ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 420040-01-2023-001363-33 от 13.10.2023 Кемеровского районного суда (Кемеровская область)

Дело (УИД) №42RS0040-01-2023-001363-33

Номер производства по делу (материалу) №2А-1261/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кемерово «13» октября 2023 года

Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Анучкиной К.А.,

с участием помощника судьи Поддубной А.В.,

при секретаре Воропай Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по административному иску Кемеровской таможни к Ефремову Роману Сергеевичу о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Кемеровская таможня обратилась в Кемеровский районный суд Кемеровской области с административным исковым заявлением к Ефремову Р.С. о взыскании таможенных платежей. Требования мотивирует тем, что на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Кемеровской таможней в отношении Ефремова Романа Сергеевича проведена камеральная таможенная проверка на предмет соблюдения условий ввоза траноспортных средств для личного пользования, а также исчисления, полноты и временности уплаты утилизационного сбора. В ходе проведения проверки установлен факт приобретения Ефремовым Р.С. на территории Республики Беларусь и ввоза в Российскую едерацию транспортного средства с целью последующей продажи, что спочает применение коэффициентов, предусмотренных для расчета пизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых шческими лицами для личного пользования. По результатам проверки Кемеровской таможней составлен акт камеральной таможенной проверки от 13.10.2022 №10608000/210/131022/А000107. Сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате Ефремовым Р.С., составляет 173 200 рублей. В ходе проверки установлено, что 16 октября 2021 года Ефремов Роман Сергеевич ввез на территорию РФ из Республики Беларусь автомобиль CHEVROLET EQUINOX, 2019 года выпуска, с уплатой утилизационного сбора в размере, предусмотренном для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования. Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Плательщиками утилизационного сбора в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ признаются в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в РФ. Пунктом 4 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ установлено, что порядок взимания утилизационного сбора, а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет РФ устанавливаются Правительством РФ. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и, зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, а также Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора. Согласно пункту 3 Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, а именно лица, осуществившие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, осуществляет Федеральная Таможенная служба. Согласно пункту 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в районе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, а также копии документов об уплате утилизационного сбора. На основании представленных в соответствии с пунктом 11 таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора. Учитывая вышеизложенное, таможенный орган обязан осуществлять проверку обоснованности применения коэффициентов при расчете суммы утилизационного сбора. В ходе проведенной Кемеровской таможней в 2021 году проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств в отношении Ефремова Р.С. был установлен факт приобретения Ефремовым Р.С. на территории Республики Беларусь и ввоза в РФ 5 транспортных средств с целью последующей продажи (акт проверки 19.10.2021 № 10608000/210/191021/А000064). Так, Кемеровской таможней установлено, что Ефремов Р.С. в течение 2021 пять раз обращался на Кузбасский таможенный пост с заявлениями об уплате утилизационного сбора на следующие транспортные средства, приобретенные им в целях личного использования: 25.01.2021 – автомобиль FORD ESCAPE 2017 года выпуска, , ввезенного из Республики Беларусь, дата ввоза в РФ, исходя из заявления об уплате утилизационного сбора 17.01.2021 года; 16.02.2021 автомобиль FORD ESCAPE 2017 года выпуска, , ввезенного из Республики Беларусь, дата ввоза в РФ, исходя из заявления об уплате утилизационного сбора 09.02.2021 года; 12.03.2021 - автомобиль TOYOTA AURIS 2015 года выпуска, , ввезенного из республики Беларусь, дата ввоза в РФ, исходя из заявления об уплате утилизационного сбора - 07.03.2021; 30.04.2021 - автомобиль VOLKSWAGEN JETA 2018 года выпуска, , ввезенного из Республики Беларусь, дата ввоза в РФ, исходя из заявления об уплате утилизационного сбора – 25.04.2021; 02.07.2021 - автомобиль FORD ESCAPE 2019 года выпуска, , дата ввоза в Российскую Федерацию, исходя из заявления об уплате утилизационного сбора - 30.06.2021. Цель ввоза транспортных средств, указанная Ефремовым Р.С. в заявлениях об уплате утилизационного сбора, - для личного пользования. При мониторинге сайта Drom.ru было обнаружено, что все вышеперечисленные транспортные средства предложены Ефремовым Р.С. целью продажи: 1) 17.02.2021 было размещено объявление о продаже автомобиля FORD ESCAPE 2017 года выпуска, ; 23.03.2021 было обнаружено, что автомобиль FORD ESCAPE 2017 года, был продан по объявлению, размещенному 29.01.2021 года; 2) 17.03.2021 размещено объявление о продаже автомобиля TOYOTA AURIS 2015 года выпуска. 