Дело №2а-3159/2023 (№43RS0003-01-2023-002982-22)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2023 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Ковтун Н.П.
при секретаре Буниной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3159/2023 по административному исковому заявлению министерства лесного хозяйства Кировской области к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Кировской области, ГУФССП России по Кировской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП ГУФССП России по Кировской области Даниловой Дарье Сергеевне, начальнику МОСП и ИОИП ГУФССП России по Кировской области Кочкиной Надежде Робертовне о признании постановления о взыскании исполнительного сбора незаконным, его отмене, освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Кировской области обратилось с административным иском к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Кировской области о признании постановления о взыскании исполнительного сбора незаконным, его отмене, освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование требований указало, что {Дата} в отношении министерства лесного хозяйства Кировской области возбуждено исполнительное производство {Номер}, согласно которому установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения данного постановления. {Дата} министерством судебному приставу предоставлена информация от {Дата} об исполнении требований исполнительного документа. Полагает, что министерством предприняты необходимые, достаточные, действенные и исчерпывающие меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа и с его стороны отсутствуют какие-либо виновные, противоправные действия в неисполнении требований указанного исполнительного документа.
Кроме того, административный истец исполняет обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. С целью исполнения решения суда министерство неоднократно обращалось с просьбами в Федеральное агентство лесного хозяйства, Правительство Кировской области о выделении дополнительного финансирования. Однако в {Дата} г. средства субвенций федерального бюджета предоставлены не были.
В связи с чем, министерство лесного хозяйства Кировской области просит признать незаконным и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от {Дата} по исполнительному производству {Номер}, в случае отсутствия оснований - освободить министерство от уплаты исполнительского сбора в полном объеме (уменьшить его размер).
Исходя их характера спора, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ГУФССП России по Кировской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Кировской области Данилова Д.С., начальник МОСП и ИОИП ГУФССП России по Кировской области Кочкина Н.Р., в качестве заинтересованного лица Кировский межрайонный природоохранный прокурор.
Представитель административного истца - министерства лесного хозяйства Кировской области Петрова Е.Н. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - ГУФССП России по Кировской области Вершинина Н.С. в судебное заседание не явилась. Уведомлена своевременно и надлежащим образом. Направила отзыв, в котором возражала относительно удовлетворения административного искового заявления.
Представитель административного ответчика межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Кировской области, административные ответчики - судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Кировской области Данилова Д.С., начальник МОСП и ИОИП ГУФССП России по Кировской области Кочкина Н.Р., заинтересованное лицо - Кировский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки не известны.
Суд, заслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование о признании постановлений, действий (бездействия) незаконными только в том случае, если установит, что они не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч.ч. 2, 3 ст. 13 ГПК РФ).
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон N 229) определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
В части 12 ст. 30 Закона N 229 определено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 112 Закона N 229 исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона N 229).
Из материалов дела следует, что решением Первомайского районного суда г. Кирова от {Дата} на министерство лесного хозяйства Кировской области возложена обязанность в срок до {Дата} организовать обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарных формирований КОГСАУ «Лесоохрана» (пожарно-химические станции III типа: Гирсовская, Оричевская, Верхнекамская, Зуевская, Советская; авиаотделения: Кировское, Котельничское, Кирсинское) в соответствии с нормативами обеспеченности субъекта пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р, а именно: автомобилем грузовым на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т. в количестве 1 шт.; прицепными модулями (прицепное оборудование для трактора или автомобиля (модуль с пожарным оборудованием, прицепная пожарная цистерна, модуль с водоподающим оборудованием и емкостью для воды), предназначенное для расширения тактических характеристик имеющейся техники по тушению пожаров и созданию противопожарных барьеров) в количестве 3 шт.; мотопомпами (переносными) с производительностью свыше 600 л/мин в комплекте в количестве 20 шт.; мобильными пожарными резервуарами (емкость) открытого типа (каркасная, надувная и пр.) в количестве 24 шт.; стволами пожарными