ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 440001-01-2022-000150-47 от 02.03.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-1226/2022

(№44RS0001-01-2022-000150-47)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 марта 2022 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

судьи Шуваловой И.В.,

при секретаре Ершовой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к начальнику ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области ФИО2, начальнику ФКУ ИК-18 УФСИН России по Пермскому краю ФИО3, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, УФСИН России по Костромской области, УФСИН России по Пермскому краю о признании уставов учреждений недействительными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, свои требования мотивировала тем, что с <дата> по <дата> отбывала наказание в ..., где для отбывания наказания осужденных женщин, бывших работников судов и правоохранительных органов, к категории которых она относится, в 2006 году на основании приказа Минюста России был создан специальный участок. Однако начальником ФКУ ИК-18 УФСИН России по Пермскому краю по данному факту изменения не вносились. В связи с чем данный Устав с 2006 года является недействительным, так как должен быть издан Устав, согласно которому в отдельном участке на территории ИК-18 содержатся осужденные женщины, бывшие работники судов и правоохранительных органов. С <дата> истец содержится в ..., которая в 2018 году была перепрофилирована для отбывания наказания осужденных женщин, бывших работников судом и правоохранительных органов. Однако начальник ФКУ ИК-8 в связи с этим изменения в Устав учреждения не вносил. В связи с этим Устав ФКУ ИК-8 с 2018 года является недействительным, так как должен был быть издан Устав, согласно которому в ФКУ ИК-8 содержатся осужденные женщины, бывшие работники судов и правоохранительных органов.

В связи с изложенным ФИО1 просила признать незаконными и недействительными Устав ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю, Устав ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области.

В судебном заседании ФИО1 не участвовала, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

ФСИН России, УФСИН России по Костромской области ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала.

Начальник ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области ФИО2, начальник ФКУ ИК-18 УФСИН России по Пермскому краю ФИО3 извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

Выслушав участвовавших в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Ответчики ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области являются юридическим лицами, о чем внесены соответствующие записи в ЕГРЮЛ.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительным документом для казенного учреждения является устав, утвержденный соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Устав ФКУ ИК-18 УФСИН России по Пермскому краю утвержден приказом ФСИН России от 11.05.2011 № 278.

Устав ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области утвержден приказом ФСИН России от 16.05.2011 № 291.

Согласно данных Уставов учреждения по своей организационно-правовой форме являются федеральным казенным учреждением и имеют статус исправительного учреждения. Учреждения являются некоммерческой организацией.

Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Устав казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

Согласно п.33 Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» Устав федерального учреждения должен содержать: а) общие положения, устанавливающие в том числе: наименование федерального учреждения с указанием в наименовании его типа; информацию о месте нахождения федерального учреждения; наименование учредителя и собственника имущества федерального учреждения; наименование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя и собственника федерального учреждения; б) предмет и цели деятельности учреждения в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые федеральное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано; в) раздел об организации деятельности и управлении учреждением, содержащий в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов, а также положения об ответственности руководителя учреждения; г) раздел об имуществе и финансовом обеспечении учреждения, содержащий в том числе: порядок распоряжения имуществом, приобретенным федеральным бюджетным учреждением (за исключением имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества); порядок передачи федеральным бюджетным учреждением некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств, иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества; порядок осуществления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность; запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за федеральным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; положения об открытии лицевых счетов федеральному учреждению в органах Федерального казначейства, а также об иных счетах, открываемых федеральному учреждению в соответствии с законодательством Российской Федерации; положения о ликвидации федерального учреждения по решению собственника имущества и распоряжении собственником имуществом ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; указание на субсидиарную ответственность Российской Федерации по обязательствам федерального казенного учреждения в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя; д) сведения о филиалах и представительствах учреждения; е) иные разделы - в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.33 указанного выше Порядка, утв.Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 Устав федерального учреждения, а также вносимые в него изменения утверждаются правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

В силу п.1.2 Уставов ФКУ ИК-18, ФКУ ИК-8 функции и полномочия учредителей учреждений осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний.

Как следует из материалов дела в период с <дата> по <дата> ФИО1 отбывала наказание в ..., содержалась в отряде для бывших работников судов и правоохранительных органов с изолированным локальным участком, так как в личном деле имелась справка о прохождении службы в ... в должности ..., в звании ....

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.04.2016 № 108 утвержден перечень изолированных участков в исправительных учреждениях, в том числе в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Пермскому краю общего режима для осужденных женщин был создан участок общего режима для осужденных женщин, бывших работников судов и правоохранительных органов.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 № 323-р создано федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области» (г. Кострома) путем изменения типа федерального бюджетного учреждения «Костромская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области» (г. Кострома).

Распоряжением ФСИН России от 21.03.2016 № 91-р «О внесении изменений в Перечень исправительных колоний и изолированных участков в исправительных колониях Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области для размещения лиц, осужденных к лишению свободы, в соответствии с требованиями статей 80 и 128 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением ФСИН России от 30.11.2016 № 160-р «О мерах по выполнению требований статей 80 и 128 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области», федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области» внесено в Перечень исправительных колоний и изолированных участков в исправительных колониях Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области для размещения лиц, осужденных к лишению свободы, в соответствии с требованиями статей 80 и 128 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, как исправительная колония общего режима, предназначенная для отбывания наказания осужденными женщинами -бывшими работниками судов и правоохранительных органов.

В связи с этим с <дата> ФИО1 переведена для дальнейшего отбытия наказания в ....

В силу ч.2 ст.74 УИК РФ исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима. В исправительных колониях могут создаваться изолированные участки с различными видами режима, а также изолированные участки, функционирующие как тюрьма. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Частью 3 ст.80 УИК РФ предусмотрено, что в отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные.

Согласно Уставов предметом и целью деятельности ФКУ ИК-8 является исполнение наказаний в виде лишения свободы в отношении женщин, осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительных колониях общего режима.

Предметом и целью деятельности ФКУ ИК-18 является исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые Уставы соответствуют вышеприведенным нормам закона, их содержание не противоречит предъявляемым к ним требованиям. В связи с чем основания для признания их незаконными и недействительными не имеется.

При этом суд учитывает, что нормами ст.74 УИК РФ утвержден перечень видов исправительных колоний, в число которых входят, в том числе, колонии общего режима. Образование специальных участков или отнесение колоний к числу учреждений для лиц, указанных в ст.80 УИК РФ, производится на основании распоряжения ФСИН России и не требует внесения изменений в учредительные документы учреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к начальнику ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области ФИО2, начальнику ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО3, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, ФКУ ИК-18 УФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, УФСИН России по Костромской области, УФСИН России по Пермскому краю о признании уставов учреждений недействительными отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы.

Судья И.В. Шувалова

Мотивированное решение изготовлено 03.03.2022.