Гражданское дело № 2-50/2020 (2-1081/2019)
УИД № 44RS0002-01-2019-001927-47
Решение изготовлено 12 января 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кострома | 28 декабря 2020 года |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи К.А.Батухиной,
при секретаре судебного заседания С.А.Мызенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным постановления администрации муниципального района по предоставлению в собственность земельного участка, о прекращении права собственности на земельный участок, о погашении записи о регистрации права собственности, о восстановлении в очереди на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, о возложении обязанности предоставить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
27 июня 2019 года ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд города Костромы с исковым заявлением к администрации Костромского муниципального района Костромской области с требованиями о признании сделки от 1 ноября 2017 года незаконной, восстановить в очереди и обязать предоставить участок, соответствующего установленным требованиям.
В обоснование заявленных требованиям истец ФИО1 указала, что её семья является многодетной. 1 ноября 2017 года получила земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. После оформления земельного участка в собственность она (истец) узнала в администрации Никольского сельского поселения о том, что участок находится на болотистой местности, вблизи реки Сендега, которая по весне разливается на предоставленный земельный участок. Через пять месяцев она (истец) выяснила, что предоставленный земельный участок находиться полностью в водоохраной зоне реки Сендега. Однако указанная информация по земельному участку ей (истцу) администрацией Костромского муниципального района не сообщалась. Обратившись в Департамент природных ресурсов Костромской области, она (истец) узнала, что строительство индивидуального жилого дома в водоохраной зоне разрешено только при наличии централизованной канализации, которая в населённом пункте отсутствует полностью; установить скважину для воды она также не может, а водопровод к участку не проведён; размещение транспорта на территории предоставленного земельного участка запрещено; также запрещена распашка земли и ведение личного подсобного хозяйства, что немаловажно для её многодетной семьи. Достоверная, полная информация о предоставляемом ей земельном участке не была доведена администрацией муниципального поселения до её сведения. Даная информация отсутствовала и в документах, которые были выданы ей (истцу) при оформлении прав на земельный участок.
15 июля 2019 года исковое заявление ФИО1 принято к производству Ленинского районного суда города Костромы, возбуждено гражданское дело № 2-1823/2019.
В дальнейшем, 13 августа 2019 года заявленные требования истцом были уточнены, в окончательной редакции истец ФИО1 просила суд (л.д. ...):
1) признать незаконным постановление администрации Костромского муниципального района Костромской области от 11 октября 2017 года №... о предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного ...;
2) прекратить право собственности на земельный участок с кадастровым номером №..., расположенного ...;
3) погасить запись о регистрации от 1 ноября 2017 года №...;
4) установить в очередь ФИО1 на бесплатное предоставление земельного участка в собственность в соответствии с Законом Костромской области «О предоставлении в собственность земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» от 22 апреля 2015 года № 668-5-ЗКО;
5) возложить обязанность на администрацию Костромского муниципального района Костромской области по предоставлению ФИО1 земельного участка.
16 августа 2019 года определением Ленинского районного суда города Костромы гражданское дело № 2-1823/2019 по исковому заявлению ФИО1 к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании постановления о предоставлении земельного участка в собственность незаконным, прекращении права собственности на земельный участок, погашении записи о регистрации, восстановлении в очереди на бесплатное получение в собственность земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность бесплатно, - передано для рассмотрения по подсудности в Костромской районный суд Костромской области.
7 октября 2019 года гражданское дело № 2-1823/2019 поступило в Костромской районный суд Костромской области, делу присвоен номер 2-1081/2019.
