ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 42М0036-01-2020-000928-24 от 23.06.2020 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 12 – 276/2020

УИД № 42MS0036-01-2020-000928-24

РЕШЕНИЕ

город Кемерово 23 июня 2020 года

Судья Центрального районного суда города Кемерово Захватова О.В.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – Ивановой Л.Ф.,

ее защитника Морозовой Ю.Н., действующей на основании доверенности от 19.06.2020,

помощником прокурора города Кемерово Эйзен О.В.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу Ивановой Любови Федоровны на постановление мирового судьи судебного участка ### Центрального судебного района г. Кемерово, от **.**.**** о признании должностного лица – заведующего Центральным отделом социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации города Кемерово Ивановой Л.Ф. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.63 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей, суд

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка ### Центрального судебного района г. Кемерово, от **.**.**** о признании должностного лица – заведующего Центральным отделом социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации города Кемерово Ивановой Л.Ф. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.63 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Иванова Л.Ф. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении от **.**.**** отменить и прекратить производство по делу.

Не согласна с выводами суда о том, что С не относится к категории граждан, обязанных предоставлять правоустанавливающий документ на жилое помещение для назначения компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, мотивирует это тем, что С является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. .... **.**.**** в отдел поступило заявление о предоставлении государственной услуги «Назначение отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат» как многодетной семье. Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг определен Положением о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2008 №571. Государственная услуга по предоставлению указанной компенсации осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги «Предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат», утвержденного Приказом департамента социальной защиты населения Кемеровской области от 04.09.2012 № 91. В пункте 1.3 Положения определены отдельные понятия, используемые в Положении. В частности, подпунктом 1.3.3 Положения установлены категории граждан, относящиеся к пользователям жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов. Понятие «пользование жилым помещением» также используется в положениях Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера платы за жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (статья 156 ЖК РФ).

В числе документов, необходимых для назначения компенсации, установлены документы, подтверждающие правовые основания владения и (или) пользования гражданином жилым помещением. Указанные документы предусмотрены подпунктом 3.3.5 Положения. Данный подпункт содержит разные требования к предъявлению документов, подтверждающих правовые основания владения и (или) пользования гражданином жилым помещением в зависимости от того, является ли гражданин собственником или пользователем жилого помещения, а также в зависимости от отнесения его к определенным категориям граждан. Так, абзацем 1 подпункта 3.3.5 Положения предусмотрено, что для назначения компенсации требуются «Копии документов, подтверждающих правовые основания владения и (или) пользования гражданином жилым помещением государственного и муниципального жилищных фондов, в котором он зарегистрирован по месту жительства (месту пребывания) (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке), - для граждан, являющихся собственниками или пользователямижилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.».

Приведенные положения абзаца первого данного подпункта, указывают на необходимость предоставления: собственникамижилых помещений -

документов, подтверждающих правовые основания владения жилым помещением; пользователямижилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - документов, подтверждающих правовые основания пользования жилым помещением.

Положения абзацев 2, 3, 4 подпункта 3.3.5 Положения регулируют предоставление правоустанавливающих документов на жилое помещение для граждан, не являющихся собственниками илипользователямижилых помещений государственного и муниципальногожилищных фондов.

При этом согласно абзацу 2 - такими гражданами правоустанавливающие документы предоставляются только в случае отсутствия в организациях ЖКХ сведений об общей площади занимаемых ими жилых помещений, а согласно абзацам 3 и 4 - в случае, если такие граждане признаны инвалидами либо лицами, пострадавшими от техногенных катастроф, правоустанавливающие документы предоставляются в обязательном порядке.

Таким образом, на основании норм абзаца первого подпункта 3.3.5 Положения для определения права на компенсацию в случаях:

Если гражданин является собственником жилого помещения предоставляются документы, подтверждающие владение жилым помещением (например, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, выписка из Единого государственного реестра недвижимости, вступивший в законную силу судебный акт (решение или определение суда) в отношении права собственности на жилое помещение и другие документы, предусмотренные действующим законодательством);

Если гражданин является пользователем жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов, то предоставляются документы, подтверждающие правовые основания пользования жилым помещением (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договор найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения и другие документы, предусмотренные действующим законодательством).