23.03.2021 г. на сайте Drom.ru размещена информация о том, что данный автомобиль продан; 3) 29.04.2021 автомобиль VOLKSWAGEN JETA 2018 года выпуска, размещен на сайте с целью продажи; 4) 02.07.2021 автомобиль FORD ESCAPE 2019 года выпуска, размещен на сайте с целью продажи. Проведенный анализ регистрационных действий, подтвержденный информацией ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области, показал, что все транспортные средства, ввезенные Ефремовым Р.С., реализованы третьим лицам, этом все транспортные средства на себя как на собственника Ефремовым Р.С. учет поставлены не были. Автомобиль VOLKSWAGEN JETA 2018 года, по данным ГИБДД ГУ МВД России по КО был продан ФИО1, супруге Ефремова Р.С.. Таким образом, установлено, что Ефремов Р.С. приобрел на территории республики Беларусь и ввез на территорию Российской Федерации транспортные средства не для личного пользования или пользования членами его семьи, а для последующей перепродажи. Сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате Ефремовым Р.С. по результатам проверки, проведенной Кемеровской таможней в 2021 году, составила 1 100 800 рублей. В связи с неуплатой Ефремовым Р.С. задолженности в добровольном порядке Кемеровская таможня обратилась в Кемеровский районный суд Кемеровской области с административным исковым заявлением (после отмены судебного приказа) о взыскании с Ефремова Р.С. утилизационного сбора в размере 1 100 800 руб., пени за неуплату утилизационного сбора в размере 180 176,26 рублей. Решением Кемеровского районного суда от 15.12.2022 по делу №2а-1444/2022 заявленные требования удовлетворены. Апелляционным определением Кемеровского областного суда от 24.05.2023 года решение Кемеровского районного суда от 15.12.2022 по делу № 2а-1444/2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ефремова Р.С. - без удовлетворения. Как установлено в ходе проверки, проведенной Кемеровской таможней в 2022 году, при подаче заявления на уплату утилизационного сбора в отношении автомобиля CHEVROLET EQUINOX, 2019 года выпуска, в качестве цели ввоза Ефремовым Р.С. указана информация о ввозе транспортного средства для личного использования. Расчет суммы утилизационного сбора за ввезенный автомобиль произведен Ефремовым Р.С. с применением коэффициента, установленного в отношении транспортных средств для личного пользования. Ввоз транспортного средства на территорию Российской Федерации физическим лицом не свидетельствует о его бесспорном ввозе для личного использования, так как транспортное средство может быть предназначено для иных целей. В этой связи заявителю необходимо обосновать применение коэффициента расчеты суммы утилизационного сбора, установленного для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования. Действующим законодательством не установлено ограничений по количеству транспортных средств, которое физическое лицо может ввозить на территорию Российской Федерации для личного пользования. Учитывая это, разделение предназначения транспортного средства производится исходя из обстоятельств его ввоза в РФ, заявления лица, ввозящего транспортное средства на территорию Российской Федерации, и иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении сведения. В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом. Согласно пункту 4 статьи 256 ТК ЕАЭС отнесение товаров к товарам для личного пользования осуществляется исходя из: 1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; 2) характера и количества товаров; 3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес. Согласно разъяснениям пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров личного пользования. Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и услуг. Таким образом, ввозимые физическим лицом транспортные средства для личного пользования не должны быть предназначены для производственной или коммерческой деятельности и могут ввозиться исключительно для пользования или потребления лицом, их перемещающим, и членами его семьи, под которыми понимаются лица, проживающие совместно с лицом, перемещающим товары, в том числе транспортные средства, и ведущие с ним хозяйство. К указанным лицам в зависимости от конкретных обстоятельств относиться супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные, дедушка, бабушка, внуки. Согласно информации предоставленной ГУ МВД России по Кемеровской области автомобиль марки CHEVROLET EQUINOX, 2019 года выпуска, поставлен на учет 03.11.2021 в <адрес> на физическое лицо ФИО2. В ходе проведения камеральной таможенной проверки в адрес Ефремова Р.С. направлено уведомление о проведении камеральной таможенной проверки (письмо Кемеровской таможни от 03.08.2022 №15-01-16/09911) и требование о представлении документов и (или) сведений при проведении камеральной таможенной проверки (письмо Кемеровской таможни от 04.08.2022 № 15-01- 970). Документы по требованию Кемеровской таможни Ефремовым Р.С. представлены не были. С учетом результатов ранее проведенной в 2021 году проверки документов и сведений (акт проверки от 19.10.2021 ), Ефремовым Р.С. в период с января 2021 по октябрь 2021 года включительно с территории Республики Беларусь в Российскую Федерацию ввезено 6 автомобилей, из них поставлен на учет и не реализован только 1 автомобиль VOLKSWAGEN JETA, 2018 года выпуска. Таким образом, из совокупности собранной в ходе проведения камеральной таможенной проверки информации о составе семьи, частоте перемещения автомобилей и их последующей реализации следует, что Ефремов Р.