В судебном заседании истец ФИО1, её представитель - адвокат Е.В.Данилова, действующая на основании ордера от 9 декабря 2019 года №..., заявленные уточнённые требования поддержали по доводам и основаниям, в нём указанным. Дополнительно суду пояснили, что выделенный многодетной семье Р-вых земельный участок фактически является непригодным для возведения объектов недвижимости (жилого дома), поскольку территория земельного участка, предоставленная под указанные цели, является заболоченной (постоянно подтапливается), там постоянно присутствует вода. Участок выделялся администрацией муниципального района поздней осенью, когда семья истца не имела реальной возможности оценить качество земельного участка на предмет его целевого использования и обременительности для многодетной семьи. Кроме того, информацию о нахождении земельного участка в водоохранной зоне реки истец узнала уже после оформления права собственности на земельный участок, то есть после его передачи. Указанные сведения о земельном участке не были доведены до сведения истца администрацией муниципального района, не содержалась данная информация и в передаваемых истцу от администрации муниципального района документах. Сторона истца полагает, что возведение индивидуального жилого дома на спорном земельном участке невозможно и (или) будет обременительно для многодетной семьи в виду возможных инженерных решений постройки (возведения) жилого дома с учётом особенностей земельного участка (нахождения в водоохраной зоне, на заболоченной, подтопляемой территории). Кроме того, как отмечает сторона истца, до настоящего времени к земельному участку отсутствует инженерное сообщение (нет проезда), трудность которого состоит также в особенностях территории, она подтапливается.
Представитель ответчика администрации Костромского муниципального района Костромской области ФИО2, действующая на основании доверенности 28 апреля 2020 года, возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что администрацией муниципального района на основании заявления от 17 июля 2013 года ФИО1 поставлена на учёт в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства под номером №... (категория - многодетная семья), о чём уведомлена письмом от 24 июля 2013 года №.... Случае и порядок предоставления земельных участков, расположенных на территории Костромской области, отдельным категориям граждан Российской Федерации в собственность бесплатно установлены ... «О предоставлении земельных участков отдельным категория граждан в собственность бесплатно» от ...№...-ЗКО (ранее - Закон Костромской области от 21 октября 2010 года № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области»). В соответствии с частью 6 статьи 6 Закона Костромской области от 22 апреля 2015 года № 668-5-ЗКО «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» орган, осуществляющий учёт, не позднее семи календарных дней после дня опубликования (размещения) перечня земельных участков направляет заказным письмом с уведомлением о вручении (выдаёт) гражданам, состоящим на учёте, извещения с обязательным указанием сведений о земельных участках, включённых в перечень земельных участков (в том числе адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка), об уполномоченном органе, в который гражданину необходимо обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо с заявлением о предоставлении земельного участка (далее - извещения). Извещения направляются (выдаются) тому числу граждан, которое соответствует количеству земельных участков, включённых в перечень земельных участков, в соответствии с установленной очередностью граждан в зависимости от даты и времени постановки граждан на учёт. В соответствии с вышеназванными законами в адрес ФИО1 неоднократно направлялись извещения, содержащие сведения о земельных участках, доступных для предоставления, а также с предложением обратиться в администрацию муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно любого из них. После получения очередного извещения от 11 сентября 2017 года №... ФИО1 в администрацию муниципального района направлено заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 1 728 кв.м., расположенного .... На основании указанного заявления администрацией муниципального района принято постановление от 11 октября 2017 года №... о предоставлении указанного земельного участка в собственность бесплатно и распоряжение от 16 октября 2017 года №...-р о снятии ФИО1 с учёта граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в связи с реализацией права на бесплатное предоставление земельного участка. Данный земельный участок выбран истцом самостоятельно, у ФИО1 имелась возможность ознакомления с земельным участком и его техническими характеристиками, согласно расписке в получении документов от 17 октября 2017 года претензий к земельному участку ФИО1 не имела. Кроме того, нахождение земельного участка в водоохраной зоне реки Сендега не препятствует использовать земельный участок в соответствии с видом его разрешённого использования «для строительства индивидуального жилого дома», поскольку ВК Российской Федерации, устанавливая ограничения для земельных участков в границах водоохранных зон, не запрещает строительство индивидуального жилого дома. Таким образом, по мнению стороны ответчика, оснований для признания постановления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно не имеется, поскольку принято в соответствии с действующим законодательством, восстановление в очереди на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, а также предоставление иного земельного участка невозможно в связи с реализацией права на предоставление земельного участка бесплатно.