соответствии с п. 3 ст.30.7 КРФ об АП, при рассмотрении апелляционной жалобы (протеста), суд принимает решение об отмене постановления и прекращении производства пол делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9. 24.5 К РФ об АП, а также при недоказанности обстоятельств, на которых было вынесено постановление.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 К РФ об АП, производство по делу об АП не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии… отсутствия состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление инспектора ДПС ОСБ ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области № 18810042180008908712 от 29.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.12.1 КРФ об АП, в отношении ФИО1, подлежит отмене, а производство по данному делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 К РФ об АП в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КРФ об АП, судья
решил:
Постановление инспектора ДПС ОСБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области № 18810042180008908712 от 29.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 КРФ об АП, в отношении ФИО1, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 К РФ об АП, в отношении ФИО1, прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На решение по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба в Кемеровский областной суд в течение десяти суток.
Судья