Дело № 2а-2537/2023
УИД № 44RS0001-01-2023-001990-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 ноября 2023 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
Председательствующего судьи Комиссаровой Е.А.,
При секретаре Приказчиковой Н.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора к администрации города Костромы о признании нормативно-правового акта недействующим в части,
установил:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации города Костромы, мотивируя свои требования тем, что Постановлением Администрации города Костромы от 29.07.2019 № 1300 (в ред. от 15.12.2021) утвержден Перечень озелененных территорий города Костромы (далее соответственно - Постановление, Перечень). Постановление опубликовано в Официальном вестнике города Костромы № 30 от 02.08.2019, на портале «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (pravo.minjust.ru), а также на сайте Администрации г. Костромы (gradkostroma.ru). Постановление является нормативным правовым актом, поскольку является официальным документом, принятым уполномоченным органом в соответствии с его компетенцией и направлено на установление правовых норм, рассчитанных на неопределенный круг лиц.
Перечень включает в себя 157 озелененных территорий, из которых 112 — озелененные территории общего пользования, 40 - специального назначения, 5 - ограниченного пользования.
Целью принятия Постановления является определение правового статуса озелененных территорий г. Костромы, требующих охраны и защиты в целях сохранения экологической и социальной ценности указанных территорий. Отнесение отдельных озелененных территорий к той или иной категории означает особый режим их назначения и использования, соответствующий особенностям их расположения и целям создания.
Вместе с тем, правовой анализ Перечня, а также натурное обследование указанных территорий свидетельствуют о том, что отдельные озелененные территории неправомерно отнесены к установленным для них категориям, что может повлечь их использование, не соответствующее целям их создания.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 4 Закона Костромской области от 05.10.2007 № 194-4-ЗКО «О зеленых насаждениях населенных пунктов Костромской области» (далее -Закон) зеленые насаждения предназначены для формирования благоприятной среды обитания человека на территории населенных пунктов. Озеленение населенных пунктов проводится в соответствии с проектами озеленения, благоустройства, застройки населенных пунктов, утвержденными в установленном порядке.
Организация использования, охраны, защиты и восстановления зеленых насаждений осуществляется в порядке, определяемом органами местного самоуправления в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На территории г. Костромы правоотношения в указанной сфере регулируются Порядком использования, охраны, защиты и восстановления зеленых насаждений на территории города Костромы, утв. решением Думы города Костромы от 30.05.2013 № 79 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона озелененная территория - часть территории природного комплекса, на которой располагаются природные и искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты - парк, сад, сквер, бульвар; территории жилых, общественно-деловых и других территориальных зон, не менее 70% поверхности которых занято зелеными насаждениями и другим растительным покровом.
Как указано выше, в Перечень включено 112 озелененные территории общего пользования.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Закона озелененные территории общего пользования - территории, используемые для рекреации всего населения населенных пунктов.
В п. 3 ч. 2 ст. 1 Порядка содержится аналогичное определение - под озелененной территорией общего пользования понимается озелененная территория, предназначенная для озеленения и использования в рекреационных и экологических целях и доступная для неограниченного круга лиц, в том числе территории парков, городских садов, скверов, бульваров.
Аналогичное понятие закреплено и в п. 9 таблицы № 1 «ГОСТ 28329-89. Государственный стандарт Союза ССР. Озеленение городов. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие Госстандартом СССР от 10.11.1989 № 3336 (далее - ГОСТ 28329-89), в соответствии с которым пор озеленённой территорией общего пользования понимается озелененная территория, предназначенная для различных форм отдыха, к которым относятся лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса.
В соответствии с положениями ГОСТ 28329-89 термины, установленные стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу деятельности стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
В пункте 2 ГОСТ 28329-89 установлено, что для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов -синонимов стандартизованного термина не допускается. Приведенные в ГОСТ 28329-89 определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. При этом изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
В соответствии с п. 9.15 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр (далее - Свод Правил) озелененные территории общего пользования должны быть благоустроены и оборудованы малыми архитектурными формами: фонтанами и бассейнами, лестницами, пандусами, подпорными стенками, беседками, светильниками и др.
Дорожно-тропиночную сеть ландшафтно-рекреационных территорий следует формировать с учетом рекреационных нагрузок, функционального назначения и емкости территории. Трассировка дорожно-тропиночной сети проводится по основным путям движения пешеходов и кратчайших расстояний от остановочных пунктов, спортивных, досуговых и игровых площадок. Ширина дорожки должна быть кратной 0,75 м. При трассировке путей рекреационных маршрутов для МГН следует обеспечивать их освещение, ширину дорожки, карманы для отдыха и разворота коляски, продольные и поперечные уклоны в соответствии с требованиями СП 140.13330 (пункт 9.16 Свода Правил).
Зоны отдыха следует размещать на расстоянии от санаториев, детских оздоровительных лагерей, дошкольных санаторно-оздоровительных организаций, территорий садоводства и огородничества, автомобильных дорог общей сети и железных дорог не менее 500 м, а от домов отдыха - не менее 300 м (пункт 9.21 Свода Правил).
В свою очередь, озелененными территориями специального назначения в силу п. 2 ст. 3.1 Закона являются санитарно-защитные, водоохранные, защитно-мелиоративные зоны, кладбища, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, территории, подпадающие под действие Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Аналогичное понятие содержится в п. 5 ч. 2 ст. 1 Порядка и в п. 11 таблицы № 1 ГОСТ 28329-89.
При этом, в соответствии с п. 13 таблицы № 1 ГОСТ 28329-89 озелененные территории общего пользования и специального назначения являются озелененными территориями рекреационного назначения.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований ряд озелененных территорий не соответствует категориям, установленным Перечнем.