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, извещённое о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, ходатайствовали о проведении судебного разбирательства в своё отсутствие. Ранее, в судебном заседании представитель третьего лица пояснил, что согласно данным государственного водного реестра длина реки Сеньдега - 29 км, соответственно ширина водоохраной зоны реки Сеньдега составляет 100 метров. Вместе с тем, как отмечает Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, им был направлен запрос в Отдел водных ресурсов Костромской области Верхнее-Волжского бассейного водного управления, на который получен ответ об отсутствии в государственном водном реестре сведений о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах реки Сеньдега. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона от трёх градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса. Уклон берега реки Сеньдега в районе земельного участка с кадастровым номером №... может быть установлен инструментальным методом в результате геодезических работ. Согласно публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером №... расположен на расстоянии ориентировочно 26-27 метров от поверхностного водного объекта - река Сендега. Таким образом, земельный участок расположен в водоохраной зоне реки. В 2007 году ЗАО «Институт Костромагидроводхоз» разработан проект «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в бассейне реки Покша», которым определены водоохранная зона и прибрежная защитная полоса реки Сендега. Согласно данным проекта ширина водоохраной зоны 50-100 метров, ширина прибрежной защитной полосы 40-50 метров. В соответствии с законодательством по состоянию на 2007 год сведения о водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе реки Сендега не вносились в государственный водный реестр и не поставлены на кадастровый учёт. Зоны затопления, подтопления в Никольском сельском поселении Костромского муниципального района не устанавливались. Кроме того, со ссылкой на части 4, 11, 15-17 статьи 65 ВК Российской Федерации Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области полагает, что индивидуальное жилищное строительство в границах водоохранных зон разрешено с соблюдением запретов и ограничений, установленных ВК Российской Федерации, а также при условии охраны водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Таким образом, по их мнению, нахождение земельного участка с кадастровым номером №... не препятствует реализации права истца на строительство в соответствии с видом разрешённого использования указанного земельного участка.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росреестра по Костромской области, извещённое о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, извещённое о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Верхнее-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, извещённое о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило. В письменных пояснениях, представленных суду, Верхнее-Волжское бассейновое управление сообщает, что в рамках переданных полномочий в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьёй 26 ВК Российской Федерации Департаментом природных ресурсов и охраны окружающее среды Костромской области были выполнены работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейна реки Покша (в том числе реки Сендега) и по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейнов рек Андоба и Мера (в том числе и реки Сендега). По результатам работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейна реки Покша (в том числе реки Сендега) Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» от 10 января 2009 года № 17 в адрес Росводресурсов были направлены сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейна реки Покша (в том числе реки Сендега) для внесения в государственный водных реестр. Данные сведения были внесены в государственный водный реестр Федеральным агентством водных ресурсов. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 Верхне-Волжским бассейновым водным управлением были направлены сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейнов рек Андоба и Мера (в том числе и реки Сендега) для внесения в государственный водный реестр в адрес Росводресурсов. В государственный водный реестр сведения были внесены 24 января 2018 года. В состав направляемых сведений входили: отчёт о результатах работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов рек Андоба и Мера, картографические материалы и xml-файлы. В Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейнов рек Андоба и Мера (в том числе реки Сендега) направлялись Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области. Обозначение на местности посредством специальных информационных знаков границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов бассейнов рек Андоба и Мера (в том числе реки Сендега) входит в полномочия Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
Костромской межрайонный природоохранный прокурор, извещённый о времени и месте судебного заседания, в суд представителя прокуратуры не направил; ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, представив письменное заключение, из которого следует, что расположение предоставленного истцу земельного участка в границах водоохраной зоны не противоречит требованиям действующего природоохранного законодательства, а только налагает на ФИО1 как правообладателя земельного участка обязательства по охране водного объекта, предусмотренные статьёй 65 ВК Российской Федерации.
