Дело № 2-2/110/2021 (№43RS0021-02-2020-000387-62)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2021 года пгт Кильмезь
Малмыжский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Шмыковой Г.Н.,при секретаре Овечкиной Т.В., с участием истца ФИО1, его представителя - адвоката Аршиновой Г.Г., предоставившей удостоверение № 16, ордер № 006753; представителя ответчика ОО «Кильмезское районное общество охотников и рыболовов» ФИО5, действующей на основании доверенности от 29.12.2019г., соответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением средства аудиофиксации гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ОО «Кильмезское районное общество охотников и рыболовов» о признании незаконным отказа о выдаче разрешения на добычу копытного животного (лося), о признании в действиях заместителя председателя правления ФИО5 нарушений ч.4 п.4.2 п/п 4.2.1, п/п 4.2.2 Устава общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов»
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к ОО «Кильмезское районное общество охотников и рыболовов» о признании незаконным отказа о выдаче разрешения на добычу копытного животного (лося), о признании в действиях заместителя председателя правления ФИО5 нарушений ч.4 п.4.2 п/п 4.2.1, п/п 4.2.2 Устава общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов»
В обоснование требований указал, что он является членом ОО «Кильмезское РООиР», имеет право на получение разрешений на добычу лесного зверя. 20.07.2020г. им были написаны заявления на выдачу разрешения на добычу медведя, кабана и лося в период охоты на лося с 01.09.2020г. по 30.09.2020г., и на выдачу разрешения на добычу лося в период охоты с 01.11.2020 г. по 31.12.2020 г.
30.10.2020г. заместитель председателя ОО «Кильмезское РООиР» ФИО5 отказала ему в выдаче разрешения на добычу копытного животного (лося) в сроки охоты с 01.11.2020 по 31.12.2020г., мотивировав тем,что заявление подано до официального утверждения лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов, утвержденных Указом губернатора Кировской области № 54 от 24.07.2020г., в связи с чем оно было оставлено без движения и тем, что на 30.10.2020г. лимиты и квоты добычи лося на территории закрепленных охотничьих угодий ОО «Кильмезское РООиР» исчерпаны; при выдаче заявителю разрешения будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов.
Считает, что отказ в выдаче разрешения на добычу лося в сроки с 01.11.2020 по 31.12.2020 г. является незаконным, нарушающим его права, как члена ОО «Кильмезское РООиР».
Выдача разрешения (квоты) производится в соответствие с положениями Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.08.2014 г. № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок, необходимых для выдачи таких разрешений и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных и птиц».
Пропусков срока подачи заявления им не допущено, что подтверждается следующим: физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, для получения разрешения представляет заявление соответствующему охотпользователю в уполномоченном органе либо в природоохранное учреждение, а также документы, предусмотренные настоящим порядком – заявление истцом подано на утвержденном бланке в соответствие с требованиями и необходимыми документами 20.07.2020г. с указанием срока охоты с 01.11.2020 по 31.12.2020 г.
п.3.1 Приложения - срок начала подачи заявлений на получение разрешения на предыдущий сезон охоты может быть установлен законом субъекта РФ в соответствие с ч. 6 ст. 31 Закона об охоте и не может составлять менее 10 календарных дней до установленных в субъекте РФ сроков охоты - заявление им подано за 3 месяца и 10 дней до установленного Указом губернатора Кировской области от 24.07.2020г. сроков охоты на лося с 01.11.2020 по 31.12.2020 г., т.е. не нарушен срок подачи заявления.
Учитывая то, что Указ губернатора Кировской области вступил в законную силу с 24.07.2020г. (с момента подписания), то без движения его заявление могло быть оставлено только на 4 дня после его подачи. Не своевременное рассмотрение его заместителем председателя ОО «Кильмезское РООиР» ФИО5 является нарушением руководства общества.
Просит: 1. признать отказ ОО «Кильмезское РООиР» в выдаче разрешения на добычу копытного животного (лося) от 30.10.2020г. незаконным и отменить; 2. обязать ОО «Кильмезское РООиР» выдать разрешение на добычу копытного животного (лося) в период разрешенной охоты с 01.11.2020 по 31.12.2020 г. согласно его заявления от 20.07.2020г.
19.01.2021 от истца поступило заявление об увеличении исковых требований, согласно которых истец просит:
1. признать отказ ОО «Кильмезское РООиР» в выдаче разрешения на добычу копытного животного (лося) от 30.10.2020г. незаконным и отменить.
Учитывая то, что п.2 исковых требований утратил свою актуальность, в связи с завершением сроков охоты на добычу копытного животного (лося) ДД.ММ.ГГГГ, просит его исключить.