1) Так, озелененные территории, предусмотренные пунктами № 22 «Сквер в районе домов 19 и 21 по улице Подлипаева» площадью 3385 м2, № 15 «Площадь Широкова В.Ф.» площадью 7691 м2, № 82 «Зеленые насаждения по улице Костромской от улицы Пригородной до улицы Полевой» площадью 9708 м2, № 57 «Зеленые насаждения вдоль улицы Профсоюзной от улицы Волжской 2-й до дома 10 по улице Профсоюзной», № 95 «Зеленые насаждения в районе дома 135 по проспекту Мира» площадью 2084 м2, в жилом квартале, № 92 «Зеленые насаждения по улице Калиновской» площадью 7091 м2, № 94 «Зеленые насаждения по улице Ленина в районе пересечения с улицей Совхозной» площадью 1452 м2 в жилом квартале, № 113 «Сквер и зеленые насаждения по улице Голубкова» площадью 21661 м2, Перечня не благоустроены, не оборудованы малыми архитектурными формами, не освещены, фактически расположены вдоль автомобильных дорог и находятся на расстоянии менее 500 метров от автомобильных дорог общей сети. следовательно, не соответствуют критериям озелененных территорий общего пользования. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что данные озелененные территории имеют признаки озелененных территорий специального назначения.
2) Озелененные территории, предусмотренные пунктами № 28 «Сквер Виталия Шабанова» площадью 4149 м, № 92 «Зеленые насаждения по улице Калиновской» площадью 7091 м2, 93 «Зеленые насаждения по проспекту Рабочему» площадью 4253 м2, № 96 «Зеленые насаждения в районе дома 54 по улице Боевой» площадью 1032 м2, № 91 «Зеленые насаждения на пересечении улицы Ленина и улицы Беговой» площадью 894 м2, № 26 «Зеленые насаждения в районе дома 58 по проспекту Мира» площадью 3240 м2, № 27 «Зеленые насаждения в районе дома 62 по проспекту Мира» площадью 3970 м2, № 132 «Набережная вдоль реки Волги в районе улиц Верхне-Набережной и Нижне-Набережной» площадью 6787 м2, не благоустроены, не оборудованы малыми архитектурными формами, не освещены, расположены на придомовых территориях, в жилых кварталах и на расстоянии менее 500 метров от автомобильных дорог общей сети, не пригодны для их использования в рекреационных целях, что в совокупности свидетельствует о несоответствии их критериям озелененных территорий общего пользования. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что данные озелененные территории имеют признаки озелененных территорий специального назначения.
3) Озелененные территории, предусмотренные пунктами № 45 «Набережная реки Волги от реки Черной до железнодорожного моста» площадью 30400 м2, № 66 Перечня «Зеленые насаждения на берегу реки Волги в районе домов 7а-8б по улице Красная Байдарка» площадью 8045 м2, № 138 «Зеленые насаждения вдоль реки Волги в районе хутора Чернигино» площадью 323185 м2 расположены в водоохранной зоне водных объектов. Протяженность реки Волга более 200 метров, следовательно, в силу ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина ее водоохранной зоны составляет 200 м.
Кроме того, указанные озелененные территории не благоустроены, не оборудованы малыми архитектурными формами, в связи с чем, не соответствуют критериям озелененных территорий общего пользования. Указанные озелененные территории также имеют признаки озелененных территорий специального назначения.
4) Озелененная территория № 87 «Зеленые насаждения в районе Военного городка-1» площадью 320990 м2 находится в санитарно-защитной зоне кладбища, в связи с чем, не соответствуют критериям озелененных территорий общего пользования. Указанная озелененная территория имеет признаки озелененной территории специального назначения.
5) В соответствии с п. 14 таблицы № 1 ГОСТ 28329-89 парком является озелененная территория общего пользования от 10 га, представляющая собой самостоятельный архитектурно-ландшафтный объект.
В нарушение указанных требований закона, к паркам отнесены озелененные территории, предусмотренные пунктами № 25 «Парк в районе домов 7 и 9 по проспекту Мира» площадью 5690 м2 и № 117 «Парк бывшей усадьбы Радьковых по улице Городской» площадью 9046 м2.
6) Вопреки п. 2 ст. 3.1 Закона, относящего территории, подпадающие под действие Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», к озелененным территориям специального назначения, озелененные территории № 79 «Сквер в районе дома 49 по улице Депутатской», № 81 «Парк отдыха «Берендеевка», № 108 «Зеленые насаждения вдоль реки Костромы», расположенные соответственно в границах ООПТ регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк Губернский», ООПТ регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк Берендеевка» отнесены к озелененным территориям общего пользования.
В силу ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Неправомерное отнесение указанных территорий к озелененным территориям общего пользования нарушает права и законные интересы заявителя, а также права и интересы неопределенного круга лиц ввиду следующего. Согласно Своду правил норматив площади общедоступных озелененных территорий на 1 жителя для городов с населением более 250 тыс. должна быть не менее 16 кв.м.
Общая площадь озелененных территорий общего пользования составляет 4675710 кв.м. Учитывая, что население г. Костромы составляет 277 тыс. человек, фактическая площадь общедоступных озелененных территорий г. Костромы в настоящее время составляет более 16 кв.м. на одного жителя.
Вместе с тем, учитывая, что ряд озелененных территорий, указанных в исковом заявлении, не обладают признаками озелененных территорий общего пользования, в том числе ввиду отсутствия доступа к ним, указанный норматив не соблюдается.