Выслушав стороны, допросив свидетелей П.С.М., Р.А.В., эксперта ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 12 ГК Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно установлены статьёй 39.5 ЗК Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 ЗК Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Костромской области «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» от 22 апреля 2015 года № 668-5-ЗКО предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно осуществляется в случае предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в случае если граждане отвечают одному из следующих условий:
а) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в органах местного самоуправления городского округа, в границах которого граждане имеют право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, либо в органах местного самоуправления поселения, входящего в состав муниципального района, в границах которого граждане имеют право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно;
б) приняты на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения либо приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходили службу, до 1 марта 2005 года в соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 3 Закона Костромской области «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» от 22 апреля 2015 года № 668-5-ЗКО земельные участки в случае, указанном в пункте 3 части 1 статьи 3, предоставляются 1) супругам, одиноким родителям, в семье которых имеется трое и более детей (включая падчериц и пасынков), в том числе старше 18 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях или проходящих военную службу по призыву, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста. При этом право на предоставление земельного участка имеет один из супругов.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 6 Закона Костромской области «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» от 22 апреля 2015 года № 668-5-ЗКО земельный участок для индивидуального жилищного строительства предоставляется гражданину в собственность бесплатно в границах муниципального района или городского округа, на территории которого гражданин постоянно или преимущественно проживает. Предоставление земельного участка гражданину в собственность бесплатно осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в статье 3 настоящего Закона, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
14 июня 2013 года постановлением администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области №... семья ФИО1 в составе пяти человек признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 51 ЖК Российской Федерации, включена в список учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, под номером №....
Указанным постановлением на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 3 Закона Костромской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» от 25 декабря 2006 года № 98-4-ЗКО семья ФИО1 поставлена на учет в администрации Караваевского сельского поселения, включена в список учета граждан под номером 12.
В целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома 17 июля 2013 года ФИО1 обратилась в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о принятии на учет в соответствии с Законом Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков» от 21 октября 2010 года № 672-4-ЗКО.
23 июля 2013 года ФИО1 была поставлена на учет граждан, имеющих право на предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, под номером №... (категория - многодетная семья).
6 сентября 2017 года сформирован (утвержден) перечень земельных участков для предоставления гражданам в целях индивидуального жилищного строительства (спорный земельный участок под номером №...).
Извещение от 11 сентября 2017 года (исх. №...), содержащее предложение по выбору земельного участка, с приложением указанного Перечня, получено ФИО1 25 сентября 2017 года.
29 сентября 2017 года ФИО1 обратилась в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления на основании статьи 39.5 ЗК Российской Федерации земельного участка из предлагаемого Перечня.
11 октября 2017 года постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области №... ФИО1 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 1728 кв.м., расположенный ..., с видом разрешенного использования «для строительства индивидуального жилого дома», категории земель «земли населенных пунктов».
16 октября 2017 года постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области №...-р ФИО1 (реестровый №...) снята с учета граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Указанные постановления получены ФИО1 17 октября 2017 года, с письменной отметкой о том, что с земельным участком ознакомлена, претензий не имеет.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 1 ноября 2017 года, выданной ФИО1, за ней 11 октября 2017 года зарегистрировано право собственности за земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 1728 +/- 44 кв.м., адрес: ....
Из представленной выписки следует, что земельный участок отнесен к категории земель «земли населенных пунктов», с видом размешенного использования «для строительства индивидуального жилого дома». При этом, сведений о наличии ограничений и (или) обременений в отношении земельного участка не указано.
В 2018-2019 годах со стороны ФИО1 имели место неоднократные обращения в прокуратуру Костромского района с жалобой на незаконные действия администрации муниципального района по вопросу в отборе земельного участка, предоставляемого бесплатно в собственность многодетной семье.
ФИО1 прокуратурой Костромского района рекомендовано обратиться в суд за защитой своих прав.