В порядке увеличения исковых требований просит: признать в действиях заместителя председателя правления ФИО3, действующей по доверенности от ОО «Кильмезское РООиР», нарушение части 4 пункта 4.2 п/п 4.2.1, п/п 4.2.2 Устава Общественной Организации «ФИО4 областное общество охотников и рыболовов», при выдаче разрешений на добычу копытного животного (лося) в течение сезона охоты 2020-2021 года.
08.06.2021 от истца поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которого истец просит: обязать ОО «Кильмезское РООиР» выдать ФИО1 разрешение на добычу копытного животного (лося взрослого) в период охоты с 01.11.2021 по 31.12.2021 гг. в счет не выданного разрешения на добычу лося взрослого в период охоты с 01.11.2020 по 31.12.2020г. по заявлению от 20.07.2020. В остальной части исковые требования просит рассмотреть в редакции с учетом ходатайства об увеличении исковых требований от 19.01.2021г.
В судебном заседании истец ФИО2 поддержал требования искового заявления по основаниям изложенным в иске, с учетом уточнения исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ,
просит: признать отказ ОО «Кильмезское РООиР» в выдаче разрешения на добычу копытного животного (лося) от 30.10.2020г. незаконным и отменить;
2.обязать ОО «Кильмезское РООиР» выдатьему разрешение на добычу копытного животного (лося взрослого) в период охоты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г. в счет невыданного разрешения на добычу лося взрослого в период охоты с 01.11.2020 по 31.12.2020г. по заявлению от 20.07.2020г.;
3.признать в действиях заместителя председателя правления ФИО5, действующей по доверенности от ОО «Кильмезское РООиР», нарушение части 4 пункта 4.2 п/п 4.2.1, п/п 4.2.2 Устава Общественной Организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов», при выдаче разрешений на добычу копытного животного (лося) в течение сезона охоты 2020-2021 года и пояснил, что в сети интернет в Контакте имеется страница от имени ОО «Кильмезское РООиР». Данная страница создана заместителем председателя правления данного общества ФИО5, действующей по доверенности. С момента её создания и по настоящее время на ней публикуется информация о деятельности Общества, а также необходимые объявления и сообщения для членов Общества. Информация на странице от имени ОО «Кильмезское РООиР» воспринимается членами общества как руководство к определенным действиям. 5 июня 2021 года ФИО5 вновь опубликовала на данной странице информацию: «Напоминаем, что членские взносы и взносы за трудоучастие за 2021 год должны быть оплачены до 1 июля. Во вложении gr - коды для оплаты взносов через Сбербанк-онлайн или в банкоматах.
25 апреля 2020 г. на данной странице Общества зам.председателя правления ФИО5 была опубликована информация, в которой говорилось о новой форме выдачи охотникам разрешений на добычу охотничьих ресурсов в 2020г. ФИО5 разъяснила, как необходимо оформить заявление на получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов в 2020г.: охотник скачивает бланк заявления, размещенный в данной группе, заполнят его, отправляет через интернет в ОО «Кильмезское РООиР».Далее заявителю охотпользователь направляет электронно квитанцию для оплаты за получение разрешения. Охотник оплачивает данную квитанцию с помощью телефона через приложение Сбербанк-онлайн, после чего прибывает в охотобщество и забирает разрешение.
01 июня 2020г. на странице в Контакте от имени Общества опубликована информация о том, что до 1 июля 2020г. необходимо оплатить членские взносы, а также разъяснение, что оплату взносов можно сделать через данную группу, написав в ней сообщение с указанием ФИО. После получения сообщения ОО «Кильмезское РООиР» направляет заявителю нужные квитанции, которые можно оплатить с помощью мобильного телефона. Данной информацией истец воспользовался через страницу его супруги ФИО6 Данные квитанции были оплачены через мобильное приложение.
8 июня 2020г. на странице в Контакте от имени Общества была опубликована информация о том, что в ОО «Кильмезское РООиР» начался прием заявлений на выдачу разрешений в летне-осенне-зимнем сезоне охоты 2020-2021г.После чего он заполнил бланк заявления с указанием наименования видов охотничьих ресурсов: кабан взрослый; медведь; лось на реву; лось взрослый без разделения по полу и отправил заявление в ОО «Кильмезское РООиР» через группу в Контакте через страницу жены ФИО6 20.07.2020г.
