ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 430010-01-2023-000299-37 от 13.07.2023 Вятскополянского районного суда (Кировская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

по делу № 2-438/2023

УИД №43RS0010-01-2023-000299-37

13 июля 2023 года г. Вятские Поляны

Вятскополянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Колесниковой Л.И.,

при секретаре Донских М.М.,

с участием прокурора Давлятшиной Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вятскополянского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Краснополянское городское поселение Вятскополянского района Кировской области о возложении обязанности обеспечить допуск к земельному участку,

УСТАНОВИЛ:

Вятскополянский межрайонный прокурор Кировской области обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Краснополянское городское поселение Вятскополянского района Кировской области о возложении обязанности обеспечить допуск к земельному участку, указав, что в ходе проведения проверки по заявлению У.О.Н. на предмет исполнения администрацией МО Краснополянское городское поселение норм действующего законодательства в области обеспечения в период прохождения отопительного сезона в границах городского поселения, а также норм земельного законодательства, было установлено, что земельные участки, по которым проложены над землей магистральные трубы теплоснабжения у домов <адрес>, огорожены заборами, установленными собственниками указанных домов. В результате допуск работников ресурсоснабжающей организации к магистральной трубе теплоснабжения на данных участках невозможен. При этом, в ходе проверки было установлено, что около дома <адрес> отсутствует изоляция теплотрассы, что приводит к потерям тепла. Ресурсоснабжающая организация не имеет беспрепятственного доступа к магистральным сетям теплоснабжения, что не позволяет надлежащим образом обслуживать указанные сети. Данное обстоятельство может привести к срыву отопительного сезона, что повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц. Просили обязать ответчика в срок до 01.07.2023г. принять меры по обеспечению беспрепятственного допуска работников ресурсоснабжающей организации к земельным участкам, расположенным по адресам: <адрес>, по которым проходят магистральные трубы теплоснабжения.

В ходе рассмотрения дела прокурор в порядке ст.39 ГПК РФ исковые требования изменил, просил суд обязать ответчика – администрацию МО Краснополянское городское поселение определить границы охранных зон муниципальной тепловой сети, проходящей по земельным участкам, расположенным по адресам: <адрес>. (л.д.212-213).

В судебном заседании помощник прокурора Давлятшина Р.Г. измененные требования поддержала. Суду пояснила, что на <адрес> над землей проходит трубы (магистраль) теплотрассы. Обслуживание теплотрассы осуществляет МУП «Краснополянский водоканал». Земельный участок под домом находится в собственности жильцов дома, остальные земельные участки находятся в муниципальной собственности. Несмотря на это жители указанных домов земельные участки вокруг домов огородили забором и используют их для огородничества. В этой связи работники МУП «Краснополянский водоканал» не могут зайти на территорию земельных участков, огороженных забором, закрытых на замок, и не могут надлежащим образом обслуживать теплотрассу. Согласно п.п.2 п.1 ст.104 Земельного кодекса РФ в целях безопасности эксплуатации объектов энергетики устанавливаются зоны с особым режимом использования указанных территорий, в частности охранная зона тепловых сетей, что предусмотрено п.п.28 п.1 ст.105 Земельного кодекса РФ. На участке по <адрес>, где проходит теплотрасса охранная зона не установлена, что приводит к нарушения требований земельного законодательства и к невозможности обслуживания тепловых сетей и бесперебойного теплоснабжения потребителей. Требование прокурора, направленное в адрес администрации Краснополянского городского поселения об устранении указанных нарушений до настоящего времени не выполнено, беспрепятственный доступ к трубопроводу не предоставлен. В случае установления охранной зоны будет действовать специальный режим, обеспечивающий беспрепятственный доступ к тепловой магистрали работников ресурсоснабжающей организации. В связи с чем просила измененные требования удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования Краснополянское городское поселение Вятскополянского района Кировской области. От заместителя главы администрации М.Н.Г. в суд поступило ходатайство, в котором он просил рассмотреть иск прокурора без участия представителя администрации. (л.д.217).