Обращаясь в суд с вышеназванными исковыми требованиями ФИО1 указала, что земельный участок был ей предоставлен без предоставления всей информации о его характеристиках. В частности, ФИО1 не была поставлена администрацией муниципального района в известность, что выбранный ею земельный участок находится в водоохранной зоне реки Сендега. Нахождение земельного участка в водоохранной зоне реки напрямую влияет и на объем и на характер его использования, поскольку в силу закона установлены ограничения, а также влияет на удорожание строительных работ жилого дома для их многодетной семьи, которая не имеет в наличии свободных денежных средств. Кроме того, истец отметила, что до настоящего времени отсутствует проезд к её земельному участку, территория топкая, проезд строительной техники невозможен.
В соответствии со статьёй 1 ВК Российской Федерации к негативному воздействию вод относятся: затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
В целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, создается государственный водный реестр, в который включаются сведения, в частности: о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования (статья 31 ВК Российской Федерации).
Согласно частям 5, 6 статьи 67.1 ВК Российской Федерации (в редакции, действующей на момент предоставления земельного участка) границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
В соответствии с пунктами 3, 5 Постановления Правительства Российской Федерации «О зонах затопления, подтопления» от 18 апреля 2014 года № 360 зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости. (пункт 5 указанного постановления).
Зоны затопления устанавливаются в отношении: а) территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) с учетом фактически затапливаемых территорий за предыдущие 100 лет наблюдений; б) территорий, прилегающих к устьевым участкам водотоков, затапливаемых в результате нагонных явлений расчетной обеспеченности; в) территорий, прилегающих к естественным водоемам, затапливаемых при уровнях воды однопроцентной обеспеченности; г) территорий, прилегающих к водохранилищам, затапливаемых при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища; д) территорий, прилегающих к зарегулированным водотокам в нижних бьефах гидроузлов, затапливаемых при пропуске гидроузлами паводков расчетной обеспеченности.
Зоны подтопления устанавливаются в отношении территорий, прилегающих к зонам затопления, указанным в пункте 1 настоящих требований, повышение уровня грунтовых вод которых обусловливается подпором грунтовых вод уровнями высоких вод водных объектов. В границах зон подтопления устанавливаются: а) территории сильного подтопления - при глубине залегания грунтовых вод менее 0,3 метра; б) территории умеренного подтопления - при глубине залегания грунтовых вод от 0,3 - 0,7 до 1,2 - 2 метров от поверхности; в) территории слабого подтопления - при глубине залегания грунтовых вод от 2 до 3 метров.
В соответствии со статьёй 65 ВК Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Часть 15 статьи 65 ВК Российской Федерации устанавливает, что в пределах водоохранной зоны запрещается: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
Судом установлено, что Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области были выполнены работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов бассейна реки Покша (в том числе и реки Сендега). Данные сведения были внесены в государственный водный реестр.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17 марта 2020 года №... земельный участок с кадастровым номером №... поставлен на кадастровым учет 15 сентября 2009 года. В разделе «Особы отметки» имеется указание о наличии ограничений прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК Российской Федерации; реквизиты документа-основания: межевой план (том 1, том 2), б/№.
Указанный земельный участок полностью расположен в водоохранной зоне реки Сендега. Указанный факт сторонами не оспаривается.
Зоны затопления, подтопления в Никольском сельском поселении не устанавливались в установленном законом порядке, что следует из материалов дела.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» от 7 мая 2012 года № 600 Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязано до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно пункту 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 года № 372 в соответствии с пунктом 7 комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года № 1119-р, при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена. В целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: 1) транспортная доступность; 2) удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); 3) существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 4) наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; 5) другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.
Порядок формирования, утверждения и опубликования (размещения) перечней земельных участков, находящихся в собственности Костромской области, муниципальной собственности, земельных участков, расположенных на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно отдельным категориям граждан Российской Федерации, предусмотренным частями 3 и 4 статьи 3 Закона Костромской области от 22 апреля 2015 года N 668-5-ЗКО "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно", утвержден постановлением администрации Костромской области от 27 июля 2015 года № 268-а.