С. приобрел на территории Республики Беларусь и ввез на территорию Российской Федерации транспортное средство марки CHEVROLET EQUINOX, 2019 года выпуска, , не для личного пользования либо пользования членами его семьи, а для последующей перепродажи. С учетом проведенной ранее проверки документов и сведений (от 19.10.2021 ), а также сведений, собранных в ходе камеральной таможенной проверки, проведенной в 2022 году, автотранспортное средство CHEVROLET EQUINOX, 2019 года выпуска, , не может рассматриваться как транспортное средство, ввезеннное для личного пользования. Разделом I Перечня предусмотрен порядок расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории Ml, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории. Согласно примечанию 3 к Перечню, размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Коэффициент расчета размера утилизационного сбора для транспортных средств, ввезенных для личного пользования, с даты выпуска которых прошло не менее 3 лет, установлен пунктом 3 раздела I Перечня и равен 0.17. В случае ввоза транспортного средства не для личного пользования, с даты выпуска которых прошло до 3 лет, Перечнем установлен коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в зависимости от объема двигателя и составляет от 2.41 до 22.25. В соответствии с примечанием 5 к Перечню, базовая ставка для расчета ммы утилизационного сбора равна 20 000 рублей. В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что оснований для применения коэффициента расчета суммы утилизационного сбора в размере 0.17, установленного пунктом 3 раздела I Перечня для транспортных средств, ввезенных для личного пользования, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет, в отношении автомобиля CHEVROLET EQUINOX, 2019 года выпуска, не имеется. Для расчета суммы утилизационного сбора ходимо применять коэффициент 8.92. Исходя из выписки из государственного реестра транспортных средств, содержащей расширенный перечень информации о транспортном средстве, предоставленной ГУ МВД России по Кемеровской области объем двигателя автомобиля CHEVROLET EQUINOX, 2019 года выпуска, , составляет 1490 см./куб. Сумма утилизационного сбора, подлежащая доплате, составляет 173 200 рублей. В соответствии с пунктом 15(1) Правил в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в РФ после уплаты утилизационного сбора и (или) прогставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке. В соответствии с положениями постановления Правительства №1291 Кемеровская таможня уведомила Ефремова Р.С. о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении указанных транспортных средств заказным письмом от 18.10.2022 № 15-02-16/13332. Согласно абзацу 4 пункта 11(2) Правил непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 н 14 Правил взимания утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора. На основании абзаца 4 пункта 11(2) Правил пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил взимания утилизационного сбора, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования шентрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора. Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора. Руководствуясь изложенным, Кемеровской таможней произведено начисление пени за неуплату утилизационного сбора в отношении ввезенных на территорию Российской Федерации транспортных средств по состоянию на 21.07.2023 в размере 33 831,73 руб. Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделеленные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пунктом 3 статьи 22 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по адресу организации, если иное не установлено КАС РФ. При этом с учетом содержания статей 286 и 287 КАС РФ до обращения с административным исковым заявлением в районный суд необходимо соблюсти предусмотренный главой 11.1 КАС РФ порядок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа. 28.12.2022 года Кемеровская таможня обратилась к мировому судье судебного участка №1 Кемеровского судебного района Кемеровской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании в доход федерального бюджета с Ефремова Р.С. утилизационного сбора, пени за неуплату утилизационного сбора в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь транспортного средства. 16.01.2023 мировым судьей судебного участка №1 Кемеровского судебного района Кемеровской области выдан судебный приказ по делу № 2-116-1/23, который в последующем определением мирового судьи судебного участка №1 Кемеровского судебного района Кемеровской области от 21.06.2023 был отменен. На дату подачи административного искового заявления информация об оплате утилизационного сбора Ефремовым Р.С. в Кемеровскую таможню не поступала, действия, направленные на уплату утилизационного сбора, им не осуществлялись. Согласно статье 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета и в соответствии с положениями Федерального закона №89-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291 является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве колесных транспортных средств и пошлины. Просит взыскать с Ефремова Романа Сергеевича ) в доход федерального бюджета утилизационный сбор в размере 173 200 руб., а также пени за неуплату утилизационного сбора в размере 33 831,73 руб. в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь автомобиля CHEVROLET EQUINOX, 2019 года выпуска, , а всего в общей сумме 207 031,73 рублей.

