Дело № 12-2/3/2022 (УИД № 43RS0032-02-2021-000206-38)
РЕШЕНИЕ
пос. Кикнур Кировской области 10 марта 2022 года
Судья Санчурского районного суда Кировской области Трушкова О.А.,
при секретаре Коптеловой К.В.,
с участием представителей заявителя по жалобе ФИО1, ФИО2 по доверенности,
рассмотрев жалобу МУП «Коммунальщик» на постановление о назначении административного наказания от 24.11.2021 № 10-26/50-21, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО3 в отношении юридического лица
Муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик», юридический и почтовый адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/431101001, не привлекавшегося к административной ответственности,
привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ст.8.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания от 24.11.2021 № 10-26/50-21, вынесенного государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - инспектор Росприроднадзора) ФИО3, юридическое лицо МУП «Коммунальщик» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, МУП «Коммунальщик» обратилось в суд с жалобой, в которой указано, что считает постановление необоснованным и подлежащим отмене, ссылается в тексте жалобы на ст.26.1, ст.29.10 КоАП РФ. При принятии решения о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа не учтено, что МУП «Коммунальщик» не бездействует, выполняет все требования, установленные законодательством РФ. В постановлении государственным инспектором указано несколько разных деяний, однако не понятна дата совершения правонарушения, она не может быть одной и той же, потому что правонарушения совершены различными действиями (бездействиями) и в разное время. Статьей ст.28.2 КоАП РФ установлены конкретные требования к содержанию протокола, в частности время совершения административного правонарушения. Кроме того, выявленные нарушения носят формальный характер, не причиняют вреда окружающей среде, совершены впервые. МУП «Коммунальщик» является муниципальным, социально значимым предприятием Кикнурского муниципального округа, обеспечивает бесперебойную подачу тепловой энергии, водоснабжение, прим сточных вод, вывоз ТКО, выполняет другие работы для обеспечения потребностей населения и юридических лиц. На основании изложенного МУП «Коммунальщик» просит отменить постановление от 24.11.2021 № 10-26/50-21 о привлечении МУП «Коммунальщик» к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представители МУП «Коммунальщик» ФИО1, ФИО2 жалобу поддержали, просили прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Представитель ФИО2 дополнил, что отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год ими откорректирован и направлен почтой 07.03.2022. Они не знали, что от 23.06.2020 были внесены изменения в данный отчет. В отчете формы № 2-ТП (отходы) за 2020 год он сначала указал все отходы производства и потребления. Потом ему Росприроднадзоре сказали убрать отходы АО «Куприт», что он и сделал. МУП «Коммунальщик скрывать нечего, поскольку за размещение отходов так же отчитывается АО «Куприт». В 2015 году уже проводилась проверка МУП «Коммунальщик», в Росприроднадзоре никаких вопросов по площади и объему размещения отходов не возникло. Кроме того, в 2007 году проводилась аудиторская проверка, перед тем как ввести в эксплуатацию полигон, также таких вопросов не возникало. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и пределах их воздействия на окружающую среду за 2020 год был направлен не в установленный срок, так как он в период с 12 по 19 января 2021 находился в командировке. Декларацию воздействия на окружающую среду составили и направили Росприроднадзор. Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год направили с нарушением срока, так как специалиста в области экологии в организации нет, обращались стороннему лицу.
Представитель МУП «Коммунальщик» ФИО7 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена. Ранее в судебном заседании жалобу поддержала, пояснила, что региональный оператор АО «Куприт» за 2020 год отчитался обо всех размещенных отходах, в том числе и по МУП «Коммунальщик». В свою очередь, МУП «Коммунальщик» в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год указал не все виды размещенных на полигоне отходов. При этом в юридическом лице нет должности эколога, этим занимается главный инженер, привлекаются сторонние лица. Поэтому какого-либо умысла на сокрытие данной информации у МУП «Коммунальщик» не было, поскольку она предоставлена региональным оператором. Нарушение второго пункта вытекает из первого, поэтому в сведениях об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2020 год (форма № 2-ТП (отходы)) отражены не все размещенные на полигоне отходы производства и потребления. Что касается п.3 нарушений, то по проекту 1994 года площадь застройки полигона предполагала 1,55 га и 0,25 га - хозяйственные постройки. Это первичная документация и она не использовалась при строительстве полигона. В 1995 году администрацией района был выделен дополнительно земельный участок площадью 4,67 га, и площадь составила 6,2 га. Данная площадь фигурирует в свидетельстве о государственной регистрации права на земельный участок, в выписке федеральной кадастровой палаты. Поэтому при регистрации и включении объекта в ГРОРО учитывалась именно площадь 6,2 га, информация по площади полигона не искажена, она соответствует действительности. По рабочему проекту вместимость полигона указана 63998 куб. м, согласно характеристике данного объекта по результатам инвентаризации, проведенной в 2015 и 2020 году, вместимость указана 2800000 куб.м. Полагает, что в данном случае истекли сроки давности привлечения за данное нарушение. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и пределах их воздействия на окружающую среду за 2020 год представлен не в установленный срок, поскольку ответственный за составление данного отчета ФИО2 находился в командировке. Декларация о воздействии на окружающую среду составлена и направлена в Росприроднадзор. Согласна, что декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год представлена 30.03.2021 вместо 10.03.2021, то есть с нарушением срока.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО3 в судебное заседание не явилась, уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, направила отзыв на жалобу, в которой сослалась на обстоятельства, изложенные в обжалуемом постановлении, а также указала, что правонарушение, предусмотренное ст.8.5 КоАП РФ, установлено в 14 часов 21.10.2021 по результатам плановой выездной проверки соблюдения природоохранного законодательства в отношении МУП «Коммунальщик». Нарушения, отраженные в п.1 и п.2 обжалуемого постановления, установлены при проведении сравнительного анализа документов, предоставляемых юридическим лицом. Нарушения, отраженные в п.3 постановления, содержат сведения о длящемся правонарушении в части искажения сведений, содержащихся в характеристике объекта размещения отходов. Нарушения, отраженные в п.4 постановления, содержат сведения о нарушении срока представления отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и пределах их воздействия на окружающую среду. Нарушения, отраженные в п.5 постановления, содержат сведения о предоставлении юридическим лицом декларации воздействия на окружающую среду по объекту - Промпрощадка № 6, правонарушение является длящимся. Нарушения, отраженные в п.6 обжалуемого постановления, содержат сведения о нарушении срока представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год. Утверждение заявителя об отсутствии даты совершения правонарушения не имеет оснований. Совершенное административное правонарушение посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду и необходимостью предоставления достоверной информации о состоянии экологии. В рамках дела должностным лицом Управления рассматривался вопрос о применении положений ст.2.9 КоАП РФ. Поскольку объектом правонарушений в области охраны окружающей среды является стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированные ст.42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду, совершенное юридическим лицом правонарушение нельзя признать малозначительным и применить положения ст.2.9 КоАП РФ. Административный штраф назначен в пределах минимальной санкции статьи. Предоставление недостоверной информации, а также нарушение сроков ее предоставления нарушает не только права и законные интересы, но и право на безопасные условия проживания и благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц. Управление расценивает доводы заявителя, как направленные на избежание административной ответственности за совершенное правонарушение. Со стороны заявителя не представлено каких-либо доказательств невиновности лица либо иных доказательства, которые бы позволили усомниться в законности и обоснованности вынесенного постановления. Нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено. Считает постановление от 24.11.2021 № 10-26/50-21 о привлечении МУП «Коммунальщик» к административной ответственности по ст.8.5 КоАП законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не усматривается, просит жалобу оставить без удовлетворения.
Судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участвующих лиц, исследовав доводы жалобы и представленные документы, административный материал в отношении МУП «Коммунальщик», судья приходит к следующему.
В силу ч.1 и ч.2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании решения врио заместителя руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 23.09.2021 № 197-К проводилась плановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства МУП «Коммунальщик» по адресу: <...>, в ходе которой в 14 часов 21.10.2021 на объекте НВОС – Промплощадка № 6, код 33-0143-001064-П, II категория, категория риска – Значительная (3), включенном в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенном в 0,8 км от д.Ермолкино, в 3 км от пгт Кикнур, установлено сокрытие, умышленное искажение и несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
МУП «Коммунальщик эксплуатирует полигон ТКО «Сооружение свалки твердых бытовых отходов» с кадастровым номером № на основании договора аренды от 06.02.2012 №, заключенного с администрацией Кикнурского муниципального района Кировской области, который расположен на земельном участке с кадастровым номером №, переданном в аренду по договору аренды от 30.09.2010 №.
Сооружение свалки твердых бытовых отходов построено на основании разрешения на строительство №а свалки твердых бытовых отходов (срок действия разрешения до 10.12.2008), введено в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № 5 свалки твердых бытовых отходов от 08.12.2008.
В соответствии с п.7 и п.8 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена приказом Минприроды России от 14.06.2018 №. В данную форму отчета ПЭК в соответствии с приказом Минприроды России от 23.06.2020 № внесены изменения, он дополнен таблицей 4.2 «Сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов и потребления за отчетный год».
