Дело №2а-3683/2022 (№43RS0003-01-2022-004409-90)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2022 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Комаровой Л.В.,
при секретаре Казаковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3683/2022 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Нововятского района г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Кирова, департаменту муниципальной собственности администрации г. Кирова о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющй обязанности прокурора {Адрес} г. Кирова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Кирова, департаменту муниципальной собственности администрации г. Кирова о признании бездействия незаконным. В обоснование указал, что в прокуратуру района поступают обращения граждан о неисполнении администрацией г. Кирова обязанностей по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества. В ходе проведенной проверки установлено, что на дворовой территории многоквартирных домов по адресу: {Адрес}, расположены сети наружного освежения, не находящиеся в чьей либо собственности. Администрация г. Кирова не принимает данные сети в муниципальную собственность в связи с отсутствием технической возможности для подключения сетей наружного освещения многоквартирных домой к городским сетям, светильники не соответствуют классу энергосбережения, в связи с чем, по мнению администрации г. Кирова, принимать их в муниципальную собственности нецелесообразно. Однако реализация полномочий органами местного самоуправления не зависит от их целесообразности. Бездействие административных ответчиков нарушает права граждан на обеспечение безопасности. Просит незаконным бездействие администрации г. Кирова, выразившееся в неисполнении п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от {Дата} № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», непринятии мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных по адресу: {Адрес}, организации содержания и обслуживания сетей наружного освещения – семи опор освещения СВ-110, 350 м провода А-25, семи кронштейнов и семи светильников РКУ, расположенных на дворовой территории многоквартирных домов по адресу: {Адрес}, имеющих признаки бесхозяйного имущества; признать незаконным бездействие департамента муниципальной собственности администрации г. Кирова, выразившееся в ненадлежащей организации работы по оформлению в муниципальную собственность имущества, имеющего признаки бесхозяйного - семи опор освещения СВ-110, 350 м провода А-25, семи кронштейнов и семи светильников РКУ, расположенных на дворовой территории многоквартирных домов по адресу: г. {Адрес}; возложить на администрацию г. Кирова обязанность по принятию мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовой территории многоквартирных домов по адресу: {Адрес}; возложить солидарно на администрацию г. Кирова и департамент муниципальной собственности администрации г. Кирова обязанность в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу обратиться в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – сетей наружного освещения – семи опор освещения СВ-110, 350 м провода А-25, семи кронштейнов и семи светильников РКУ, расположенных на дворовой территории многоквартирных домов по адресу: {Адрес}.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 настаивал на удовлетворении требований доверителя. Пояснил, что функции по обеспечению электроснабжения дворовых территорий относятся к полномочиям местного самоуправления, а не собственников МКД.
Представитель административных ответчиков – администрации г. Кирова, департамента муниципальной собственности администрации г. Кирова ФИО4 в судебном заедании требования прокурора не признала. Полагала, что обеспечение освещения на придомовых территориях должно осуществлять собственниками МКД, либо управляющими компаниями. Оспаривала статус спорного имущества как недвижимого.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились. Уведомлены своевременно и надлежащим образом. Причины неявки не известны.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что в ходе проведенной прокуратурой {Адрес}{Адрес} проверки установлено, что на дворовой территории многоквартирных домов по адресу: {Адрес}, расположены сети наружного освещения - семь опор освещения СВ-110, 350 м провода А-25, семь кронштейнов и семь светильников РКУ, не находящиеся в чьей либо собственности, имеющие признаки бесхозяйного.
{Дата} прокурором района в адрес администрации г. Кирова внесено представление об устранении нарушений законодательства о внешнем благоустройстве и муниципальной собственности.
По результатам рассмотрения представления прокурора администрация г. Кирова уведомила надзирающий орган об инициировании мероприятий по признания придомовых сетей бесхозяйными.
Однако {Дата} администрация г. Кирова уже уведомила об отсутствии технической возможности для подключения спорных сетей наружного освещения многоквартирных домой к городским сетям наружного освещения, несоответствия светильников классу энергосбережения и нецелесообразности принятия имущества в муниципальную собственность.
Полагая указанное бездействие незаконным, нарушающим права неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания, а также безопасность, прокурор обратился в суд.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является организация в границах городского округа электроснабжения населения.
В п.п.4 п.2 ст.45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что правила благоустройства территории муниципального образования регулируют вопросы организации освещения территории муниципального образования.
Исходя из постановления администрации г. Кирова от 24.10.2018 № 2796-п «Об утверждении Положения о порядке оформления бесхозяйного имущества в собственность муниципального образования «город Киров», организация работ по выявлению бесхозяйных объектов электроэнергетики возлагается на администрацию г. Кирова.
Пунктом 3.1 Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании г. Киров, утвержденных решением Кировской городской думы от 27.08.2008 № 19/41, содержание территории города заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих содержание и обустройство объектов уличного освещения.
Учитывая приведенное нормативное регулирование, суд приходит к выводу, что обеспечение и содержание уличного освещения как элемента электроснабжения, в т.ч. на придомовых территориях, является обязанностью органов местного самоуправления в лице администрации г. Кирова, в т.ч. по охране общественного порядка, которая в рассматриваемом споре применительно к освещению дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных по адресу: {Адрес}, организации содержания и обслуживания бесхозяйных сетей наружного освещения – семи опор освещения СВ-110, 350 м провода А-25, семи кронштейнов и семи светильников РКУ, расположенных на дворовой территории многоквартирных домов по адресу: {Адрес}, не исполнена.