Представитель Кемеровской таможни Шахлевич Н.И., действующая на основании доверенности от 09.01.2023 года, в судебном заседании поддержала заявленные требования, настаивала на удовлетворении.

Представитель административного ответчика Ефремова Р.С. – Куртукова А.А., действующая на основании доверенности от 20.06.2023 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы изложенные в возражениях на иск. Суду пояснила, что истцом не доказан факт ввоза автомобиля с целью перепродажи.

Административный ответчик Ефремов Р.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом - судебное извещение возвратилось за истечением срока хранения.

Поскольку явка административного ответчика не была признана судом обязательной, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.

Согласно письменных возражений ответчика (л.д.69-72) следует, что истец не согласен с заявленными требованиями в полном объёме. Административным истцом не доказан факт намеренной перепродажи ввезенных на территорию РФ автомобилей и использования не для личных целей. Административный истец указывает, что транспортное средство Шевроле EQUINOX 2019 года выпуска приобреталось не для личного пользования, а для последующей перепродажи, что исключает применение коэффициентов, предусмотренных для расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых для личного пользования. Таможенным законодательством вплоть до 01.08.2023 года не установлено, какое количество ввезенных товаров может рассматриваться таможенным органом в качестве ввоза для личного пользования. В соответствии с п.38 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N49 «О некоторых вопросах, возникающих а судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса). Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса. Факт приобретения автомобилей с целью последующей перепродажи Таможенный орган подтверждал путем мониторинга сайга Drom.ni и запросов в ГИБДД о постановке на учет транспортного средства. В свою очередь не является доказательством приобретения автомобилей не для личного пользования информация ГИБДД о том, что автомобиль был продан спустя 2 месяца после ввоза. При этом, вышеуказанный спорный автомобиль Шевроле EQUINOX 2019 года выпуска был куплен взамен автомобиля TOYOTA AURIS 2015 года выпуска, который также был приобретен ранее, приобретались транспортные средства на денежные средства отца Ефремова Р.С. и для него лично, однако ввиду несоответствия технических характеристик и не соответствия габаритов автомобиля гаражу, данный автомобиль был выставлен на продажу. Необходимо отметить, что согласно действующего законодательства к членам семьи относятся супруги, а также дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане также могут быть признаны членами семьи собственника. Таким образом, транспортное средство приобреталось именно для личного использования членами семьи Ефремова Р.С., а именно отцом. Приобретенные и перемещенные через таможенную границу транспортные средства использовались в личных целях и относятся к товарам личного использования в том смысле, в котором это понятие применяется в таможенном законодательстве, Ефремовым Р.С. были реализованы в отношении имущества полномочия собственника транспортных средств по договорам купли – продажи, запрета на отчуждение транспортного средства в какой-либо конкретный промежуток времени законодательство не содержит. Факт приобретения автомобиля не для личных целей, а с целью дальнейшей перепродажи административным истцом не доказан, предоставленные доказательства в виде объявлений о продаже являются косвенными, договоры купли продажи транспортных средств заключались по истечении значительного периода использования транспортных средств, соответственно, требования кемеровской таможни незаконны и не обоснованы. В части постановки на учет транспортных средств отмечает, что данное утверждение административного истца, предоставленное в качестве доказательства факта, подтверждающего приобретение автомобилей для перепродажи, также является косвенным. Сам по себе факт отсутствия регистрации не доказывает отсутствие намерений Ефремова Р.С. использовать транспортные средства не для личных целей. Транспортные средства находились в собственности Ефремова Р.С. на основании заключенных договоров купли-продажи, со всеми вытекающими правомочиями владения, пользования и распоряжения данными объектами движимого имущества. Момент возникновения права собственности у покупателя автомобиля по договору определяется п.1 ст.223 ГК РФ: право собственности возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Регистрация же транспортного средства, предусмотренная п.3 ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", является регистрацией самого транспортного средства, а не вещных прав на него и носит исключительно информационный (учетный) характер. Таким образом, факт регистрации транспортного средства в органах ГИБДД НС не означает возникновения права собственности на автомобиль, а является лишь основанием для допуска к участию в дорожном движении на территории РФ, Законодательно установленное требование о государственной регистрации автомобиля носит учетный, а не правоустанавливающий характер. Необходимо также отметить, что ответчик не был надлежащим образом извещен о начатой в отношении него проверки, а также отсутствуют в материалах дела доказательства о направлении в установленном законом порядке в адрес ответчика запросов и уведомлений. Материалы административного дела не содержат информацию, из которой следует, что 64.08.2022 года Кемеровской таможней был направлен в адрес Ефремова Р.С. запрос о предоставлении документов и сведений, согласно которому проверяемому лицу в течение 10 дней с даты получения запроса требовалось предоставить в Кемеровскую таможню заверенные копии документов в отношении ввезенных транспортных средств, равно как и отсутствует сам запрос, который должен был быть оформлен по форме, также, как и доказательства его вручения проверяемому лицу. Таким образом, Ефремов Р.С. по независящим от него причинам не обладал возможностью исполнить требование таможенного органа в установленный срок и предоставить запрашиваемые документы и сведения. Более того, Ефремов Р.С. не уведомлен о начатой в отношении него таможенной проверки. Просит отказать в удовлетворении требований административного истца в полном объёме.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 14.07.2022) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечении таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального Закона №89-ФЗ, за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Плательщиками утилизационного сбора в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ признаются, в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в РФ.

Порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора, в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора установлены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291.

Таким образом, утилизационной сбор является особым видом обязательного платежа, введенным в Российской Федерации в целях обеспечения экологической безопасности, взимание которого является дополнительной функцией таможенных органов, возложенной указанными Правилами.

Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (пункт 5 Правил взимания утилизационного сбора).

Названными Правилами коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств определен в зависимости от объема двигателя и даты выпуска транспортного средства (новое или с даты выпуска которого прошло более трех лет), за исключением транспортных средств данной категории, ввозимых физическими лицами для личного пользования, для которых коэффициент установлен вне зависимости от объема двигателя, и для которых имеет значение только дата выпуска (0,17 – для новых и 0,26 – с даты выпуска которых прошло более трех лет).

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством.

Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.

Установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования.

В соответствии с п.11 Правил взимания для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), в том числе, расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.

Таможенные органы в соответствии с п.13 Правил взимания осуществляют проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.

Согласно ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от 15.12.2022 года с Ефремова Романа Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ в пользу Кемеровской таможни взыскан утилизационный сбор в размере 1 100 800 рублей за ввезенные на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь транспортные средства: FORD ESCAPE 2017 года выпуска, , в сумме 308 600 рублей; FORD ESCAPE 2017 года выпуска, , в сумме 308 600 рублей; TOYOTA AURIS 2015 года выпуска, , в сумме 308 600 рублей; FORD ESCAPE 2019 года выпуска, в сумме 175 000 рублей, а также пени за неуплату утилизационного сбора в размере 180 176 рублей 26 копеек, а всего: 1 280 976 рублей 26 копеек. Решение вступило в законную силу 24.05.2023 года.

Решением суда от 15.12.2022 года установлено, что в течение 2021 года Ефремовым Р.С. было ввезено на территорию РФ из Республики Беларусь 5 транспортных средств: FORD ESCAPE 2017 года выпуска, (25.01.2021 года), FORD ESCAPE 2017 года выпуска, (16.02.2021 года), TOYOTA AURIS 2015 года выпуска, (12.03.2021 года), FORD ESCAPE 2019 года выпуска, (02.07.2021 года); VOLKSWAGEN JETA 2018 года выпуска (30.04.2021 года).