27 июля 2020 г. от ОО «Кильмезское РООиР» через группу в Контакте на страницу ФИО6 пришла квитанция на оплату разрешения на добычу кабана. На остальных животных квитанций не было. 29 июля 2020г. он позвонил ФИО5 и спросил выдает ли она квитанции на медведя и лося, на что она ответила, что на медведя выдают, а на лося будут выдавать за 20 дней до начала охотничьего сезона, сообщила, что если он будет брать разрешение на лося ревного, то сроки охоты на него с 01.09.2020 по 31.09.2020 г., то есть разрешение на него можно будет получить не ранее 10.08.2020 г. 29 июля 2020г. ФИО5 направила ему через страницу в Контакте ФИО6 квитанцию на оплату медведя, на лосей квитанций не было. Квитанции на кабана и медведя он оплатил через мобильное приложение в телефоне Сбербанк онлайн 27 и 31 июля 2020г. 31 июля 2020 года приехал в охотобщество и забрал разрешения на добычу кабана и медведя. 3 августа 2020 г. через ту же страницу в Контакте он получил в свой адрес чеки об оплате квитанций на кабана и медведя от имени Общества. Данный способ оплаты не мог вызывать у него каких-либо сомнений. 21 августа 2020 г. он прибыл в ОО «Кильезское РООиР» оплатил разрешение на лося ревного, получил разрешение. В тот приезд на лося взрослого квитанцию не просил, так как ФИО3 ранее ему было разъяснено, что разрешение на лося выдается за 20 дней до начала охотничьего сезона, а это означало, что получить разрешение возможно будет не ранее ДД.ММ.ГГГГ<адрес> на оплату на лося он ждал до ДД.ММ.ГГГГ, после этого он решил напомнить ФИО5 выслать ему квитанцию, о чем позвонил ей на сотовый телефон, она не ответила, направил ей SMS сообщение и сообщение в группу ОО «Кильмезское РООиР» с просьбой направить ему квитанцию на оплату лося взрослого по заявлению от 20.07.2020г. Квитанция ему направлена не была, ответа не было. 29.10.2020 ФИО5 позвонила ему и они договорились, что он приедет в общество за получением разрешения на добычу лося без разделения по полу 30 октября 2020 г. и произведёт оплату.
30 октября 2020г. приехав в общество, для него был уже подготовлен отказ в выдаче разрешения на лося взрослого. При этом ФИО5 выдавала разрешения на добычу лося с 31 июля 2020г., однако ему своевременно выдать разрешение отказалась, в связи с чем, просит суд признать в действиях заместителя председателя правления ФИО5, действующей по доверенности от имени организации, нарушение п/п 4.2.1, п/п 4.2.2, п.4.2 части 4 Устава ОО «Кировское РООиР»: принципа равноправия и соблюдения в своей деятельности законодательства РФ.
Нарушение принципа равноправия заключается в том, что общество создано на основе общности интересов в охоте и рыбной ловле для защиты этих интересов и достижения этих целей (часть 1 пункт 1.1 Устава организации). В соответствии с ч.2 п.2.1, п/п 2.1.1 Устава данная организация создана в целях содействия и защиты гражданских прав и свобод её членов, удовлетворения их любительских интересов в охоте и рыбной ловле. Предметом деятельности организации является осуществление охоты, рыболовства. (ч.2 п. 2.2 п/п 2.2.4 Устава). Члены общества имеют право в установленном порядке заниматься охотой и рыболовством (ч.5 п.5.5 п/п 5.5.1 Устава). Сама организация обязана организовывать деятельность её членов на принципе равноправия. (ч.4 п.4.2 п/п 4.2.1 Устава). В 2020 году он имел право получить разрешение на добычу копытного животного (лося взрослого) на одинаковых условиях с другими членами ОО «Кильмезское РООиР», но ФИО5, действующая от имени организации по доверенности ввела его в заблуждение, указывая, что разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются за 20 дней до начала открытия охотничьего сезона на данный вид охотничьего ресурса, также она целенаправленно не направила ему по его заявлению квитанцию на оплату за выдачу разрешения на добычу лося взрослого в период охоты с 01.11.2020 по 31.12.2020 гг. В результате этого ФИО5 при организации деятельности членов организации, связанной с выдачей разрешений на добычу охотничьих ресурсов, специально создала разные условия для получения членами ОО «Кильмезское РООиР» данных разрешений. Установленный порядок получения разрешения одними охотниками отличался от порядка получения таких же разрешений другими охотниками. Что касается нарушения законодательства РФ, то порядок приема заявлений и порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов регулируется Приказом Министерства Природных Ресурсов и Экологии РФ № 379 от 29 августа 2014 г. В соответствии с данным приказом, если охотпользователь получил заявление с использованием сети Интернет, то он обязан выдать разрешение заявителю в течение 5 рабочих дней. Если заявление не соответствует предъявленным к нему требованиям, то охотпользователь обязан в течение 7 рабочих дней выдать заявителю мотивированный отказ в выдаче разрешения.
Его заявление было получено ФИО5 20.07.2020г, а отказ на него он получил 30 октября 2020г. Данный отказ не может быть законным, так как при рассмотрении его заявления охотпользователь нарушил сроки рассмотрения заявления на выдачу охотничьих ресурсов от физических лиц, предусмотренные Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 379 от 29.08.2014 года.
Считает, что ФИО5 умышленно сделала всё для того, чтобы он не смог получить разрешение на добычу лося взрослого даже 30.10.2020 года, раздав все разрешения егерям для проведения коммерческих охот, которые проводились в декабре, он готов был оплатить данное разрешение уже 29.07.2020 года, затем 28 и 29 октября 2020 и на момент обращения квоты исчерпаны не были.
Представитель истца адвокат Аршинова Г.Г. в судебном заседании поддержала позицию своего доверителя, настаивает на удовлетворении уточнённых исковых требований.
Представитель ответчика ОО «Кильмезское РООиР» ФИО5, действующая по доверенности от 29.12.2019 года, на основании определения суда от 06.05.2021г. являясь соответчиком, уточнённые исковые требования не признала, предоставила письменное возражение, согласно которого указывает, что в силу п.п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона № 209-ФЗ выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов охотнику осуществляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившим охотхозяйственное соглашение. В соответствии с п. 8.1.4 охотхозяйственного соглашения Охотпользователь вправе выдавать разрешения только в пределах установленных квот. Указом губернатора Кировской области № 54 от 24 июля 2020 года утверждены квоты и лимиты добычи на лося в закрепленных охотничьих угодьях Кильмезского РООиР. По состоянию на 17 часов 29 октября 2020 года Охотпользователем было выдано 6 разрешений на добычу лося (самца во время гона) при квоте 9 особей, 7 разрешений на добычу лося (до 1 года) при квоте 7 особей, 27 разрешений на добычу лося (без разделения по половому признаку) при квоте 20 особей, так как во время гона (01.09.2020-30.09.2020) было добыто 2 самца при квоте 9 особей, количество недобытых 7 особей разрешается к добыче в сроки, установленные для добычи лося взрослого без разделения по половому признаку (01.11.2020-31.12.2020). Поводов для отказа в выдаче разрешений гражданам, обратившимся с 31 июля по 29 октября 2020 года по основаниям, предусмотренным п. 17.7 Приказа от 29 августа 2014 г. N 379 у неё не было. Пунктом 13 Приказа устанавливается, что при личном обращении, представлении заявителем заявления на выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов охотпользователь оформляет разрешение путем заполнения бланка разрешения в течение 1 рабочего дня. Три разрешения на добычу лося взрослого были выписаны на штатных работников охотпользователя для оказания услуг по организации охоты.
30 октября 2020 года ФИО1 обратился в Кильмезское РООиР с просьбой выдать ему по ранее поданному заявлению от 20.07.2020 года разрешение на добычу копытного животного (лося) в сроки охоты с 01.11.2020 по 31.12.2020 года. 30 октября 2020 года, в соответствии с п. 13 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 августа 2014 г. N 379 ему под роспись был вручен мотивированный отказ в выдаче разрешения по основаниям, указанных в п. 17.7 Приказа (при выдаче заявителю разрешения будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов), так как на момент обращения ФИО1 (30 октября 2020 года) лимиты и квоты добычи лося были исчерпаны.
Считает, что подача заявлений на выдачу разрешений иными (помимо истца) лицами до размещения Указа губернатора Кировской области № 54 от 24 июля 2020 года, не противоречит требованиям нормативных актов, регулирующих данные правоотношения, поэтому не нарушает его права.
Ссылки истца на то, что он должен был реализовать свое право на получение разрешения в первоочередном порядке, так как заявление было подано им 20 июля 2020 года, безосновательны. Уставом ОО «Кировское областное общество охотников и рыболовов» обязанности по выдаче разрешений в порядке очередности подачи заявлений членам организации не установлено. Так же не установлена данная обязанность для Кильмезского РООиР федеральным Законом «Об охоте и сохранении ОР» и в ФЗ «О животном мире». Приказом Минприроды установлен Порядок выдачи разрешений, который определяет процедуру оформления и выдачи разрешений, обязанности выдавать разрешения в порядке очередности поступления заявлений приказ не устанавливает. Нормативное регулирование начала течения срока подачи заявлений охотниками на выдачу разрешений отсутствует. Пунктом 13 Приказа устанавливается, что при личном представлении заявителем заявления на выдачу разрешения охотпользователь оформляет разрешение путем заполнения бланка разрешения или направляет заявителю письменный мотивированный отказ в случаях, указанных в п. 17 Приказа в течение 1 рабочего дня. С учетом того, что заявления других граждан на 24 особи лосей взрослых получены ею в период по 29 октября 2020 года при личном представлении, указанные заявления подлежали рассмотрению в течение 1 рабочего дня со дня их поступления. Указ об утверждении лимитов и квот добычи на момент обращения других охотников и выдачи им разрешений, был опубликован. В связи с этим, оснований для отказа в выдаче разрешений гражданам, у неё не имелось.
Считает, что ответчиком представлены достаточные доказательства, что на момент личного обращения истца за выдачей разрешения на добычу лося взрослого без разделения по полу в сроки охоты с 01.11.2020 года по 31.12.2020 года, квоты на данный вид охотничьего ресурса были исчерпаны, действия ответчика соответствуют Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 августа 2014 г. N 379, Указу Губернатора Кировской области № 54 от 24 июля 2020 года, условиям охотхозяйственного соглашения.
Требование истца не основано на законе, а потому удовлетворению не подлежит. Требование о признании незаконными действий может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если оспариваемое действие не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление об оспаривании таких действий.
Требования истца признать в действиях заместителя председателя ФИО5 нарушения части 4 п. 4.2 п/п 4.2.1, п/п 4.2.2 Устава, так же не признает, пункт 4.2.2 Устава, на который ссылается истец, не устанавливает обязанности выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а содержат сведения об обязанности организации соблюдать законодательство РФ. Доказательств нарушения законодательства РФ при отказе в выдаче разрешения истец не представил.
Считает, что пункт 4.2.1 Устава, на который истец ссылается к рассматриваемому делу не относится. В этом пункте речь идёт об организации деятельности членов общественной организации-это соблюдение равенства прав членов организации на участие в управлении организацией. Считает, что и ОО «Кильмезское РООиР и она, как заместитель председателя правления не совершали неправомерных действий в отношении истца.
Что касается требования истца выдать ему дополнительно разрешение на добычу лося взрослого, то данное требование не основано на законе - выдать истцу разрешение на добычу лося взрослого в сезоне охоты 2020 года в момент личного обращения истца 30 октября 2020 года ответчик не имел права, так как на эту дату лимиты и квоты, установленные Указом губернатора Кировской области № 54 от 24 июля 2020 года, были исчерпаны. Так же истцом не была оплачена стоимость путевки и сумма сбора за пользование объектами животного мира, хотя в период с 30 июля по 30 октября 2020 года истец лично посещал общество пять раз, возможность проплатить необходимую сумму и получить разрешение на добычу лося взрослого до момента исчерпания квот у него была. Просит в иске отказать в полном объеме.
Выслушав требования истца, его представителя, представителя ответчика и соответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» и настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержит нормы, которые определяют объекты охоты, устанавливают порядок осуществления права на занятие охотой, регулируют экономические отношения в сфере охотничьего хозяйства.
Федеральным законом "Об охоте" также определены меры контроля и надзора в сфере охоты, мероприятия научного характера, осуществляемые в целях сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания, и регламентирован порядок их проведения. Установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов
Согласно ст.8, 24, 29, 31 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом с момента выдачи разрешения на их добычу. Лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года. При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется физическому лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в случаях осуществления им охоты в общедоступных охотничьих угодьях - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Разрешение на добычу копытных животных и медведей выдается на отлов или отстрел одной особи таких животных. Разрешение на добычу охотничьих ресурсов действует в указанном в нём месте охоты и в указанные в нём даты и сроки, которые не могут превышать срок сезона охоты. Перечень документов, представляемых одновременно с заявками на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, формы бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Методические рекомендации по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.23 ФЗ РФ № 209-ФЗ Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждаются правила охоты, на основе которых высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) определяет виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях.
Приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.11.2014 N 34694) регулируется порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов для физических лиц, сведения о которых содержатся в государственном охотхозяйственном реестре,.. (далее-заявитель), для получения разрешения представляет заявление соответствующему охотпользователю, в уполномоченный орган либо в природоохранное учреждение, а также документы, предусмотренные настоящим Порядком.
Согласно п. 10 данного Порядка для получения разрешения физическое лицо представляет указанным в п. 3 Порядка охотпользователю, в уполномоченный орган, либо в природоохранное учреждение заявление и документы, предусмотренные порядком подачи заявок и заявлений.
В силу пункта 11 данного Порядка уполномоченный орган при получении заявления, в частности, осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, а также их соответствия требованиям порядка подачи заявок и заявлений (пункт 11.1.); запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия следующие документы (в случае их непредставления заявителем по собственной инициативе), в том числе, документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за выдачу разрешения; документ, подтверждающий уплату заявителем сбора за пользование объектами животного мира (пункт 11.2.); направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 17 настоящего Порядка, письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа (пункт 11.4.).
В соответствии с п.12. Уполномоченный орган осуществляет мероприятия, предусмотренные пунктом 11 настоящего Порядка: в случае непредставления заявителем по собственной инициативе документов, указанных в пункте 11.2 настоящего Порядка, в течение 7 рабочих дней со дня получения заявления. ( п. 12.3) в соответствии с п.17 направляет мотивированный отказ в выдаче разрешения. Отказ направляется заявителю в следующих случаях: 17.1. если заявитель представил заявление и прилагаемые к нему документы, которые не соответствуют требованиям порядка подачи заявок и заявлений или содержат недостоверные сведения; 17.2. если в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия получены сведения, не подтверждающие указанную в заявлении информацию, которая может представляться заявителем по собственной инициативе в соответствии с пунктом 11.2 настоящего Порядка;
Срок начала подачи заявлений на получение разрешения в общедоступные охотничьи угодья на предстоящий сезон охоты может быть установлен законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона об охоте, и не может составлять менее 10 календарных дней до установленных в субъекте Российской Федерации сроков охоты.
Губернатором Кировской области принят Указ 24.07.2020 года № 112 «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи на территории Кировской области на период с 01.08.2020 до 01.08.2021» согласно которым утверждены квоты добычи лося в закрепленных охотничьих угодьях Кильмезского РООиР в количестве 36 особой лося, из них 9 самцов во время гона, 20 взрослых особей без разделения по половому признаку, 7 особей до 1 года.
В ходе судебного заседания установлено, что Общественная организация «Кильмезское районное общество охотников и рыболовов (Охотпользователь) и министерство охраны окружающей среды Кировской области (Министерство) заключили охотхозяйственное соглашение № 78/18 от 10.08.2018, согласно которого охотпользователь обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры в охотничьих угодьях Кировской области Кильмезского района.
Согласно п. 8.1.4 названного соглашения Охотпользователь обязан выдавать разрешения на добычу охотничьих ресурсов в пределах установленных квот, нормативов и норм.
В соответствии с п.8.2.28 охотпользователь обязан не менее 20 % установленной квоты добычи лося и медведя распределять между физическими лицами, постоянно проживающими на территории муниципального образования Кильмезский район Кировской области. Согласно п.8.2.29.1 Соглашения до начала выдачи разрешений на добычу лося, медведя и кабана обеспечить уплату сбора за пользование данными объектами животного мира в соответствии со ставками сбора за пользование объектами животного мира (л.д.35-43).
Согласно протокола осмотра доказательств от 26.05.2021 установлено, что нотариусом Кировского нотариального округа Кировской области ФИО7 проведен осмотр интернет - сайта адрес:https.//vk.com., на указанной странице имеется следующая информация: Кильмезское РООиР 25 апр.2020. Заявления на выдачу разрешений принимать на электронную почту, вайбер, вацап (бланк заявления будет размещён в группе, охотнику останется его только скачать, заполнить, сфотографировать и отправить).
Пункт 2. По оплате - в нашем обществе есть возможность дистанционной оплаты. На основании полученного заявления формируем квитанцию в сбер., отправляет клиенту QR код на телефон. Охотник может оплатить как с банкомата, так и с телефона. На крайний случай охотник может отправить перевод через сбербанк онлайн штатному работнику, который за него проведет оплату и выпишет документы.
Также имеется запись 8 июн 8:03 Кильмезское РООиР : начался прием заявлений на выдачу разрешений в летне - осенне- зимний сезон охоты 2020-2021. В связи с ограничениями, введенными из-за угрозы распространения ковид-19 приветствуется подача заявлений в дистанционной форме. Указание данной информации на странице в Контакте ФИО5 от имени Кильмезского РООиР не оспаривается.
Доказательств отмены данной информации на странице ФИО5 от имени ОО « Кильмезское РООиР» стороной ответчика не представлено.
20.07.2020 ФИО1 обратился к охотпользователю с заявлением о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов на лося взрослого, медведя, кабана, лося на реву по 1 шт. в закрепленных охотничьих угодьях ОО «Кильмезское РООиР». (л.д. 18). Заявление подано в электронном виде.
Заявление было зарегистрировано в обществе за № 22 от 20.07.2020, что подтверждает лист регистрации заявлений на добычу копытных и медведя сезон охоты 2020 – 2021. (л.д.111, 112).
Согласно данного Указа лимиты, квоты на добычу лося в отношении каждого охотничьего угодья Кировской области, в том числе и на закрепленном участке охотничьего угодья ОО «Кильмезское РООиР» утверждены на период с 01.08.2020 по 01.08.2021г. Сроки охоты установлены в период с 01.11.2020 по 31.12.2020г.
30.10.2020г. заместителем председателя правления ОО «Кильмезское РООиР» ФИО5 ФИО1 отказано в выдаче разрешения на добычу копытного животного (лося), в котором указано, что данное заявление от 20.07.2020 было оставлено без движения, так как оно было подано до утверждения лимитов и квот Указом губернатора Кировской области № 112 от 24.07.2020г. По состоянию на 30.10.2020 лимиты и квоты добычи лося на территории закрепленных охотничьих угодий ОО «Кильмезское РООиР» исчерпаны в соответствии с п. 17.7 Положения 1 к Порядку, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.08.2014 г. № 379 Кильмезское РООиР направляет ФИО1 отказ в выдаче разрешения, так как при выдаче заявителю разрешения будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов и разъяснено, что ФИО1 может реализовать свое право на производство охоты путем участия в коллективной охоте по уже выданным другим членам общественной организации разрешения, либо путем заключения с «Кильмезским РООиР» договора оказания услуг по организации охоты на лося взрослого в сроки охоты с 01.11.2020 по 31.12.2020 года. (л.д.19)
Судом установлено, что заявление от 20.07.2020 года было подано ФИО1 в соответствии с Приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379. Довод ответчика о том, что ФИО1 было предоставлено право воспользоваться коллективной охотой опровергается объяснениями истца о том, что ФИО1 согласия на участие в коллективной охоте не давал, заявления не подавал, несмотря на то, что согласно объяснения стороны ответчика ФИО1 был включен в договор об оказании услуг по организации охоты от 09.11.2020г., заключенный между ОО «Кильмезское районное общество охотников и рыболовов» (охотпользователь) и ФИО8. ФИО1 была выписана путевка, которую он не оплатил. Суд признаёт, что правом коллективной охоты истец не воспользовался и воспользоваться им не желал.
Из представленных суду доказательств стороной ответчика установлено, что истцу на основании заявления, поданного 20.07.2020 ОО «Кильмезское РООиР» были выданы разрешения: от 31.07.2020 на добычу кабана (л.д.32); от 31.07.2020 на добычу медведя (л.д.31); разрешение на добычу птиц от 12.08.2020 (л.д.33); от 21.08.2020 на добычу копытных животных - лося взрослого самца, с указанием сроков охоты с 01.09.2020г по 30.09.2020 (л.д.30, 44); разрешение на пушных животных от 23.09.2020 (л.д.34).
Заявление на выдачу разрешения на добычу копытного животного (лося) в период разрешенной охоты с 01.11.2020 по 31.12.2020 на основании заявления от 20.07.2020 было разрешено ответчиком 30.10.2020года, хотя заявления истцом 30.10.2020 года обществу не подавалось. Факт, что заявление от 20.07.2020 было принято ответчиком подтверждается выдачей истцу вышеуказанных разрешений. Заявление от 30.10.2020 в материалы дела ответчиком не представлено.
Охотпользователь, в нарушение п. 11.2 не запросил в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за выдачу разрешения; документ, подтверждающий уплату заявителем сбора за пользование объектами животного мира, так как данные документы не представлены заявителем по собственной инициативе, а также в течение 7 рабочих дней не направил в соответствии с п.17.2 мотивированный отказ в выдаче разрешения. Таким образом, охотпользователь нарушил процедуру рассмотрения заявления члена общества, а именно в семи - дневный срок не направил члену общества мотивированный отказ в выдаче разрешения в связи с отсутствием документа, подтверждающего уплату заявителем государственной пошлины за выдачу разрешения и документа, подтверждающего уплату заявителем сбора за пользование объектами животного мира и не направил истцу квитанции на их jплату, о чём указал в информации на странице в Контакте от имени ОО «Кильмезское РООиР» о возможности оплаты данных сборов по квитанциям, направленным охотпользователем членам общества в связи с ограничениями, введенными из-за угрозы распространения Covid-19.
Вынесенный отказ в выдаче разрешения от 30.10.2020 года суд находит незаконным и подлежащим отмене, а поэтому удовлетворяет требования истца в данной части.
Разрешая исковое требование истца в части: Обязать ОО «Кильмезское РООиР» выдать ему разрешение на добычу копытного животного (лося взрослого) в период охоты с 01.11.2021 по 31.12.2021г. в счет за не выданное разрешение на добычу лося взрослого в период охоты с 01.11.2020 по 31.12.2020г. по заявлению от 20.07.2020 года суд приходит к следующему:
Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов для физических лиц, сведения о которых содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, …(далее - заявитель), для получения разрешения представляет заявление охотпользователю, в уполномоченный орган либо в природоохранное учреждение, а также документы, предусмотренные настоящим Порядком, который определён Приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.11.2014 N 34694).
Согласно п. 10 данного Порядка для получения разрешения физическое лицо представляет охотпользователю, в уполномоченный орган, либо природоохранное учреждение заявление и документы, предусмотренные порядком подачи заявок и заявлений, а также в соответствии с п. 11 документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за выдачу разрешения; документ, подтверждающий уплату заявителем сбора за пользование объектами животного мира.