в количестве 21 ед.; тепловизорами (портативными) в количестве 26 шт.; метеостанциями с анемометром полевыми (карманными) в количестве 13шт.; комплексами мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотной авиационной системой (БАС) в общем количестве 16 шт.; приборами спутниковой навигации (навигатор) в количестве 17 шт.; комплексами навигационными для летчика-наблюдателя в количестве 3шт.; радиостанциями УКВ диапазона стационарные авиационного канала связи в количестве 3 шт.; радиостанциями УКВ диапазона возимые наземного канала связи в количестве 50 шт.; радиостанциями УКВ диапазона носимые авиационного канала связи в общем количестве 30 шт.; радиостанциями УКВ диапазона носимые наземного канала связи в общем количестве 72 шт.; терминалами спутниковой связи в количестве 17 шт.; звуковещательными устройствами (переносными) в количестве 13 шт.; средствами индивидуальной защиты лесного пожарного (десантника-пожарного) в комплекте - защитная одежда из огнестойкой ткани (предназначенная для выполнения работ по тушению лесных пожаров), ботинки (сапоги), перчатки, защитная каска, защитные очки, универсальная накидка из огнестойкой ткани, средства защиты органов дыхания, персональные свисток и компас, индивидуальный фонарь, индивидуальная емкость для воды объемом не менее 0,8 л, индивидуальная аптечка первой помощи в общем количестве 59 шт.; индивидуальными полевыми рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами в количестве 29 шт.; спальными мешками в количестве 27 шт.; палатками для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов в количестве 94 шт.; тентами бивуачными в количестве 4 шт.; контейнерами съемными для транспортировки группового полевого снаряжения в количестве 6 шт.; контейнерами съемными для перевозки пожарного инвентаря в количестве 24 шт.; комплектами емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л. (канистра, бидон, контейнер, индивидуальные носимые емкости "мягкого" типа или аналоги) в количестве 4 шт.; прожекторами переносными световой силой не менее 1000 люмен в количестве 47 шт.; лодками надувными грузоподъемностью не менее 350 кг. в количестве 10 шт.; переносными генераторами электричества мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте в количестве 10 шт.; комплектами сигнальных лент или флажков (знаков) в количестве 11 шт.; швейными машинами в количестве 2 шт.; весами напольными грузовыми с возможностью измерения массы десантного имущества не менее 120 кг в количестве 3 шт.; спусковыми устройствами для десантирования людей и грузов из вертолетов в режиме висения в комплекте в количестве 3 шт.; грузовыми парашютными системами в количестве 8 шт.; транспортными грузовыми контейнерами в комплекте в количестве 8 шт.; комплектами для снятия парашютов (КСП) в количестве 17 шт.; сетями грузовыми для транспортировки грузов на внешней подвеске вертолета в количестве 6 шт.; комплектами пожаробезопасными емкостями для транспортировки горюче-смазочных материалов в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л в количестве 29 шт.; ручным комбинированным лесопожарным орудием типа - топор-мотыга ("пуласки"), или лесопожарные грабли, или хлопушка (жесткого, или мягкого типа), или кусторез, или секатор, или функциональные аналоги в количестве 144 шт.
Решение суда вступило в закону силу {Дата}, взыскателю выдан исполнительный лист № {Номер} от {Дата}.
{Дата} судебным приставом –исполнителем МОСП по ИОИП ГУФССП России по Кировской области Даниловой Д.С. на основании данного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство {Номер} министерству лесного хозяйства Кировской области установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения постановления.
Указанное постановление {Дата} направлено должнику в порядке, предусмотренном ч. 2.1 ст. 14 Федерального закона № 229-ФЗ, что подтверждается скриншотом из АИС ФССП с отметкой о прочтении постановления должником {Дата}.
Ввиду нарушения сроков исполнения исполнительного документа постановлением судебного пристава–исполнителя МОСП по ИОИП ГУФССП России по Кировской области Даниловой Д.С. от {Дата} с министерства лесного хозяйства Кировской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.
Принимая во внимание, что о возбуждении исполнительного производства {Номер} от {Дата} министерству лесного хозяйства Кировской области было известно, начиная с {Дата}, однако в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, его требования не были исполнены в полном объеме, суд приходит к выводу о том, что постановление судебного пристава-исполнителя от {Дата} о взыскании исполнительского сбора является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Вместе с тем в соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (п. 74 постановления Пленума ВС РФ № 50).
Из буквального толкования данных положений следует, что разрешение вопроса об освобождении от уплаты исполнительского сбора или о снижении его размера следует руководствоваться положениями ст. 401 ГК РФ.
Статьей 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 75 постановления Пленума ВС РФ № 50, при применении положений части 7 статьи 112 указанного выше федерального закона об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский»).
Таким образом, наличие вины должника в несоблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа, должно устанавливаться в каждом конкретном случае.