МУП «Коммунальщик» в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год (далее - отчет ПЭК) в разделе 4 «Результаты производственного контроля в области обращения с отходами» не отражены сведения о размещении следующих отходов производства и потребления: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 7 31110 01 72 4) – 4071,24 т; отходы от уборки помещений парикмахерских, салонов красоты, соляриев (код ФККО 7 39410 01 72 4) - 0,09 т; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 7 33100 01 72 4) – 35,98 т; отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные (код ФККО 7 36210 01 72 4) – 4,15 т; мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный (код ФККО 7 33100 02 72 5) – 138,07 т; отходы (мусор) от уборки территорий и помещений учебно-воспитательных учреждений (код ФККО 7 37100 01 72 5) – 92,08 т; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код ФККО 7 35100 01 72 5) – 165,85 т; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (код ФККО 7 35100 02 72 5) – 70,94 т; отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий (код ФККО 7 37100 02 72 5) – 18,57 т; отходы от уборки бань, саун (код ФККО 7 39421 01 72 5) – 2,96 т; отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев (код ФККО 7 31200 03 72 5) – 2,43 т; отходы из жилищ крупногабаритные (код ФККО 7 31110 02 21 5) – 1143,61 т; зола от сжигания древесного топлива (код ФККО 611 900 02 405) –34 т; мусор с защитных решеток канализации (код ФККО 722101 02 715) – 0,16 т (п.1 нарушений).
Далее, как предусмотрено ч.1 и ч.2 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора утверждена приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 и введена в действие с отчета за 2020 год.
Данную форму федерального статистического наблюдения предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО (п.2 приказа Росстата от 09.10.2020 № 627).
МУП «Коммунальщик в разделе I «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления; сведения об образовании и передаче ТКО региональному оператору» годовой формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за 2020 год не отражены данные о размещении следующих отходов производства и потребления: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 7 31110 01 72 4) – 4071,24 т; отходы от уборки помещений парикмахерских, салонов красоты, соляриев (код ФККО 7 39410 01 72 4) - 0,09 т; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 7 33100 01 72 4) – 35,98 т; отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные (код ФККО 7 36210 01 72 4) – 4,15 т; мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный (код ФККО 7 33100 02 72 5) – 138,07 т; отходы (мусор) от уборки территорий и помещений учебно-воспитательных учреждений (код ФККО 7 37100 01 72 5) – 92,08 т; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код ФККО 7 35100 01 72 5) – 165,85 т; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (код ФККО 7 35100 02 72 5) – 70,94 т; отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий (код ФККО 7 37100 02 72 5) – 18,57 т; отходы от уборки бань, саун (код ФККО 7 39421 01 72 5) – 2,96 т; отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев (код ФККО 7 31200 03 72 5) – 2,43 т; отходы из жилищ крупногабаритные (код ФККО 7 31110 02 21 5) – 1143,61 т (п.2 нарушений).
Далее инспектором Росприроднадзора установлено (п.3 нарушений), что полигон ТБО построен в соответствии с рабочим проектом «Полигон для обезвреживания твердых бытовых отходов п.Кикнур Кировской области», разработанным в 1994 году ГКПСО МАРАГРОСТРОЙ, проектный институт МАРАГРОПРОМПРОЕКТ, шифр 15/1119-93 (далее – Рабочий проект).
Согласно таблице «Основные показатели» (15/1119-93-ГП) Рабочего проекта площадь участка полигона ТБО составляет 2,44 га, площадь застройки участка складирования полигона - 1,55 га, площадь 1 очереди – 0,775 га, площадь застройки хозяйственной части - 0,25 га. Также предусмотрено 2 очереди эксплуатации полигона площадью 0,775 га каждая, вместимость 1 очереди эксплуатации - 31999 куб.м, совокупная вместимость 1 и 2 очереди составляет 63998 куб.м.
В силу п.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, помимо прочего, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.1 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49 (далее - Правила), данные Правила устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее - объекты размещения отходов).
Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (п.4 Правил).
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора, в том числе для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно характеристике объекта размещения отходов (ОРО) -сооружения для захоронения отходов по результатам инвентаризации, проведенной в 2015 году (предоставлена 24.04.2015, вх. № 02/1714), находящегося в п.Кикнур, имеющего площадь 62000 м2, 2008 года ввода в эксплуатацию, вместимость данного объекта составляет 2800000 куб.м (560000 т), размещено 1330000 куб.м (266000 т).
Согласно характеристике объекта размещения отходов (ОРО) -сооружения для захоронения отходов по результатам инвентаризации, проведенной в 2020 году (предоставлена 23.04.2020, вх. № 6012-вх), имеющего площадь 62000 м2, 2008 года ввода в эксплуатацию, вместимость данного объекта составляет 2800000 куб.м (560000 т), размещено 1455851,6 куб.м (289788,8 т).
Таким образом, инспектором Росприроднадзора делается вывод о том, что искажены сведения, содержащиеся в характеристике объекта размещения отходов по результатам инвентаризации, проведенной в 2015 и 2020 годах, а именно Рабочим проектом совокупная вместимость 1 и 2 очереди составляет 63998 куб.м, а в характеристике объекта вместимость указана 2800000 куб.м; Рабочим проектом площадь объекта предусмотрена 244000 м2, в характеристике объекта указана 62000 м2.
Как видно из представленных материалов, полигон ТБО - Промплощадка № 6, код 33-0143-001064-П, Уравлением Росприроднадзора по Кировской области 23.12.2016 включен в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ГРОРО). Исходя из п.7 Правил, при включении полигона в ГРОРО МУП «Коммунальщик» предоставлялась вышеуказанная характеристика объекта размещения отходов (ОРО) - сооружения для захоронения отходов по результатам инвентаризации, проведенной в 2015 году, следовательно, Росприроднадзору в 2016 году было известно, что площадь полигона составляет 62000 м2, вместимость объекта - 2800000 куб.м (560000 т), размещено 1330000 куб.м (266000 т). Кроме того, постановлением администрации Кикнурского района от 05.04.1995 № 24 дополнительно к ранее отведенному земельному участку, МП ЖКХ (МУП «Коммунальщик») выделен земельный участок площадью 4,67 га для расширения полигона бытовых отходов. В свидетельстве о государственной регистрации права на земельный участок от 07.07.2010, в выписке из Единого государственного реестра недвижимости площадь полигона указана 62000 м2.
Поэтому суд полагает, что сведения, содержащиеся в характеристике объекта размещения отходов по результатам инвентаризации, проведенной в 2015 и 2020 годах, по вместимости и площади полигона не искажены и соответствуют действительности. Кроме того, прошло более четырех лет с момента, когда Росприроднадзору стало известно о данных обстоятельствах, в связи с вышеуказанным вменение в вину МУП «Коммунальщик» данного нарушения в рамках обжалуемого постановления неправомерно, поэтому оно подлежит исключению из состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ.
Далее, МУП «Коммунальщик» отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду за 2020 года в Управление Росприроднадзора направило 20.01.2021 (п.4 нарушений).
При этом п.4 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1030, результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в свободной форме и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным.
Таким образом, МУП «Коммунальщик» отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду за 2020 года предоставлен с нарушением установленного срока.
Однако следует учесть следующее, что ответственным за охрану окружающей среды, соблюдение требований экологической безопасности, организацию производственного экологического контроля, сдачу отчетности по объектам МУП «Коммунальщик» назначен главный инженер ФИО8 (приказ от 09.01.2013 №). Согласно командировочному удостоверению от 12.01.2021 №ФИО8 в период с 12 по 19 января 2021 года находился в командировке в г.<данные изъяты>. Исходя из вышеизложенного, причину пропуска срока предоставления вышеуказанного отчета следует признать уважительной.
Далее, согласно ч.10 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждена приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509.
МУП «Коммунальщик» не предоставлена декларация о воздействии на окружающую среду по объекту - Промплощадка №, код №П, относящемуся ко II категории, при этом в результате его хозяйственной деятельности образуется вид отхода IV класса опасности «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 7 33100 01 72 4). Согласно сведениям об охране атмосферного воздуха за 2020 год, форма 2-ТП (воздух), от объекта код №П в атмосферу поступило 398,187 т ЗВ от 1 источника выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п.5 нарушений).
Далее, в силу ч.8 ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
МУП «Коммунальщик» декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год предоставило в Управление Росприроднадзора через систему «Личный кабинет природопользователя» 30.03.2021 №, то есть с нарушением установленного срока (п.6 нарушений).
По результатам данной проверки государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО3 в отношении МУП «Коммунальщик» 10.11.2021 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, который 24.11.2021 рассмотрен и было вынесено обжалуемое постановление.
Судья полагает, что действия МУП «Коммунальщик» правильно квалифицированы по ст.8.5 КоАП РФ, а именно сокрытие, умышленное искажение и несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, они достаточны для подтверждения факта наличия события и состава административного правонарушения, соответствуют требованиям ст.26.11 КоАП РФ, а также свидетельствуют о наличии вины юридического лица в совершении указанного административного правонарушения. Вопреки доводам жалобы время совершения административного правонарушения инспектором Росприроднадзора установлено, о чем указано в обжалуемом постановлении.
Вина юридического лица подтверждается совокупностью имеющихся доказательств: протоколом об административном правонарушении от 10.11.2021 № 10-26/88-21; уведомлением о проведении плановой выездной проверки от 24.09.2021; решением о проведении плановой выездной проверки от 23.09.2021 № 197-К; решением о внесении изменений в решение о проведении плановой выездной проверки от 23.09.2021 № 197-К от 24.09.2021 № 202-К; решением о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 14.10.2021 № 217-К; уведомлением (извещением) о времени и месте составления акта проверки от 20.10.2021; актом выездной проверки от 21.10.2021; выпиской из ЕГРЮЛ; выпиской из реестра ОНВОС; распоряжением администрации Кикнурского района Кировской области от 06.02.2012 о предоставлении в аренду свалки ТБО; договором аренды от 06.02.2012 № 1; свидетельствами о государственной регистрации прав от 24.01.2012 и от 07.07.2010; договором аренды земельного участка от 18.10.2019; проектом полигона для обезвреживания твердых бытовых отходов п.Кикнур Кировской области от 1994 года; отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год на Промплощадке № 6; сведениями об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2020 год; информацией АО «Куприт» от 08.10.2021, от 19.01.2021; разрешением на строительство; разрешением на ввод объекта в эксплуатацию; характеристиками объекта размещения отходов (ОРО) - сооружения для захоронения отходов по результатам инвентаризации в 2020 году, в 2015 году; сопроводительным письмом МУП «Коммунальщик» от 18.01.2021 и конвертом о направлении отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду за 2020 года; сведениями об охране атмосферного воздуха за 2020 года (форма № 2-ТП (воздух)); сведения о поступлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, иными документами.
Постановление о привлечении МУП «Коммунальщик» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
При назначении юридическому лицу наказания в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, признано привлечение к административной ответственности впервые, обстоятельств отягчающих ответственность, не установлено.
Однако судья полагает доводы жалобы МУП «Коммунальщик» о применении ст.2.9 КоАП РФ заслуживающими внимание.
Согласно ст.3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением, как следует из п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
По смыслу ст.2.9. КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Из представленных МУП «Коммунальщик» в судебном заседании доказательств, следует, что скорректированный отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год направлен в Управление Росприроднадзора 07.03.2022; декларация о воздействии на окружающую среду по объекту - Промплощадка № 6, код 33-0143-001064-П, направлена и получена Управлением Росприроднадзора 25.02.2022. Согласно договору возмездного оказания услуг от 12.01.2021 № 579, заключенного с ИП ФИО9, МУП «Коммунальщик» обращался к данному лицу за оказанием услуг по оформлению, в том числе, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среда за 2020 год, отчетов по форма 2-ТП (воздух) для семи ОНВОС за 2020 год, отчета об организации и результатах производственного экологического контроля за 2020 года.
Судьей учитывается, что материалы дела не содержат доказательств того, что именно неотражение всех необходимых сведений о размещении отходов производства и потребления в отчете ПЭК и в форме № 2-ТП (отходы) за 2020 год, нарушение срока представления отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и пределах их воздействия на окружающую среду за 2020 год, непредставление декларации воздействия на окружающую среду, нарушение срока представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в целом повлекли какие-либо негативные последствия в виде нарушения прав и законных интересов либо представляли существенную угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. Кроме того, юридическим лицом приняты все меры по устранению выявленных нарушений.
Не смотря на то, что в действиях МУП «Коммунальщик» формально имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, но с учетом обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, роли юридического лица в совершенном правонарушении, отсутствия отягчающих обстоятельств по делу, совершения правонарушения впервые, устранения выявленных нарушений, деяние не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества, государства, судья в силу положений ст.2.9 КоАП РФ полагает возможным признать совершенное правонарушение малозначительным, освободить юридическое лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, которое так же является мерой воздействия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, ст.30.7, ст.30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Исключить из постановления о назначении административного наказания от 24.11.2021 № 10-26/50-21, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик» указание на нарушение в виде искажения сведений, содержащихся в характеристике объекта размещения отходов по результатам инвентаризации, проведенной в 2015 и 2020 годах.
Постановление о назначении административного наказания от 24.11.2021 № 10-26/50-21, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик» отменить, производство по настоящему делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявить муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения или получения путем подачи жалобы через Санчурский районный суд.
Судья О.А. Трушкова
Решение24.03.2022