Кроме того, само по себе неправомерное категорирование озелененных территорий свидетельствует о незаконности Постановления, направленного на правовую основу режима использования таких территорий. Использование территорий с нарушением правового режима их использования свидетельствует о нарушении права каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации.
В 2020 г. Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой на указанное Постановление принесен протест, вместе с тем, до настоящего времени Постановление не приведено в соответствие с законодательством.
В связи с изложенным, устранение выявленных нарушений закона возможно только в судебном порядке.
На основании изложенного, просит
1) Признать недействующим Постановление Администрации города Костромы от 29.07.2019 № 1300 «Об утверждении Перечня озелененных территорий города Костромы» в части отнесения к озелененным территориям общего пользования озелененные территории, предусмотренные пунктами № 22 «Сквер в районе домов 19 и 21 по улице Подлипаева», № 15 «Площадь Широкова В.Ф.», № 82 «Зеленые насаждения по улице Костромской от улицы Пригородной до улицы Полевой», № 57 «Зеленые насаждения вдоль улицы Профсоюзной от улицы Волжской 2-й до дома 10 по улице Профсоюзной», № 95 «Зелёные насаждения в районе дома 135 по проспекту Мира», в жилом квартале, № 92 «Зеленые насаждения по улице Калиновской», № 94 «Зеленые насаждения по улице Ленина в районе пересечения с улицей Совхозной» в жилом квартале, № 113 «Сквер и зеленые насаждения по улице Голубкова» Перечня.
2) Признать недействующим Постановление Администрации города Костромы от 29.07.2019 № 1300 «Об утверждении Перечня озелененных территорий города Костромы» в части отнесения к озелененным территориям общего пользования озелененные территории, предусмотренные пунктами № 28 «Сквер Виталия Шабанова», № 92 «Зеленые насаждения по улице Калиновской», № 93 «Зеленые насаждения по проспекту Рабочему», № 96 «Зеленые насаждения в районе дома 54 по улице Боевой», № 91 «Зеленые насаждения на пересечении улицы Ленина и улицы Беговой», № 26 «Зеленые насаждения в районе дома 58 по проспекту Мира», № 27 «Зеленые насаждения в районе дома 62 по проспекту Мира», № 132 «Набережная вдоль реки Волги в районе улиц Верхне-Набережной и Нижне-Набережной» Перечня.
3) Признать недействующим Постановление Администрации города Костромы от 29.07.2019 № 1300 «Об утверждении Перечня озелененных территорий города Костромы» в части отнесения к озелененным территориям общего пользования озелененные территории, предусмотренные пунктами № 45 «Набережная реки Волги от реки Черной до железнодорожного моста» 30400 м2, № 66 «Зеленые насаждения на берегу реки Волги в районе домов 7а-86 по улице Красная Байдарка», № 138 «Зеленые насаждения вдоль реки Волги в районе хутора Чернигино» площадью 323185 м2 Перечня
4) Признать недействующим Постановление Администрации города Костромы от 29.07.2019 № 1300 «Об утверждении Перечня озелененных территорий города Костромы» в части отнесения к озелененным территориям общего пользования озелененную территорию, предусмотренную пунктом № 87 «Зеленые насаждения в районе Военного городка-1» площадью 320990 м2 Перечня.
5) Признать недействующим Постановление Администрации города Костромы от 29.07.2019 № 1300 «Об утверждении Перечня озелененных территорий города Костромы» в части отнесения к озелененным территориям общего пользования озелененные территории, предусмотренные пунктами № 25 «Парк в районе домов 7 и 9 по проспекту Мира», № 117 «Парк бывшей усадьбы Радьковых по улице Городской» Перечня.
6) Признать недействующим Постановление Администрации города Костромы от 29.07.2019 № 1300 «Об утверждении Перечня озелененных территорий города Костромы» в части отнесения к озелененным территориям общего пользования озелененные территории, предусмотренные пунктами № 79 «Сквер в районе дома 49 по улице Депутатской», № 81 «Парк отдыха «Берендеевка», № 108 «Зеленые насаждения вдоль реки Костромы» Перечня.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
В судебном заседании помощник Костромского межрайонного природоохранного прокурора Суркова Е.А. административный иск поддержала за исключением признания недействующим Постановления Администрации города Костромы от 29.07.2019 № 1300 «Об утверждении Перечня озелененных территорий города Костромы» в части отнесения к озелененным территориям общего пользования озелененные территории, предусмотренные пунктами № 79 «Сквер в районе дома 49 по улице Депутатской», № 81 «Парк отдыха «Берендеевка», № 108 «Зеленые насаждения вдоль реки Костромы» Перечня, в связи с исключением указанных территорий из Перечня во внесудебном порядке.
Представители Администрации города Костромы Рассадина О.Д. и Коровкина Н.С. иск не признали поддержали письменные возражения.
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
Законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "д" части 1 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяются Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно статье 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В статье 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды", определяющей полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определено, что указанные органы вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществлять контроль за их исполнением.
Предметом регулирования Закона Костромской области № 194-4-ЗКО «О зеленых насаждениях населенных пунктов Костромской области» являются основные принципы использования, охраны, защиты и восстановления зеленых насаждений в населенных пунктах Костромской области.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов осуществляется в соответствии с законодательством.
На федеральном уровне приняты нормативные правовые акты (Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"), регулирующие вопросы охраны городских лесов, защиты зеленых насаждений в границах особо охраняемых природных территорий. Иное государственное регулирование на уровне федеральных нормативных актов в отношении зеленых насаждений в границах населенных пунктов отсутствует, в связи с чем субъект Российской Федерации в силу статьи 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ вправе регулировать вопросы охраны окружающей среды на указанных территориях, на которых имеются зеленые насаждения.
Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципальных образований (статья 7).
Статьями 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, организация благоустройства территории муниципального образования в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования.
На территории г. Костромы правоотношения в указанной сфере регулируются Порядком использования, охраны, защиты и восстановления зеленых насаждений на территории города Костромы, утв. Решением Думы города Костромы от 30 мая 2013 года № 79 (далее Порядок)
Согласно ст. 4 Закона Костромской области № 194-4-ЗКО зеленые насаждения предназначены для формирования благоприятной среды обитания человека на территории населенных пунктов.
2. Озеленение населенных пунктов проводится в соответствии с проектами озеленения, благоустройства, застройки населенных пунктов, утвержденными в установленном порядке. При озеленении населенных пунктов учитываются требования региональных нормативов градостроительного проектирования Костромской области.
2.1. Использование зеленых насаждений осуществляется в соответствии с целевым назначением территорий согласно градостроительному зонированию.
(часть 2.1 введена Законом Костромской области от 12.07.2022 N 247-7-ЗКО)
2.2. Планирование хозяйственной и иной деятельности на территориях, занятых зелеными насаждениями, должно предусматривать проведение мероприятий по сохранению и (или) восстановлению зеленых насаждений в соответствии с градостроительными, санитарными, экологическими и иными нормами и правилами.
(часть 2.2 введена Законом Костромской области от 12.07.2022 N 247-7-ЗКО)
2.3. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
(часть 2.3 введена Законом Костромской области от 12.07.2022 N 247-7-ЗКО)
2.4. Органы местного самоуправления осуществляют контроль за состоянием территорий, занятых зелеными насаждениями, в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства.
(часть 2.4 введена Законом Костромской области от 12.07.2022 N 247-7-ЗКО)
3. Организация использования, охраны, защиты и восстановления зеленых насаждений осуществляется в порядке, определяемом органами местного самоуправления в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3.1. Организация мероприятий по охране зеленых насаждений осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, правил благоустройства, утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, а также с учетом положений Приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15 декабря 1999 года N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации".
В силу ст. 4 Закона Костромской области от 05.10.2007 № 194-4-ЗКО «О зеленых насаждениях населенных пунктов Костромской области» зеленые насаждения предназначены для формирования благоприятной среды обитания человека на территории населенных пунктов. Озеленение населенных пунктов проводится в соответствии с проектами озеленения, благоустройства, застройки населенных пунктов, утвержденными в установленном порядке.
Организация использования, охраны, защиты и восстановления зеленых насаждений осуществляется в порядке, определяемом органами местного самоуправления в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона Костромской области № 194-4 ЗКО озелененная территория - часть территории природного комплекса, на которой располагаются природные и искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты - парк, сад, сквер, бульвар; территории жилых, общественно-деловых и других территориальных зон, не менее 70% поверхности которых занято зелеными насаждениями и другим растительным покровом.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Закона Костромской области № 194-4 ЗКО озелененные территории общего пользования - территории, используемые для рекреации всего населения населенных пунктов.
В п. 3 ч. 2 ст. 1 Порядка содержится аналогичное определение - под озелененной территорией общего пользования понимается озелененная территория, предназначенная для озеленения и использования в рекреационных и экологических целях и доступная для неограниченного круга лиц, в том числе территории парков, городских садов, скверов, бульваров.
Аналогичное понятие закреплено и в п. 9 таблицы № 1 «ГОСТ 28329-89. Государственный стандарт Союза ССР. Озеленение городов. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие Госстандартом СССР от 10.11.1989 № 3336 (далее - ГОСТ 28329-89), в соответствии с которым под озеленённой территорией общего пользования понимается озелененная территория, предназначенная для различных форм отдыха, к которым относятся лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса.
В соответствии с п. 9.15 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр (далее - Свод Правил) озелененные территории общего пользования должны быть благоустроены и оборудованы малыми архитектурными формами: фонтанами и бассейнами, лестницами, пандусами, подпорными стенками, беседками, светильниками и др.
Дорожно-тропиночную сеть ландшафтно-рекреационных территорий следует формировать с учетом рекреационных нагрузок, функционального назначения и емкости территории. Трассировка дорожно-тропиночной сети проводится по основным путям движения пешеходов и кратчайших расстояний от остановочных пунктов, спортивных, досуговых и игровых площадок. Ширина дорожки должна быть кратной 0,75 м. При трассировке путей рекреационных маршрутов для МГН следует обеспечивать их освещение, ширину дорожки, карманы для отдыха и разворота коляски, продольные и поперечные уклоны в соответствии с требованиями СП 140.13330 (пункт 9.16 Свода Правил).
Зоны отдыха следует размещать на расстоянии от санаториев, детских оздоровительных лагерей, дошкольных санаторно-оздоровительных организаций, территорий садоводства и огородничества, автомобильных дорог общей сети и железных дорог не менее 500 м, а от домов отдыха - не менее 300 м (пункт 9.21 Свода Правил).
В свою очередь, озелененными территориями специального назначения в силу п. 2 ст. 3.1 Закона являются санитарно-защитные, водоохранные, защитно-мелиоративные зоны, кладбища, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, территории, подпадающие под действие Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Аналогичное понятие содержится в п. 5 ч. 2 ст. 1 Порядка и в п. 11 таблицы № 1 ГОСТ 28329-89.