В отзыве на иск глава администрации Х.А.А. указал, что магистральные трубы теплоснабжения проходят по следующим земельным участкам: 1) <адрес> с кадастровым номером , площадью 434кв.м. – земельный участок находится в муниципальной собственности, жилой дом предоставлен по договору социального найма, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство; 2) <адрес> кадастровыми номерами площадью 286кв.м. и площадью 268кв.м., государственная собственность на которые не разграничена, участки находятся в пользовании собственников дома, права на земельные участки не зарегистрированы, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство; 3) <адрес> кадастровым номером , площадью 240кв.м., государственная собственность на которые не разграничена, участки находятся в пользовании собственников дома, права на земельные участки не зарегистрированы, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство; 4) <адрес> кадастровым номером , площадью 424кв.м. – земельный участок находится в собственности граждан, право собственности зарегистрировано, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство; 5) <адрес> кадастровым номером , площадью 1258кв.м. – земельный участок находится в собственности граждан, право собственности зарегистрировано, разрешенное использование – блокированный жилой дом. 03.03.2023г. состоялась встреча с представителя МУП «Краснополянский водоканал» и собственниками (нанимателями) указанных жилых домов по поводу беспрепятственного доступа к магистральной теплотрассе. Жители домов согласны беспрепятственно допускать работников обслуживающей организации для проведения ремонтных работ магистральной теплотрассы. (л.д.127).

Ответчик Г.Г.В. в судебном заседании пояснил, что живет в квартире <адрес>. Жители соседних домов и он тоже огородили участки у домов для огородничества. Доступ к магистральной ветке для работников МУП «Краснополянский водоканал» всегда открыт, они в любое время могут войти к нему в огород для проведения работ. Если забор перенести и теплотрассу оставить на улицу, то на ней буду сидеть дети, обшивку раздерут. Не возражал против установления охранной зоны вдоль линии теплотрассы.

Ответчики С.Е.Н,, П.П.Ю. в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. (л.д.216).

Ответчики Ж.А.А,, Ч.Н.Г., У.Н.А., К.Н.М., П.И.Ю., П.Л.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще заказной корреспонденцией, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

Представитель третьего лица – МУП «Краснополянский водоканал», директор МУП З.А.В. в судебное заседание не явился, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя МУП «Краснополянский водоканал», указав, что иск прокурора поддерживает. (л.д.218). Ранее, в судебном заседании 26.05.2023г. суду пояснил, что для обеспечения должного обслуживания тепловой магистрали необходим беспрепятственный доступ к сетям. Попасть на территорию огороженных участков, где проходит теплотрасса, работники МУП «Краснополянский водоканал» не могут.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, приходит к следующим выводам.

В силу подп.2 п.1 ст.104 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе, в целях безопасной эксплуатации объектов энергетики. В указанных целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с п. 28 ст. 105 Земельного кодекса РФ охранная зона тепловых сетей отнесена к видам зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно п. 6 ст. 106 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

В соответствии с ч. 14 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 1 января 2025 года либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2028 г., за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.

Согласно ч. 16 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 1 января 2025 г. установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 г. Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 настоящей статьи.

Частью 16.2 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что до 1 января 2025 г. с заявлением об изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, установленной в соответствии с частью 8 или 16 настоящей статьи, либо об установлении такой зоны в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об изменении или прекращении существования такой зоны, наряду с правообладателем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в связи с размещением которых установлена такая зона, вправе обратиться заинтересованные органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Таким образом, установление охранных зон тепловых сетей на территории муниципального образования Краснополянского городского поселения должно осуществляться на основании решения администрации Краснополянского городского поселения.

Судом установлено, что на территории муниципального образования Краснополянского городского поселения на <адрес> в районе жилых домов охранная зона тепловых сетей не установлена, что не оспаривалось представителем ответчика – администрации пгт.Красная Поляна.

Кроме того, как подтверждается материалами прокурорской проверки, фотографиями, пояснениями представителя МУП «Краснополянский водоканал», ответчиком Г.Г.В. трубы тепловой сети проходят наземно, вдоль указанных домов, и огорожены собственниками домов заборами.

При таких обстоятельствах, учитывая, что не предоставление со стороны административного ответчика доказательств, объективно подтверждающих принятие им соответствующих фактических мер, направленных на установление на территории муниципального образования Краснополянского городского поселения охранных зон тепловых сетей, что приводит к нарушению требований земельного законодательства Российской Федерации, к не возможности обеспечения сохранности элементов тепловых сетей и бесперебойного теплоснабжения потребителей, суд находит исковые требования прокурора о возложении на администрацию муниципального образования обязанности по установлению охранной зоны обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Вятскополянского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Краснополянское городское поселение Вятскополянского района Кировской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить границы охранных зон муниципальной тепловой сети, проходящей по земельным участкам, расположенным по адресам: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья- Л.И.Колесникова.

Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2023 года.

Судья- Л.И.Колесникова.