Кроме того, согласно заявления Ефремова Р.С. об уплате утилизационного сбора от 28.10.2021 года (л.д.24) 11.09.2021 года им был ввезен на территорию РФ из Республики Беларусь автомобиль CHEVROLET EQUINOX, 2019 года выпуска, .

Как установлено решением суда от 15.12.2022 года, Ефремовым Р.С. в пяти заявлениях об уплате утилизационного сбора, поданных на Кузбасский таможенный пост, было указанно на ввоз вышеуказанных транспортных средств для целей личного использования.

В заявлении Ефремова Р.С. об уплате утилизационного сбора от 28.10.2021 года (л.д.24) цель ввоза автомобиля CHEVROLET EQUINOX, 2019 года выпуска указана – для личного использования.

Согласно расчета Ефремова Р.С. (л.д.27) сумма утилизационного сбора автомобиля CHEVROLET EQUINOX, 2019 года выпуска составила 3 400 рублей.

На основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Кемеровской таможней в отношении Ефремова Романа Сергеевича проведена камеральная таможенная проверка на предмет соблюдения условий ввоза транспортных средств для личного пользования, а также исчисления, полноты и временности уплаты утилизационного сбора.

03.08.2022 года Кемеровской таможней направлено Ефремову Р.С. уведомление о проведении камеральной проверки (л.д.83-89).

В рамках проведения проверки 04.08.2022 года Ефремову Р.С. было направлено требование о предоставлении документов и сведений (л.д.77-81).

В ходе проведения проверки получены следующие сведения:

Согласно информации предоставленной ГУ МВД России по Кемеровской области (л.д.19-21) автомобиль марки CHEVROLET EQUINOX, 2019 года выпуска, поставлен на учет 03.11.2021 в <адрес> на физическое лицо ФИО2.

Согласно сведений ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области от 17.08.2022 года (л.д.29-31), транспортные средства, ввезенные Ефремовым Р.С., реализованы третьим лицам, на себя как на собственника Ефремовым Р.С. учет поставлены не были.

Как установлено актом камеральной проверки от 13.10.2022 года (л.д.32-41) Кемеровской таможней при мониторинге сайта Drom.ru было обнаружено, что все транспортные средства, ввезенные Ефремовым Р.С., предложены им с целью продажи: 1) 17.02.2021 было размещено объявление о продаже автомобиля FORD ESCAPE 2017 года выпуска, ; 23.03.2021 было обнаружено, что автомобиль FORD ESCAPE 2017 года, был продан по объявлению, размещенному 29.01.2021 года; 2) 17.03.2021 размещено объявление о продаже автомобиля TOYOTA AURIS 2015 года выпуска. 23.03.2021 г. на сайте Drom.ru размещена информация о том, что данный автомобиль продан; 3) 29.04.2021 автомобиль VOLKSWAGEN JETA 2018 года выпуска, размещен на сайте с целью продажи; 4) 02.07.2021 автомобиль FORD ESCAPE 2019 года выпуска, размещен на сайте с целью продажи.

Автомобиль VOLKSWAGEN JETA 2018 года, по данным ГИБДД ГУ МВД России по КО был продан ФИО1, супруге Ефремова Р.С..

Данный автомобиль административным истцом отнесен к транспортным средствам для личного пользования.

Копия акта проверки направлена Ефремову Р.С. 14.10.2022 года (л.д.73-76).

Доводы представителя ответчика о том, что Ефремов Р.С. не извещался о проведении проверки, ему не направлялось требование о предоставлении документов, а также не направлялся акт проверки суд находит не состоятельными.

Решением суда от 15.12.2022 года установлено, что Ефремов РС. приобрел на территории республики Беларусь и ввез на территорию Российской Федерации транспортные средства: FORD ESCAPE 2017 года выпуска, , FORD ESCAPE 2017 года выпуска, TOYOTA AURIS 2015 года выпуска, , FORD ESCAPE 2019 года выпуска, не для личного пользования или пользования членами его семьи, а для последующей перепродажи.

В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Согласно пункту 4 статьи 256 ТК ЕАЭС отнесение товаров к товарам для личного пользования осуществляется исходя из: 1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; 2) характера и количества товаров; 3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.