При этом, в соответствии с п. 13 таблицы № 1 ГОСТ 28329-89 озелененные территории общего пользования и специального назначения являются озелененными территориями рекреационного назначения.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Порядком, Порядком организации и проведения публичных слушаний по вопросам местного значения города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от 26 апреля 2018 года № 63, руководствуясь статьями 20, 37 и 56 Устава города Костромы, утвержденного решением Думы города Костромы от 26 мая 2005 года № 41 (далее - Устав), в целях внесения изменений в перечень озелененных территорий города Костромы, утвержденный постановлением Главы города Костромы от 15 июля 2008 года № 1290, постановлением Главы города Костромы от 25 декабря 2018 года № 142 были назначены публичные слушания.
Указанное постановление было опубликовано 28 декабря 2018 года в печатном издании «Официальный вестник города Костромы» № 52-а и в аналогичном по названию сетевом издании по адресу https://pravokostroma.ru, а также размещен на официальном сайте Администрации города Костромы www.gradkostroma.ru, на информационных стендах города Костромы МУЛ города Костромы «Информация».
Публичные слушания по оспариваемому акту состоялись 28 января 2019 года, во время публичных слушаний велся протокол, по результатам публичных слушаний было подготовлено заключение. Итоговый документ (заключение по результатам проведения публичных слушаний от 14 февраля 2019 года) в котором отражены в том числе и предложения участников публичных слушаний был размещен на официальном сайте Администрации города Костромы www.gradkostroma.ru, на информационных стендах города Костромы МУП города Костромы «Информация».По итогам публичных слушаний и согласований в структурных подразделениях Администрации города Костромы проект был откорректирован, устранены замечания.
После устранения замечаний, постановлением Администрации города Костромы от 29 июля 2019 года № 1300 был утвержден Перечень озелененных территорий города Костромы.
Согласно части 1 статьи 57 Устава по вопросам местного значения глава Администрации города Костромы в пределах, своих полномочий издает постановления Администрации города Костромы.
Согласно статье 59 Устава муниципальные нормативные правовые акты города Костромы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования, если конкретным правовым актом не установлен более поздний срок вступления его в силу (часть 2).
Официальным опубликованием муниципального правового акта города Костромы считается первая публикация полного текста муниципального правового акта города Костромы в печатном средстве массовой информации, учрежденном органом местного самоуправления города. Костромы либо органами местного самоуправления города Костромы совместно или первое размещение (опубликование) полного текста муниципального правового акта в сетевом издании, определенном решением Думы город Костромы (часть 5).
Перечень озелененных территорий города Костромы утвержден постановлением Администрации города Костромы от 29 июля 2019 года № 1300 и подписан главой Администрации города Костромы,.
Постановление Администрации города Костромы от 29 июля 2019 года № 1300 «Об утверждении перечня озелененных территорий города Костромы» опубликовано 2 августа 2019 года в печатном издании «Официальный вестник города Костромы» № 30, учредителем которого является Администрация города Костромы, и в аналогичном по названию сетевом издании по адресу https://pravokostroma.ru, а также размещен на официальном сайте Администрации города Костромы www.gradkostroma.ru.
Постановление является нормативным правовым актом, поскольку является официальным документом, принятым уполномоченным органом в соответствии с его компетенцией и направлено на установление правовых норм, рассчитанных на неопределенный круг лиц.
Проанализировав и принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом, с соблюдением установленной процедуры, в надлежащем порядке доведен до всеобщего сведения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Перечень включает в себя 157 озелененных территорий, из которых 112 — озелененные территории общего пользования, 40 - специального назначения, 5 - ограниченного пользования.
Целью принятия Постановления является определение правового статуса озелененных территорий г. Костромы, требующих охраны и защиты в целях сохранения экологической и социальной ценности указанных территорий. Отнесение отдельных озелененных территорий к той или иной категории означает особый режим их назначения и использования, соответствующий особенностям их расположения и целям создания.
Доводы иска сводятся к тому, что неправомерное категорирование отдельных озелененных территорий свидетельствует о незаконности Постановления, направленного на правовую основу режима использования таких территорий. Использование территорий с нарушением правового режима их использования свидетельствует о нарушении права каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Согласно Своду правил норматив площади общедоступных озелененных территорий на 1 жителя для городов с населением более 250 тыс. должна быть не менее 16 кв.м.
Общая площадь озелененных территорий общего пользования составляет 4675710 кв.м. Учитывая, что население г. Костромы составляет 277 тыс. человек, фактическая площадь общедоступных озелененных территорий г. Костромы в настоящее время составляет более 16 кв.м. на одного жителя.
Вместе с тем, по мнению истца, учитывая, что ряд озелененных территорий, указанных в Перечне, не обладают признаками озелененных территорий общего пользования, указанный норматив не соблюдается.
Постановлением Администрации города Костромы от 29.07.2019 № 1300 «Об утверждении Перечня озелененных территорий города Костромы» отнесены к озелененным территориям общего пользования озелененные территории, предусмотренные пунктами № 45 «Набережная реки Волги от реки Черной до железнодорожного моста» 30400 м2, № 66 «Зеленые насаждения на берегу реки Волги в районе домов 7а-86 по улице Красная Байдарка», № 132 «Набережная вдоль реки Волги в районе улиц Верхне-Набережной и Нижне-Набережной» № 138 «Зеленые насаждения вдоль реки Волги в районе хутора Чернигино» площадью 323185 м2 Перечня.
Суд полагает, что в указанной части имеются основания согласиться с доводами прокурора, поскольку указанные территории находятся в водоохранных зонах и в силу ст. 3.1 Закона Костромской области № 194-4-ЗКО им должна быть присвоена категория озелененные территории специального назначения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В связи с этим в указанной части имеются основания для признания недействующим оспариваемое Постановление, которым утвержден Перечень озелененных территорий, включающий в том числе территории с наименованием «Набережная реки Волги от реки Черной до железнодорожного моста» 30400 м2 (п. 45), «Зеленые насаждения на берегу реки Волги в районе домов 7а-86 по улице Красная Байдарка» (пункт 66), № 132 «Набережная вдоль реки Волги в районе улиц Верхне-Набережной и Нижне-Набережной» № 138 «Зеленые насаждения вдоль реки Волги в районе хутора Чернигино» площадью 323185 м2, как озелененные территории общего пользования, поскольку оно противоречит ст. 3.1 Закона Костромской области № 194-4-ЗКО.
В остальной части суд считает необходимым указать следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту - КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 9 статьи 213, КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Действительно действующим федеральным законодательством не урегулированы вопросы принятия перечней озелененных территорий населенных пунктов органами местного самоуправления, их содержания (обязательные элементы, подлежащие указанию в правовом акте, предмет его правового регулирования, процедура его принятия).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Порядка, перечень озелененных территорий города Костромы, их границы утверждаются постановлением Администрации города Костромы.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного, самоуправления в Российской Федерации», части 3 статьи 52 Устава муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Положениями «ГОСТ 28329-89. Государственный стандарт Союза ССР. Озеленение городов. Термины и определения», (далее - ГОСТ 28329-89) утвержденным и введенным в действие Госстандартом СССР-от 10 ноября 1989 года № 3336, установлены следующие понятия озелененных территорий общего, ограниченного пользования и специального назначения:
озеленённая территория общего пользования - это озелененная территория, предназначенная для различных форм отдыха. В Примечании указано, что к ним относятся лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса;
озелененная территория ограниченного пользования - это озелененная территория лечебных, детских учебных и научных учреждений, промышленных предприятий, спортивных комплексов, жилых кварталов;
озелененная территория специального назначения - это озеленённая территория санитарно-защитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зон, кладбищ, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог, ботанические, зоологические и плодовые сады, питомники, цветочно -оранжерейные хозяйства.
При этом, в соответствии пунктом 13 таблицы № 1 ГОСТ 28329-89 озелененные территории общего пользования являются озелененными территориями рекреационного назначения. Озелененные территорий специального назначения в соответствии с ГОСТ 28329-89 рекреационными не являются.
Пунктом 2 ГОСТ 28329-89 установлено, что приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
ГОСТ 28329-89 утвержден и введен в действие Госстандартом СССР 10 ноября 1989 года.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Порядка: озелененная территория общего пользования - озелененная территория, предназначенная для озеленения и использования в рекреационных и экологических целях и доступная для неограниченного круга лиц, в том числе территории парков, городских садов, скверов, бульваров; озелененная территория ограниченного пользования - озелененная территория лечебных, детских учебных и научных учреждений, промышленных предприятий, спортивных комплексов, жилых кварталов, предназначенная для размещения зеленых насаждений, выполняющих экологические и рекреационные функции, рассчитанные на пользование определенными группами населения, доступ на которую ограничен или может быть ограничен ее правообладателями; озелененная территория специального назначения - озелененная территория, предназначенная для озеленения в целях выполнения специальных функций, в том числе территории санитарно-защитных, шумозащитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зон, кладбищ, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог.
Указанные понятия не противоречат требованиям ГОСТ 28329-89, Порядком данные понятия конкретизированы в рамках имеющихся полномочий, в целях приведения данных понятий в соответствие с действующим законодательством, а также в связи с необходимостью уточнения критериев отнесения озелененных территорий к той или иной категории, для дальнейшего планирования работ по их благоустройству и содержанию, в том числе определения ответственных организаций и источника финансирования проведения данных работ.
В соответствии с Порядком, развитие озелененных территорий, в том числе создание новых озелененных территорий общего пользования, производится в соответствии с Генеральным планом города Костромы, Правилами землепользования и застройки города Костромы, документацией по планировке территорий города Костромы, с учетом нормативов градостроительного проектирования.
Генеральным планом города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от 18 декабря 2008 года № 212 (в действующей редакции от 18 декабря 2014 года № 247) регулируются отношения, связанные с планированием развития территорий в границах города Костромы, в том числе для установления функциональных зон, определения, планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов "Местного значения, а также озелененных территорий.
Генеральный план определяет планируемые для размещения на территории города Костромы объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законами Костромской области и Уставом города Костромы и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие города Костромы.
Прокурор приводит довод о том, что озелененные территории, предусмотренные пунктами №22 «Сквер в районе домов 19 и 21 по улице Подлипаева» площадью 3385 м2, № 26 «Зеленые насаждения в районе дома 58 по проспекту Мира» площадью 3240 м2, № 27 «Зеленые насаждения в районе дома 62 по проспекту Мира» площадью 3970 м2, № 28 «Сквер Виталия Шабанова» площадью 4149 м2, № 57 «Зеленые насаждения вдоль улицы Профсоюзной от улицы Волжской 2-й до дома 10 по улице Профсоюзной», № 82 «Зеленые насаждения по улице Костромской от улицы Пригородной до улицы Полевой» площадью 9708 м2, № 91 «Зеленые насаждения на пересечении улицы Ленина и улицы Беговой» площадью 894 м2, № 92 «Зеленые Насаждения по улице Калиновской» площадью 7091 м2, № 93 «Зеленые насаждения по проспекту Рабочему» площадью 4253 м2, № 94 «Зеленые насаждения по улице Ленина в районе пересечения с улицей Совхозной» площадью 1452 м2, в жилом квартале, № 95 «Зеленые насаждения в районе дома 135 по проспекту Мира» площадью 2084 м2, в жилом квартале, № 96 «Зеленые насаждения в районе дома 54 по улице Боевой» площадью 1032 м2, № 113 «Сквер и зеленые насаждения по улице Голубкова» площадью" 21661 м2, Перечня не соответствуют критериям озелененных территорий общего пользования.
В то же время указанные озелененные территории определены как общего пользования, в связи с их расположением на территориях общего пользования, в соответствии с их фактическим использованием, а также отсутствием правовых оснований для ограничения доступа неограниченного круга лиц на данные территории.
Доводы административного истца о том, что указанные озелененные территории имеют признаки озелененных территорий специального назначения, не находят своего подтверждения.
Административный истец указывает, что озелененные территории находятся на расстоянии менее 500 метров от автомобильных дорог общей сети полосы зеленых насаждений вдоль автомобильных дорог, а часть указанных озелененных территорий (озелененные территории предусмотренные пунктами № 15, 22, 57, 82, 92, 94, 95, 113) расположена вдоль автомобильных дорог.
Однако полосы зеленых насаждений вдоль автомобильных дорог, расположенные между проезжей частью и пешеходными дорожками, не входят в площадь данных озелененных территорий.
Кроме того, положениями ГОСТ 28329-89 установлены следующие определения:
-сквер - озелененная территория общего пользования небольшого размера, являющаяся элементом оформления площади, общественного центра, магистрали, используемая для кратковременного отдыха и пешеходного транзитного движения;
-бульвар - озелененная территория общего пользования вдоль1 магистралей, набережных в виде полосы различной ширины, предназначенная для пешеходного транзитного движения и кратковременного отдыха.
Таким образом, размещение озелененных территорий общего пользования вблизи автомобильных дорог не противоречит требованиям ГОСТ. Согласно пункту 7.2 «СП 476.1325800.2020. Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов» (утвержден Приказом Минстроя России от 24 января 2020 года № 33/пр) (далее - СП 476.1325800.2020.) на территории жилых микрорайонов (жилой микрорайон формируется группой кварталов) размещаются: участки территории жилых групп; участки территории общественно-деловых объектов, включая участки дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, учреждений повседневного и периодического обслуживания, коммунальных объектов, гаражей, встроено-пристроенных общественно-деловых объектов, включая объекты социальной инфраструктуры микрорайона; административно-деловые объекты; территории общего пользования: озелененные территории, УДС, открытые стоянки автомобилей, детские игровые площадки, площадки для занятий физкультурой взрослого населения, площадки отдыха взрослого населения.
Пунктами 8.7, 8.8 СП 476.1325800.2020. предусмотрено, что озелененные территории общего пользования формируются в виде непрерывной системы, которая включает: участки зеленых насаждений вдоль пешеходных и транспортных коммуникаций (газоны, рядовые посадки деревьев и кустарников), озелененные площадки вне участков жилых домов и жилых групп, площадки для занятий физкультурой взрослого населения и детские игровые площадки, площадки отдыха взрослого населения. При проектировании микрорайона озелененные территории общего пользования рекомендуется формировать в виде сада, сквера, бульвара.
Таким образом, расположение озеленённых территорий общего пользования на придомовых территориях и в жилых кварталах рекомендовано действующим законодательством. Следовательно, довод природоохранного прокурора о несоответствии озелененных территорий, расположенных на придомовых территориях и в жилых кварталах, критериям озелененных территорий общего пользования является необоснованным.
По мнению суда доводы истца об отсутствии элементов благоустройства включенных в Перечень озелененных территорий не могут быть положены в основу решения суда об удовлетворении иска.
В соответствии с пунктом 9.15 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утвержден Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года N 1034/пр) (в ред. от 31 мая 2022 года) (далее - СП 42.13330.2016.) озелененные территории должны быть благоустроены и оборудованы малыми архитектурными формами: фонтанами и бассейнами, лестницами, пандусами, подпорными стенками, беседками, светильниками и др.
С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ ФЗ «О техническом регулировании».
Таким образом, рекомендации по благоустройству озелененных территорий предъявляются ко всем категориям территорий.
Согласно пункту 1 статьи 27 Правил благоустройства территории Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 25.04.2013 № 60 (в ред. от 2 февраля 2023) развитие городской среды осуществляется путем улучшения, обновления, трансформации, использования лучших практик и технологий, в том числе путем развития инфраструктуры, системы управления, технологий, коммуникаций между, жителями и представителями профессионального сообщества, в том числе ландшафтными архитекторами, специалистами по благоустройству и озеленению, архитекторами и дизайнерами, разрабатывающими проекты благоустройства.
Благоустройство озелененных территорий общего пользования осуществляется путем разработки документации на благоустройство территории, выполняемой с соблюдением норм СП 42.13330:2016. с учетом требований Порядка и последующим, получением разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности в целях реализации работ по благоустройству.
В свою очередь благоустройство озелененных территорий общего пользования города Костромы также осуществляется в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», а также муниципальной программы города Костромы «Формирование комфортной городской среды» на территории города Костромы.
Как следует из пояснений представителей ответчика в соответствии с указанными программами выполнено и реализуется в настоящее время благоустройство следующих общественных территорий: территория парка «Берендеевка» (работы по благоустройству завершены в 2018 году);
- территория в районе Чернигинской набережной (работы по благоустройству завершены в 2022 году);
- территория в районе парка Победы (работы по благоустройству завершены в 2020 году);
сквер и овраг в районе улицы Подлипаева (работы по благоустройству завершены в 2021 году);
- парковая зона у памятника В. И. Ленина (работы по благоустройству завершены в 2022 году).
Кроме того, на основании муниципального контракта разрабатывается проектно-сметная документация на благоустройство озелененной территории «Парк в Заволжском районе».
Перечень общественных территорий общего пользования города Костромы и очередность их благоустройства в рамках названых программ были определены в форме народного голосования, состоявшегося 9 апреля 2017 года, проводимого в соответствии с решением Думы города Костромы от 21 марта 2017 года № 40 «О назначении опроса граждан (народного голосования) на территории города Костромы» в целях выявления мнения населения города Костромы по вопросам местного значения.
Благоустройство территорий в рамках указанных программ также осуществляется путем разработки проектов благоустройства территорий, выполняемых с учетом требований нормативов градостроительного проектирования на основании муниципальных контрактов с подрядными организациями.
В то же время отнесение указанных территорий к озелененным территориям специального или ограниченного назначения не способствует проведению работ по благоустройству территорий города в рамках действующих программ.
Вопрос о бездействии муниципальных органов в части благоустройства озелененных территорий общего пользования может быть разрешен в рамках иного административного спора.
В отношении доводов иска о том, что озелененная территория № 87 «Зеленые насаждения в районе Военного городка-1» площадью 320990 м2 находится в санитарно-защитной зоне, кладбища, в связи с чем, не соответствуют критериям озелененных территорий общего пользования, суд указывает следующее.
Решением Костромского областного суда по делу № За-121/219 от 24 апреля 2019 года признаны недействующими Правила землепользования и застройки города Костромы в части распространения санитарно-защитной зоны от людского кладбища без установления ее в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами.
Согласно ответу от Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы, в настоящее время санитарно-защитная зона установлена для вновь формируемого общественного кладбища в деревне Будихино. На ранее образованных кладбищах, расположенных на территории города Костромы, санитарно-защитные зоны не установлены.
Таким образом, санитарно-защитная зона от кладбища в районе Военного городка-1 (Костромское кладбище) не утверждена в порядке, установленном законодательством, что не дает оснований Администрации города Костромы накладывать какие-либо ограничения на озелененную территорию.
В соответствии с «СП 475.1325800.2020. Свод правил. Парки. Правила градостроительного проектирования и благоустройства» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 22 января 2020 года № 26/пр) земельный участок для размещения парка выделяется в системе озелененных территорий общего пользования городских и сельских населенных пунктов. Минимальная площадь территории парка 2 га (пункт 5.1). Парк может состоять из одного или нескольких земельных участков.
Таким образом, суд не учитывает доводы о том, что в нарушение требований закона озеленённые территории, предусмотренные пунктами № 25 «Парк в районе домов 7 и 9 по проспекту Мира» площадью 5690 м2 и № 117 «Парк бывшей усадьбы Радьковых по улице Городской» площадью 9046 м2 отнесены к паркам.
Кроме того, при принятии Перечня в действующей редакции Администрацией города учитывался тот факт, что парки, перечисленные в протесте прокурора, Постановлением главы администрации Костромской области от 30 декабря 1993 года № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» отнесены к Объектам культурного наследия на территории Костромской области, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
При принятии оспариваемого Постановления, в том числе при принятии решения об отнесении озелененных территорий к определенному назначению, административный ответчик руководствовался указанными нормативными документами и фактическим использованием озелененных территорий на Территории города Костромы.
В то же время, суд находит заслуживающими внимание доводы прокурора по необоснованному отнесению к озелененным территориям общего пользования Площадь Широкова В.Ф. (п. 15).
Площадь Широкова В.Ф. представляет собой трехконтурный земельный участок. По мнению суда контур № 1 не отвечает признакам озелененной территории общего пользования, поскольку к нему отсутствует свободный безопасный доступ неограниченного круга лиц, он не может быть использован в качестве места отдыха граждан и не имеет какой-либо социальной ценности, в связи с чем в указанной части требования прокурора подлежат удовлетворения. Поскольку территория Площадь Широкова В.Ф., расположена на одном земельном участке, хотя и имеющим три контура и лишь один из которых не может быть отнесен к озелененным территориям общего пользования, суд, в связи с невозможностью выделить площадь контура из объема включенной в перечень территории, считает необходимым в отношении спорной территории удовлетворить требования в полном объеме.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Само по себе неправомерное категорирование озелененных территорий свидетельствует о незаконности Постановления, направленного на правовую основу режима использования таких территорий. Использование территорий с нарушением правового режима их использования свидетельствует о нарушении права каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в части должен быть признан недействующим, суд исходит из следующего.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 38 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов м актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что Постановление администрации города Костромы от 29 июля 2019 года № 1300 в оспариваемой части применялись, суд полагает возможным признать оспариваемые положения нормативного правового акта недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Костромского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу Постановление администрации города Костромы от 29 июля 2019 года № 1300 «Об утверждении перечня озелененных территорий города Костромы» в части отнесения к озелененным территориям общего пользования озелененные территории, предусмотренные п. 15 Перечня - «Площадь Широкова В.Ф.»; п. 45 Перечня - «Набережная реки Волги от реки Черной до железнодорожного моста»; п. 66 Перечня - «Зеленые насаждения на берегу реки Волги в районе домов 7а-8б по ул. Красная Байдарка»; п. 132 Перечня - «Набережная вдоль реки Волги в районе улиц Верхне-Набережной и Нижне-Набережной»; п. 138 Перечня - «Зеленые насаждения вдоль реки Волга в районе хутора Чернигино».
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в средстве массовой информации, в котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.
В удовлетворении иска в остальной части отказать
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 ноября 2023 года