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления перечни земельных участков должны содержать: 1) адреса земельных участков или (при отсутствии адреса земельного участка) иное описание местоположения земельных участков; 2) категорию земель, к которой относятся земельные участки; 3) площадь и вид разрешенного использования земельных участков; 4) информацию об обеспеченности земельных участков инженерной инфраструктурой (для перечней земельных участков для индивидуального жилищного строительства); 5) кадастровые номера земельных участков (при их наличии).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером №... находится в непосредственной близости к руслу реки Сендега и полностью расположен в её водоохранной зоне.
6 сентября 2017 года постановлением администрации муниципального района был утвержден перечень земельных участков для предоставления гражданам в целях индивидуального жилищного строительства. За порядковым номером №... указан спорный земельный участок, в числе его характеристик перечислены: местоположение и площадь земельного участка; категория земель, с видом разрешенного использования; и сведения наличие в населенном пункте коммуникаций («требуется строительство инженерной и транспортной инфраструктуры»).
Каких-либо относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что на момент выбора земельного участка ФИО1 была поставлена в известность о том, что предоставляемый ей земельный участок расположен в водоохранной зоне реки Сендега, и что она, будучи осведомленной об этом, согласилась на получение такого участка, суду не представлено.
Как следует из материалов дела и пояснений истца ФИО1, даже при оформлении прав на спорный земельный участок она об этом не знала, что подтверждается выданной ей выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 1 ноября 2017 года.
Допрошенный в качестве свидетеля П.С.М., суду показал, что его дом и земельный участок находится напротив земельного участка ФИО1 (через участок), дальше от реки Сендега. Участок ФИО1 находится на болотистой местности: там постоянно стоит вода, знает это, потому что постоянно через их участок ходит на родник к реке, там можно пройти только в сапогах, даже летом. Дороги или проезда к участку ФИО1 нет. Весной река Сендега сильно разливается, земельный участок, который был предоставлен ФИО1, он каждый год всегда затапливается целиком. Вода доходит до земельных участков домов №... и №.... Ему (свидетелю) также известно, что до ФИО1 был еще один покупатель, так он не смог завести стройматериалы на участок, отказался от него. К земельному участку ФИО1 можно пройти только между домами №... и №..., но там располагается газораспределительная будка, организовать проезд невозможно, даже газовики не могут на своей технике туда подъехать, машина вязнет, газовики до туда всегда идут пешком.
Свидетель Р.А.В. суду показал, что в 2017 году они с супругой (ФИО1) приезжали на участок, который предлагали бесплатно в собственность, осмотреть его. Тот год был дождливый и у них (Р-вых) не вызвало подозрений наличие воды на участке. В феврале 2018 года его супруга узнала, что участок, который им предложили, ранее выставлялся на торгах, и там они нашли упоминание, что участок находится в водоохранной зоне. В администрации муниципального района никаких разъяснений не дали; обратились в Департамент природных ресурсов, где нам подтвердили, что участок находится в водоохранной зоне, и посоветовали отказаться от него. Технике не проехать к участку, она вязнет, они (Р-вы) в сапогах увязли. Кроме того, проход (проезд) сужен из-за расположенной постройки около чужого земельного участка, недалеко от газораспределительной будки, это хорошо видно из публичной кадастровой карты.
Кроме того, в целях подтверждения своих доводов и оснований, стороной истца заявлено ходатайство о назначении по делу судебной инженерно-геологической экспертизы. Определением суда по делу указанная экспертиза была назначена, производство которой было поручено эксперту ООО «АльфастройПроект».