Отсутствие уличного освещения придомовой территории нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания, а также на безопасность, т.к. в ночное время суток создает повышенные криминогенные риски.
Обязанность по оформлению в собственность муниципального образования «город Киров» бесхозяйного имущества в соответствии с п.3.2.1.8 Положения о департаменте муниципальной собственности администрации г. Кирова, утвержденного решением Кировской городской думы от {Дата}{Номер}, является обязанностью департамента муниципальной собственности администрации г. Кирова.
Вместе с тем, получив от прокурора информацию о наличии имущества - имеющего признаки бесхозяйного - семи опор освещения СВ-110, 350 м провода А-25, семи кронштейнов и семи светильников РКУ, расположенных на дворовой территории многоквартирных домов по адресу: г. {Адрес}, департаментом муниципальной собственности мер к принятию в собственность муниципального образования «Город Киров» данного имущества не принято.
Непринятие мер по принятию в собственность муниципального образования «Город Киров» бесхозяйного имущества препятствует возможности его содержания за счет средств бюджета.
Суд признает незаконным бездействие администрации г. Кирова, выразившееся в неисполнении п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от {Дата} № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», непринятии мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных по адресу: {Адрес}{Адрес}, организации содержания и обслуживания сетей наружного освещения – семи опор освещения СВ-110, 350 м провода А-25, семи кронштейнов и семи светильников РКУ, расположенных на дворовой территории многоквартирных домов по адресу: {Адрес}, имеющих признаки бесхозяйного имущества; а также незаконным бездействие департамента муниципальной собственности администрации г. Кирова, выразившееся в ненадлежащей организации работы по оформлению в муниципальную собственность имущества, имеющего признаки бесхозяйного - семи опор освещения СВ-110, 350 м провода А-25, семи кронштейнов и семи светильников РКУ, расположенных на дворовой территории многоквартирных домов по адресу: {Адрес}.
Суд отклоняет доводы представителя административных ответчиков об отсутствии полномочий органов местного самоуправления по организации освещения придомовой территории, в связи с принадлежностью данных сетей к общедомовому имуществу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьи 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 от 13.08.2006, является исчерпывающим и не включает в состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по организации уличного (дворового) освещения ни нормы Жилищного кодекса РФ, ни Правила № 491 от 13.08.2006 не содержат. Такая обязанность возложена на орган местного самоуправления.
Не могут являться основанием к отказу в иске и доводы о нецелесообразности принятия в собственность выявленных сетей освещения, имеющих признаки бесхозяйного, т.к. полномочия органов местного самоуправления должны быть реализованы вне зависимости от принципа целесообразности.
Кроме того, обеспечение безопасности граждан и общественного порядка которые обеспечиваются, в т.ч. освещением придомовых территорий в темное время суток, нельзя признан нецелесообразным.
Доводы о недостаточности финансировании мероприятий по организации освещения также не являются основанием к отказу в иске прокурору.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 14, подпункта 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в силу отсутствия финансовой возможности.
В целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания, а также безопасность, суд возлагает на администрацию г. Кирова обязанность по принятию мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовой территории многоквартирных домов по адресу: {Адрес}.
При этом суд не усматривает оснований для возложения солидарной обязанности на администрацию г. Кирова и департамент муниципальной собственности администрации г. Кирова в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу обратиться в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – сетей наружного освещения – семи опор освещения СВ-110, 350 м провода А-25, семи кронштейнов и семи светильников РКУ, расположенных на дворовой территории многоквартирных домов по адресу: {Адрес}, т.к. относимых и допустимых доказательств принадлежности указанного имущества не представлено. Все объекты, а в особенности провода и кронштейны могут быть перемещены без несоразмерного ущерба данному имуществу.
Иные доводы представителя администрации г. Кирова также не могут являться основанием к отказу в иске прокурору, поскольку не подтверждают исполнение законодательно возложенных обязанностей и отсутствия нарушения прав граждан применительно к рассматриваемому спору.
Административный иск заявлен прокурором в пределах предоставленных ст. 39 КАС РФ полномочий, направлен на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Вопросы благоприятного проживания и безопасности относятся к полномочиям органов местного самоуправления, которые, в рассматриваемом споре, не исполнены и образуют незаконное бездействие, подлежащее пресечению путем принятия судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные требования исполняющего обязанности прокурора {Адрес} г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации г. Кирова, выразившееся в неисполнении п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от {Дата} № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», непринятии мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных по адресу: г{Адрес}{Адрес}, организации содержания и обслуживания сетей наружного освещения – семи опор освещения СВ-110, 350 м провода А-25, семи кронштейнов и семи светильников РКУ, расположенных на дворовой территории многоквартирных домов по адресу: {Адрес}{Адрес}, имеющих признаки бесхозяйного имущества.
Признать незаконным бездействие департамента муниципальной собственности администрации г. Кирова, выразившееся в ненадлежащей организации работы по оформлению в муниципальную собственность имущества, имеющего признаки бесхозяйного - семи опор освещения СВ-110, 350 м провода А-25, семи кронштейнов и семи светильников РКУ, расположенных на дворовой территории многоквартирных домов по адресу: г. {Адрес}.
Возложить на администрацию г. Кирова обязанность по принятию мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовой территории многоквартирных домов по адресу: {Адрес}.
В остальной части административных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья /подпись/ Л.В. Комарова
Решение суда в окончательной форме принято 28.10.2022
Решение31.10.2022