Дело № 2-634/2022
УИД № 43RS0010-01-2022-000812-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2022 г. г. Вятские Поляны
Вятскополянский районный суд Кировской области, в составе:
председательствующего судьи – Логинова А.А.,
при секретаре – Шайхутдиновой Э.Р.,
с участием:
прокурора – Антонова Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вятскополянского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ Лицей пгт. Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Вятскополянский межрайонный прокурор обратился в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц в суд с исковым заявлением к МКОУ Лицей пгт. Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области, в котором просил устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов: создать условия инвалидам и маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения по адресу: в соответствии с требованиями п.п.6.1.1, 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904пр. Иск мотивирован тем, что проведенной Вятскополянской межрайонной прокуратурой проверкой в деятельности МКОУ лицей пгт. Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области установлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья. В частности, вход в здание МКОУ лицей пгт. Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области по указанному выше адресу не приспособлен в полном объеме для нужд инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, посредством технических приспособлений (иных способов обеспечения доступа) в соответствии с требованиями, предусмотренными строительными нормами и правилами. По данному факту межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено, однако, нарушения не устранены. Поскольку образовательным учреждением не соблюдаются требования законодательства в сфере защиты прав инвалидов, Вятскополянский межрайонный прокурор считает, что в данном случае ущемляются права инвалидов, в том числе, несовершеннолетних, на равные с иными категориями граждан права на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам и услугам и нарушают безопасные условия жизнедеятельности.
В судебном заседании прокурор Антонов Ю.В. поддержал иск по указанным в нем основаниям.
Глава Вятскополянского района ФИО1 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В отзыве указал, что по причине недостаточности доходной части бюджета Вятскополянского района, отсутствует возможность реализации мер, направленных на выполнение предписаний надзорных органов, и оборудования входа в здание школы средствами для доступа инвалидов и маломобильных групп населения в муниципальной общеобразовательной организации.
Директор МКОУ лицей пгт. Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области ФИО2 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве указала, что на данный момент для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных граждан в здание в МКОУ лицей пгт. Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области необходимых денежных средств нет. Администрация Вятскополянского района, как учредитель МКОУ лицей пгт. Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области, обращалась в Министерство финансов Кировской области о возможности выделения из областного бюджета дополнительных средств на создание доступной среды маломобильных граждан. Также подготовлено ходатайство перед Вятскополянской районной Думой о выделении денежных средств для выполнения работ по созданию доступной среды маломобильных граждан.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, и, оценив все доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2).
Согласно ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивными сооружениями, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.
Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам является одной из важнейших задач государственной программы "Доступная среда", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363.
Нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заключается, в том числе, в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях входа.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности, в "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Вятскополянской межрайонной прокуратурой проверки в деятельности МКОУ лицей пгт. Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области установлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, в частности, вход в здание МКОУ лицей пгт. Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области не приспособлен в полном объеме для нужд инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, посредством технических приспособлений (иных способов обеспечения доступа).
26.10.2021 по данному факту межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено, однако, нарушения до настоящего времени не устранены.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Представители Администрации муниципального образования "Вятскополянский муниципальный район", МКОУ лицей пгт. Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области доказательств, подтверждающих устранение указанных нарушений не представили.
Установлено, что образовательным учреждением принимаются меры для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных граждан в здание в МКОУ лицей пгт. Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области. Подготовлено ходатайство перед Вятскополянской районной Думой о выделении денежных средств для выполнения работ по созданию доступной среды маломобильных граждан. Администрация Вятскополянского района, как учредитель МКОУ лицей пгт. Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области, обращалась в Министерство финансов Кировской области о возможности выделения из областного бюджета дополнительных средств на создание доступной среды маломобильных граждан.
Поскольку образовательное учреждение не создало предусмотренных законом и нормативными требованиями условий для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе, несовершеннолетних, чем существенно нарушило права данной категории лиц, суд полагает исковые требования Вятскополянского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
В связи с чем, суд считает правомерным возложить на МКОУ лицей пгт. Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области обязанность оборудовать вход в здание школы, расположенное по адресу: , средствами для доступа инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии с требованиями пп. 6.1.1, 6.1.2 "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденными Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Вятскополянского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать МКОУ Лицей пгт. Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов: создать условия инвалидам и маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения по адресу: соответствии с требованиями п.п.6.1.1, 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904пр.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.
СУДЬЯ А.А. ЛОГИНОВ
Мотивированное решение составлено 28 июля 2022 г.
Решение28.07.2022