Согласно экспертному заключению ООО «АльфастройПроект» от 9 декабря 2020 года категория сложности инженерно-геологических условий II (СП 47.13330.2016, приложение А), основным критерием для определения категории сложности явилось наличие геологических процессов (сезонное промерзание и оттаивание грунтов, и связанное с ним морозное пучение, подтопление), которые однако не оказывают существенного влияния на выбор проектных решений. Нормативные и расчетные значения выделенных инженерно-геологических элементов приведены в таблице 4.1 и действительны для непромороженных грунтов при условии сохранения их естественной влажности и структуры. Гидрогеологическая обстановка на площадке изысканий характеризуется наличием современного аллювиального водоносного горизонта и вод спорадического распространения в московской морене. На момент проведения изысканий (сентябрь 2020 года) грунтовые воды в процессе бурения вскрыты всеми скважинами на глубине 0,4-0,6 метров и соответствуют отметкам 99,60-99,40 метров. Горизонт безнапорный. Установившиеся уровни отмечены на глубине появления. Водовмещающими грунтами являются пески мелкие. Питание осуществляется за счет инфильтрации атмосферных осадков и бокового притока по горизонтам. Разгрузка происходит в результате испарения и бокового оттока в местную гидрографическую сеть. Максимально прогнозируемый уровень ожидается в период весеннего снеготаяния (с конца апреля до середины мая) и в период осенних дождей (сентябрь, октябрь), в данное время возможно повышение уровня грунтовых вод на 0,3 метра. Оценка территории по подтопляемости (Приложению И к СП 11-105-97) с учетом расположения заглубленных конструкций - подтопляемая, критерий типизации по подтопляемости - I-А «Подтопляемые в естественных условиях». Нормативная глубина промерзания для суглинков - 1,43 метра, песок - 1,75 метра. Глубина грунтов по степени пучинистости представлена в таблице 7.1. В качестве естественного основания могут быть рекомендованы грунты инженерно-геологических элементов - 1, 2, 3, 4, 5, 6 с удовлетворительными механическими характеристиками. Необходимо предохранять грунты-основания от нарушения их естественной структуры (от промораживания, замачивания, разуплотнения и т.п.).
Строительство индивидуального жилого дома на территории исследуемого земельного участка возможно. Необходимо будет выполнить мероприятия по осушению участка. Характеристики грунтов позволяют строить дом с опиранием фундамента на твердые грунты, находящиеся на глубине 4 метров и ниже, что существенно удорожает строительство дома.
Проанализировав заключение эксперта ООО «АльфастройПроект», допросив эксперта ФИО3, поддержавшего данное им заключение, и оценив его в совокупности с представленными сторонами доказательствами, суд находит его допустимым, достоверным и достаточным доказательством по делу, которое может быть положено в основу решения суда.
Проведение экспертизы осуществлено с соблюдением требований статей 79-81, 85 ГПК Российской Федерации. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной статьёй 307 УК Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения. Экспертом при проведении судебной экспертизы были изучены все материалы гражданского дела, в том числе проведен большой объём работ, как полевых (планово-высотная разбивка и привязка скважин, отбор проб грунта), так и лабораторных работ (исследования физических свойств грунтов). В заключении имеется описание проведённого исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные вопросы. Каких-либо сведений, подвергающих сомнению объективность данного экспертами заключения по поставленным перед ним вопросами, в материалах дела не имеется, а сторонами по делу не заявлено.
Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учётом относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что использование земельного участка, предоставленного ФИО1 для строительства индивидуального жилого дома, является чрезвычайно затруднительным для многодетной семьи в силу как отсутствия планов по обеспечению инженерной инфраструктуры (дороги, проезда к земельному участку ФИО1), так и с учётом инженерно-геологических характеристик предоставленного бесплатно земельного участка, неизбежно увеличивающих финансовые расходы многодетной семьи на цели индивидуального жилищного строительства.
Сам по себе факт указания в Перечне земельный участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам в собственность, на отсутствие инженерной и транспортной инфраструктуры в населенном пункте и осведомленность истца об этом, не свидетельствуют о том, что спорный земельный участок отвечает критериям отбора для индивидуального жилищного строительства. За период с момента предоставления земельного участка истцу (2017 год) и до настоящего времени ситуация не изменилась, каких-либо проектов, решений, в том числе в части организации транспортного проезда к земельному участку истца не имеется.
Из экспертного заключения ООО «АльфастройПроект» следует, что грунтовые воды в процессе бурения вскрыты всеми скважинами на глубине 0,4-0,6 метров, территория является подтопляемой.
Эксперт ФИО3 в судебном заседании указал, что на момент обследования земельного участка и взятия проб было сразу видно, что участок постоянно подтапливается, стоит вода и свойственная влажному земельному участку растительность, которая встречается на заболоченных территориях. При бурении грунтовые воды обнаружены уже на глубине 40-60 см от поверхности, в последующем уровни вод не изменились, вода стояла на уровне появления. «Непригладность» инженерно-геологических условий исследуемого земельного участка для строительства жилого дома состоит в том, что глубина залегания водо-насыщенных песков составляет от 1,3 до 1,5 метров, далее появляется мягко-пластичный суглинок (полутвердая субстанция, водоупор). Таким образом, фундамент, который необходимо возводить при строительстве жилого дома на данном земельном участке должен быть заложен глубиной не менее 4,5 метров, что является крайне затратным мероприятием, при этом, необходимо провести соответствующие работы по осушению земельного участка, что также недешевое удовольствие.
Как отмечалось ранее, в соответствии с правилами определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон.
Зоны затопления, подтопления в Никольском сельском поселении не устанавливались, что следует из ответа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды. Не выходили с указанной инициативой и органы местного самоуправления, обратного суду не представлено.
С учётом установленных выше обстоятельств, отсутствие такой инициативы и непринятие мер к определению в установленном законом порядке границ зон затопления, подтопления и внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них, само по себе не может влиять на реализацию ФИО1 права на получение земельного участка вне таких зон. Не принятие мер к установлению границ таких зон, по сути, привело к тому, что спорный земельный участок произвольно был предоставлен многодетной семье ФИО1 для индивидуального жилищного строительства, без учета негативного воздействия вод на территорию земельного участка.
Нормативно-правовое регулирование в вопросе о бесплатном предоставлении гражданам в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства выступает как мера социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в более уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества.
Исходя из конституционных принципов равенства и справедливости, предполагается недопустимость возложения на таких граждан (многодетных семей) бремени несения дополнительных финансовых затрат, в том числе обусловленных как отсутствием инфраструктурным оснащением предоставляемых земельных участков, так и неудовлетворительными инженерно-геологическими характеристиками земельных участков, влияющих на удорожание строительства жилого дома, необходимость проведения работ по осушению земельного участка и т.п. Обратное, вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов, обесценивает данную меру социальной поддержки для многодетной семьи.
Таким образом, право семьи Р-вых на получение бесплатно в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома осталось не реализованным в той мере, в которой оно гарантируется законом.
Предоставляя земельный участок многодетной семье ФИО1, администрация Костромского муниципального района, выполняя свои полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом и формируя перечень земельных участков для предоставления гражданам бесплатно, обязана была убедиться в том, что спорный земельный участок отвечает критериям отбора для индивидуального жилищного строительства, принимая во внимание реальные показатели его пригодности, и отвечает характеру мер социальной поддержки, направленных на удовлетворение потребностей многодетной семьи в жилище. Семья Р-вых, обладая правом на получение земельного участка бесплатно в собственность не должна нести риск неблагоприятных последствий, связанных с реализацией администрацией муниципального района полномочий собственника имущества.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ФИО1 исковых требований к администрации Костромского муниципального района Костромской области, и их удовлетворении в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Костромского муниципального района Костромской области от 11 октября 2017 года №... о предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного ....
Прекратить право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный ....
Погасить запись о регистрации права собственности ФИО1 от 1 ноября 2017 года №....
Восстановить ФИО1 на учете граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Обязать администрацию Костромского муниципального района Костромской области предоставить в собственность ФИО1 бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья | К.А.Батухина |