Согласно разъяснениям, изложенных в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» установление факта последующей продажи товаров лицом, переместившим его через таможенную границу, само по себе не свидетельствует об использовании такого товара не в личных целях. Вместе с тем систематическая (более двух раз) продажа лицом товара, ввезенного для личного пользования, может являться основанием для отказа в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов либо для отказа в применении порядка уплаты таможенных пошлин, налогов по правилам, установленным в отношении товаров для личного пользования.

Оценивая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что факт ввоза транспортного средства CHEVROLET EQUINOX, 2019 года выпуска, не в личных целях, а в целях последующей перепродажи подтверждается материалами дела.

Учитывая факт отсутствия регистрации автомобиля за административным ответчиком Ефремовым Р.С., что не позволяло ему использовать автомобиль в личных целях для движения по дорогам общего пользования в законном порядке, а также периодичность ввоза, количество транспортных средств, установленных решением суда от 15.12.2022 года в 2021 году, суд считает доказанным факт ввоза транспортного средства CHEVROLET EQUINOX, 2019 года выпуска, не в целях личного использования Ефремовым Р.С. либо членами его семьи.

Таким образом, факт неполной уплаты Ефремовым Р.С. утилизационного сбора установлен таможенным органом.

Расчет задолженности по уплате утилизационного сбора за ввоз транспортного средства CHEVROLET EQUINOX, 2019 года выпуска, является следующим: 20 000 рублей х 8,92 =178 400 – 3400 =175 000 рублей.

Расчет произведен с учетом вида и категории транспортных средств, даты их выпуска, объема двигателя, коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора в зависимости от объема двигателя, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291, при этом из величины сбора вычтены уже уплаченные Ефремовым Р.С. суммы утилизационного сбора в размере 3400 рублей.

Таким образом, Кемеровской таможней расчет произведен неверно.

Согласно ч.1 ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Федеральный законодатель в части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяя круг вопросов, разрешаемых при принятии решения суда, отразил предписание о принятии решения исключительно по заявленным административным истцом требованиям, предоставляя право выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных названным кодексом (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2019 N 49-АПА19-29).

Однако, оснований по которым суд может выйти за пределы требований административного истца, заявленных в рамках настоящего дела, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено.

В связи с указанным, суд полагает необходимым взыскать с Ефремова Р.С. недоплату суммы утилизационного сбора в размере 173 200 рублей.

Административным истцом также заявлены требования о взыскании с Ефремова Р.С. пени за неуплату утилизационного сбора в размере 33 831,73 рубль.

Разрешая заявленные требования административного истца в указанной части, суд исходит из следующего.

Согласно абзацу 4 пункта 11(2) Правил непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил взимания утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

На основании абзаца 4 пункта 11(2) Правил, пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил взимания утилизационного сбора, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора. Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.

Согласно статье 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета и в соответствии с положениями Федерального закона №89-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291 является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве колесных транспортных средств и пошлины.

Учитывая вышеизложенное, Кемеровской таможней произведено начисление пени за неуплату утилизационного сбора в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации транспортного средства по состоянию на 21.07.2023 в размере 33 831,73 рублей арифметически неверно, поскольку за основу взята сумма недоплаты в размере 173200 рублей, вместо правильной 175 000 рублей (л.д.44).

С учетом суммы недоплаты в размере 175 000 рублей неустойка за период с 01.11.2021 года по 21.07.2023 года составит 34 183,32 рубля.

Однако, суд не вправе выйти за рамки заявленных требований, в связи с чем полагает необходимым взыскать с Ефремова Р.С. пени на недоплату суммы утилизационного сбора за период с 01.11.2021 года по 21.07.2023 года в размере 33 831,73 рублей.

Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени.

Уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются (части 8 и 9 статьи 72 Федерального закона от 3 августа 2018 года N289-ФЗ).

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

Такой мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, введен постановлением Правительства РФ от 28 марта 2022 года, вступившим в силу со дня его официального опубликования 1 апреля 2022 года, и действовавшим в течение шести месяцев (по 1 октября 2022 года включительно).

На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона (не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей) (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1 (абзац 10 пункта 1 статьи 63) Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пунктах 2 и 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N44 "О некоторых вопросах применения положений ст. 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет. В период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).

В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве (Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 09.08.2023 N88а-5726/2023 по делу N2а-8218/2022, Определение ВС РФ от 27.04.2023 года №303-ЭС23-4855).

Таким образом, подлежит исключению пени за период с 01.04.2022 года по 01.10.2022 года.

Следовательно, сумма неустойки за период с 01.11.2021 года по 21.07.2023 года на сумму недоплаты в размере 175 000 рублей за вычетом периода моратория составит 22 292 рубля 03 копейки.

В соответствии с пунктом 15(1) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291, в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

В соответствии с положениями постановления Правительства №1291 Кемеровская таможня направила Ефремову Р.С. уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора в сумме 173 200 рублей заказным письмом от 18.10.2022 № 15-02-16/13332 (л.д.13-18).

Данное письмо не было получено административным ответчиком, по истечении срока хранения оно возвращено в почтовое отделение отправителя 21.11.2022 года.

Таким образом, право на взыскание в судебном порядке доначисленной суммы утилизационного сбора в сумме 173 200 рублей у Кемеровской таможни возникло по истечении 20 календарных дней с даты получения (возврата) требований об уплате утилизационного сбора, то есть с 11.12.2022.

Учитывая, что утилизационный сбор по своей природе является одним из видов обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет, его взыскание в судебном порядке должно осуществляться по правилам главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, которая приобретает тем самым универсальный характер.

В соответствии со статьей 34 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как усматривается из материалов дела, в течение шести месяцев по истечении указанного выше 20-дневного срока административный истец обратился к мировому судье судебного участка №1 Кемеровского судебного района Кемеровской области с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Ефремова Р.С. о взыскании утилизационного сбора и пени.

16.01.2023 мировым судебного участка №1 Кемеровского судебного района Кемеровской области вынесен судебный приказ №2-116-1/23 о взыскании с Ефремова Романа Сергеевича в пользу Кемеровской таможни утилизационного сбора в размере 173 200 рублей, а также пени за неуплату утилизационного сбора в размере 24 868,63 рублей.

В связи с поступившими от Ефремова Р.С. возражениями относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка №1 Кемеровского судебного района Кемеровской области от 21.06.2023, указанный судебный приказ был отменен 21.06.2023 года (л.д.43).

С административным иском в суд административный истец обратился 27.07.2023, что подтверждается штемпелем на конверте.

Таким образом, порядок и сроки обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа и в районный суд с административным исковым заявлением таможенным органом соблюдены, поскольку данный административный иск подан в течение шести месяцев после отмены судебного приказа, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доказательств уплаты утилизационного сбора административным ответчиком Ефремовым Р.С. суду предоставлено не было.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Принимая во внимание, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в соответствии со статьей 114 КАС РФ, взыскивается в доход местного бюджета с административного ответчика.

Таким образом, с учетом существа постановленного судом решения, с Ефремова Р.С. в доход Кемеровского муниципального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5109,84 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Кемеровской таможни (ОГРН: 1024200707079, ИНН: 4205009474) к Ефремову Р.С. (<данные изъяты>) о взыскании таможенных платежей и пени удовлетворить.

Взыскать с Ефремова Романа Сергеевича в пользу Кемеровской таможни таможенные платежи: утилизационный сбор в размере 173 200 рублей, а также пени за неуплату утилизационного сбора в размере 22 292,03 рублей, а всего 195 492 (сто девяносто пять тысяч четыреста девяносто два) рубля 03 копейки.

Взыскать с Ефремова Романа Сергеевича () в доход Кемеровского муниципального бюджета государственную пошлину в размере 5109 (пять тысяч сто девять) рублей 84 копейки.

Указанные суммы утилизационного сбора и пени за неуплату утилизационного сбора подлежат зачислению на следующий счет:

Получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России),

ИНН 7730176610, КПП 773001001,

Банк получателя – Операционный Департамент Банка России, г.Москва,

БИК 024501901, ОКТМО 45328000,

Счет №40102810045370000002.

Код таможенного органа 10000010 (107 поле)

КБК 15311208000011000120 – утилизационный сбор для Кемеровской таможни.

КБК – 15311009000011000110 – пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора для Кемеровской таможни.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский районный суд Кемеровской области.

Мотивированное решение принято 27.10.2023 года.

Председательствующий: