ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 440001-01-2021-001527-71 от 18.03.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-1310/2021

(УИД № 44RS0001-01-2021-001527-71)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2021 года г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе

судьи Комиссаровой Е.А.,

при секретаре Приказчиковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «ТГК №2» об обязании произвести работы по приведению стрелочного перевода в соответствии с требованиями технической эксплуатации железных дорог,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Костромской транспортной прокуратуры обратился в суд с административным иском, требования обоснованы тем, что на основании решения о проведении проверки от 01.02.2021 № 23/1-5-2021-1, Костромской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в рамках которой проверено фактическое устранение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожном пути не общего пользования Костромской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2», примыкающего к станции Сендега Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», в ходе которой установлены нарушения ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003№ 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», требования ч. 2 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ, Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. № 286, согласно пункта 1 которого, при технической эксплуатации все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) должны обеспечивать по прочности, устойчивости и состоянию безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке. В соответствии с пунктом 12 Приложения № 1 к Технической эксплуатации сооружений и устройств путевого хозяйства Правил № 286 периодичность выполнения ремонтов железнодорожного пути, в соответствии с которой определяется их ежегодная общая потребность при перспективном и текущем планировании и рекомендуемые ремонтные схемы определяются с учетом нормативного ресурса конструкции железнодорожного пути, соответствующей определенному классу железнодорожного пути и приведена в таблице № 4 данного пункта Правил. Исходя из требований, установленных в Таблице № 4 Правил № 286, периодичность выполнения капитального ремонта КРН, КРС для пути 4 класса при деревянных шпалах, составляет 20 лет. Проведенной прокуратурой в апреле 2020, с привлечением должностных лиц Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проверкой, выявлены нарушения в указанной сфере, в целях устранения которых, транспортным прокурором 09.06.2020 в адрес исполнительного директора ПАО «ТГК-2» внесено представление, постановлениями главного государственного инспектора УГЖДН от 29.05.2020 к административной ответственности в виде штрафа по ч. 1 ст. 11.1. КоАП РФ по постановлениям прокурора от 28.05.2020, привлечены должностные лица ПАО «ТГК-2», ответственные за допущенные нарушения. Согласно ответа на представление (26.06.2020 исх. № 1602-04/000588-2020), Обществом приняты меры к их устранению, разработан план мероприятий по устранению нарушений. Вместе с тем, проведенной 18.02.2020 проверкой контроля устранения нарушений установлено, что должных мер, направленных на фактическое устранение нарушений законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, на железнодорожном пути не общего пользования ПАО «ТГК-2», примыкающего к станции Сендега Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по которому осуществляется перевозка опасных грузов, отраженных в справке специалистов от 28.04.2020, не принято. Документального подтверждения о включении мероприятий по замене стрелочного перевода и материалов верхнего строения пути не представлено. Так, в нарушении п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», п. 16, п. 17 гл. IV Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, п. 9, Таблицы № 2, п. 17, Таблицы № 8 Приложения № 1 к Приложению № 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286: стрелочный перевод № 27, предназначенный для обращения подвижного состава с опасными грузами, не соответствуют 4 классу (уложен стрелочный перевод типа Р50, год укладки и год проведения капитального ремонта не установлены); путь № 11 (следующий в химический цех), в кривой железнодорожного пути от стрелочного перевода № 27, предназначенный для обращения подвижного состава с опасными грузами, не соответствует 4 классу (уложены рельсы типа Р50, 1973 года выпуска, год укладки и год проведения капитального ремонта не установлены). Согласно объяснений технического директора Костромской ТЭЦ-1, Костромской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2» Заведеева Д.А., данных им 18.02.2021 в рамках производства по делу об административном правонарушении, Обществом приняты меры к устранению нарушений, отраженных в справке Северо-Западного УГЖДН Ространснадзора от 28.04.2020 года. Из всего перечня нарушений не устранены пункты 1 и 2 справки в части приведения стрелочного перевода № 27 и пути № 11 следующего в химический цех согласно предъявляемых законодательством требований. Не устранение данных нарушений обусловлено тем обстоятельством, что ПАО «ТГК-2» ведет регулируемый вид деятельности. Все затраты согласуются регулятором и отражаются в том числе и в инвестиционной программе предприятия. В настоящее время действует защищенная инвестиционная программа на период с 2018 по 2023 год. Внесение корректировки в действующую инвестиционную программу ПАО «ТГК-2» возможно на 2022 год с учетом наличия достаточного обоснования и при наличии источников финансирования. Исходя из смысла пункта 3 статьи 1, пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», пункта 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ № 703 от 20.11.2003 следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости работы железнодорожного транспорта, доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Выявленные нарушения закона о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при перевозке опасных грузов на железнодорожном пути не общего пользования ПАО «ТГК-2» находящегося в черте города Костромы создают непосредственную угрозу для безопасности движения железнодорожного транспорта, может явиться причиной возникновения техногенной катастрофы, что в свою очередь создает реальную угрозу возникновения тяжких последствий для жизни и здоровья людей, экологической обстановки, а также причинение вреда окружающей природной среде. Таким образом, жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, гарантированных ст. 2, ч. 1 и ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, ежедневно подвергаются опасности, что является недопустимым. В связи с тем, что лиц находящихся в пределах границ железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего на праве собственности ПАО «ТГК-2», индивидуализировать не представляется возможным, круг данных лиц не определен. Обязанность соблюдения владельцем объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта требований законодательства при перевозке опасных грузов установлена Федеральным законом от 10.01.2003№ 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. № 286. Железнодорожный путь необщего пользования Костромской ТЭЦ-2 Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2», примыкающего к станции Сендега Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» расположен по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, д. 38. Право собственности на сооружение подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 44-АБ № 471502, выданного Управление Россрестра по Костромской области 24.03.2011.

