Дело № 12-313/2023
УИД №42MS0037-01-2023-003333-79
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кемерово 25 сентября 2023 года
Судья Заводского районного суда г. Кемерово Александрова Ю.Г., с участием защитника Арышевой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Арышевой Д.В., действующей в интересах ФИО1, на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Заводского судебного района г. Кемерово от 21 августа 2023 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Кемеровского муниципального округа ФИО1,
У С Т А Н О В И Л
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Заводского судебного района г. Кемерово от 21 августа 2023 г. глава администрации Кемеровского муниципального округа ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Заводский районный суд г. Кемерово, защитник Арышева Д.В. просит постановление мирового судьи от 21 августа 2023 г. отменить, считая его незаконным и необоснованным, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что ФИО1 не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку должностным лицом, непосредственно исполняющим обязанности в области безопасности населения, ГО И ЧС на территории Кемеровского муниципального округа и несущим ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей в области безопасности населения, ГО И ЧС на территории Кемеровского муниципального округа, является начальник управления безопасности населения, ГО И ЧС администрации Кемеровского муниципального округа.
В судебном заседании защитник Арышева Д.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме, настаивала на ее удовлетворении.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела была извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрении дела не заявила. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ФИО1
Инспектор отделения надзорной деятельности и профилактической работы Рудничного района г. Кемерово ОНД и ПР г. Кемерово. г. Березовского и кемеровского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу ФИО2, вынесшая постановление по делу об административном правонарушении, полагала, что основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении отсутствуют, на стадии возбуждения дела об административном правонарушении факт того, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении ненадлежащего субъекта, не оспаривалось, при этом при наличии специального должностного лица, ответственного за неисполнение (ненадлежащее) исполнение обязанностей в области безопасности населения, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций на территории Кемеровского муниципального округа, полагают целесообразным привлечение к административной ответственности именно главы Кемеровского муниципального округа, которая в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» осуществляет руководство гражданской обороной на территории муниципального образования, решает вопросы, связанные с недостаточностью финансирования для выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Заслушав пояснения защитника Арышевой Д.А., должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении,изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в силу п. 1.2 которых, установленные в правила требования должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций одного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Согласно п. 2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В соответствии с п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В силу п.п. 4, 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309, для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Согласно п. 8 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства № 804 от 26.11.2007, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Пунктом п. 15.2 Положения об организации и введении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России по 14.11.2008 № 687, предусмотрено, что по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
В соответствии с п. 13 Положения о системах оповещения, утверждённым приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2020 г. № 578/365, основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; сил ГО и РСЧС муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.
Пунктами 3, 4, 5, 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379, установлено, что запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты; запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия; запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исходя из возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
Создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются: органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Из материалов дела следует, что 06 июля 2023 г. в 15-00 часов в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении администрации Кемеровского муниципального округа по адресу: адрес, установлено, что допущено невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны, а именно:
- имеющиеся противорадиационные укрытия, убежища, являющиеся защитными сооружениями гражданской обороны, не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений, а также не выполняются необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуациях мирного времени; фактически защитные сооружения гражданской обороны представляют собой подвалы жилых домов, не приспособленных для приема укрываемых (убежища, ПРУ, укрытия, находящиеся по адресу: адрес), что является нарушением ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п.п. 2.2, 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583, п.п. 4, 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309;
- созданная в целях решения задач в области гражданской обороны муниципальная система оповещения не обеспечивает в полном объеме оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах ил вследствие этих конфликтов, документы, подтверждающие наличие средств оповещения населения Кемеровского муниципального округа не представлены; из 71 населенных пунктов Кемеровского муниципального округа система оповещения населения установлена в 4 населенных пунктах (д. Мозжуха, д. Жургавань, п. Звездный, с. Верхотомское, п. Щегловский), что является нарушением ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 8 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства № 804 от 26.11.2007; п. 15.2 Положения об организации и введении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России по 14.11.2008 № 687; п. 13 Положением о системах оповещения, утверждённым приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2020 г. № 578/365;
- запасы продовольствия, индивидуальной защиты и иных средств, указанные в номенклатуре созданы в не полном объеме, что является нарушением ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п.п. 3, 4, 5, 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Факт имевшего место события административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждаются протоколом об административном правонарушении, копиями распоряжения о проведении внеплановой, выездной проверки от 01 июня 2023 г. № 8, решения прокурора о результатах рассмотрения заявления о согласовании проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 05.06.2023 г., акта проверки № 8 от 06.07.2023 г., выпиской из ЕГРЮЛ от 06.07.2023 г., согласно которой ФИО1 является главой Кемеровского муниципального района, и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом вмененного административного правонарушения, являются необоснованными.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу требований части 3 статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» руководство гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации.
Согласно пункту 2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687, мероприятия по гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях (организациях) в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях (организациях).
В силу требований пункта 7 Положения органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 11 Положения руководство гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), а в организациях - их руководители.
Должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Согласно пункту 15 Положения органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют основные мероприятия, указанные в подпунктах 15.1 - 15.15 изложенного пункта.
Таким образом, ФИО1, будучи главой Кемеровского муниципального района, является надлежащим субъектом вмененного ей правонарушения и обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на то, что на основании распоряжении Администрации Кемеровского муниципального округа от 14.06.2020 № 334-р лицом ответственным неисполнение (ненадлежащее) исполнение обязанностей в области безопасности населения, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций на территории Кемеровского муниципального округа является начальник управления безопасности населения, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, не исключает возможности привлечения к административной ответственности за вмененное правонарушение главы Администрации Кемеровского муниципального округа, в полномочия которого согласно Устава Администрации Кемеровского муниципального района входит руководство в области гражданской обороны, а также контроль за соблюдением обязательных требований в области гражданской обороны на территории Кемеровского муниципального округа.
Все представленные в материалы данного дела доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, оснований для признания их недопустимыми не имеется.
Какие-либо противоречия, которые могли бы поставить под сомнение выводы судебных инстанций о виновности ФИО1 в совершении вмененного ей правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Из материалов дела не усматривается, что ФИО1 приняты исчерпывающие меры, направленные на организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что в ходе производства по делу допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновной, ее имущественного положения, отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Заводского судебного района г. Кемерово от 21 августа 2023 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Кемеровского муниципального округа ФИО1, оставить без изменения, жалобу защитника Арышевой Д.В., действующей в интересах ФИО1, - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения.
Жалоба на вступившее в законную силу постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении и решение, вынесенное по жалобе на это постановление, подается непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ю.Г. Александрова