Регламентом также установлено требование по предоставлению заявителем копии документов, подтверждающих правовые основания владения и (или)пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту жительства (месту пребывания) (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), кроме заявителей, не являющихся собственниками или нанимателями жилых помещений по договору социального найма. Заявители, не являющиеся собственниками или нанимателями жилых помещений по договору социального найма, представляют указанные документы в случае отсутствия в организациях ЖКХ сведений об общей площади занимаемых ими жилых помещений (абз. 5 подпункта 2.6.1 Регламента)

Формулировка, изложенная в абзаце 5 подпункта 2.6.1 Регламента также разграничивает субъекты права относительно жилого помещения - «собственники илинаниматели жилых помещений по договору социального найма».

Однако, суд ошибочно толкует положения указанных норм законодательства о том, что С является собственником вышеуказанного жилого помещения, относящегося к частному жилому фонду и не является собственником или пользователем жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, не разграничиваяпри этом формулировку «собственник» и «пользователь жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов».

Действующее законодательство разделяет понятие субъекта права собственности. Так в соответствии со ст. 212 ГК РФ, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пользователями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов являются граждане, имеющие исключительно право пользованияданными жилыми помещениями на условиях найма. Граждане не могут являться собственниками жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, поскольку данные жилые помещения принадлежат на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации) и муниципальным образованиям (муниципальный жилищный фонд) (ст. 19 ЖК РФ).

Формулировка «собственник» в подпункте 3.3.5 Положения не относится к жилым помещениям государственного и муниципального жилищных фондов. Так как в отношении таких жилых помещений, граждане являются лишь нанимателями по договору социального найма жилых помещений, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения, договору найма специализированного жилого помещения и других договоров найма жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов предусмотренных ЖК РФ.

Кроме того, суд указывает, что С представила в отдел сведения из организации ЖКХ - ООО «КемРЭК» об общей площади занимаемого ею жилого помещения, что таким образом говорит о том, что С были представлены все необходимые документы, предусмотренные подпунктом 2.6.1 Регламента.

Считает неверным вывод суда и указывает, что С представила в отдел расшифровку расчета платежа за жилье и коммунальные услуги за ноябрь 2019 года и предварительный расчет за декабрь 2019 года.

Между тем, расшифровка расчета платежа, иные платежные документы, содержащие информацию о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги не являются документами, подтверждающими правовые основания владения или пользования гражданином жилым помещением и не могут подменять документы, предусмотренные абзацем 1 подпункта 3.3.5 Положения.

Нормы абз. 2 подп. 3.3.5 Положения, устанавливающие представление заявителем документов, подтверждающих правовые основания владения и (или) пользования гражданином жилым помещением государственного и муниципального жилищных фондов, не подлежат применению к Сладковой.

В соответствии с абз. 5 подп. 2.6.1 Регламента для предоставления государственной услуги требуется предоставить заявление по форме согласно приложению № 3 к настоящему административному регламенту и документы, в том числе копии документов, подтверждающих правовые основания владения и (или) пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту жительства (месту пребывания) (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), кроме заявителей, не являющихся собственниками или нанимателями жилых помещений по договору социального найма. Заявители, не являющиеся собственниками или нанимателями жилых помещений по договору социального найма, представляют указанные документы в случае отсутствия в организациях ЖКХ сведений об общей площади занимаемых ими жилых помещений

Поскольку С является собственником жилого помещения, и, следовательно, не относится к категории заявителей «не являющиеся собственниками или нанимателями жилых помещений по договору социального найма», требование от нее документа, подтверждающего правовое основание владения жилым помещением, в котором она зарегистрирована по месту жительства, соответствовало нормам Регламента.

Управление социальной защиты населения администрации города Кемерово предоставляет меры социальной поддержки многодетным семьям, в том числе по оплате коммунальных услуг по переданным полномочиям в соответствии с Законом Кемеровской области от 27 июля 2005 года № 99-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения».

Управление регулярно проверяют контролирующие и вышестоящие органы, в том числе Министерство социальной защиты населения Кузбасса (которое также осуществляет методическое обеспечение деятельности органов социальной защиты населения по вопросам социальной поддержки населения), прокуратура города Кемерово, федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Замечаний по приобщению в личные дела получателей (собственников жилых помещений) документов, подтверждающих правовые основания владения гражданином жилым помещением, никогда не было.

Разрабатываемые нормативные правовые акты проходят правовую экспертизу в прокуратуре Кемеровской области. Поскольку Положение и Регламент в настоящее время являются действующими, полагает, что заключение прокуратуры не установило неопределенности нормы и не установило наличие в них коррупциогенных факторов.

Учитывая изложенное считает, что ее вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.63 КоАП РФ не доказана, в виду неверного толкования Положения, Регламента.

Заинтересованное лицо С, будучи надлежащим образом извещенной о дне, времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явилась, просила рассмотреть жалобу в её отсутствие, представила письменные возражения на жалобу Ивановой Л.Ф. и просила их приобщить к материалу, считает постановление мирового судьи законным и справедливым.

При указанных обстоятельствах, а также с учетом мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть жалобу Ивановой Л.Ф. в отсутствие заинтересованного лица С

В судебном заседании Иванова Л.Ф. доводы жалобы поддержала в полном объеме, настаивала на ее удовлетворении по изложенным в ней основаниям, просила постановление мирового судьи от **.**.**** отменить.

На возражения С в части начисления ей в настоящее время мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат, Иванова Л.Ф. пояснила, что оценив материальную сторону семьи, субсидия назначена и выплачивается С после ее обращения в Прокуратуру.

Защитник Ивановой Л.Ф. - М, доводы жалобы заявителя поддержала в полном объеме, просила отменить постановление мирового судьи от **.**.****.

В судебном заседании помощник прокурора города Кемерово Эйзен О.В., возражала против удовлетворения жалобы Ивановой Л.Ф., считала ее незаконной и необоснованной, просила постановление мирового судьи судебного участка ### Центрального судебного района г. Кемерово, от **.**.**** оставить без изменения, жалобу Ивановой Л.Ф. – без удовлетворения. Указала, что факт начисления в настоящее время субсидии С говорит о признании Администрацией ошибки.

Суд, выслушав участников процесса, изучив жалобу, возражения на нее, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ст.30.6 ч.3 КоАП РФ, суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело об административном правонарушении в полном объеме.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.ч.1,2 ст.26.2 КоАП РФ).

Статьей 5.63 ч.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственных услуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на работников многофункциональных центров, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, работников государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, - от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что объективную сторону предусмотренного ею состава административного правонарушения составляет нарушение порядка предоставления государственной услуги, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков.

Следовательно, для привлечения к административной ответственности по ст. 5.63 КоАП РФ необходимо установить совокупность двух обстоятельств: наличие нарушения установленного порядка предоставления государственной услуги, а также факт непредоставления государственной услуги заявителю либо ее предоставления с нарушением предусмотренных сроков.

В ходе производства по настоящему делу установлено наличие нарушения установленного порядка предоставления государственной услуги, выразившееся в требовании о предоставлении документа, подтверждающего правовые основания владения и (или) пользования гражданином жилым помещением и факт непредоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг С нашли свое подтверждение.

Как установлено мировым судьей, согласно подпункту 2.6.1 Регламента, для предоставления государственной услуги требуется предоставить заявление по форме согласно приложению ### к настоящему административному регламенту и иные документы, в том числе указанные в абз. 5 подпункта 2.6.1 - копии документов, подтверждающих правовые основания владения и (или) пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту жительства (месту пребывания) (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), кроме заявителей, не являющихся собственниками или нанимателями жилых помещений по договору социального найма. Заявители, не являющиеся собственниками или нанимателями жилых помещений по договору социального найма, представляют указанные документы в случае отсутствия в организациях ЖКХ сведений об общей площади занимаемых ими жилых помещений.

Таким образом, заявители, не являющиеся собственниками или нанимателями жилых помещений по договору социального найма, представляют правоустанавливающие документы только в случае отсутствия в организациях ЖКХ сведений об общей площади занимаемых ими жилых помещений.

Кроме того, в соответствии с положениями пп. 3.3 Положения о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат, утв. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2008 N 571 (далее - Положение), для назначения уполномоченным органом компенсации требуется предоставить заявление по форме согласно приложению № 1 к настоящему положению и иные документы, в том числе указанные подпункте 3.3.5 - копии документов, подтверждающих правовые основания владения и (или) пользования гражданином жилым помещением государственного и муниципального жилищных фондов, в котором он зарегистрирован по месту жительства (месту пребывания) (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке), - для граждан, являющихся собственниками или пользователями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Граждане, не являющиеся собственниками или пользователями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, представляют документы, указанные в абзаце первом настоящего подпункта, в случае отсутствия в организациях ЖКХ сведений об общей площади занимаемых ими жилых помещений (абз. 2 подпункта 3.3.5 Положения).