Как следует из материалов дела, министерство лесного хозяйства Кировской области, нарушив срок исполнения требований исполнительного документа, предприняло все возможные меры для его надлежащего исполнения, а именно во исполнение решения суда, в рамках реализации национального проекта в {Дата} году приобретены:
- мотопомпы (переносные) производительностью свыше 600 литров/мин. в количестве 10 штук (инвентарные номера {Номер} от {Дата}, {Номер} от {Дата}),
- прицепные модули в количестве 3 штук (инвентарные номера: {Номер}),
- пожарные стволы в количестве 5 штук (инвентарные номера {Номер}),
- мобильные пожарные резервуары (емкости) открытого типа (каркасная, надувная и пр.) в количестве 24 штук (инвентарные номера {Номер} от {Дата})
В 2023 году осуществлены государственные закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-Ф3 «O контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приобретены:
- тепловизоры (портативные), контракт заключен {Дата};
- метеостанции с анемометром полевые (карманные), контракт заключен {Дата};
- комплексы мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотной авиационной системой (БАС), контракт заключен {Дата};
- комплексы навигационные для летчика-наблюдателя, контракт заключен {Дата};
- радиостанции УКВ диапазона возимые наземного канала связи, контракт заключен {Дата};
- радиостанции УКВ диапазона носимые авиационного канала связи в общем, контракт заключен {Дата},
- радиостанции УКВ диапазона носимые наземного канала связи в общем, контракт заключен {Дата};
-звуковещательные устройства (переносные), контракт заключен {Дата};
- индивидуальные полевые рюкзаки или индивидуальные разгрузочные системы, контракт заключен {Дата};
- спальные мешки, контракт заключен {Дата};
- палатки для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов, контракт заключен {Дата};
- тенты бивуачные, контракт заключен {Дата};
-контейнеры съемные для транспортировки- группового полевого снаряжения, контракт заключен {Дата};
- контейнеры съемные для перевозки пожарного инвентаря, контракт заключен {Дата};
- комплекты емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л. (канистра, бидон, контейнер, индивидуальные носимые емкости "мягкого" типа или аналоги), контракт заключен {Дата};
- прожекторы переносные световой силой не менее 1000 люмен, контракт заключен {Дата};
- лодки надувные грузоподъемностью не менее 350 кг, контракт заключен {Дата};
- переносные генераторы электричества мощностью 0,8-5 кВт, контракт заключен {Дата};
- комплекты сигнальных лент или флажков (знаков), контракт заключен {Дата};
- весы напольные грузовые с возможностью измерения массы десантного имущества не менее 120 кг, контракт заключен {Дата};
- спусковые устройства для десантирования людей и грузов из вертолетов в режиме висения в комплекте, контракт заключен {Дата};
- грузовые парашютные системы, контракт заключен {Дата};
- транспортные грузовые контейнеры в комплекте, контракт заключен {Дата};
- комплекты для снятия парашютов (КСП), контракт заключен {Дата};
-сети грузовые для транспортировки грузов на внешней подвеске вертолета, контракт заключен {Дата};
- комплекты пожаробезопасных емкостей для транспортировки горюче- смазочных материалов в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л, контракт заключен {Дата};
- ручные комбинированные лесопожарные орудия типа - топор-мотыга («пуласки»), или лесопожарные грабли, или хлопушка (жесткого, или мягкого типа). или кусторез, или секатор, или функциональные аналоги, контракт заключен {Дата};
- терминалы спутниковой связи, контракт заключен {Дата}.
КОГСАУ «Лесоохрана» также проведен:
- сбор коммерческих предложений с целью закупок тепловизоров портативных;
- сбор коммерческих предложений с целью закупок комплексов мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотной авиационной системой (БАС); в настоящий момент осуществляется подготовка документации о проведении электронного аукциона;
- сбор коммерческих предложений с целью закупок радиостанций УКВ диапозона возимых наземного канала;
- сбор коммерческих предложений с целью закупок радиостанций УКВ диапозона носимых авиационного канала связи;
- сбор коммерческих предложений с целью закупок радиостанций УКВ диапозона носимых наземного канала связи;
- электронный аукцион с целью закупок метеостанций с анемометром полевых (карманных); электронный аукцион прошел без заявок, в настоящий момент проводится новый анализ ценовых предложений для проведения повторной закупки, так как отсутствие заявок связано с резким изменением цен на рынке.
Кроме того, с целью исполнения решения суда административным истцом неоднократно направлялись письма с просьбами о выделении дополнительного финансирования в области лесных отношений в Федеральное агентство лесного хозяйства, в Правительство Кировской области. Средства субвенций федерального бюджета министерству в {Дата} г. не были предоставлены.
Суд убежден, что указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии виновного поведения министерства лесного хозяйства Кировской области при исполнении требований судебного пристава-исполнителя.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что имеются основания для освобождения министерства лесного хозяйства Кировской области от исполнительского сбора по исполнительному производству от {Дата}{Номер} в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление министерства лесного хозяйства Кировской области удовлетворить частично.
Освободить министерство лесного хозяйства Кировской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУФССП России по Кировской области Даниловой Дарьи Сергеевны от {Дата} по исполнительному производству {Номер}
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья: /подпись/ Н.П.Ковтун
Решение суда в окончательной форме составлено 28.09.2023 г.