ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 440001-01-2020-003324-96 от 27.08.2020 Димитровского районного суда г. Костромы (Костромская область)

УИД № 44RS0001-01-2020-003324-96

№ 12-147/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кострома «27» августа 2020 года.

Судья Димитровского районного суда г. Костромы Соболев В.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МКУ г. Костромы «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» А.А. на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области от 15 июня 2020 года,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области С.В. от 15 июня 2020 года МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» привлечено к административной ответственности по ч. ч.1 и 2 ст. 8.48, 4.4. КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В своей жалобе на постановление директор года МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» А.А.. просит отменить постановление за отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что начальником Управления имущественных и земельных отношений вынесено распоряжение о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (местоположение: <...> в районе дома 33). На основании данного распоряжения МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» выдано разрешение на использование земель и земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности с правом доступа неограниченного круга лиц в целях размещения элементов благоустройства территории. Учреждение направило в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы заявку на согласование создания мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу <...> в районе дома 33. По итогам рассмотрения заявки Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы согласовало МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» создание площадки для накопления ТКО по вышеназванному адресу. Учреждение считает, что при установлении факта, нарушающего нормы ч. 1 ст. 50 ФЗ № 166 от 20.12.2014 года «О рыболовстве и сохранению водных биологических ресурсов» на балансе МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» контейнерная площадка не числилась, что подтверждается справкой от 05.06.2020 года, никакой иной деятельности по указанному адресу учреждение не осуществляло. В соответствии с Уставом МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» учреждением не осуществляется деятельность по вывозу ТБО, поскольку данная функция закреплена за другой организацией.

В судебное заседание директор МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» А.А. не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

В судебном заседании представитель МКУ г. Костромы по ЖКХ по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила суд ее удовлетворить.

Представители отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области по доверенности ФИО2 и ФИО3 просил обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, считают, что в отношении юридического лица -МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» постановление вынесено законно и обоснованно.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, изучив, представленные документы судья приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Данная статья вступила в законную силу 09.01.2020 года и предполагает специальную ответственность за нарушения при осуществлении деятельности, которая негативно влияет на водные биологические ресурсы и среду их обитания (в частности, при строительстве).

Как усматривается из материалов дела и следует из постановления должностного лица, 25 февраля 2020 года при непосредственном обнаружении в г. Костроме был установлен факт, нарушающий нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных биологических ресурсов Российской Федерации, а именно: в границах 200 метровой водоохраной зоны Горьковского водохранилища – р. Волга, на удалении не более 100м от уреза воды, на открытом грунте размещена площадка для складирования мусора с двумя металлическими контейнерами. Указанными действиями и бездействием МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» были нарушены положения Постановления Правительства РФ от 29 апреля 2013 года № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», Постановления Правительства РФ от 30.04.2013 года № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания», ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ст. 65 Водного кодекса РФ, ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ. Нарушение норм рыбоохранного законодательства произошло в результате несоблюдения требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ».

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В силу п. 1 ст. 34 указанного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Меры по сохранению водных биологических ресурсов (далее - биоресурсы) и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, а также порядок их осуществления, определены Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года N 380.

Согласно пункту 2 Положения мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются:

а) отображение в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранных и рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон) с указанием ограничений их использования;

б) оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;

в) производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;

г) предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов;

д) установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений;

е) выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций);

ж) определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия;

з) проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

Согласно пункту 4 - при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом "б" пункта 2 Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей закреплена также в п. 1 ст. 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в ч. 1 ст. 50 данного Закона, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года N 384утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Пунктом 4 названных Правил установлено, что юридические лица для строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании.

По результатам рассмотрения заявки Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы принимают решение о согласовании либо об отказе в согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности.

Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства планирование намечаемого строительства объектов капитального строительства в водоохранных зонах должно осуществляться только при наличии согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Объективная сторона правонарушения заключается в оказании неблагоприятных воздействий на водные биологические ресурсы и среду их обитания при осуществлении деятельности по размещению площадки для складирования мусора без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания и без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении административным органом были приведены в обосновании виновности МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» в совершении данных административных правонарушений: Акт осмотра местности от 25 февраля 2020 года по адресу <...> – акватория береговой полосы р. Волга, согласно которому в результате осмотра установлено, что напротив строящегося дома по адресу ул. Нариманова, д. 33, в границах водоохранной зоны водного объекта р. Волга размещена площадка для складирования мусора с двумя металлическими контейнерами, размещенными на открытом грунте. Какая-либо обваловка на грунте для предотвращения возможных стоков отсутствует; разрешение от 10.04.2019 года, в соответствии с которым Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы разрешает МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» использование земель и земельного участка по адресу <...> в районе д. 33, в целях размещения с правом доступа неограниченного круга лиц элементов благоустройства территории (контейнерная площадка: покрытие, ограждение) на срок 3 года; - Устав МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ», согласно п. 2.1 которого учреждение обеспечивает исполнение Администрацией г. Костромы полномочий по решения вопросов местного значения, в том числе организации работ по благоустройству территории г. Костромы, создания надлежащих условий жизнедеятельности населения г. Костромы, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Одним из основных аргументов признания виновности указанной организации явилось сообщение и.о. заместителя начальника учреждения – начальника Верхневолжского филиала ФГБУ «Главрыбвод» от 16.04.2020 года, согласно которому размещение площадки для складирования мусора с двумя металлическими контейнерами, размещенными на открытом грунте в границах 200 метровой водоохраной зоны Горьковского водохранилища (р. Волга) по адресу <...> напротив до мА 33, оказывает негативное (неблагоприятное) воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания. При осуществлении указанной хозяйственной деятельности, в соответствии с проектными решениями проектируемого объекта, должна быть выполнена оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, включая при необходимости расчет прогнозируемого ущерба и компенсационные мероприятия. Разработка проектной документации должна производиться в соответствии с действующим законодательством РФ, а именно выполнение требований Постановления Правительства РФ от 29 апреля 2013 года № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», Постановления Правительства РФ от 30.04.2013 года № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания»;

Изучив в совокупности представленные доказательства, проанализировав нормы указанного законодательства, судья не находит оснований для привлечения МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Как установлено из анализа ч.1 и ч.2 ст.8.48 КоАП РФ при привлечении к административной ответственности необходимо было установить факт неблагоприятного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания со стороны МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ в момент проводимой административным органом проверки, т.е. обнаружения правонарушения.

Согласно приказу № 1166 от 25.11.2011 года Федерального агентства по Рыболовству разработана методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, которая определяет процедуру исчисления указанного вреда.

Однако по данному делу вред от неблагоприятного воздействия на водные биологические ресурсы и их среды обитания в Волга при обслуживании на момент проверки контейнерной площадки на ул. Нариманова около д.33 г. Костромы, должностными лица рыбнадзора установлен не был.

Само сообщение и.о. заместителя начальника учреждения – начальника Верхневолжского филиала ФГБУ «Главрыбвод» от 16.04.2020 года, согласно которому размещение площадки для складирования мусора с двумя металлическими контейнерами, размещенными на открытом грунте в границах 200 метровой водоохраной зоны Горьковского водохранилища (р. Волга) по адресу <...> напротив до мА 33, оказывает негативное (неблагоприятное) воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, и на который ссылался административный орган при принятии постановления суд не принимает, поскольку имеет информационное значение и противоречит методическим указаниям приказа № 1166 от 25.11.2011 года.

Кроме того, суд считает, что при указанных обстоятельствах указанные нормы ч.1 и ч.2 ст.8.48 КоАП РФ не могут быть применимы. Поскольку распространяются на деятельность, связанную со строительством или планированием его, а в данном случае какого-либо строительства или подобной деятельности на указанном объекте со стороны МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» не велось.

С учетом изложенного, проанализировав вышеперечисленные нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, судья приходит к выводу о том, что в данном случае административным органом не доказан факт совершения МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ вменяемого ему правонарушения, в связи с чем, обжалуемые постановление и решение подлежат отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья –

Постановил:

Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области С.В. от 15 июня 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица МКУ г. Костромы «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» предусмотренном ч.1 и.ч.2 ст. 8.48 КоАП РФ - отменить, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия в действиях МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ состава административного правонарушения, жалобу заявителя удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения через Димитровский районный суд г. Костромы.

Судья В.А. Соболев.