Суд отказывает в удовлетворении требования истца в данной части, так как для защиты своего нарушенного права истцом выбран не тот способ защиты. Суд не наделён правом выдачи таких разрешений, так как на выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов законодательством РФ предусмотрен определённый порядок, выдача разрешения носит заявительный характер, проверка данного заявления осуществляется соответствующими уполномоченными органами, кроме того выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется при наличии утверждённых губернатором Кировской области квот. Предрешать наличие или отсутствие квот на период охоты с 01.11.2021 по 31.12.2021 на добычу копытного животного (лося взрослого) суд полномочиями не обладает.
Истец в уточненных требованиях просит признать в действиях заместителя председателя правления ФИО5 нарушение ч. 4 п.4.2, п/п 4.2.1, п/п 4.2.2 Устава общественной организации «Кировской областное общество охотников и рыболовов» при выдаче разрешений на добычу копытного животного (лося) в течение сезона охоты 2020-2021г.г.
Согласно ч. 4 п.4.2, п/п 4.2.1, п/п 4.2.2 названного Устава, который принят на Конференции 28 мая 2016 года установлено:
4.2. Организация обязана:
4.2.1. организовывать деятельность членов организации на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, гласности, законности и ответственности;
Пункт 4.2.2 соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы её деятельности, а также нормы, определённые настоящим Уставом. (л.д. 181-201 т.1).
Согласно приказа Минприроды России от 01.12.2017 N 646 "Об утверждении Методических рекомендаций по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях" основными принципами распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами являются обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия. Разрешения на добычу охотничьих ресурсов распределяются между физическими лицами в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий. При рассмотрении вопросов, связанных с распределением разрешений на добычу охотничьих ресурсов, рекомендуется участие физических лиц, претендующих на получение разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
При распределении разрешений на добычу охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, а также разрешений на добычу охотничьих ресурсов, в отношении которых установлены нормы добычи, и (или) нормы пропускной способности общедоступных охотничьих угодий, рекомендуется учитывать:
1) участие физических лиц в мероприятиях по определению численности охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях;
2) участие физических лиц в мероприятиях по регулированию численности охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях;
3) участие физических лиц в мероприятиях по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания в общедоступных охотничьих угодьях;
4) участие физических лиц в мероприятиях по поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий.
Исходя из Методических рекомендаций по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, которые утверждены приказом Минприроды от 01.12.2017 № 646, рассмотрение обращений физических лиц за разрешением в порядке очередности поступления заявлений данной методикой не усматривается. В приоритете охотпользователю при распределении разрешений следует учитывать; участие физического лица, претендующего на получение разрешений на добычу охотничьих ресурсов; участие физических лиц в мероприятиях по определению, регулированию численности охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях; участие в мероприятиях по сохранению, поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов и среды их обитания в общедоступных охотничьих угодьях. Таким образом, суду не предоставлено какого - либо доказательства по участию истца в вышеназванных мероприятиях.
Доказательств нарушения п.4.2.2 Устава, а именно законодательства РФ при выдаче разрешений на добычу копытного животного (лося) в течение сезона охоты 2020-2021 г.г. судом не установлено. Пункт 4.2.1 Устава, на который истец так же ссылается, требуя признать его нарушение ФИО5, к рассматриваемому делу не относится. В этом пункте речь идёт об организации деятельности членов организации на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, гласности, законности и ответственности, который ФИО5 при выдаче разрешений на добычу копытного животного (лося) в течение сезона охоты 2020-2021 г.г. также не нарушен.
Оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, с учетом требований об относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований в части признания в действиях заместителя председателя правления ФИО5 нарушений ч.4 п.4.2 п/п 4.2.1, п/п 4.2.2 Устава общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов»
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ОО «Кильмезское районное общество охотников и рыболовов» в части признать отказ в выдаче разрешения на добычу копытного животного (лося) от 30.10.2020года незаконным и отменить – удовлетворить.
В удовлетворении исковых требований в части обязать ОО «Кильмезское РООиР» выдать ФИО1 разрешение на добычу копытного животного (лося взрослого) в период охоты с 01.11.2021 по 31.12.2021 в счёт не выданного разрешения на добычу лося взрослого в период охоты с 01.11.2020г. по 31.12.2020г.- отказать.
В удовлетворении исковых требований о признании в действиях заместителя председателя правления «ОО Кильмезское РООиР» ФИО5, действующей по доверенности от ОО «Кильмезское РООиР» нарушений ч.4 п.4.2 п/п 4.2.1, п/п 4.2.2 Устава общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов», при выдаче разрешений на добычу копытного животного (лося) в течение сезона охоты 2020-2021года - отказать.
Взыскать с ОО «Кильмезское РООиР» в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме, путём подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 июня 2021 года.
Судья Г.Н. Шмыкова.