Административный истец просит обязать ПАО «ТГК № 2» в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, произвести работы по приведению стрелочного перевода № 27 и пути № 11 (следующего в химический цех), в кривой железнодорожного пути от стрелочного перевода № 27, предназначенных для обращения подвижного состава с опасными грузами, в соответствие с требованиями, закрепленными в Приложении № 1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, указанных в п. 1 и 2 справке специалистов Северо-Западного УГЖДН Ространснадзора от 28.04.2020 года. Расходы по оплате государственной пошлины возложить на ответчика.

В судебном заседании помощник Прокурора Костромской транспортной прокуратуры Шведчиков С.А. требования поддержал по основаниям изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика ПАО «ТГК № 2» не оспаривал допущенные ответчиком нарушения, указанные в иске. Срок устранения недостатков полагал разумным.

Представитель Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в их отсутствии.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 784 Гражданского кодекса РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути не общего пользования -железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей не общего пользования.

Владелец железнодорожных путей не общего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.

Требования к технической эксплуатации сооружений и устройств путевого хозяйства закреплены в Приложении № 1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. № 286, согласно пункта 1 которых, при технической эксплуатации все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) должны обеспечивать по прочности, устойчивости и состоянию безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.

Согласно требований пункта 2 Приложении № 1 Правил № 286, размещение и техническое оснащение обслуживающих подразделений путевого хозяйства владельца инфраструктуры и владельца железнодорожных путей необщего пользования должны обеспечивать выполнение работ по текущему содержанию и ремонту железнодорожного пути, сооружений и устройств для выполнения заданных размеров движения поездов с установленными скоростями.

Для назначения видов ремонта железнодорожный путь, в соответствии с пунктом 9 Приложения № 1 к Технической эксплуатации сооружений и устройств путевого хозяйства Правил № 286, разделяется на классы и группы железнодорожного пути в соответствии с классификацией, приведенной в таблицах 1 и 2.

В силу таблицы № 2 вышеуказанного пункта Правил, специальные железнодорожные пути, предназначенные для обращения железнодорожного подвижного состава с опасными грузами, относятся к 4 классу станционных железнодорожных путей и железнодорожных путей не общего пользования.

Требования, предъявляемые к конструкции и элементам верхнего строения железнодорожного пути, укладываемым при выполнении работ по капитальным ремонтам железнодорожного пути 1 - 2 уровня, приведены в таблице 8 (пункт 17 Приложения № 1 к Технической эксплуатации сооружений и устройств путевого хозяйства Правил № 286).

По типу и характеристикам верхнего строения железнодорожного пути 4 класса, к укладке в путь подлежат рельсы Р65 старогодние отремонтированные, рельсы Р50 новые.

Согласно подпункту 1 пункта 10 Таблицы № 2 Приложения № 1 к Технической эксплуатации сооружений и устройств путевого хозяйства Правил № 286, класс стрелочного перевода, стрелочного съезда должен определяться по высшему классу соединяемых железнодорожных путей.

В соответствии с пунктом 12 Приложения № 1 к Технической эксплуатации сооружений и устройств путевого хозяйства Правил № 286 периодичность выполнения ремонтов железнодорожного пути, в соответствии с которой определяется их ежегодная общая потребность при перспективном и текущем планировании и рекомендуемые ремонтные схемы определяются с учетом нормативного ресурса конструкции железнодорожного пути, соответствующей определенному классу железнодорожного пути и приведена в таблице № 4 данного пункта Правил.

Исходя из требований, установленных в Таблице № 4 Правил № 286, периодичность выполнения капитального ремонта КРН, КРС для пути 4 класса при деревянных шпалах, составляет 20 лет.

Как усматривается из материалов дела Железнодорожный путь не общего пользования, примыкающий к станции Сендега Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» расположенный по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, д. 38, принадлежит на праве собственности ПАО «ТГК № 2» Костромская ТЭЦ-2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 44-АБ № 471502, выданного Управление Россрестра по Костромской области 24.03.2011 г..

Согласно справки Северо-западного Управления государственного железнодорожного надзора от 28 апреля 2020 года усматривается, что в ходе проверки по контролю исполнения Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», выявлены нарушения обязательных требований в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожном пути не общего пользования Костромской ТЭЦ-2.

По факту выявленных нарушений транспортным прокурором 09.06.2020 в адрес исполнительного директора ПАО «ТГК-2» внесено представление, постановлениями главного государственного инспектора УГЖДН от 29.05.2020 к административной ответственности в виде штрафа по ч. 1 ст. 11.1. КоАП РФ по постановлениям прокурора от 28.05.2020 г. привлечены должностные лица ПАО «ТГК-2», ответственные за допущенные нарушения.

Из представленных истцом доказательств усматривается, что в результате проведенной 18.02.2020 г. Костромской транспортной прокуратурой, с привлечением должностных лиц Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, проверки выявлено, что должных мер, направленных на фактическое устранение нарушений законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, на железнодорожном пути не общего пользования ПАО «ТГК-2», примыкающего к станции Сендега Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по которому осуществляется перевозка опасных грузов, отраженных в справке специалистов от 28.04.2020, не принято, документального подтверждения о включении мероприятий по замене стрелочного перевода и материалов верхнего строения пути не представлено.

Так, в нарушении п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», п. 16, п. 17 гл. IV Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, п. 9, Таблицы № 2, п. 17, Таблицы № 8 Приложения № 1 к Приложению № 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286: стрелочный перевод № 27, предназначенный для обращения подвижного состава с опасными грузами, не соответствуют 4 классу (уложен стрелочный перевод типа Р50, год укладки и год проведения капитального ремонта не установлены); путь № 11 (следующий в химический цех), в кривой железнодорожного пути от стрелочного перевода № 27, предназначенный для обращения подвижного состава с опасными грузами, не соответствует 4 классу (уложены рельсы типа Р50, 1973 года выпуска, год укладки и год проведения капитального ремонта не установлены).

Согласно объяснений технического директора Костромской ТЭЦ-1, Костромской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2» Заведеева Д.А., данных им 18.02.2021 в рамках производства по делу об административном правонарушении, Обществом приняты меры к устранению нарушений, отраженных в справке Северо-Западного УГЖДН Ространснадзора от 28.04.2020 года. Из всего перечня нарушений не устранены пункты 1 и 2 справки в части приведения стрелочного перевода № 27 и пути № 11 следующего в химический цех согласно предъявляемых законодательством требований. Не устранение данных нарушений обусловлено тем обстоятельством, что ПАО «ТГК-2» ведет регулируемый вид деятельности. Все затраты согласуются регулятором и отражаются в том числе и в инвестиционной программе предприятия. В настоящее время действует защищенная инвестиционная программа на период с 2018 по 2023 год. Внесение корректировки в действующую инвестиционную программу ПАО «ТГК-2» возможно на 2022 год с учетом наличия достаточного обоснования и при наличии источников финансирования.

Исходя из смысла пункта 3 статьи 1, пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», пункта 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ № 703 от 20.11.2003 следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости работы железнодорожного транспорта, доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд полагает, что представленные в материалы дела истцом доказательства свидетельствуют, что собственником, в нарушении п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», п. 16, п. 17 гл. IV Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, п. 9, Таблицы № 2, п. 17, Таблицы № 8 Приложения № 1 к Приложению № 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286: стрелочный перевод № 27, предназначенный для обращения подвижного состава с опасными грузами, не соответствуют 4 классу (уложен стрелочный перевод типа Р50, год укладки и год проведения капитального ремонта не установлены); путь № 11 (следующий в химический цех), в кривой железнодорожного пути от стрелочного перевода № 27, предназначенный для обращения подвижного состава с опасными грузами, не соответствует 4 классу (уложены рельсы типа Р50, 1973 года выпуска, год укладки и год проведения капитального ремонта не установлены, что в свою очередь создает реальную угрозу возникновения тяжких последствий для жизни и здоровья людей, экологической обстановки, а также причинение вреда окружающей природной среде.

Поскольку факт бездействия ответчика по содержанию названного линейного объекта и выявленные истцом у ответчика нарушения нашли свое подтверждение в ходе судебном разбирательства, подтверждаются собранными по делу доказательствам, не оспаривались ответчиком, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора об обязании устранить имеющиеся нарушения подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГК РФ).

Прокурором в иске заявлен срок для устранения ответчиками выявленных нарушений в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика не возражал против данного срока.

Суд считает указанный срок разумным, и полагает возможным установить в настоящем решении срок для исполнения ответчиком требований федерального законодательства в течение 12 месяцев…

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2», ИНН 7606053324, КПП 760601001, ОГРН 1057601091151, юридический адрес: 150003, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Пятницкая, д. 6, в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, произвести работы по приведению стрелочного перевода № 27 и пути № 11 (следующего в химический цех), в кривой железнодорожного пути от стрелочного перевода № 27, предназначенных для обращения подвижного состава с опасными грузами, в соответствие с требованиями, закрепленными в Приложении № 1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, указанных в п. 1 и 2 справке специалистов Северо-Западного УГЖДН Ространснадзора от 28.04.2020 года.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья