ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 430010-01-2019-001682-92 от 22.05.2020 Вятскополянского районного суда (Кировская область)

№ 2-141/2020

УИД № 43RS0010-01-2019-001682-92

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вятские Поляны 22 мая 2020 года

Вятскополянский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Анисимова Д.Е.,

с участием: истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3,

при секретаре Овсянниковой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному Учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по стаорсти, обязании включить периоды трудовой деятельности истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась с исковым заявлением к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное) об обязании включить периоды трудовой деятельности истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости.

В обоснование иска указала, что дата она обратилась в Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с п. 9 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Общий страховой стаж истца составляет более 20 лет, стаж работы в плавсоставе на судах, не относящихся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, рейдовым, служебно-вспомогательным и разъездным судам составляет более 10 лет. На момент обращения в Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное) ей исполнилось 50 лет. Согласно п. 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» она имела право на назначение досрочной страховой пенсии.

Однако ответчик принял решение от дата об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с тем, что отсутствует требуемая продолжительность стажа работы в плавсоставе на судах, не относящихся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, рейдовым, служебно-вспомогательным и разъездным судам.

Данный отказ мотивирован тем, что из всего периода работы истца с 01.04.1988 года по 23.07.2001 года в филиале «Порт Вятские Поляны» открытого акционерного общества «Вятское речное пароходство» г. Вятские Поляны Кировской области, полными навигационными периодами являются периоды работы на Гравиесортировочном комплексе «Портовый-3» с даты укомплектования согласно штатного расписания по дату вывода из эксплуатации в связи с окончанием навигации и перевода судна на зимний отстой: с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата (4 года). Оставшиеся периоды работы ответчик засчитал в стаж на соответствующих видах работ по фактической продолжительности в течение неполного навигационного сезона.

Кроме этого, ответчик считает, что не подлежит включению в специальный стаж периоды работы в неполную навигацию:

с дата по дата – отгулы за навигацию 1991 года;

с дата по дата – отгулы в счет навигации 1994 года;

с дата по дата – отгулы за навигацию 1995 года; дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата– межнавигационный отпуск;

дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, дата – период работы в после навигационный период.

Считает, что решение ответчика является незаконным по следующим основаниям.

При определении права на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 9 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

Статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. В тех случаях, когда отсутствует трудовая книжка, в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные сведения, либо отсутствует пункт записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на заработную плату.

Основным и достаточным документом, подтверждающим наличие льготного трудового стажа, является трудовая книжка истца, в которой имеется запись работодателя о ее работе в Речном порту Вятские Поляны в должности <данные изъяты> «Портовый-3», <данные изъяты> № 781, <данные изъяты>, <данные изъяты> теплохода ПС -213, <данные изъяты> в период с 01.04.1988 года по 31.03.2003 года.

Записи в ее трудовую книжку были внесены в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях от 20 июня 1974 г. № 162.

Считает, что нижеследующие периоды работы должны быть включены в специальный стаж, как полные навигационные периоды и засчитаны в льготном исчислении за полный год работы: с дата по дата (203 дня), с дата по дата (175 дней), с дата по <данные изъяты> (172 дня) должен быть засчитан с дата по дата.

Навигация - это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте.

На основании Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ условия плавания судов по внутренним водным путям устанавливается бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Ежегодно государственные бассейновые управления водных путей издают соответствующие приказы об открытии (весной) и закрытии (осенью) навигации на определенных участках бассейнов рек.

В соответствии с пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями27,28Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002, периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

Если навигационный период отработан не полностью, при подсчете стажа на соответствующих видах работ, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, периоды таких работ, выполняемых постоянно в течение полного рабочего дня, исчисляются в календарном порядке по его фактической продолжительности, т.е. учитывается вся работа на судне в должности плавсостава, включая очередные отпуска и периоды отгулов.

Вместе с тем, по причинам, не зависящим от работника, как правило, начало и окончание навигации, установленной бассейновым управлением водных путей, не совпадают с датой выхода судна в рейс и датой возвращения его по завершении работ в порт приписки. Например, в связи с тем, что не все суда одновременно могут выйти в рейс, издаются приказы о вводе конкретных судов в эксплуатацию, в которых указываются разные даты их выхода в рейс, и приказы о подготовке судов к отстою, в соответствии с которыми суда могут возвращаться в порт на 5-10 дней раньше закрытия навигации.

Согласно п. 5.2 Федерального отраслевого соглашения по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации под работой в течение полного навигационного периода понимается выполнение работы в качестве плавсостава в течение не менее 180 календарных дней при эксплуатации судов в условиях неограниченного периода навигации и не менее 80 процентов официальной продолжительности навигационного периода, определенного в установленном порядке на отдельных участках соответствующих бассейнов, при эксплуатации судов в условиях ограниченного периода навигации.

Согласно справке от дата «О продолжительности навигационных периодов» плановый период навигации по Вятскому бассейну составляет 180 суток (с 25 апреля по 21 октября). Фактическая продолжительность навигационных периодов зависела от погодных, гидрологических условий, от сроков вскрытия реки ото льда весной и начала льдообразования осенью. В среднем период навигации составлял 188 суток. Следовательно:

Период навигации 1988 года, установленный в централизованном порядке составляет 180-188 дней, с 25 апреля по 21 октября 1988 года, а период навигации судна, на котором работала истец с дата по дата (203 дня), то есть период работы судна, к которому была приписана истец, составил в 1988 году- более 80 % официального периода.

Период навигации 1992 года, установленный в централизованном порядке составляет 180-188 дней, с 25 апреля по дата, а период навигации судна, на котором она работала с дата по дата (175 дней), то есть период работы судна, к которому была приписана истец, составил в 1992 году- более 80 % официального периода.

Период навигации 1993 года, установленный в централизованном порядке составляет 180-188 дней, с 25 апреля по дата, а период навигации судна, на котором она работала с дата по дата (172 дня), то есть период работы судна, к которому была приписана истец, составил в 1992 году- более 80 % официального периода.

Следовательно, период ее работы: с дата по дата (203 дня) должен быть засчитан с дата по дата; с дата по дата (175 дней) должен быть засчитан с дата по дата; с дата по 01.101993 (172 дня) должен быть засчитан с дата по дата.

Так же необоснованно не включены в специальный стаж работы нижеследующие периоды: с дата по дата – отгулы за навигацию 1991 года; с дата по дата – отгулы в счет навигации 1994 года (4 месяца 10 дней); с дата по дата – отгулы за навигацию 1995 года; с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата – межнавигационный отпуск.(1 год 4 месяца 23 дня); дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, дата – период работы в после навигационный период. (20 дней).

В соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ засчитывается в специальный трудовой стаж за год работы. В стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествующие или следовавшие за работами, выполняемыми на судах. К таким периодам относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочные операции, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, периоды нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых в резерве и отгулах, а также периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу.

Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 года N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествующие такой работе или непосредственно следовавшие за такой работой.

К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им установленного законодательством возраста, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (то есть не изменяющие характера и условий труда).

К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.

Таким образом, необходимо включить в специальный стаж работы истца межнавигационные отпуска и отгулы, поскольку указанные периоды непосредственно предшествовали или следовали за работами, выполняемыми на судах в течение навигационных периодов, и в вышеуказанные периоды за ним сохранялось рабочее место и заработная плата.

Полагает, что ответчик обязан назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права на назначение досрочной страховой пенсии.

На основании изложенного, просит обязать ответчика зачесть в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в плавсоставе на судах, не относящихся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, рейдовым, служебно-вспомогательным и разъездным судам, навигационные периоды с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата как полные навигационные периоды в льготном исчислении за полный год работы каждый навигационный период; обязать ответчика включить период работы в стаж работы в плавсоставе на судах, не относящихся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, рейдовым, служебно-вспомогательным и разъездным судам: с дата по дата – отгулы за навигацию 1991 года, с дата по дата – отгулы в счет навигации 1994 года (4 месяца 10 дней); с дата по дата– отгулы за навигацию 1995 года; с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата – межнавигационный отпуск (1 год 4 месяца 23 дня), дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, дата– период работы в после навигационный период (20 дней); обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права на назначение досрочной страховой пенсии.

При рассмотрении дела истец ФИО1 увеличила исковые требования, дополнительно просила признать незаконным решение Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное) от дата об отказе в назначении досрочной страховой пенсии.

Представитель ответчика Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное) ФИО3 исковые требования не признал. Пояснил, что при дополнительной проверке обжалуемого решения Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное) от дата об отказе в установлении пенсии было установлено: в специальный стаж истца включены периоды с дата по дата, с дата по дата – отгулы за навигацию 1992 года (вместо неверно указанного в решении 1991года), очередной отпуск. Указанные периоды учтены согласно отработанному времени, так как навигация за 1992 год отработана не полностью (окончание работы в 1992 году, согласно архивной справке Л-05-01 от дата, связано не с окончанием навигации, а с окончанием добычи обогащенной песчано-гравийной смеси). В специальный стаж истца включены периоды с дата по дата; с дата по дата – отгулы за навигацию 1994 года, очередной отпуск. Указанные периоды учтены согласно отработанному времени, так как навигация за 1994 год отработана не полностью (окончание работы в 1994 году согласно архивной справке Л-05-01 от дата, связано не с окончанием навигации, а с отсутствием объемов работ); в специальный стаж истца включены периоды с дата по дата; с дата по дата – отгулы за навигацию 1996 года (вместо неверно указанного в решении 1995 года), очередной отпуск. Указанные периоды учтены согласно отработанному времени, так как навигация за 1996 год отработана не полностью (в 1996 году истцу предоставлялись отпуск без сохранения заработной платы, ученический отпуск). Периоды с дата по дата (отгулы за навигацию 1991 года), с дата по дата (очередной отпуск за период с дата по дата) не включены в специальный стаж истца, поскольку навигация за 1991 год истцом отработана полностью, поэтому все периоды, относящиеся к 1991 году, уже зачтены во временном выражении с дата по дата. в связи с чем, удовлетворение исковых требований истца по данным периодам приведет к двойному подсчету одних и тех же периодов. Период с дата по дата (отгула в счет навигации за 1994 год) не включен в специальный стаж истца, так как отгулы в счет навигации могут предоставляться только после завершения навигации, а к дата навигация 1994 года не была завершена (согласно архивной справке Л-05-01 от дата навигация в 1994 году была завершена дата). Периоды с дата по дата (отгулы за навигацию за 1996 год): так как навигация за 1995 год истцом отработана полностью, поэтому все периоды, относящиеся к 1995 году, уже зачтены во временном выражении с дата по дата. Удовлетворение исковых требований истца по данным периодам приведет к их двойному подсчету, что недопустимо.

Принимая во внимание доводы сторон, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с п. 9 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В то же время согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 N 350-ФЗ гражданам, которые указаны вчасти 1 статьи 8,пунктах 19-21 части 1 статьи 30,пункте 6 части 1 статьи 32Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственноприложениями 6и7к указанному Федеральномузакону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» согласно переходных положений с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже 9 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

При определении права на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 9 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» исчисление стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

Из содержания п. 9 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вытекает, что страховая пенсия по старости назначается досрочно плавсоставу тех судов, которые выполняют работы согласно их предназначению, за пределами акватории порта. Это обусловлено тем, что данные работы производятся в длительном отрыве от берега в тяжелых погодно-климатических условиях. Плавсостав указанных судов приобретает право на досрочное пенсионное обеспечение независимо от того. Какие работы выполняет судно: перевозку грузов, пассажиров или добычу, обработку рыбы и морепродуктов, прием готовой продукции на промысле и другие работы. Для назначения пенсии в связи в особыми условиями труда необходимо, чтобы работник был зачислен в плавающий состав, а судно, на котором он работал, не относилось к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Навигация - это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте.

На основании Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ условия плавания судов по внутренним водным путям устанавливается бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

В связи с чем, ежегодно государственные бассейновые управления водных путей издают соответствующие приказы об открытии (весной) и закрытии (осенью) навигации на определенных участках бассейнов рек.

В соответствии с пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями27,28Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002г., периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

Если навигационный период отработан не полностью, при подсчете стажа на соответствующих видах работ, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, периоды таких работ, выполняемых постоянно в течение полного рабочего дня, исчисляются в календарном порядке по его фактической продолжительности, т.е. учитывается вся работа на судне в должности плавсостава, включая очередные отпуска и периоды отгулов.

Вместе с тем, по причинам, не зависящим от работника, как правило, начало и окончание навигации, установленной бассейновым управлением водных путей, не совпадают с датой выхода судна в рейс и датой возвращения его по завершении работ в порт приписки. Например, в связи с тем, что не все суда одновременно могут выйти в рейс, издаются приказы о вводе конкретных судов в эксплуатацию, в которых указываются разные даты их выхода в рейс, и приказы о подготовке судов к отстою, в соответствии с которыми суда могут возвращаться в порт на 5-10 дней раньше закрытия навигации.

Согласно п. 5.2 Федерального отраслевого соглашения по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации под работой в течение полного навигационного периода понимается выполнение работы в качестве плавсостава в течение не менее 180 календарных дней при эксплуатации судов в условиях неограниченного периода навигации и не менее 80 процентов официальной продолжительности навигационного периода, определенного в установленном порядке на отдельных участках соответствующих бассейнов, при эксплуатации судов в условиях ограниченного периода навигации».

Статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены и настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.

Согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, также, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений. Трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы и начисления заработной платы, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи.

В соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествующие или следовавшие за работами, выполняемыми на судах. К таким периодам относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочные операции, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, периоды нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых в резерве и отгулах, а также периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу.

Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 года N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествующие такой работе или непосредственно следовавшие за такой работой.

К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им установленного законодательством возраста, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (то есть не изменяющие характера и условий труда).

К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.

Согласно п. 1.2.21 СанПиН 2.5.2-703-98 экипаж судна - это лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров. Членами экипажа являются как его командный состав: администрация судна - капитан (командир) и его помощники (штурманы), судовые механики (электромеханики), медработники, директор ресторана (на пассажирских судах), так и рядовой состав: члены экипажа, не входящие в состав администрации судна, - матросы, мотористы, электрики, радисты, повара, проводники, официанты, буфетчики.

Установлено, что ФИО1 обратилась к ответчику ГУ-УПФ РФ в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии.

В заключении по документам о трудовом стаже от дата ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине того, что отсутствует требуемая продолжительность стажа работы в плавсоставе на судах, не относящихся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, рейдовым, служебно-вспомогательным и разъездным судам.

Из всего периода работы с дата по дата в филиале «Порт Вятские Поляны» открытого акционерного общества «Вятское речное пароходство» г. Вятские Поляны Кировской области, полными навигационными периодами являются периоды работы на Гравиесортировочном комплексе «Портовый-3» с даты укомплектования согласно штатного расписания по дату вывода из эксплуатации в связи с окончанием навигации и перевода судна на зимний отстой: с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата (4 года). Периоды работы истца с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата; с дата по дата, с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата, с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата, с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата ответчик засчитал в стаж на соответствующих видах работ по фактической продолжительности в течение неполного навигационного сезона.

Кроме этого, ответчик, считает, что не подлежит включению в специальный стаж периоды работы в неполную навигацию:

с дата по дата – отгулы за навигацию 1991 года;

с дата по дата – отгулы в счет навигации 1994 года;

с дата по дата – отгулы за навигацию 1995 года; дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по 02.05.1999– межнавигационный отпуск;

дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, дата – период работы в после навигационный период.

В представленной трудовой книжке, выданной дата на имя ФИО (ФИО) Т.И., дата года рождения, имеются, в частности, следующие записи:

- от дата – запись о принятии на работу в Речной порт Вятские Поляны <данные изъяты> «Портовый-3» согласно приказу от дата;

- от дата – запись о переводе <данные изъяты> согласно приказу от дата;

- от дата – запись о преобразовании Порта Вятские Поляны в обособленное подразделение АООТ «ВРП» - порт Вятские Поляны согласно приказа АООТ «ВРП» от дата;

- от дата – запись о переименовании обособленного подразделения Порт Вятские Поляны АООТ «Вятское речное пароходство» в филиал Порт Вятские Поляны ОАО «Вятское речное пароходство» согласно распоряжению регистрационно-лицензионной палаты от дата;

- от дата о переводе <данные изъяты> согласно приказу от дата:

- от дата о переводе <данные изъяты>» согласно приказу от дата.

Согласно свидетельству о заключении брака II-ИР от дата, выданному гор. ЗАГСА <адрес>, ФИО и ФИОдата заключили брак, после заключения брака присвоены фамилии ФИО, ФИО.

В соответствии с архивной справкой Л-05-01 от дата, выданной МКУ «Районный архив» «Муниципальный архив <адрес>», истец непосредственно работала на судах с даты их укомплектования согласно штатного расписания на гравиесортировочном комплексе «Портовый-3» в должности <данные изъяты> в периоды; с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата; в должности <данные изъяты> в периоды с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата; в <данные изъяты> брандвахты в периоды с дата по дата; на пароме в должности <данные изъяты> в период с дата по дата.

Уточняющая справка от дата, выданная Вятским линейным отделом Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта содержит сведения о приписке судов Вятского речного пароходства, которые не относились к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта служебно-вспомогательным и разъездным судам, рейдовым судам, в том числе гравиесортировочный комплекс «Портовый-3».

Уточняющая справка от дата, выданная ФИО4 линейным отелом Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта содержит сведения о приписке судов Вятского речного пароходства, теплоход «ПС-213» относился к судам пригородного сообщения, использовался на перевозке пассажиров на внутригородской линии (пассажирской переправе).

Согласно информационной справке «О продолжительности навигационных периодов» от дата, выданной Вятским линейным отделом Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, плановый период навигации по Вятскому бассейну составляет 180 суток (с 25 апреля по 21 октября), фактическая продолжительность навигационных периодов зависит от погодных, гидрологических условий, от сроков вскрытия реки ото льда весной и начала льдообразования осенью. В среднем период навигации составлял 188 суток.

Периоды работы истца с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата не могут быть включены как полные навигационные периоды в льготном исчислении за полный год работы каждый навигационный период, подлежат зачету в календарном исчислении, согласно отработанному времени, так как навигация за 1998 год открыта дата и в связи с окончанием навигации дата выведена из эксплуатации. За 1992 год отработана не полностью (окончание работы в 1992 году, согласно архивной справке Л-05-01 от дата, связано не с окончанием навигации, а с окончанием добычи обогащенной песчано-гравийной смеси), так как навигация за 1992 год отработана не полностью (окончание работы в 1992 году, согласно архивной справке Л-05-01 от дата, связано не с окончанием навигации, а с окончанием добычи обогащенной песчано-гравийной смеси). Навигация в 1993 году отработана дата в связи с окончанием добычи минерально-строительных грузов в навигацию 1993 года.

Согласно п. 9 Указаний Министерства социальной защиты населения РСФСР от дата N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами.

К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им установленного законодательством возраста, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда).

К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.

Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что в стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, не включаются периоды нахождения работника в неоплачиваемом резерве, периоды за которые отсутствуют сведения о зачислении на судно и иные.

Согласно архивной справке Л-05-01 от дата, выданной МКУ «Районный архив» «Муниципальный архив <адрес>», акту документальной проверки факта работы от дата имеются приказы о направлении истца в межнавигационные отпуска и об отзыве из межнавигационных отпусков: с дата по дата, с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата. Согласно копиям лицевых счетов по начислению заработной платы ФИО1 за 1992 год, за 1993 год, за 1994 год, за 1996 год, за 1997 год, за 1998 год, за 1999 год имеются сведения о том, что работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.

Таким образом, межнавигационные отпуска являлись оплачиваемыми, в указанные периоды работодатель производил обязательные отчисления из заработка истца, в т.ч. в орган Пенсионного фонда РФ.

Учитывая, что специфика работы в плавсоставе подразумевает не полную занятость в течение всего календарного года, а периодическую, в зависимости от навигационного периода, спорные периоды нахождения истца в дополнительных оплачиваемых отпусках, каковым является межнавигационный отпуск, подлежат включению в специальный стаж. поскольку они непосредственно связаны с выполнением истцом трудовых обязанностей в плавсоставе и предоставлены по окончании рейса.

В специальный стаж истца не могут быть включены периоды с дата по дата (отгулы за навигацию 1991 года), с дата по дата (очередной отпуск за период с дата по дата), поскольку навигация за 1991 год истцом отработана полностью, поэтому все периоды, относящиеся к 1991 году, уже зачтены во временном выражении с дата по дата, в связи с чем, удовлетворение исковых требований истца по данным периодам приведет к двойному подсчету одних и тех же периодов. В специальный стаж истца не может быть включен период работы с дата по дата (отгул в счет навигации за 1994 год), так как отгулы в счет навигации могут предоставляться только после завершения навигации, а к дата навигация 1994 года не была завершена (согласно архивной справке Л-05-01 от дата навигация в 1994 году была завершена дата). В специальный стаж истца не могут быть включены периоды с дата по дата (отгулы за навигацию за 1996 год): так как навигация за 1995 год истцом отработана полностью, поэтому все периоды, относящиеся к 1995 году, уже зачтены во временном выражении с дата по дата. В связи с чем, удовлетворение исковых требований истца по данным периодам приведет к двойному подсчету одних и тех же периодов.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При суммировании данных оспариваемых периодов с неоспариваемым периодом (08 лет 09 месяцев 03 дня), специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на дату обращения в орган Пенсионного фонда 18.11.2019 составляет более 10 лет, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить в части.

Признать незаконным решение Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное) от дата об отказе в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области (межрайонное) включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в плавсоставе на судах, не относящихся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, рейдовым, служебно-вспомогательным и разъездным судам, периоды межнавигационных отпусков: с дата по дата, с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата.

Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от дата № 400-ФЗ с дата.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Д.Е. Анисимов

Справка: Решение в окончательной форме принято 28.05.2020

Судья Д.Е. Анисимов