16.12.2019г. С обратилась с заявлением в отдел социальных выплат и льгот Центрального района управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово через ГАУ «Уполномоченный многофункциональный центр по Кемеровской области» о предоставлении государственной услуги в виде предоставления льготы по оплате жилищно- коммунальных услуг и пользования жилым помещением с приложением соответствующих документов с предоставлением в отдел были сведений из организации ЖКХ - ООО «КемРЭК» об общей площади занимаемого ею жилого помещения по адресу: г. ....

Следовательно, для получения государственной услуги в виде предоставления льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и пользования жилым помещением С были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные подпунктом 2.6.1 Регламента.

Как следует из материалов дела, С является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г..., приобретенного ею по договору купли-продажи, что подтверждается выпиской из ЕГРН, соответственно, она является собственником жилого помещения, относящегося к частному жилищному фонду, и не является собственником или пользователем жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Предоставление правоустанавливающего документа в силу подпункта 3.3.5 Положения и абзаца 5 подпункта 2.6.1 Регламента не требовалось, поскольку С не является собственником или пользователем жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и ею были предоставлены документы из организации ЖКХ об общей площади занимаемого ею помещения. Из данного документа - предварительного расчета платежа, выданного ООО «КемРЭК», в частности, усматривается, что С является собственником жилого помещения и, соответственно, не относится к категории граждан, обязанных предоставлять правоустанавливающий документ на жилое помещение.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.63 КоАП РФ, и виновность Ивановой Л.Ф. в его совершении, подтверждены совокупностью доказательств, содержащихся в материале об административном правонарушении, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

По мнению суда апелляционной инстанции, добытые по настоящему делу доказательства, позволяют сделать однозначный вывод о допущенном Ивановой Л.Ф. административном правонарушении.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, дана правильная юридическая оценка действиям Ивановой Л.Ф. и сделан обоснованный вывод о наличии в действиях последней состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.5.63 КоАП РФ, а также о виновности Ивановой Л.Ф. в её совершении.

Изучение представленных материалов свидетельствует о том, что при рассмотрении дела мировой судья всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость. Все доказательства были исследованы и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ, каких-либо обстоятельств, ставящих под сомнение их относимость, допустимость и достоверность выявлено не было. Оснований не соглашаться с приведенной в судебном акте оценкой доказательств не имеется.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Права, предусмотренные ст. ст. 24.2, 28.1, 25.1, 25.4 КоАП РФ и статьей 51 Конституции Российской Федерации, Ивановой Л.Ф. разъяснены, копия протокола вручена до рассмотрения дела мировым судьей.

Довод заявителя о том, что судом ошибочно толкует положения указанных норм законодательства не нашел своего подтверждения, опровергается анализом указанных норм.

Доводы жалобы Ивановой Л.Ф. фактически сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию норм действующего законодательства и выводов суда первой инстанции не опровергают.

Суд расценивает позицию Ивановой Л.Ф. как защитную, выработанную с целью ухода от ответственности за совершенное административное правонарушение.

При назначении наказания мировой судья учел данные о личности виновного лица, в том числе имущественное положение, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, а также мировой суд учел характер совершенного административного правонарушения.

Административное наказание назначено Ивановой Л.Ф. в соответствии с требованиями ст. 3.1, 4.1, 4.2, ст.4.1 ч.2.2, 2.3 КоАП и с учетом общих правил назначения наказания.

Учитывая баланс частных и публичных интересов, а также то, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения новых правонарушений - как самим правонарушителем, так и другими лицами, оснований для освобождения Ивановой Л.Ф. от административной ответственности за содеянное, и прекращения производства по делу, суд не усматривает.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.7-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка ### Центрального судебного района г. Кемерово от **.**.****, о признании должностного лица – заведующего Центральным отделом социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации города Кемерово Ивановой Л.Ф. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.63 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу Ивановой Л.Ф. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Решение может быть обжаловано в порядке и в соответствии со ст.ст.30.12-30.14КоАП РФ в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: О.В. Захватова